Научная статья на тему 'Ораторское искусство Античности'

Ораторское искусство Античности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2553
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ДРЕВНИЙ РИМ / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевякова Е.А.

Основой ораторского искусства Античности является риторическая наука или искусство красноречия, которое зародилось в Древней Греции начала Vконца IV века до н. э. Этот период считается расцветом Афинской демократии. Важную роль в жизни государства стали играть Народное собрание и суд. Умение вести дела, отстаивать свои права, участвовать в общественной жизни стали насущной необходимостью для свободного гражданина.Формирование риторики как науки берет своего начало приблизительно в 460 г. д.н.э. и связано со школой софистов, среди которых наиболее известными были Коракс (467 год до н. э.), Тисий (480 год до н. э), Протагор (481–411 год до н. э), Лисий (443 год до н. э), Горгий (483 год до н. э.).Идеология софистов основывалась на умении манипулировать аудиторией, устраивая словесные состязания, в котором один из ораторов должен победить другого.Софисты много внимания уделяли не содержанию, а форме выражения мыслей. Законы риторики, противоположные софистским идеалам, сформулировали выдающиеся ораторы Древней Греции: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ (470 год до н. э.) полагал, что софисты изощренностью в доказательствах запутывают публику. Главной задачей ритора для Сократа является доказательство истины. Он рассматривает деятельность оратора прежде всего с позиции нравственности. Другой выдающийся оратор Древней Греции Платон (427 год до н. э.) самым важным в ораторском искусстве считал эмоциональное воздействие на аудиторию. Он подчеркивал, что у каждого оратора должен быть свой путь достижения цели. При этом он не должен опираться на чужие мысли и чужой опыт. Аристотелю (384–322 гг. до н. э.) удалось развить и обобщить все то, чего достигли в теоретической и практической риторике его предшественники.Именно Аристотель завершил превращение ораторского искусства в науку.Главной персоной в римской риторике стал Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Он был убежден, что красноречие это главное орудие в руках государства. Учение Цицерона изложено в его трудах «Об ораторе», «Брут», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов».Цицерон продолжил детально разрабатывать греческий классический идеал оратора: оратор должен найти, что сказать; должен последовательно разложить материал; должен облечь содержание в нужную словесную форму, обязательно запомнить подготовленную речь и выразительно ее произнести.Римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (36–100 гг. н. э.) считал риторику не умением убеждать, а умением излагать мысли красиво и выразительно. Именно он был основателем первой государственной школы риторики и написал ряд трактатов по искусству красноречия.Ораторское искусство Античности играло важнейшую роль в жизни общества. Оно было мощным средством воздействия на публику. Риторику, как обязательную дисциплину, изучали в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ораторское искусство Античности»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 6

Ю: 2017-06-4451-Т-14735 Тезис

Шевякова Е.А.

Ораторское искусство Античности

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Основой ораторского искусства Античности является риторическая наука или искусство красноречия, которое зародилось в Древней Греции начала V- конца IV века до н. э. Этот период считается расцветом Афинской демократии. Важную роль в жизни государства стали играть Народное собрание и суд. Умение вести дела, отстаивать свои права, участвовать в общественной жизни стали насущной необходимостью для свободного гражданина.

Формирование риторики как науки берет своего начало приблизительно в 460 г. д.н.э. и связано со школой софистов, среди которых наиболее известными были Коракс (467 год до н. э.), Тисий (480 год до н. э), Протагор (481-411 год до н. э), Лисий (443 год до н. э), Горгий (483 год до н. э.).

Идеология софистов основывалась на умении манипулировать аудиторией, устраивая словесные состязания, в котором один из ораторов должен победить другого.

Софисты много внимания уделяли не содержанию, а форме выражения мыслей. Законы риторики, противоположные софистским идеалам, сформулировали выдающиеся ораторы Древней Греции: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ (470 год до н. э.) полагал, что софисты изощренностью в доказательствах запутывают публику. Главной задачей ритора для Сократа является доказательство истины. Он рассматривает деятельность оратора прежде всего с позиции нравственности. Другой выдающийся оратор Древней Греции Платон (427 год до н. э.) самым важным в ораторском искусстве считал эмоциональное воздействие на аудиторию. Он подчеркивал, что у каждого оратора должен быть свой путь достижения цели. При этом он не должен опираться на чужие мысли и чужой опыт. Аристотелю (384-322 гг. до н. э.) удалось развить и обобщить все то, чего достигли в теоретической и практической риторике его предшественники.

Именно Аристотель завершил превращение ораторского искусства в науку.

Главной персоной в римской риторике стал Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Он был убежден, что красноречие - это главное орудие в руках государства. Учение Цицерона изложено в его трудах «Об ораторе», «Брут», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов».

Цицерон продолжил детально разрабатывать греческий классический идеал оратора: оратор должен найти, что сказать; должен последовательно разложить материал; должен облечь содержание в нужную словесную форму, обязательно запомнить подготовленную речь и выразительно ее произнести.

Римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (36-100 гг. н. э.) считал риторику не умением убеждать, а умением излагать мысли красиво и выразительно. Именно он был основателем первой государственной школы риторики и написал ряд трактатов по искусству красноречия.

Ораторское искусство Античности играло важнейшую роль в жизни общества. Оно было мощным средством воздействия на публику. Риторику, как обязательную дисциплину, изучали в школах.

Ключевые слова: Древняя Греция, Древний Рим, ораторское искусство

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.