Ораторское искусство как часть педагогической техники учителя
музыки Ахметова А. К.
Ахметова Аймкуль Кадирбаевна /Akhmetova Aimkul Kadirbaevna - кандидат педагогических
наук, доцент, кафедра музыкального образования и хореографии, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье рассматривается ораторское искусство как часть педагогической техники учителя музыки. Ораторская речь, являясь одним из живительных источников, имеет исключительно широкую сферу применения в преподавательской практике. Педагогическая речь, как главное средство обучения и воспитания, с одной стороны, а с другой - как искусство общения мастера со своими учениками. Профессиональная речь преподавателя несет в себе и по-своему выраженный неязыковой смысл, что отражает как лингвистическую, так и психологическую сущность. Вербальные и невербальные способы функционирования профессиональной речи учителя направлены на актуализацию механизмов его деятельности по освоению ведущих приемов педагогической техники. Abstract: this article discusses the oratory as a part of the educational technology of music teacher. Oratory speech as one of the life-giving sources is extremely broad in scope in teaching practice. On the one hand teaching speech means the main source of training and education and on the other - as master of the art communicating with their students. Professional speech of teacher bears the distinct sense of language that reflects both the linguistic and psychological nature. The verbal and non-verbal ways of functioning of the professional voice teachers focus on updating the mechanisms of its activity on the development of the leading methods of teaching techniques.
Ключевые слова: ораторское искусство, риторика, ораторская речь, педагогическая речь, профессиональная речь, вербальные и невербальные, мимика, жестикуляция, коммуникация.
Keywords: oratory, rhetoric, oratorical speech, language teaching, professional language, verbal and non-verbal, facial expressions, body language, communication.
Испокон веков искусство владения словом входило составной частью в общекультурное достояние человеческой цивилизации. Так, выдающийся философ и филолог М. М. Бахтин в своем объемном труде «Эстетика словесного творчества» приводит следующее объяснение причастности человека к мировому сообществу: «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: «Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум» [1, с. 43]. Ведь любая речь - это не что иное, как диалог, направленный на слушателя (внешне и внутренне), который попросту прекращает свое существование, в отсутствие обратной связи (вербальной, или невербальной форме). То есть, направленная на публику, речь оратора так или иначе вступает в активно действующую зону личностного пересечения слушательских интересов, где важны не только конкретная коммуникативная ориентация, но и смысловое продуцирование и, в особенности, языково -речевое оформление, на что специально указывает А. Н. Васильева [2, с. 48].
Присутствие в профессионально-ориентированных действиях педагога-музыканта индивидуально-окрашенных технических приемов воздействия на аудиторию - это
степень развитости его вербальных и невербальных умений, выражаемых, прежде всего с помощью его речевого общения со своими учениками.
Риторика (от греч. ЯИейпке - говорю, оратор), или ораторское искусство, с успехом подменяемое словом «красноречие», будучи многосоставным понятием, обязательно присутствует в научно-категорийном аппарате других наук, таких, как философия, лингвистика, логика, этика, психология и педагогика. Её влияние прослеживается в целом ряде прикладных наук филологического профиля -лингвистической прагматике, герменевтике и поэтике, стилистике и теории литературы, не говоря уже о культуре речи. Современная риторика, или неориторика, в отличие от её предшественницы традиционного типа, активно вторгается в культурологические сферы социально-общественных отношений, где ей отводится центральная роль в гуманизации процессов познания.
Пройдя длительный путь своего исторического развития, начиная от античной цивилизации в лице древнегреческих софистов, объявивших речь оратора «царицей из всех искусств», Аристотеля, провозгласившего крылатую фразу о том, что «слушатель и есть конечная цель всего» [3, с. 48], не менее убедительного в своих изучениях о силе человеческого слова Цицерона и многих других мыслителей, просветителей и т.п., принявших самое деятельностное участие в разработке научно -практических основ риторического учения, вплоть до наших дней, когда оно в который раз испытывает все видимые признаки своего духовного возрождения, ораторское искусство наших дней демонстрирует свой богатейший, накопленный веками потенциал, в каждой национальной культуре и в том числе в устной словесности казахского народа.
Издавна почитавшие дух слова, казахские акыны, мыслители-жырау, выдающиеся просветители (Ш. Уалиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев) внесли неоценимый вклад в обогащение традиционных норм культуры казахской речи, чья благородная инициатива была подхвачена нашими современниками - энтузиастами своего дела в области литературоведения, филологии и смежных с ними наук, впитавшими мудрые идеи известных национальных писателей, в числе которых мы с гордостью упоминаем С. Сейфуллина, С. Муканова, А. Ауэзова и других. Ими был дан мощный толчок к развитию и дальнейшему совершенствованию как теоретических, так и практических основ казахского словесного творчества, неразрывно связанных с жанровыми разновидностями ораторского искусства, не исключая и такую актуальную сферу, как грамотное и углубленное постижение навыков родной речи.
Ораторская речь, являясь одним из живительных источников «познания и просвещения, развития духовности и укрепления нравственности, воспитания людей в духе гуманизма...», имеет исключительно широкую сферу применения в преподавательской практике как в учебно-познавательных целях, так и для достижения максимума эмоционально-воспитательного воздействия на личностную сферу обучаемых. Встает вопрос: что же представляет собой педагогическая риторика, опредмеченная в профессиональной речи учителя в школе и призванная регулировать различные ситуации коммуникативных (вербальных и невербальных) взаимоотношений в учебном классе посредством актуализации умений общеречевой культуры, поставленных на службу той или иной специальной задачи? Речь идет, в первую очередь, об умениях «содержательного конструирования речи, этико -психологического конструирования совместной со слушателем деятельности, конструирования наглядного материала в ходе информативного воздействия», как они обозначены в классификации Н. Е. Щурковой [4, с. 26].
Педагогическая речь, как главное средство обучения и воспитания, с одной стороны, а с другой - как искусство общения мастера со своими учениками выступает в исторических трудах К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, а также в научных публикациях В. А. Кан-Калика, М. Р. Львова, А. А. Мурашова и многих других, в которых ораторские качества главного субъекта образовательного процесса
17
органично вписываются в структуру его профессионального мастерства, определяемого уровнем его коммуникативной компетентности и способностями к формированию у своих подопечных личностных отношений к окружающему миру в качестве действенных регуляторов их образа жизни и поведения.
Немалое значение в высказываниях ученых о сущности ораторских умений преподавателя придается его индивидуальным возможностям в плане самооценки, рефлексирования по поводу собственных, профессионально-речевых действий, где ему приходится постоянно задумываться над следующими техническими моментами в построении устного диалога с учащимися:
- безупречно грамотное искусство подбора слов и соответствующих фраз;
- глубокие познания в области обсуждаемого предмета;
- умело логическое преподнесение излагаемого материала в его взаимосвязях с общепедагогическими учебно-познавательными задачами;
- гибкое «вхождение» в «зону» совместного поиска способов решения той или иной образовательной проблемы;
- уверенное владение ситуацией в налаживании контактных взаимоотношений в учебной аудитории, в разъяснении своих словесно оформленных мыслей;
- доверительно-располагающий тон в общении с обучаемыми (Б. Ц. Бадмаев, А. А. Малышев) [5, с. 65].
Профессиональная речь преподавателя, как подчеркивает Б. Н. Головин, имея определенную языковую структуру, подчиненную конкретным принципам организации, в то же время несет в себе и по-своему выраженный неязыковой смысл, что отражает как лингвистическую, так и психологическую сущность [6, с. 41]. Последняя проявляет себя, прежде всего, в выразительных свойствах педагогической речи, которые оказываются столь же важны, как и её логическая организация. Тут же вспоминаются замечательные слова академика Б. Т. Лихачева о том, что «слово -самое важное и мощное средство воздействия. Педагогу, если он хочет обладать авторитетом, необходимо в совершенстве владеть выразительной речью» [7, с. 59].
Можно с уверенностью сказать, что успешность разворачиваемых подобным образом профессиональных действий достигается гармоничным сочетанием в педагогической технике мастера как вербальных, так и невербальных средств общения, способных пробудить в его воспитанниках соответствующие мысли и чувства посредством вовлечения их в совместный акт эмоционально-осознанного сопереживания, в частности, когда речь заходит о явлениях литературы и искусства. Вербальные и невербальные способы функционирования профессиональной речи учителя, в целом, направлены на актуализацию следующих механизмов его деятельности по освоению ведущих приемов педагогической техники:
- личностный потенциал педагога в реализации его творческих притязаний и устремлений;
- избирательно-оценочный подход к поиску наиболее эффективных средств педагогического воздействия;
- комплекс поведенческих приемов в их действенно-практическом выражении.
Характерно, что с помощью вербальных коммуникаций устанавливается ряд
специфических характеристик взаимополезного сотрудничества между преподавателем и его учениками, где их важнейшими функциями становятся:
- организаторско-коммуникативная, выражаемая в контактных взаимоотношениях участников образовательного процесса во благо общих целей обучения и воспитания;
- информационная, нацеленная на активацию познавательных процессов в устной подаче учебного материала путем его качественной трансляции в форме доступных, но выразительно оформленных идей-представлений;
- экспрессивная, связанная с отбором эмоционально-впечатляющих приемов речевой выразительности в поисках адекватных эстетических реакций со стороны
18
учащихся, их духовного отклика на старания учителя вызвать у них благородные душевные порывы, окрыленные верой в доброе, истинное и прекрасное.
В ряду общеупотребляемых приемов педагогической техники невербальным средствам выражения отводится значительная роль. Так, мимика и жестикуляция как центральные элементы невербальной группы, образующие так называемую оптико-кинетическую систему знаков, относятся к числу наиболее эффективных, зрительно -впечатляющих неречевых средств коммуникации. Благодаря им, техника использования обучающих приемов в системе профессиональных умений педагога обретает своё неповторимое «лицо», а также такие сущностные характеристики, как смысловая наполненность и филигранная законченность.
Являясь постоянным объектом исследовательского внимания, жесты, в силу их неубывающей, а, скорее, возрастающей значимости для выражения внутреннего мироощущения личности, связывают воедино координирующие действия педагога по установлению визуального контакта между ним и его учениками. В частности, среди их педагогических функций особо выделяются такие, как:
- интеллектуально-логическая (расстановка содержательно-семантических акцентов, утвердительные или отрицательные мыслительные реакции);
- эмоционально-действенная («энергетика» чувств, направленная на активизацию зрительного восприятия обучаемых).
Мимическим средствам невербальной коммуникации приписываются не менее уникальные функции в обеспечении разнообразия выразительного спектра элементов педагогической техники в профессиональном оснащении современного учителя. Мимика, как живое, в непринужденной манере позиционирующее себя искусство выражать свой внутренний мир посредством двигательных манипуляций мускулами лица, обладает чрезвычайной подвижностью во всех её кратких, но насыщенных внутренним содержанием проявлениях. Данное качество по-разному отражается на её типических функциях, таких, как:
- эмоционально-выразительная (внешний показ различных внутренних состояний, ощущений, представлений и т.п. в их характерических вариантах);
- регулятивная («маскировка» субъективно-личностных реакций, чувств и настроений, во избежание их негативных влияний на ход усвоения учащимися учебно-познавательного материала);
- коммуникативно-операциональная (внешне-поведенческие формы организации педагогического общения с обучаемыми, направленные на стимулирование их увлеченно-заинтересованного отношения к изучаемому предмету, «подогреваемого» личным участием преподавателя в этом обоюдно творческом процессе).
Характеристика ораторского искусства учителя музыки была бы недостаточно полной без апелляции к такому профессионально-значимому феномену, как голос опытного и уверенного в себе лектора со всеми, сопутствующими ему показателями.
При этом профессиональная речь педагога, тембр голоса, как правило, ближе всех соприкасается с мимикой говорящего, образуя выразительно-смысловые взаимопереходы между жестом и звуком, движением и словом. Голос оратора выступает непосредственным индикатором всех происходящих в его личностной сфере смен настроений, психологических состояний, эмоционально-оценочного отношения к явлениям и фактам окружающей действительности, что, в частности, становится немаловажным обстоятельством в создании насыщенной эмоциональными впечатлениями атмосферы школьного урока музыки, где от учителя требуется немало усилий в словесном и зрительно-образном преподнесении музыкального материала, обусловленных соответствующим уровнем его профессионально-речевой подготовки.
Независимо от формы функционирования устной речи преподавателя -монологической или диалогической, она должна отвечать таким общепринятым правилам ораторского высказывания, как правильность использования языковых норм, богатый словарный и фразеологический запас в «арсенале» речевых
19
формулировок, краткость и лаконичность словесного высказывания, ясность и точность устного изложения, эмоциональность в «озвученной» подаче учебного материала и, наконец, свободное владение сравнительно-метафорическими приемами речевой выразительности - аллегориями, пословицами, поговорками и т. п.
Литература
1. БахтинМ. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 384 с.
2. Васильева А. П. Педагогические факторы и критерии развития гуманистического мировоззрения студентов: дис.канд. пед. наук. Казань, 1991. 159 с.
3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 3. / Вступ. ст. и примеч. И. Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. 613 с.
4. Щуркова Н. Е. Краткий справочник по педагогической технологии. М.: МПГУ, 1997. 64 с.
5. Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 2002. 224 с.
6. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учебн. для вузов по спец. «Русский язык и лит-ра». 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1988. 320 с.
7. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. 160 с.