Научная статья на тему 'Ораторское искусство как часть педагогической техники учителя музыки'

Ораторское искусство как часть педагогической техники учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / ORATORY / РИТОРИКА / RHETORIC / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ / ORATORICAL SPEECH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ / PROFESSIONAL LANGUAGE / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ / VERBAL AND NON-VERBAL / МИМИКА / FACIAL EXPRESSIONS / ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / LANGUAGE TEACHING / BODY LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Аймкуль Кадирбаевна

В данной статье рассматривается ораторское искусство как часть педагогической техники учителя музыки. Ораторская речь, являясь одним из живительных источников, имеет исключительно широкую сферу применения в преподавательской практике. Педагогическая речь, как главное средство обучения и воспитания, с одной стороны, а с другой как искусство общения мастера со своими учениками. Профессиональная речь преподавателя несет в себе и по-своему выраженный неязыковой смысл, что отражает как лингвистическую, так и психологическую сущность. Вербальные и невербальные способы функционирования профессиональной речи учителя направлены на актуализацию механизмов его деятельности по освоению ведущих приемов педагогической техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ораторское искусство как часть педагогической техники учителя музыки»

Ораторское искусство как часть педагогической техники учителя

музыки Ахметова А. К.

Ахметова Аймкуль Кадирбаевна /Akhmetova Aimkul Kadirbaevna - кандидат педагогических

наук, доцент, кафедра музыкального образования и хореографии, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматривается ораторское искусство как часть педагогической техники учителя музыки. Ораторская речь, являясь одним из живительных источников, имеет исключительно широкую сферу применения в преподавательской практике. Педагогическая речь, как главное средство обучения и воспитания, с одной стороны, а с другой - как искусство общения мастера со своими учениками. Профессиональная речь преподавателя несет в себе и по-своему выраженный неязыковой смысл, что отражает как лингвистическую, так и психологическую сущность. Вербальные и невербальные способы функционирования профессиональной речи учителя направлены на актуализацию механизмов его деятельности по освоению ведущих приемов педагогической техники. Abstract: this article discusses the oratory as a part of the educational technology of music teacher. Oratory speech as one of the life-giving sources is extremely broad in scope in teaching practice. On the one hand teaching speech means the main source of training and education and on the other - as master of the art communicating with their students. Professional speech of teacher bears the distinct sense of language that reflects both the linguistic and psychological nature. The verbal and non-verbal ways of functioning of the professional voice teachers focus on updating the mechanisms of its activity on the development of the leading methods of teaching techniques.

Ключевые слова: ораторское искусство, риторика, ораторская речь, педагогическая речь, профессиональная речь, вербальные и невербальные, мимика, жестикуляция, коммуникация.

Keywords: oratory, rhetoric, oratorical speech, language teaching, professional language, verbal and non-verbal, facial expressions, body language, communication.

Испокон веков искусство владения словом входило составной частью в общекультурное достояние человеческой цивилизации. Так, выдающийся философ и филолог М. М. Бахтин в своем объемном труде «Эстетика словесного творчества» приводит следующее объяснение причастности человека к мировому сообществу: «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: «Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум» [1, с. 43]. Ведь любая речь - это не что иное, как диалог, направленный на слушателя (внешне и внутренне), который попросту прекращает свое существование, в отсутствие обратной связи (вербальной, или невербальной форме). То есть, направленная на публику, речь оратора так или иначе вступает в активно действующую зону личностного пересечения слушательских интересов, где важны не только конкретная коммуникативная ориентация, но и смысловое продуцирование и, в особенности, языково -речевое оформление, на что специально указывает А. Н. Васильева [2, с. 48].

Присутствие в профессионально-ориентированных действиях педагога-музыканта индивидуально-окрашенных технических приемов воздействия на аудиторию - это

степень развитости его вербальных и невербальных умений, выражаемых, прежде всего с помощью его речевого общения со своими учениками.

Риторика (от греч. ЯИейпке - говорю, оратор), или ораторское искусство, с успехом подменяемое словом «красноречие», будучи многосоставным понятием, обязательно присутствует в научно-категорийном аппарате других наук, таких, как философия, лингвистика, логика, этика, психология и педагогика. Её влияние прослеживается в целом ряде прикладных наук филологического профиля -лингвистической прагматике, герменевтике и поэтике, стилистике и теории литературы, не говоря уже о культуре речи. Современная риторика, или неориторика, в отличие от её предшественницы традиционного типа, активно вторгается в культурологические сферы социально-общественных отношений, где ей отводится центральная роль в гуманизации процессов познания.

Пройдя длительный путь своего исторического развития, начиная от античной цивилизации в лице древнегреческих софистов, объявивших речь оратора «царицей из всех искусств», Аристотеля, провозгласившего крылатую фразу о том, что «слушатель и есть конечная цель всего» [3, с. 48], не менее убедительного в своих изучениях о силе человеческого слова Цицерона и многих других мыслителей, просветителей и т.п., принявших самое деятельностное участие в разработке научно -практических основ риторического учения, вплоть до наших дней, когда оно в который раз испытывает все видимые признаки своего духовного возрождения, ораторское искусство наших дней демонстрирует свой богатейший, накопленный веками потенциал, в каждой национальной культуре и в том числе в устной словесности казахского народа.

Издавна почитавшие дух слова, казахские акыны, мыслители-жырау, выдающиеся просветители (Ш. Уалиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев) внесли неоценимый вклад в обогащение традиционных норм культуры казахской речи, чья благородная инициатива была подхвачена нашими современниками - энтузиастами своего дела в области литературоведения, филологии и смежных с ними наук, впитавшими мудрые идеи известных национальных писателей, в числе которых мы с гордостью упоминаем С. Сейфуллина, С. Муканова, А. Ауэзова и других. Ими был дан мощный толчок к развитию и дальнейшему совершенствованию как теоретических, так и практических основ казахского словесного творчества, неразрывно связанных с жанровыми разновидностями ораторского искусства, не исключая и такую актуальную сферу, как грамотное и углубленное постижение навыков родной речи.

Ораторская речь, являясь одним из живительных источников «познания и просвещения, развития духовности и укрепления нравственности, воспитания людей в духе гуманизма...», имеет исключительно широкую сферу применения в преподавательской практике как в учебно-познавательных целях, так и для достижения максимума эмоционально-воспитательного воздействия на личностную сферу обучаемых. Встает вопрос: что же представляет собой педагогическая риторика, опредмеченная в профессиональной речи учителя в школе и призванная регулировать различные ситуации коммуникативных (вербальных и невербальных) взаимоотношений в учебном классе посредством актуализации умений общеречевой культуры, поставленных на службу той или иной специальной задачи? Речь идет, в первую очередь, об умениях «содержательного конструирования речи, этико -психологического конструирования совместной со слушателем деятельности, конструирования наглядного материала в ходе информативного воздействия», как они обозначены в классификации Н. Е. Щурковой [4, с. 26].

Педагогическая речь, как главное средство обучения и воспитания, с одной стороны, а с другой - как искусство общения мастера со своими учениками выступает в исторических трудах К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, а также в научных публикациях В. А. Кан-Калика, М. Р. Львова, А. А. Мурашова и многих других, в которых ораторские качества главного субъекта образовательного процесса

17

органично вписываются в структуру его профессионального мастерства, определяемого уровнем его коммуникативной компетентности и способностями к формированию у своих подопечных личностных отношений к окружающему миру в качестве действенных регуляторов их образа жизни и поведения.

Немалое значение в высказываниях ученых о сущности ораторских умений преподавателя придается его индивидуальным возможностям в плане самооценки, рефлексирования по поводу собственных, профессионально-речевых действий, где ему приходится постоянно задумываться над следующими техническими моментами в построении устного диалога с учащимися:

- безупречно грамотное искусство подбора слов и соответствующих фраз;

- глубокие познания в области обсуждаемого предмета;

- умело логическое преподнесение излагаемого материала в его взаимосвязях с общепедагогическими учебно-познавательными задачами;

- гибкое «вхождение» в «зону» совместного поиска способов решения той или иной образовательной проблемы;

- уверенное владение ситуацией в налаживании контактных взаимоотношений в учебной аудитории, в разъяснении своих словесно оформленных мыслей;

- доверительно-располагающий тон в общении с обучаемыми (Б. Ц. Бадмаев, А. А. Малышев) [5, с. 65].

Профессиональная речь преподавателя, как подчеркивает Б. Н. Головин, имея определенную языковую структуру, подчиненную конкретным принципам организации, в то же время несет в себе и по-своему выраженный неязыковой смысл, что отражает как лингвистическую, так и психологическую сущность [6, с. 41]. Последняя проявляет себя, прежде всего, в выразительных свойствах педагогической речи, которые оказываются столь же важны, как и её логическая организация. Тут же вспоминаются замечательные слова академика Б. Т. Лихачева о том, что «слово -самое важное и мощное средство воздействия. Педагогу, если он хочет обладать авторитетом, необходимо в совершенстве владеть выразительной речью» [7, с. 59].

Можно с уверенностью сказать, что успешность разворачиваемых подобным образом профессиональных действий достигается гармоничным сочетанием в педагогической технике мастера как вербальных, так и невербальных средств общения, способных пробудить в его воспитанниках соответствующие мысли и чувства посредством вовлечения их в совместный акт эмоционально-осознанного сопереживания, в частности, когда речь заходит о явлениях литературы и искусства. Вербальные и невербальные способы функционирования профессиональной речи учителя, в целом, направлены на актуализацию следующих механизмов его деятельности по освоению ведущих приемов педагогической техники:

- личностный потенциал педагога в реализации его творческих притязаний и устремлений;

- избирательно-оценочный подход к поиску наиболее эффективных средств педагогического воздействия;

- комплекс поведенческих приемов в их действенно-практическом выражении.

Характерно, что с помощью вербальных коммуникаций устанавливается ряд

специфических характеристик взаимополезного сотрудничества между преподавателем и его учениками, где их важнейшими функциями становятся:

- организаторско-коммуникативная, выражаемая в контактных взаимоотношениях участников образовательного процесса во благо общих целей обучения и воспитания;

- информационная, нацеленная на активацию познавательных процессов в устной подаче учебного материала путем его качественной трансляции в форме доступных, но выразительно оформленных идей-представлений;

- экспрессивная, связанная с отбором эмоционально-впечатляющих приемов речевой выразительности в поисках адекватных эстетических реакций со стороны

18

учащихся, их духовного отклика на старания учителя вызвать у них благородные душевные порывы, окрыленные верой в доброе, истинное и прекрасное.

В ряду общеупотребляемых приемов педагогической техники невербальным средствам выражения отводится значительная роль. Так, мимика и жестикуляция как центральные элементы невербальной группы, образующие так называемую оптико-кинетическую систему знаков, относятся к числу наиболее эффективных, зрительно -впечатляющих неречевых средств коммуникации. Благодаря им, техника использования обучающих приемов в системе профессиональных умений педагога обретает своё неповторимое «лицо», а также такие сущностные характеристики, как смысловая наполненность и филигранная законченность.

Являясь постоянным объектом исследовательского внимания, жесты, в силу их неубывающей, а, скорее, возрастающей значимости для выражения внутреннего мироощущения личности, связывают воедино координирующие действия педагога по установлению визуального контакта между ним и его учениками. В частности, среди их педагогических функций особо выделяются такие, как:

- интеллектуально-логическая (расстановка содержательно-семантических акцентов, утвердительные или отрицательные мыслительные реакции);

- эмоционально-действенная («энергетика» чувств, направленная на активизацию зрительного восприятия обучаемых).

Мимическим средствам невербальной коммуникации приписываются не менее уникальные функции в обеспечении разнообразия выразительного спектра элементов педагогической техники в профессиональном оснащении современного учителя. Мимика, как живое, в непринужденной манере позиционирующее себя искусство выражать свой внутренний мир посредством двигательных манипуляций мускулами лица, обладает чрезвычайной подвижностью во всех её кратких, но насыщенных внутренним содержанием проявлениях. Данное качество по-разному отражается на её типических функциях, таких, как:

- эмоционально-выразительная (внешний показ различных внутренних состояний, ощущений, представлений и т.п. в их характерических вариантах);

- регулятивная («маскировка» субъективно-личностных реакций, чувств и настроений, во избежание их негативных влияний на ход усвоения учащимися учебно-познавательного материала);

- коммуникативно-операциональная (внешне-поведенческие формы организации педагогического общения с обучаемыми, направленные на стимулирование их увлеченно-заинтересованного отношения к изучаемому предмету, «подогреваемого» личным участием преподавателя в этом обоюдно творческом процессе).

Характеристика ораторского искусства учителя музыки была бы недостаточно полной без апелляции к такому профессионально-значимому феномену, как голос опытного и уверенного в себе лектора со всеми, сопутствующими ему показателями.

При этом профессиональная речь педагога, тембр голоса, как правило, ближе всех соприкасается с мимикой говорящего, образуя выразительно-смысловые взаимопереходы между жестом и звуком, движением и словом. Голос оратора выступает непосредственным индикатором всех происходящих в его личностной сфере смен настроений, психологических состояний, эмоционально-оценочного отношения к явлениям и фактам окружающей действительности, что, в частности, становится немаловажным обстоятельством в создании насыщенной эмоциональными впечатлениями атмосферы школьного урока музыки, где от учителя требуется немало усилий в словесном и зрительно-образном преподнесении музыкального материала, обусловленных соответствующим уровнем его профессионально-речевой подготовки.

Независимо от формы функционирования устной речи преподавателя -монологической или диалогической, она должна отвечать таким общепринятым правилам ораторского высказывания, как правильность использования языковых норм, богатый словарный и фразеологический запас в «арсенале» речевых

19

формулировок, краткость и лаконичность словесного высказывания, ясность и точность устного изложения, эмоциональность в «озвученной» подаче учебного материала и, наконец, свободное владение сравнительно-метафорическими приемами речевой выразительности - аллегориями, пословицами, поговорками и т. п.

Литература

1. БахтинМ. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 384 с.

2. Васильева А. П. Педагогические факторы и критерии развития гуманистического мировоззрения студентов: дис.канд. пед. наук. Казань, 1991. 159 с.

3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 3. / Вступ. ст. и примеч. И. Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. 613 с.

4. Щуркова Н. Е. Краткий справочник по педагогической технологии. М.: МПГУ, 1997. 64 с.

5. Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 2002. 224 с.

6. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учебн. для вузов по спец. «Русский язык и лит-ра». 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1988. 320 с.

7. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.