Научная статья на тему 'Ораторское искусство'

Ораторское искусство Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2651
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ораторское искусство»

Электронный научный журнал.

«Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» (шй

www.l1umjournal.r2gmu.ru/ E-mai[:^гumjourna^@rzgmu.ru ^^ 2015/ 3(10)

Ораторское искусство

Солодун Мария Валерьевна Жолудова Алла Николаевна

- аспирант кафедры госпитальной терапии

- доцент кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО

© TemplatesWise.com

«Поэтами рождаются, ораторами становятся!»

Цицерон

Происхождение термина

Ораторское искусство (от лат. ого — «говорю, молю») — термин античного происхождения.

Синонимы:

• Риторика (гр. гИе1опке)

• Красноречие (русск.)

Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи

с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

"Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению".

Михаил Васильевич Ломоносов

1711-1765

Роды красноречия

• Академическое красноречие (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) - предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка.

• Социально-политическое красноречие (отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге) - раскрывает общественно значимые темы, обращения к аудитории в целом.

• Церковно-богословское красноречие (проповедь, речь на соборе) -задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

• Судебное красноречие - строгая логическая аргументация, апелляция к законам.

• Социально-бытовое красноречие (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) - эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере.

• Дипломатическое красноречие - текст выступления согласован с правительством, он зачитывается.

О Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

О Лицо, произносящее речь.

О Глашатай чего-нибудь.

О Человек, обладающий даром речи.

Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана.

Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи.

Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию.

Лирический, или художественный - образный. Характерны глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность.

Подготовка выступления

О Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал.

О Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д.

После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план.

О Репетиция - необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты.

^ Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.

Контакт с аудиторией

• Контакт с аудиторией - важнейшая составляющая ораторского искусства, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.

Контакт с аудиторией необходим:

а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом,

б) чтобы воздействовать на слушателей.

Контакт с аудиторией начинается с паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

• Одна из важных составляющих успешного выступления - умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией.

Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории - насколько аудитория поняла сказанное, не утомлена ли аудитория, интересна ли аудитории тема.

• 1. Дикция (от лат. сИсйо - "произнесение") - это произнесение звуков. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее. Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать».

• 2. Темп. (от лат. 1етри$ - "время") - это скорость нашей речи. Нормальный темп русской речи - 120 слов в минуту (одна страница компьютерного текста должна читаться за 2-2,5 минуты.)

Могут наблюдаться две крайности темпа речи: слишком быстрый темп ("строчит как из пулемета") или замедленная речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.

Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

• 3. Тембр- это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. Формирует субъективное отношение слушателя к оратору.

• 4. Интонация (от лат. ¡г^опаге - "громко произносить") - важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

• 5. Голос - индивидуальная характеристика человека. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" -"тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

• 6. Тон звука является важнейшим компонентом речевой интонации. Монотонность - высота звука остается неизменной на всем протяжении речи - считается большим недостатком. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон.

• 7. Пауза - по словам К.С. Станиславского: "Важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей". Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют делать определённые смысловые акценты, облегчают дыхание.

• 8. Изобразительные средства - пословицы, поговорки, фразеологизмы.

Невербальные средства общения

• Жесты (указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические, символические). Жесты оратора должны быть свободны, уместны, направлены на смысловое усиление или выделение обсуждаемого момента. Не рекомендуется избыточное жестикулирование.

• Мимика - позволяет слушателям лучше понять оратора, разобраться в том, какие чувства он испытывает к предмету обсуждения, способствует установлению контакта с аудиторией.

• Поза: осанка прямая, ноги на ширине плеч, передняя нога на полступни вперед, легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику (что способствует установлению контакта с аудиторией), руки брошены вдоль туловища, локти немного прижаты к корпусу, ладони обращены к аудитории.

• Ораторское искусство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

• Стать оратором без постоянной практики выступлений невозможно. Способности, навыки и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Необходимо развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанное, рассуждать и спорить, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

Благодарю за

внимание!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.