Научная статья на тему 'Орасчете экономической эффективности модернизации гидроцилиндров ДСМ'

Орасчете экономической эффективности модернизации гидроцилиндров ДСМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кобзов Дмитрий Юрьевич, Кобзов Александр Юрьевич, Жмуров Владимир Витальевич

Предлагается методика выбора количества мероприятий технического обслуживания и ремонта дорожностроительных машин при соблюдении вероятности безотказной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кобзов Дмитрий Юрьевич, Кобзов Александр Юрьевич, Жмуров Владимир Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Орасчете экономической эффективности модернизации гидроцилиндров ДСМ»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кобзов Д.Ю., Кобзов А.Ю., Жмуров В.В.

УДК 69.002.51.192:621.225.2

О РАСЧЁТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГИДРОЦИЛИНДРОВ ДСМ_

Известно, что надёжность гидроцилиндров дорожных и строительных машин (ДСМ) по несущей (нагрузочной) способности в большинстве случаев ограничивается прочностью штока [1], вследствие чего условие его безотказного состояния в опасном сечении с координатой х описывается методом непревышения или «несущая способность - нагрузка» [2]

а - (* №1 • (1)

Здесь роль нагрузки выполняют текущие эксплуатационные напряжения а 4(х), а несущей способности - допускаемые [а]г Не секрет также, что разрушение (возникновение пластической деформации) штоков в большинстве случаев происходит по причине необратимого изменения микроструктуры их материала в результате циклического нагружения знакопеременной нагрузкой, то есть вследствие усталостного разрушения. При этом с достаточной степенью достоверности отрицательные напряжения а ш1п сжатия, возникающие в его опасном сечении, определяются по формуле

" Р , мо(*)± (*) + Ру(*) + Р,е,(*)"

amln( * )=-

F( *)

W ( * )

лный прогиб гидроцилиндра в результате его эксплуатационного продольно-поперечного нагружения; elj(x) - эксцентриситет приложения в опорах гидроцилиндра продольного сжимающего усилия P .

Так как в подавляющем большинстве случаев применения гидроцилиндров ДСМ Pl>Pj, понятно, что | amln(x)|>| аmax(x)|, то есть циклна-гружения штоков является явно асимметричным с отрицательными средними напряжениями am(x), равными

а max (*)+а min (*)

a

■( * ) =

2

(4)

Учитывая связь амплитудных напряжений aa(x), характеризующихся зависимостью

а,

:(*)[+(а min (*)| 2

(5)

(2)

а положительные a max(x) растяжения - из выражения

✓ ч р, Мо (x)±MR. (x)-Pjej (x) a max - 0 11 ( Л (3)

v 7 F(x) W (x)

Здесь [1, 3]: Рц - продольное толкающее (сжимающее), тянущее (растягивающее) усилие гидроцилиндра; MQ(x) - изгибающий момент от поперечной (вес гидроцилиндра) нагрузки; MRlj(x) - момент трения в опорных подшипниках гидроцилиндра, обусловленный кинематикой гидрофицированного привода машины и действием усилия Plj; F(x) - площадь поперечного сечения штока; W(x) - осевой момент сопротивления сечения штока; yT(x) - по-

с пределом а-1 выносливости и напряжениями аш1п(х) и ашах(х), окончательно условие (1) безотказного состояния штока можно представить в виде

а, (*)=аа (*)+ф ,ат(*)<[а]=0^ (6)

где: ф8 - коэффициент чувствительности материала штока к асимметрии; к81 - коэффициент запаса прочности. Для случая, когда напряжения аа(х)<0, коэффициент ф8 следует полагать равным нулю, то есть выражение (6) с учётом формулы (5) запишется несколько проще

а

:( * )На min ( * )|

(7)

2 к, у ' Анализ зависимостей (2) и (3) показывает, что единственной переменной входящей в них величиной является полный прогиб ут(х) гидроцилиндра, а это означает, что напряжения сжатия аш1п(х)=уаг, а напряжения растяжения ашах(х) = сош1;. То есть, окончательно условие безотказного состояния гидроцилиндра может быть обозначено зависимостью

МЕХАНИКА. ТРАНСПОРТ. ТЕХНОЛОГИИ

«

ai (x) = Ь min (x)N[a], = "а max (x)• (8)

ksi

Другими словами, в результате внешнего воздействия на гидроцилиндр и внутреннего функционального взаимодействия его элементов текущие эксплуатационные напряжения ai(x) непостоянны во времени, а непрерывно возрастают, достигая, по мере накопления повреждений, предельных значений. В этом случае эволюция гидроцилиндра по несущей способности может быть проиллюстрирована (Рис. 1) функцией ai(x) = f(t).

Эксплуатация гидроцилиндра начинается с напряжений a1(x) и продолжается, как правило, до значения [а]1, за которым наступает параметрический, условный отказ [1]. Дальнейшее его применение сопряжено с риском возникновения полного, часто, явного отказа, возникающего за пределом прочности a_1f а посему допускаемый ресурс гидроцилиндра по напряжениям целесообразно ограничивать разностью {[a]1-a1(x)}. Отсюда, в том случае, когда известна некоторая усреднённая скорость dai(x)/dt накопления напряжений ai(x), несложно установить как допускаемый [а]1 -а 1( x )

t1-2

da 1 ( x )

(9)

dt

так и предельный срок службы гидроцилиндра

_a-1 -a 1 ( x )

t1-3 = "

(10)

k„ =-

1

1

1

-(1 -< Л2)

1 - ю-jA2 -ю21Л2 - ю-jA2 при обязательном соблюдении условия

k, > a-

a

-Ц-1Л

(11)

(12)

Здесь: ю_1Г юа - соответственно коэффициенты вариации предела выносливости а_1 и амплитудных напряжений аа(х); Л - квантиль нормального распределения; ц -1 - среднее квадратическое отклонение предела выносливости а_1.

Рассмотрим, в качестве примера, наиболее интересный вариант комплексной модернизации гидроцилиндра (Рис. 2, в), сравнивая его с исходным, базовым (Рис.1).

Итак, диапазон работоспособности по напряжениям в этом случае составляет {[ст]2—ст2(х)} Исходя из выражения (2), напряжения ст4(х) связаны с деформацией гидроцилиндра формулой

Уг ф = у - (х) + У р(х) + у о (х)± У*> (х) + Уs (х) +е (х) _

1

Р

(13)

.a,. (x)W (x) Р

W (x)

H*)

Mq (x)± Ми (x) + Pe (x)

(ст 1 ( X )

Из всего вышесказанного следует, что модернизация гидроцилиндров в рассматриваемом направлении может иметь целью либо уменьшение исходных напряжений ст4(х) (Рис. 2а), либо увеличение допускаемых [ст] (Рис. 2Ь), либо снижение скорости daj(x)/dt их накопления. В идеале же, целесообразно применение всех названных мероприятий в комплексе (Рис. 2с).

Причём, если первое и последнее предложения имеют своё конкретное инженерное приложение, то второе зачастую достигается повышением точности оценки коэффициента к81 запаса прочности штока гидроцилиндра при прочих известных условиях [5] для принятого уровня достоверности, например [2], по формуле

где уа(х) — прогиб гидроцилиндра в результате угловой несоосности его основных элементов: штока и корпуса (гильзы), обусловленной наличием зазоров в его подвижных герметизируемых сопряжениях [8]; ур(х) — прогиб гидроцилиндра из-за возможного наличия у его длинномерных элементов начального технологического искривления, регламентируемого допусками на непрямолинейность изготовления этих элементов [9, 10]; у0(х) — прогиб гидроцилиндра вследствие поперечного нагружения силой тяжести его элементов [11]; уи(х) — прогиб гидроцилиндра в результате фрикционного взаимодействия элементов опорных подшипников; у5(х) — динамический прогиб гидроцилиндра, обусловленный режимом торможения рабочего оборудования ДСМ; РЭ — сила Эйлера [17], равная для нашего случая

Рэ =

^ 2 EI m

(14)

(А +12 )

Здесь: Е — модуль Юнга [17]; 1ш1п — момент инерции сечения штока, а (11+ 12) — длина штока с поршнем [1].

Несомненно, все характеристики уравнения (13) за исключением прогиба уа(х), кото-

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

рый увеличивается по мере изнашивания поршня и направляющей втулки, одинаковы при прочих равных условиях для обоих рассматриваемых вариантов и неизменны по мере эксплуатации гидроцилиндра.

Другими словами, вышеназванная переменная составляет

у :(* )=|1

а, (* (* ) W (* ) М0 (* ) + Мю (* ) + P¡e¡ (* ) P¡ Р(*) Р,

у :(* Ц1 - Рт

2 (* М* ) W (* ) м0 (* )+ Мш (* ) + Р,е, (* )

Р, Я* ) [ур(*)+ Уо(*)± Уя,(*)+ у,(*)+ е,(*)]

(16)

у: (*)=|1-

12 W (*) _ _ Мо (*)+ мш (*) + Ре, (*)

р , р(*) Р ,

: 1 = к: т1

(21)

ческая характеристика гидроцилиндра [1]; z -величина текущего (промежуточного) выдвижения штока, гидроцилиндра.

Тогда, с учётом выше предложенных рассуждений сначала запишем диапазон его работоспособности по деформациям

[у:(*)_У:(*)] = *(: 1* _: 1°) =

_[уР(*)+ уо(*)± уя,(*)+ у5(*) + е,(*)].

(15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда, диапазон работоспособности гидроцилиндра можно, через прогиб у?(х), представить разностью [у: (х)-у: (х)] конечного у: (х) и начального у: (х) её значений

= : т1

= *к : т1

(А 1 + А2 )* _(А 1 + А2 )° =

[(¡1 +12 )_(1 о + г)]"

(А*э _ А°э )

[(¡1 +12 )_(1 о + г)]" ,

(22)

а затем окончательно - по зазорам

(АЭ _а°э )=[у: (*)_ у: (*)]

[(¡1 + 12 )_(1о + г)]'

*к: т

(23)

_[у Р(*)+ уо(*)± ут(*)+ у,(*) + е(*)],

(17)

соответствующих напряжениям а2(х) и [а]2.

Из источников [1, 8, 9] известна зависимость

у :(*)= *$т: 1 « *: 1, (18)

принимающая следующий вид для нашего примера:

у: (* )=*д: 1 ~ *: °; (19)

у: (* )=*д: ** ~ *: *. (20)

Здесь: х - абсцисса опасного сечения его штока (x = idem для сравниваемых случаев); :1 - угол между осью штока и осью X, соединяющей центры опор крепления гидроцилиндра в системе координат XOY [1, 8-12, 16].

Установлено [12, 13], что угол :1 связан с радиальными зазорами А1 и А2 соответственно в сопряжениях «поршень - гильза» и «шток -направляющая втулка» аппроксимирующей функцией

(А 1 +А 2 )

Выше: АЭ и АЭ - эквивалентные зазоры, приведённые к наименее износостойкому сопряжению гидроцилиндра.

Использование последней записи при известной интенсивности изнашивания элементов сопряжений, в данном случае - интегральной линейной 1бн [7], для конкретных условий эксплуатации гидроцилиндра [14, 15] позволит аналитически представить ресурс Трбн гидроцилиндра как традиционного (индекс «б»), так и перспективного (индекс «н») исполнений следующим образом

(А*Э _АЭ ) б

р б, н

(24)

V ^

В этой записи zW - рабочее перемещение штока гидроцилиндра в течение периода ^ его эксплуатации. Примечательно, что для сравниваемых объектов должно соблюдаться условие (zW/tW) = idem. Тогда, как это видно из равенства (24), между известным базовым ресурсом Трб реального гидроцилиндра и искомым Трн перспективного существует соотношение с известным коэффициентом пропорциональности кр1

рн

рб

(АЭ _АЭ )н

(А*Э _А°Э ) б

• ^=кЛ.

(25)

[(11 +12 )_(1 о + г)]

Выше: к: и п - коэффициенты приближения [12]; ш1 - конструктивный параметр гидроцилиндра, характеризующий долю угла :1 в полном угле :, равном (:1 + :2); 10 - геометри-

Здесь несложно видеть, что коэффициент кр1>1.

Из работ [6, 7] известна следующая нелинейная взаимосвязь интенсивности изнашивания I и действующей в сопряжении нагрузки ра с показателем степени : = 1 + pt = ideш и

Э

Р

Р

Р

г

н

МЕХАНИКА. ТРАНСПОРТ. ТЕХНОЛОГИИ

коэффициентом пропорциональности

A = idem для обоих рассматриваемых случаев I _ Ар- _ Ар. (26)

Учитывая эту зависимость, после несложных преобразований запишем формулу (25) несколько иначе

Принимая далее во внимание выражения (21) и (22), трансформируем равенство (32) следующим образом АЭ6 (р

Рн

_ к

ра

р1

„ (27) Тр

± рб Р ан

Понятно, нагрузка ра, характеризующая контактное давление элементов сопряжения, может быть представлена для сравниваемых вариантов в виде

ран,б _ (28) г

где: Инб - реакции в наименее износостойком сопряжении гидроцилиндра; F - площадь пятна контакта элементов этого сопряжения [18]; F = idem для обоих случаев при прочих равных условиях. Стало быть, далее имеем

рн

рб

_ к

р1

-б -а

(29)

рн

_ к

[Угб (х)+е (х)]

р1

(31)

_ к

У аб ( Х )+ Ут ( Х )

1 -

Р РЧ

+е,

( х )

р1

рб

У ан ( X )+ Гт ( X )

1-

Р РЧ

+е,

( х )

(32)

Здесь, как показано выше, промежуточная константа YТ(x) составляет

¥г (х) _ у р (х)+уо (х) ± у* (х)+у* (х)+е (х). (33)

т кр 1

трб

хк- т

[(¡1 + ¡2 )-(1о + *)]"

У (х)

+ е

1 --

(х)

хка т

ДЭн (О

[(^1 + ¡2 )-(1о + ')]'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ут (X)

1-

+ е(х)

~~кр 1кр 2-

(34)

Функция ДЭ(Ц в нём отражает характер увеличения эквивалентных зазоров ДЭбн по мере эксплуатации гидроцилиндра (Рис.3)

Д эб, н О)_ ав:Н12 + Ьба. (35)

Ясно, что коэффициенты аб,н и Ьб,н определяются из условий:

- при t = 0, ДЭб,н№= Д°Эб,н , Ьб,н = Д°Эб,н ;

В свою очередь, реакции Ибн описываются равенством [1]

УТб а ( х )+ е. ( х )

-н б _р<; ,н V, \, (30)

^ ! (¡1 + ¡2 )-(¡о + г) в котором абсцисса х является координатой рассматриваемого сопряжения гидроцилиндра.

Отсюда запишем формулу (29) так

при

t = Т,

(ДЭб,н -ДЭб,н )

рб,н

ДЭв^) = Д:

" р б ,н

Коэффициент кр2, определяемый из условия Трн = Трб при t = t1, после ряда преобразований описывается следующей функцией

кр 1 _

хк- т

[(¡1 + ¡2 )-(1о + г)]

+ Ут (х) + е, (х)|1 -

Трб [ Утн ( х)+ е! (х )]

Расписав прогиб уТ(х) в соответствие с выражением (13) и выделив в нём переменную уа(х), перепишем последнее уравнение иначе

хка т

[(¡1 + ¡2 )-0о + г)]

+ Ут (х) + е, (х)| 1 - Р-

(36)

Естественно предположить, что ресурс Трн работоспособности перспективного гидроцилиндра больше известного ресурса Трб базового и составляет

трн _ трбкр1 кр2 . (37)

В заключение, развивая это положение, надо отметить, что экономический эффект Эр достигается в нашем случае за счёт снижения количества пбн необходимых ТО и Р в конкретный расчётный период эксплуатации гидроцилиндра

Эр _(Пб -Пн )Ср

( т т л

тэ - тэ

т т

рб 1 рн у

Ср, (38)

где: Ср - стоимость одного ТО и Р гидроцилиндра; ТЭ - расчётный период эксплуатации.

Р

Э

Р

Э

а

2

Эб

Р

Э

Эн

рн

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кобзов Д. Ю. Диагностирование гидроцилиндров рабочего оборудования одноковшовых строительных экскаваторов: Дисс. ... к.т.н./ ЛИСИ, Л., 1987.-345 с.

2. Сырицын Т. А. Надёжность гидро- и пневмопривода. -М.: Машиностроение, 1981.-216 с.

3. Мамаев Л. А., Кобзов Д. Ю., Калашников Л. А. и др. Оказание технической помощи по совершенствованию гидроцилиндров рабочего оборудования одноковшовых строительных экскаваторов: Отчёт о НИР; ГР 01900052221, ИН 02900039190/Братск. индустр. ин-т, Братск, 1990.-81 с.

4. Любошиц М. И., Ицкович Г. М. Справочник по сопротивлению материалов. - 2-е изд. испр. и доп.-Минск: Высшая школа, 1969.-464 с.

5. Кобзов Д.Ю. Создание методики исследования нагрузочного режима гидроцилиндров СДМ//Повышение надёжности гидропривода СДМ: Отчёт о НИР; ГР 01910054187, ИН 02920009233/Братск. индустр. ин-т, Братск, 1991. С. 15-20.

6. Зорин В.А. Основы долговечности строительных и дорожных машин.- М.: Машиностроение, 1986.-248 с.

7. Крагельский И. В., Добычин М. Н., Комба-лов B.C. Основы расчётов на трение и из-нос.-М., Машиностроение, 1977.-526 с.

8. Кобзов Д.Ю., Решетников Л. Л. Влияние зазоров в сопряжениях гидроцилиндра на величину его полного прогиба. Деп. в ЦНИИТЭстроймаш №49-сд87, Л., 1987.-10 с.

9. Кобзов Д.Ю., Решетников Л. Л. Учёт возможного начального искривления гидроцилиндра при исследовании его напряжённо-деформированного состояния. Деп. в ЦНИИТЭстроймаш №29-сд87, Л.,1987.-8 с.

10. Кобзов Д. Ю., Войтов В. Г. Анализ вариантов, учёта возможного начального искривления длинномерных элементов гид-

роцилиндров. Деп. в МАШМИР, №47-сд92, 1992.-17 с.

11. Кобзов Д.Ю., Решетников Л. Л. Влияние несоосности элементов гидроцилиндра на его нагрузочную способность. Деп. в ЦНИИТЭстроймаш, №21-сд87, 1987.-25 с.

12. Кобзов Д. Ю., Губанов В, Г., Калинка В. Р. О локализации повреждений направляющих гидроцилиндра. Деп. в МАШМИР №51-сд92,1992.-6 с.

13. Алексеенко П. Д., Кобзов Д.Ю., Губанов В. Г. и др. Способ измерения зазоров. А. с. СССР №1467374.

14. Кобзов Д.Ю., Сергеев А.П. О характеристиках пространственного расположения гидроцилиндров рабочего оборудования одноковшовых строительных экскавато-ров//Повышение эффективности машин и вибрационные процессы в строительстве: Сб. тр./Ярослав, политех. ин-т, Ярославль, 1989. С. 95-100.

15. Кобзов Д.Ю., Головатюк В. В. Показатели режима работы гидроцилиндров строительных машин. Деп. в МАШМИР №2-сд94, 1994.-7 с.

16. Кобзов Д.Ю., Решетников Л.Л. Методика поиска предельных значений диагностических параметров нагрузочной способности гидроцилиндров//Повышение эффективности использования машин в строительстве: Сб. тр./ЛИСИ, Л., 1987. С. 118-120.

17. Писаренко Г. С, Яковлев А. П., Матвеев В. В. Справочник по сопротивлению материалов. Отв. ред. Писаренко Г.С- 2-е изд., перераб. и доп.- Киев: «Наукова думка», 1988.-736 с.

18. Schusztes М., Rohrich М. Theoretische Untersuchungen zur schadensfrunerkennung on hydraulischen arbeitszylinder//Hebiznege und Fordermittel, Berlin, 1984, November, Nr.24. pp. 332-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.