Электронный научный журнал.
«Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» (шй
www.l1umjournal.r2gmu.ru/ E-mai[:^гumjourna^@rzgmu.ru ^^ 2015/ 3(10)
Ораторское искусство
Солодун Мария Валерьевна Жолудова Алла Николаевна
- аспирант кафедры госпитальной терапии
- доцент кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО
© TemplatesWise.com
«Поэтами рождаются, ораторами становятся!»
Цицерон
Происхождение термина
Ораторское искусство (от лат. ого — «говорю, молю») — термин античного происхождения.
Синонимы:
• Риторика (гр. гИе1опке)
• Красноречие (русск.)
Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи
с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
"Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению".
Михаил Васильевич Ломоносов
1711-1765
Роды красноречия
• Академическое красноречие (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) - предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка.
• Социально-политическое красноречие (отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге) - раскрывает общественно значимые темы, обращения к аудитории в целом.
• Церковно-богословское красноречие (проповедь, речь на соборе) -задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.
• Судебное красноречие - строгая логическая аргументация, апелляция к законам.
• Социально-бытовое красноречие (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) - эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере.
• Дипломатическое красноречие - текст выступления согласован с правительством, он зачитывается.
О Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.
О Лицо, произносящее речь.
О Глашатай чего-нибудь.
О Человек, обладающий даром речи.
Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана.
Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи.
Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию.
Лирический, или художественный - образный. Характерны глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность.
Подготовка выступления
О Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал.
О Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д.
После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план.
О Репетиция - необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты.
^ Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.
Контакт с аудиторией
• Контакт с аудиторией - важнейшая составляющая ораторского искусства, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.
Контакт с аудиторией необходим:
а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом,
б) чтобы воздействовать на слушателей.
Контакт с аудиторией начинается с паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
• Одна из важных составляющих успешного выступления - умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией.
Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории - насколько аудитория поняла сказанное, не утомлена ли аудитория, интересна ли аудитории тема.
• 1. Дикция (от лат. сИсйо - "произнесение") - это произнесение звуков. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее. Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать».
• 2. Темп. (от лат. 1етри$ - "время") - это скорость нашей речи. Нормальный темп русской речи - 120 слов в минуту (одна страница компьютерного текста должна читаться за 2-2,5 минуты.)
Могут наблюдаться две крайности темпа речи: слишком быстрый темп ("строчит как из пулемета") или замедленная речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.
Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.
• 3. Тембр- это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. Формирует субъективное отношение слушателя к оратору.
• 4. Интонация (от лат. ¡г^опаге - "громко произносить") - важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.
• 5. Голос - индивидуальная характеристика человека. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" -"тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).
• 6. Тон звука является важнейшим компонентом речевой интонации. Монотонность - высота звука остается неизменной на всем протяжении речи - считается большим недостатком. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон.
• 7. Пауза - по словам К.С. Станиславского: "Важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей". Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют делать определённые смысловые акценты, облегчают дыхание.
• 8. Изобразительные средства - пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Невербальные средства общения
• Жесты (указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические, символические). Жесты оратора должны быть свободны, уместны, направлены на смысловое усиление или выделение обсуждаемого момента. Не рекомендуется избыточное жестикулирование.
• Мимика - позволяет слушателям лучше понять оратора, разобраться в том, какие чувства он испытывает к предмету обсуждения, способствует установлению контакта с аудиторией.
• Поза: осанка прямая, ноги на ширине плеч, передняя нога на полступни вперед, легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику (что способствует установлению контакта с аудиторией), руки брошены вдоль туловища, локти немного прижаты к корпусу, ладони обращены к аудитории.
• Ораторское искусство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
• Стать оратором без постоянной практики выступлений невозможно. Способности, навыки и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Необходимо развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанное, рассуждать и спорить, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.
Благодарю за
внимание!