Научная статья на тему 'Орден святителя николая Чудотворца: история и современность'

Орден святителя николая Чудотворца: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4470
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Орден святителя николая Чудотворца: история и современность»

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Д. И. Болотина г. Москва

ОРДЕН СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ1

Радуйся, победе тезоименитый!

[Икос 12 акафиста свт. Николаю Чудотворцу]

Несмотря на то, что сонм христианских святых — покровителей воинов и воинства — весьма велик, в Русской Императорской армии одно из первых мест в нем занимал не воевода — мученик за веру и не благоверный монарх-витязь, а смиренный епископ, пастырь овец Христова стада, зато уж любимый всем русским народом как никто другой — святитель Николай Мирликийский, величайший Чудотворец. По числу полков, имевших его своим небесным патроном, святитель уступает разве что св. князю Александру Невскому, опережая в этом даже, как ни удивительно, св. Великомученика Георгия Победоносца. Что, впрочем, легко объяснимо: весь XIX и начало XX в. русские Государи, формируя новые воинские подразделения, старались в качестве особой милости вверить молодые полки попечению святых, тезоименитых им самим. Между тем, императоров Николаев в нашей истории, как известно, было двое, тогда как Александров — трое. Однако, в отличие от св. Георгия Победоносца и св. Александра Невского, свт. Николай Чудотворец долгое время не имел Ордена своего имени. Эту «несправедливость» исправил в Белой армии весной 1920 г. генерал барон П. Н. Врангель, учредив соответствующую награду и установив орденский праздник 9/22 мая, в день перенесения мощей свт. Николая (или, по-народному, «Николы Вешнего»). И вполне закономерно, что в 2014 г., в ходе Русской весны в Новороссии, история этого Ордена получила продолжение.

Несмотря на то, что свт. Николай и его житие, с первого взгляда, не имеют прямого отношения к воинам и воинству (архиерей — «профессия» куда более мирная, чем военачальник!), в действительности даже в самом имени Мирликийского Чудотворца заключено слово «победа» (по-гречески «ника»). Разумеется, это понятие в данном случае следует трак-

1 Данный материал дополняет ранее опубликованную нами статью на эту тему: [1, с. 253-264]. (Прим. издателя).

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

товать широко — в первую очередь, в смысле победы Христа в обновленном, стяжавшем святость человеке и человечестве; но и в более приземленном — победы христолюбивого воинства над врагом. Оба эти толкования естественным образом сочетаются в девизе нового ордена «Верой спасется Россия», установленном генералом Врангелем «для увенчания славой героев и увековечения их в памяти потомков».

Орден Святителя Николая Чудотворца был учрежден приказом Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала П. Н. Врангеля № 3089 от 30 апреля (13 мая) 1920 г. Этим же приказом было утверждено Временное положение об ордене, в котором приведены его описание и размеры, порядок награждения и т. д.

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

«Временное положение об ордене

1) В воздаяние отменных воинских подвигов храбрости и мужества и беззаветного самоотвержения, проявленных в боях за освобождение Родины от врагов ее, учреждается орден Св. Николая Чудотворца, как постоянного молитвенника о земле Русской.

2) Девиз ордена — «ВЕРОЙ СПАСЕТСЯ РОССИЯ».

3) Орден Св. Николая Чудотворца носится при всех формах одежды.

4) Орден Св. Николая Чудотворца, жалуемый в порядке постепенности, имеет две степени:

а) 1-я степень носится на шее, ниже ордена Св. Георгия 3-й степени — выше других орденов.

б) 2-я степень — левее ордена Св. Георгия и правее других орденов и крестов.

5) Орден Св. Николая Чудотворца — железный крест, темный, носимый на ленте национальных цветов (бело-сине-красной). Размер 1 -ой степени — соответствующий ордену Св. Георгия 3-ой степени, а 2-ой степени — того же ордена 4-ой степени. На лицевой стороне в обруче вокруг изображения Св. Николая Чудотворца — надпись: «ВЕРОЙ СПАСЕТСЯ РОССИЯ». На обратной, стороне выгравирована дата учреждения ордена. Для лиц нехристианского вероисповедания, вместо изображения Св. Николая Чудотворца — государственный герб.

6) Орденом Св. Николая Чудотворца награждаются генералы, адмиралы, штаб- и обер-офицеры, а равно солдаты, последние — имеющие Георгиевский крест не ниже 3-й степени.

7) Орденом Св. Николая Чудотворца награждаются отличнейшие воинские доблести, мужество и самоотвержение, как по удостоению постановления Кавалерской думы этого ордена, утвержденному Главнокомандующим, так и по личному пожалованию Главнокомандующего.

8) Орденом Св. Николая Чудотворца может быть награжден лишь тот, кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершит отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу.

9) Кавалерский праздник ордена Св. Николая Чудотворца — 9 мая».

Дальнейшие параграфы положения подробно раскрывали процедуру

и порядок представления и награждения вновь учрежденным орденом, во многом сходный с аналогичной процедурой в отношении ордена Св. Геор-

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

гия Победоносца (многочисленные параллели между этими орденами часто и обоснованно проводятся и военными, и историками, и фалеристами). Даже Кавалерская Николаевская Дума могла составляться, при недостатке кавалеров ордена Св. Николая Чудотворца, из Георгиевских кавалеров. Однако, по сравнению с процедурой по ордену Св. Георгия, расследование об оказанном подвиге и его оценку для награждения орденом Св. Николая требовалось производить тщательнее, дотошнее и с участием большего числа инстанций. Так, § 11 Положения гласил: «Главнокомандующий, получив представление о награждении орденом Св. Николая Чудотворца, приказывает произвести расследование об оказанном подвиге особо назначенной Орденской следственной комиссии. Орденская следственная комиссия состоит из председателя, назначаемого по усмотрению Главнокомандующего и членов: — одного из состава дивизии или отряда, по возможности хорошо знакомого с корпуса, к составу коего принадлежит лицо, оказавшее подвиг, или начальника, равного ему по власти. Как председатель, так и члены комиссии — все трое — кавалеры ордена Св. Николая Чудотворца, а за недостатком их — кавалеры ордена Св. Георгия». Фактически расследованием этим дублировались функции Кавалерской Думы, рассматривавшей все награждения с точки зрения действительности подвига и соответствия его орденскому Статуту (как это происходило с орденом Св. Георгия). Представление к награждению поступало в Николаевскую думу лишь после расследования, проведенного Орденской следственной комиссии.

С другой стороны, согласно § 16 «Временного положения...», в особо исключительных обстоятельствах Главнокомандующий пользовался правом лично награждать особо отличившихся в боях офицеров всех чинов и солдат орденом Св. Николая Чудотворца обеих степеней, минуя рассмотрение и оценку подвига в Кавалерской Думе. Причем из истории известно, что на протяжении своего недолгого командования Белой армией Юга России, генерал барон П. Н. Врангель пользовался этим свои правом достаточно широко, лично наградив орденом Св. Николая несколько десятков человек уже в первые месяцы после его учреждения. Несмотря на то, что в Георгиевском Статуте предусматривалось аналогичное право Главнокомандующего Армиями фронта или Командующего Армией «не собирая Думы ордена Св[ятого] Георгия, удостоивать к сему ордену 4-й степени генералов, адмиралов, штаб- и обер-офицеров вверенных им армий и флота, в особо исключительных обстоятельствах, за подвиги, указанные в Статуте.», оно, во-первых, все равно требовало за собой Высо-

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

чайшего утверждения, а, во-вторых, применялось Главнокомандующими царского времени куда реже.

Связь орденов Св. Георгия Победоносца и Св. Николая Чудотворца может быть прослежена не только на основании смысловых параллелей и скрытых цитат (здесь, кстати, между ними немало и расхождений). Она была прямо утверждена текстом приказа об учреждении Ордена Святителя Николая: «Дабы сохранить значение Военного ордена Св[ятого] Великомученика и Победоносца Георгия на подобающей ему Победоносца Георгия права сокращения выслуги при производстве по льготным цензовым правилам, права по наделу землей, по устройству по оставлении службы в военном ведомстве и по сокращению выслуги на пенсию, предоставляемые ныне кавалерам ордена Св[ятителя] Николая Чудотворца». Причем, как справедливо заметил военный историк А. С. Кручинин, «формулировка... оставляет впечатление, что новый Орден включается в сложившуюся систему как бы на более высоком уровне. Таким образом, Орден Святителя Николая не просто механически присоединяется к существующей системе наград, но, видоизменяя ее, полагает начало строительству новой, в которую прежняя, очевидно, должна была входить как составная часть» [2, с. 96]. Анализируя далее перспективы и потенциальные результаты построения этой новой наградной системы в условиях южнорусской государственности как относительно стабильного государственного образования, «каким и мыслилась Белая Таврия ее руководителями в

^ ее

отличие от предшествовавшей военно-походной системы управления с нечеткими границами и довольно зыбкими "непредрешенческими" перспективами» [2, с. 95], А. С. Кручинин приходит к выводу, что создана эта новая наградная система не была, а действия генерала Врангеля в этом отношении не отличались ни последовательностью, ни систематичностью.

«Главнокомандующий не унифицировал систему награждений, существовавшую при Деникине, несмотря на то, что с учреждением нового Ордена она окончательно утрачивала последовательность., сохранялась наиболее спорная в деникинской наградной политике практика пожалования Российских Императорских Орденов офицерам союзных войск. Дело построения новой системы явно не было доведено до конца, и не только вследствие недостатка времени, отмеренного историей врангелевской Белой Таврии. принципы, которыми следовало бы руководствоваться на этом пути, очевидно, оставались непродуманными, а факты награждений и наспех рождавшиеся документы — не всегда согласованными между собою. И, быть может, именно поэтому Орден Святителя Николая Чудо-

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

творца, несмотря на свою краткую историю (последнее из 338 награждений датируется 12 июня 1922 года, на родной же земле Ордена было удостоено только 95 человек), и стал своеобразной "каплей, отражающей целое": такая награда могла или даже должна была появиться именно на переломном этапе национального движения, уже миновавшего предыдущий, "Белый" период, — этапе, отмеченном попытками строительства новой, хотя и органически связанной с историческою традицией России, государственности» [2, с. 96].

Если иметь ввиду это обстоятельство, то совсем неудивительно, что в 2014 г., когда почти буквально повторился «переломный этап национального движения» и на части территории Русского мира, в Новороссии, была вновь предпринята попытка «строительства новой, хотя и органически связанной с историческою традицией России, государственности», орден Св. Николая Чудотворца пришелся как нельзя более ко двору.

Стоит, правда, оговориться, что это относится лишь к начальному этапу войны в Новороссии — с 12 апреля по 12 августа 2014 г., к «стрел-ковскому» периоду этой войны, который и следует называть собственно Русской весной. Это явление новейшей отечественной истории неслучайно получило название, столь созвучное мечте белогвардейцев о «весеннем походе». Фактически, в период Русской весны в Новороссии можно говорить о возрождении, непосредственном продолжении Белой борьбы за Россию, прекращенной, но не окончившейся ни с эвакуацией Крыма в 1920 г., ни с эвакуацией Владивостока в 1922 г. Курс Русской весны изначально задавался Командующим Народным Ополчением Донбасса, полковником Игорем Стрелковым (И. В. Гиркиным), а также его ближайшими соратниками, прежде всего, начальником Политического отдела Штаба ополчения, Председателем РОВСа капитаном И. Б. Ивановым. Этот курс был идейно Белым, православно-монархическим, русско-патриотическим по своей сути. Во главу угла ставились защита Православия, а также сохранение и возрождение русского историко-культурного наследия России. В дальнейшем, после вынужденного ухода полковника Стрелкова и его сподвижников, было дискредитировано именно стремление построить новое, хотя и органически связанное с исторической традицией России, государственное образование — стоящее на истинно русских православно-патриотических позициях, а не на поздне-советских полтора года после выдавливания Стрелкова и его команды с ключевых постов в Новороссии. Знаменательно, что с устранением Игоря Стрелкова, в рамках предпринятого сменившим его руководством ДНР курса на полное изменение поли-

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

тического, идеологического и духовно-нравственного климата в молодой республике, были, в т. ч., произведены изменения в наградной системе, начавшей складываться в ходе Русской весны весной — летом 2014 г. И, в частности, это изменение коснулось Ордена Св. Николая Чудотворца.

Но, обо всем по порядку. Появление в Новороссии ордена, учрежденного генералом Врангелем, предварил приказ № 121 по Русскому Общевоинскому Союзу (РОВС) Председателя РОВС капитана И. Б. Иванова (впоследствии создавшего и возглавившего в Новороссии Политотдел Штаба ополчения ДНР), обнародованный 24 мая 2014 г. В этом приказе, в частности, говорилось: «Учитывая, что борьба за освобождение России от коммунизма и его разрушительного наследия, начатая Добровольческой Армией в 1917 году, не окончена; что эта борьба за Единое, Великое, Свободное Российское Государство принимает порою формы вооруженных конфликтов, в которых русские воины-добровольцы с оружием в руках проявляют исключительные подвиги храбрости и самопожертвования, достойные быть признанными и отмеченными Национальной Россией, считаю нужным внести соответствующие изменения в Положение об ордене Св. Николая Чудотворца, настоящим Приказом эти изменения утверждаю и при сем объявляю» [3].

Далее текст приказа содержит «Положение об Ордене Святителя Николая Чудотворца с внесенными изменениями от 22 мая 2014 года» (символична сама дата — орденский праздник по новому стилю). Современное Положение об ордене по всем параграфам в основном повторяет соответствующие параграфы врангелевского Временного положения. Главным образом, это касается внешнего вида ордена, его девиза («Верой спасется Россия»), разделения на степени, правил ношении, порядка награждения и, конечно, оснований, по которым солдат или офицер может быть удостоен этой награды. Данные вопросы оставлены практически разработанного генералом П. Н. Врангелем, всего пять. Первое — передача прав и функций, исполняемых по Положению 1920 г. Главнокомандующим, Председателю РОВСа (утверждение и обнародование награждений, право лично награждать отличившихся, минуя Кавалерскую Думу и т. п.). Это выглядит вполне логичным, если учесть, что Русский Общевоинский Союз был основан именно генералом П. Н. Врангелем, и председатели Союза являются, таким образом, прямыми его преемниками.

Второе различие между Положениями 1920 г. и 2014 г. — фактическое упразднение Орденской следственной комиссии: вместо расследования по приказу Главнокомандующего (Положение 1920 г.) силами специ-

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ально учрежденной им комиссии, по Положению 2014 г. порядок награждения орденом Св. Николая Чудотворца максимально приближен к аналогичной процедуре из Георгиевского Статута («Всякий ближайший начальник, прежде такового представления [к награждению. — Д. Б.], обязан строжайше исследовать, действительно ли представляемый совершил подвиг, заслуживающий награждения орденом, по силе Статута, и, собрав нужные к сему доказательства, описать подвиг ясно и обстоятельно. в заключение же своего представления должен изложить как все собранные о сем подвиге доказательства и показания очевидцев, за подлежащими подписями, так и личное свое, относительно к оному, засвидетельствование»). Естественно, что в этом случае (изменение процедуры рассмотрения и оценки подвига) несколько меняются и дальнейшие шаги по награждению: представление вносится в Кавалерскую Думу не после расследования силами Орденской следственной комиссии, а после его (с приложением доказательств и показаний) рассмотрения Председателем РОВС (§ 11).

Далее, третье отличие между документами 1920 г. и 2014 г. состоит в том, что в случае недостатка кавалеров ордена Св. Николая Чудотворца для составления Орденской Думы они заменяются не кавалерами Ордена Св. Георгия (не существующими ныне), а членами Совета старших чинов РОВСа при Председателе Союза, по его выбору (§ 13). Четвертое отличие содержится в § 18: по Положению 1920 г. виновные в неправильном удо-стоении представляемого к награждению орденом Св. Николая Чудотворца подлежали ответственности государственности, а по Положению 2014 г. (в виду текущих политических условий) — Суду Чести. Наконец, пятое отличие заключается в § 19 Положения 2014 г.: «Особые права и преимущества кавалеров ордена Св. Николая Чудотворца будут определены законною Национальной Русской властью, по установлению таковой в России». Позднее к этим пунктам добавилось данное И. Б. Ивановым полковнику И. И. Стрелкову (как Командующему) право наравне с Председателем РОВСа лично награждать орденом Св. Николая отличившихся лиц в особых случаях (согласно § 16).

Складывавшаяся при полковнике Стрелкове наградная система Но-вороссии предполагалась, в отличие от нынешней, не слишком разветв-

2 Отметим, что в условиях формирующейся, но еще не устоявшейся наградной системы молодой Донецкой республики все эти допущения представляются оправданными.

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ленной и отнюдь не пышной (что естественно, так как в огне войны вопросы о разработке различных и многочисленных наград не имеют права быть первостепенными). Однако любопытно, что в этой системе ордену Св. Николая Чудотворца было отведено первенствующее место — что отвечает отмеченной выше идее генерала Врангеля. Орден Св. Николая должен был стать высшим орденом Новороссии, причем, по мысли Председателя РОВСа И. Б. Иванова и чинов штаба ополчения, по преимуществу (хотя не исключительно) полководческим орденом. По многим причинам, прежде всего, но недостатку времени, это не было реализовано в полной мере. В период Русской весны произошло всего четыре награждения собственно врангелевским орденом, причем три из них — именно за заслуги в организации и проведении крупных военных операций. Все они производились согласно § 16, т. е. без рассмотрения Орденской Кавалерской Думой. Первое награждение совершил сам Председатель РОВС И. Б. Иванов в г. Славянске, где накануне совершенного 5 июля 2014 г. оставления ополчением легендарного города возложил 2-ю степень Ордена Св. Николая Чудотворца на Командующего ополчением, полковника И. И. Стрелкова (Игоря Всеволодовича Гиркина)3. Прочие награждения Белым орденом Св. Николая (также 2-й степени) были сделаны уже полковником Стрелковым как Командующим:

• 30 июля 2014 г. приказом № 93 в г. Донецке — начальника контрразведки ДНР, гв. полковника4 Сергея Николаевича Петровского «за успешное выполнение заданий Командования бригады народного ополчения Донецкой Народной Республики, блестящее руководство вверенными ему подразделениями и проявленное при этом личное мужество».

• 7 августа 2014 г. приказом №008/н в г. Донецке — командира батальона майора Владимира Петровича Кононова «за блестящую организацию обороны г. Шахтерска, результатом которой стал решительный разгром карательных войск в обороняемом районе».

• 12 августа 2014 г. в р-не г. Снежное Донецкой обл. из рук полковника И. И. Стрелкова получил награду, принадлежащую самому Стрелкову (ранее возложенную на него Председателем РОВС И. Б.

В чем, очевидно, заключается одна из причин (помимо нравственных) публичного отказа полковника И.И. Стрелкова впоследствии от награждения его орденом Св. Николая Чудотворца ДНР, объявленного его преемником на посту Министра обороны ДНР В.П. Кононовым в конце августа 2014 г.

4 Впоследствии генерал-майора ДНР.

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Ивановом в г. Славянске), получил молодой ополченец5, который, будучи тяжело ранен и оставлен на территории противника, продолжал доблестно выполнять свой воинский долг, в течение четырех суток успешно корректируя огонь артиллерии общий успех операции против карательных войск. При этом юный герой-арткорректиров-щик не только сумел избежать плена, но и сохранил личное оружие, что при условии ранения и на территории, подконтрольной врагу, само по себе было крайне трудно. Формально это награждение было подписано уже новым, после вынужденного ухода И. И. Стрелкова с поста Командующего и Министра обороны ДНР, Министром — В. П. Кононовым, — но фактически совершилось в последний день командования Стрелкова им лично. По записке И. И. Стрелкова, переданной в штаб через сопровождавшее его на границу с РФ лицо, награждение доблестного корректировщика было проведено приказом №028/н от 20 августа 2014 г.

По сути дела, вместе с этим награждением молодого героя полковником Стрелковым в последний день его командования закончилась в Но-вороссии Русская весна и одновременно — краткая эпоха возрождения Белого ордена Св. Николая Чудотворца на части территории Русского мiра. В конце августа 2014 г. в ДНР вместо врангелевского был учрежден другой орден того же имени, с другим, вновь разработанным статутом (в частности, не предполагающим рассмотрение награждений Кавалерской думой). Это было сделано с ведома и отчасти по инициативе Председателя РОВС капитана И. Б. Иванова, поскольку уход И. И. Стрелкова с поста Командующего ополчением знаменовал собой резкое изменение геополитического и духовного курса Новороссии, а также нравственного климата в ней. В условиях резкого «покраснения» и стремительной советизации и бандитизации руководства ДНР и ополчения, невозможно было допустить использование Белой символики этими лицами. Поэтому новый «орден Св. Николая Чудотворца ДНР» имеет, в т. ч., ряд значительных внешних отличий от врангелевского:

1-я степень представляет собой золотой крест для ношения на груди на пятиугольной колодке с бантом, обтянутой лентой национальных цветов (бело-сине-красной), с помещением в середине, в круглом медальоне изображения свт. Николая Чудотворца.

5 Его имя по соображениям безопасности, не зная дальнейшей судьбы этого человека, мы здесь не сообщаем; оно записано в соответствующем приказе.

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

2-я — такой же крест серебряный, также для ношения на груди на пятиугольной колодке, но без банта, также медальоне изображения свт. Николая Чудотворца.

При этом с реверса знака обоих степеней исчезла, согласно вновь разработанному статуту, имевшаяся на врангелевском ордене дата его учреждения, 30 апреля 1920 г., замененная эмалевым триколором (бело-сине-красным) без надписи, а с аверса, что куда более существенно, был удален девиз «Верой спасется Россия» — как не соответствующий новому геополитическому и духовно-историческому положению Донецкой республики, в котором она оказалась после ухода полковника Стрелкова.

Однако этот девиз остался запечатленным в умах и сердцах тех, кто, руководствуясь им, весной-летом 2014 г. сознательно встал под знамена Русской весны, считая ее продолжением Белой борьбы за Россию. Как и в 1939 г., когда к орденам Св. Николая Чудотворца по РОВС были представлены русские добровольцы, сражавшиеся против большевизма и анархии в составе Русского отряда Национальной Испанской армии генералиссимуса Ф. Франко (награждение не состоялось из-за начавшейся II Мировой войны), в 2014 г. Орден во имя любимейшего святителя и победоносного святого вышел из небытия, чтобы указать русским патриотам направление их пути к свету, к возрождению национальной России. И мы верим, что это случится вновь.

***

Остается лишь добавить, что взамен врученного герою-аркорректи-ровщику знака ордена Св. Николая Чудотворца в январе 2015 г. полковнику Игорю Стрелкову (Игорю Всеволодовичу Гиркину) группой добровольцев — ветеранов войн в Приднестровье, Новороссии и на Балканах — был поднесен специально изготовленный для него из серебра и золота именной крест ордена Св. Николая Чудотворца 2-й степени (см. фото).

Болотина Д. И. Орден святителя Николая Чудотворца: история и современность // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 30-41. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Черемухин В. В. К истории Императорского военного ордена Св. Николая Чудотворца // Вторые епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле (Традиции и новации: культура, общество, личность) // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал. -2015. - № 4 (29). - 288 с.

2. Кручинин А. С. Орден Святителя Николая Чудотворца и его место в русской фалеристике // Рудиченко А. И., Дуров В. А. Награды и знаки Белых Армий и Правительств. - М., 2005. - С. 96.

3. URL: http://pereklichka.livejournal.com/296706.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.