Научная статья на тему 'ОРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК ЧАСТЬ РАЗВИВАЮЩЕГО УХОДА В ПРАКТИКЕ НЕОНАТОЛОГА'

ОРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК ЧАСТЬ РАЗВИВАЮЩЕГО УХОДА В ПРАКТИКЕ НЕОНАТОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
247
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОРОЖДЕННЫЙ / НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК / СОСАНИЕ / ЗОНДОВОЕ ПИТАНИЕ / РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД / ОРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ / ЭНТЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ОЦЕНКА СОСАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кухарцева Марина Вячеславовна, Боброва Анна Михайловна, Рюмина Ирина Ивановна, Нароган Марина Викторовна

Цель - апробировать и усовершенствовать методику оральной стимуляции для становления функции сосания при переходе от питания через зонд к кормлению из бутылочки/грудному вскармливанию у недоношенных детей гестационного возраста <32 нед. Материал и методы. Проведена оценка функции сосания у 68 недоношенных новорожденных, родившихся в сроке 26-32 нед. В основной группе (n=34) проводили стимуляцию сосательного рефлекса по программе The Premature Infant Oral Motor Intervention (PIOMI), в контрольной группе (n=34) новорожденные наблюдались в естественных условиях физиологического выхаживания без применения специальных методик. Результаты. Возраст первых пробных кормлений из бутылочки, возраст завершения перехода от зондового на оральное кормление были статистически значимо меньше в группе вмешательства по сравнению с группой контроля: 22 против 32 и 30 против 42 сут жизни (р<0,001). Это позволило раньше прикладывать ребенка к груди, благодаря чему 85,3% детей основной группы при выписке получали нативное материнское молоко, тогда как в группе контроля только 58,8% (p<0,029). Заключение. Использование метода оральной стимуляции у недоношенных детей до 32 нед гестации существенно сокращает пребывание ребенка в стационаре, снижает нагрузку на персонал и финансирование, позволяет улучшить организацию медицинской помощи в отделениях неонатального профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кухарцева Марина Вячеславовна, Боброва Анна Михайловна, Рюмина Ирина Ивановна, Нароган Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORAL STIMULATION AS A PART OF DEVELOPMENTAL CARE IN THE PRACTICE OF A NEONATOLOGIST

Objective: to test and improve the oral stimulation technique for developing sucking function during the transition from tube feeding to bottle feeding/breastfeeding in preterm infants of gestational age of 32 weeks or fewer. Material and methods. The sucking function was assessed in 68 premature newborns born at 26-32 weeks of gestation. In the main group, the sucking reflex was stimulated by the program "The Premature Infant Oral Motor Intervention" (PIOMI), in the control group, newborns were observed under natural conditions of physiological nursing without the use of special techniques. Results. The age of the first trial bottle feedings and the age of completion of the transition from tube to oral feeding were significantly less in the intervention group (22 vs 32 days and 30 vs 42 days, р<0.001). The shorter period of transition from tube feeding made it possible to start breastfeeding earlier, either. Because of this, 85.3% of children of in the intervention group received native mother's milk at discharge, compared with 58.8% of the control group. Conclusion. The use of an oral stimulation method in preterm infants up to 32 weeks of gestation significantly reduces the number of hospitalization days of the children, staff, and funding consuming and improves the organization of medical care in neonatology departments.

Текст научной работы на тему «ОРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК ЧАСТЬ РАЗВИВАЮЩЕГО УХОДА В ПРАКТИКЕ НЕОНАТОЛОГА»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оральная стимуляция как часть развивающего ухода в практике неонатолога

Кухарцева М.В.1, Боброва А.М.1, Рюмина И.И.1, Нароган М.В.1' 2_

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), 119991, г. Москва, Российская Федерация

Цель - апробировать и усовершенствовать методику оральной стимуляции для становления функции сосания при переходе от питания через зонд к кормлению из бутылочки/грудному вскармливанию у недоношенных детей гестационного возраста <32 нед.

Материал и методы. Проведена оценка функции сосания у 68 недоношенных новорожденных, родившихся в сроке 26-32 нед. В основной группе (n=34) проводили стимуляцию сосательного рефлекса по программе The Premature Infant Oral Motor Intervention (PIOMI), в контрольной группе (n=34) новорожденные наблюдались в естественных условиях физиологического выхаживания без применения специальных методик.

Результаты. Возраст первых пробных кормлений из бутылочки, возраст завершения перехода от зон-дового на оральное кормление были статистически значимо меньше в группе вмешательства по сравнению с группой контроля: 22 против 32 и 30 против 42 сут жизни (р<0,001). Это позволило раньше прикладывать ребенка к груди, благодаря чему 85,3% детей основной группы при выписке получали нативное материнское молоко, тогда как в группе контроля только 58,8% (p<0,029).

Заключение. Использование метода оральной стимуляции у недоношенных детей до 32 нед гестации существенно сокращает пребывание ребенка в стационаре, снижает нагрузку на персонал и финансирование, позволяет улучшить организацию медицинской помощи в отделениях неонатального профиля.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования - Рюмина И.И., Нароган М.В.; сбор и обработка материала - Кухарцева М.В., Боброва А.М.; статистическая обработка данных - Боброва А.М.; написание текста - Кухарцева М.В., Боброва А.М.; редактирование - Рюмина И.И., Нароган М.В.

Для цитирования: Кухарцева М.В., Боброва А.М., Рюмина И.И., Нароган М.В. Оральная стимуляция как часть развивающего ухода в практике неонатолога // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 11, № 2. С. 30-38. DOI: https://doi. org/10.33029/2308-2402-2023-11-2-30-38

Статья поступила в редакцию 10.03.2023. Принята в печать 26.04.2023.

Ключевые слова:

новорожденный;

недоношенный

ребенок; сосание;

зондовое питание;

развивающий

уход; оральная

стимуляция;

энтеральное

питание; оценка

сосательного

рефлекса

Oral stimulation as a part of developmental care in the practice of a neonatologist

Kukhartseva M.V.1, Bobrova A.M.1, RyuminaI.I.1, Narogan M.V.12

1 National Medical Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology named after Academician V.I. Kulakov, Ministry of Health of Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation

2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), 117997, Moscow, Russian Federation

Objective: to test and improve the oral stimulation technique for developing sucking function during the transition from tube feeding to bottle feeding/breastfeeding in preterm infants of gestational age of 32 weeks or fewer.

Кухарцева М.В., Боброва А.М., Рюмина И.И., Нароган М.В.

оральная стимуляция как часть развивающего ухода в практике неонатолога

Material and methods. The sucking function was assessed in 68 premature newborns born at 26-32 weeks of gestation. In the main group, the sucking reflex was stimulated by the program "The Premature Infant Oral Motor Intervention" (PIOMI), in the control group, newborns were observed under natural conditions of physiological nursing without the use of special techniques.

Results. The age of the first trial bottle feedings and the age of completion of the transition from tube to oral feeding were significantly less in the intervention group (22 vs 32 days and 30 vs 42 days, p<0.001). The shorter period of transition from tube feeding made it possible to start breastfeeding earlier, either. Because of this, 85.3% of children of in the intervention group received native mother's milk at discharge, compared with 58.8% of the control group.

Conclusion. The use of an oral stimulation method in preterm infants up to 32 weeks of gestation significantly reduces the number of hospitalization days of the children, staff, and funding consuming and improves the organization of medical care in neonatology departments.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Contribution. The concept and design of the study - Ryumina I.I., Narogan M.V.; collection and processing of materials - Kukhartse-va M.V., Bobrova A.M.; statistical data processing - Bobrova A.M.; writing the text - Kukhartseva M.V., Bobrova A.M.; editing the text - Ryumina I.I., Narogan M.V.

For citation: Kukhartseva M.V., Bobrova A.M., Ryumina I.I., Narogan M.V. Oral stimulation as a part of developmental care in the practice of a neonatologist. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: News, Opinions, Training]. 2023; 11 (2): 30-8. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2023-11-2-30-38 (in Russian) Received 10.03.2023. Accepted 26.04.2023.

Keywords:

newborn; premature baby; suckling; feeding tube; developmental care; oral stimulation; enteral nutrition; assessment of the sucking reflex

Прогрессирование технологий выхаживания актуализирует вопросы реабилитации и развивающего ухода недоношенных пациентов [1]. Адекватное вскармливание играет одну из самых важных ролей в гармоничном развитии и росте ребенка [2]. Несмотря на многочисленные преимущества грудного молока, частота и продолжительность грудного вскармливания у недоношенных детей по-прежнему меньше, чем у доношенных детей [3, 4]. Своевременный переход с питания через гастральный зонд на кормление из бутылочки/материнской груди влияет на сроки госпитализации, поскольку активное сосание является одним из важных критериев готовности ребенка к выписке [5, 6]. Трудности с налаживанием орального кормления чреваты увеличением частоты случаев нозокомиальной инфекции, повышением нагрузки на персонал и финансирования ввиду увеличения сроков пребывания в стационаре и задержки выписки, травматизации слизистых ротоглотки, пищевода и желудка по причине долгого стояния гастрального зонда, что, в свою очередь, может негативно сказываться на артикуляции, пищевом поведении и процессах становления речи в дальнейшем [3, 7]. Факт, что исключительно грудное вскармливание и привлечение родителей к уходу за ребенком способствуют формированию эмоциональной привязанности в парах мать-ребенок и предупреждают случаи материнской послеродовой депрессии, делает крайне актуальным сокращение времени перехода от зондового питания к кормлению из бутылочки с соской и к грудному вскармливанию [8, 9].

Недоношенность является одним из главных факторов риска проблем в становлении орального кормления. Так, согласно исследованиям зарубежных коллег, вплоть до 30-40% пациентов отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН) демонстрируют трудности при переходе к оральному кормлению после назо-/орогастрального зонда и до 80% к исключительно грудному вскармливанию

[10, 11]. Среди возможных этиологических факторов лидирует недоношенность, которая непосредственно влияет на зрелость лицевой мускулатуры, легочной функции, поведенческих паттернов, координации актов сосания и глотания [5, 7, 12, 13].

Цель исследования - апробировать и усовершенствовать методику оральной стимуляции для становления функции сосания при переходе от питания через зонд к кормлению из бутылочки/грудному вскармливанию у недоношенных детей гестационного возраста (ГВ) <32 нед.

Материал и методы

Для развивающего ухода в неонатальных отделениях ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России была выбрана, переведена и проиллюстрирована программа оральной стимуляции The Premature Infant Oral Motor Intervention (PIOMI) [14]. Согласно методике, с помощью пальца оператора/ матери/медсестры проводилась стимуляция щек (снаружи и внутри), губ, десен, языка и нёба (рис. 1).

Первичный протокол оральной стимуляции был разработан сертифицированным специалистом в области патологии речи и языка Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA) Деброй Бекман для улучшения оральной моторики у пациентов разных групп, например пострадавших после дорожно-транспортных происшествий (ДТП), пациентов с расстройствами аутистического спектра, неврологических, гериатрических больных. Большинство базовых, доступных на тот момент протоколов, требовали выполнения команд оператора, т.е. хотя бы минимального сознательного взаимодействия и сохранности когнитивных функций. Протокол, разработанный Бекман, основан на базовых механических мышечных реакциях, которые не опосредованы когнитивно, таким образом, для улучшения реакции на давление, изменения диапазона, разнообразия и силы движений, повышения контроля дви-

Программа оральной стимуляции для становления сосания

Щеки

1. Поставьте указательный палец к основанию носа

2. Оказывая небольшое давление, двигайте палец в направлении уха и далее к углу рта, по траектории буквы «С».

3. Повторите с каждой стороны по 4 раза.

Верхняя губа

1. Поставьте указательный палец в угол верхней губы.

2. Оказывая небольшое давление, перемещайте палец через центр губы к другому углу рта.

3. Вернитесь к исходному положению.

4. Повторите 4 раза.

Нижняя губа

1. Поставьте указательный палец в угол нижней губы.

2. Оказывая небольшое давление, перемещайте палец через центр губы к другому углу рта.

3. Вернитесь к исходному положению.

4. Повторите 4 раза.

Губы

1. Поставьте указательный палец в центр верхней губы.

2. Оказывая легкое давление, потяните кожу к центру ротовой полости вниз по срединной линии.

3. Повторите манипуляцию с нижней губой, двигаясь так же по срединной линии к центру ротовой полости вверх.

4. Повторите для каждой губы 2 раза.

Верхний десневой валик

1. Расположите палец по центру десневого валика, по срединной линии.

2. Оказывая легкое давление, перемещайте палец по десневому валику вглубь ротовой полости.

3. Вернитесь к центру и повторите с другой стороны.

4. Повторите всю манипуляцию 2 раза.

Рис. 1. Программа оральной стимуляции, методический раздаточный материал

жений губ, щек, челюсти и языка не требуется осознанное включение пациента, понимание речи и обращенных команд, что делает эту технику применимой для когорты пациентов неонатального профиля.

Протокол орально-моторного вмешательства Бекман (Beckman Oral Motor Intervention, BOMI) представляет собой

15-минутное пероральное вмешательство для доношенных новорожденных, детей и взрослых с задержкой развития и трудностями при кормлении. Однако данный протокол не подходит для недоношенных детей ввиду малых размеров полости рта и более длительного времени проведения, которое тяжело переносилось недоношенными детьми [15-18].

Программа оральной стимуляции для становления сосания

Нижний десневой валик

1. Расположите палец по центру десневого валика, по срединной линии.

2. Оказывая легкое давление, перемещайте палец по десневому валику вглубь ротовой полости.

3. Вернитесь к центру и повторите с другой стороны.

4. Повторите всю манипуляцию 2 раза.

Внутренняя сторона щеки

1. Расположите палец в углу рта с внутренней стороны.

2. Оказывая легкое давление, перемещайтесь вглубь рта к проекции будущих моляров.

3. Повторите с другой стороны.

4. Повторите всю манипуляцию 2 раза.

Боковые поверхности языка

1. Расположите палец на дне ротовой полости рядом с тем местом, где обычно растут зубы мудрости, между боковой поверхностью языка ближе к его основанию и нижним десневым валиком.

2. Передвигайте палец в направлении к срединной линии, подталкивая язык в противоположном направлении.

3. Быстро переместите палец в обратном порядке, до внутренней поверхности щеки, немного растянув ее.

4. Повторите всю манипуляцию 2 раза с каждой стороны.

Язык

1. Расположите палец по центру верхнего нёба, оказывая легкое давление около 3 с.

2. Переместите палец вниз, коснувшись центра языка.

3. Оказывая легкое давление, поглаживающими движениями перемещайте палец по языку наружу.

4. Повторите всю манипуляцию 4 раза.

Программа оральной стимуляции

1

р/сут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 дней

Перед едой

- разработана Beckman D. (Nationally Certified by ASHA, listed in the National Provider Registry (NPI), licensed by the State of Florida);

- модифицирована для новорожденных Fucile S., Gisel E., Lau C. (Queen's University, Kingston Health Sciences Centre, School of Rehabilitation Therapy, Ontario, Canada);

- переведена, адаптирована и проиллюстрирована Кухарцевой М.В, Рюминой И.И. (ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России ОПНиНД №1)

Рис. 1. Окончание

В связи с этим доктором S. Fucile и соавт. протокол был изменен, адаптирован под нужды недоношенных больных и получил название «Орально-моторное вмешательство для недоношенных детей» (The Premature Infant Oral Motor Intervention, PIOMI), или Программа оральной стимуляции для недоношенных детей [14, 19]. По согласованию с авто-

ром протокола, доктор S. Fucile сократила количество шагов в протоколе и продолжительность времени, необходимого для его выполнения, специально для глубоконедоношенных детей (29 нед постменструального возраста).

Исходные 11 шагов BOMI были объединены в 8 шагов, а 15 мин сокращены до 5-10. Техника выполнения также

Таблица 1. Характеристика пациентов исследуемых групп

Показатель основная группа (п=34) контрольная группа (п=34) Р

ГВ, нед Ме [тт-тах] 31 [28-32] 30,5 [26-32] 0,098

Масса тела при рождении, г Ме [тт-тах] 1497 [764-2390] 1359 [850-2641] 0,107

Длина тела при рождении, см Ме [тт-тах] 40 [31-47] 40 [33-45] 0,094

Мальчики, абс. (%) 23 (66) 19 (56) 0,457

Девочки, абс. (%) 12 (34) 15 (44)

Оценка по шкале Апгар: 7 [1-8] 7 [2-8]

- на 1-й минуте, баллы Ме [тт-тах] 0,459

- на 5-й минуте, баллы Ме [тт-тах] 8 [4-8] 8 [6-8] 0,486

сутки жизни, дни 10 [3-72] 12 [5-46] 0,065

Перевод в ОПНиНД, Me [rnin-тах] ПКВ, нед 33 [30-41] 32 [30-37] 0,667

масса тела, г 1505 [959-2340] 1356 [970-1845] 0,107

Примечание. ГВ - гестационный возраст; ОПНиНД - отделение патологии новорожденных и недоношенных детей; ПКВ - постконцептуальный возраст.

была адаптирована к небольшому размеру ротовой полости, было учтено правильное позиционирование для обеспечения надлежащей поддержки головы и шеи недоношенного ребенка, включены параметры толерантности, характерные для физиологических и поведенческих сигналов недоношенного ребенка.

В отличие от традиционных типов оральной стимуляции, описанных ранее в литературе, Р10М1 предназначен для усиления функциональной реакции на давление, движения и контроля движений губ, щек, челюсти и языка. Щеки (снаружи и внутри), губы, десны, язык и нёбо предлагается стимулировать по специальному протоколу пальцами оператора/ матери/медсестры [20, 21]. Она идеальна не только для тех, кто не может реагировать на команды во время процедуры, так как не требует когнитивного участия субъекта, но и для глубоконедоношенных пациентов благодаря адаптации. При этом компоненты методики являются функциональными, а не специфическими для возраста, поэтому их можно использовать как у неонатальных, так и у гериатрических больных [4, 19].

По данным проведенных рандомизированных клинических исследований, выполнение программы способствовало созреванию центральных и/или периферических нервных структур и приводило к улучшению навыков сосания и координации актов сосания-глотания-дыхания [1, 10, 20, 22]. Наблюдения, полученные в ряде работ, позволяют утверждать, что описанный комплекс навыков может зависеть не только от физиологического созревания различных структур, но и от опыта обучения конкретным навыкам.

В текущее исследование были включены 68 глубоконедоношенных детей ГВ 26-32 нед, которые были разделены на 2 группы. В основной группе (п=34) проводилась оральная стимуляция сосательного рефлекса, в контрольной группе (п=34) новорожденные наблюдались в естественных условиях

физиологического выхаживания без применения специальных методик. Детей с тяжелой формой гемолитической болезни, с синдромальными формами наследственной патологии, а также с врожденными пороками развития, требующими хирургического вмешательства, в исследование не включали. Родители новорожденных подписывали добровольное информированное согласие на участие детей в исследовании. Данное исследование было одобрено этическим комитетом Центра.

Статистическая обработка данных выполнена с помощью электронных таблиц Microsoft Excel и пакета прикладных компьютерных программ IBM SPSS Statistics version 23 (США). Результаты представлены в виде медианы, минимального и максимального значений: Me [min-max]. Для оценки различий между двумя группами пациентов использовались критерии Манна-Уитни и Пирсона х2. Различия считали достоверными при уровне значимости p<0,05.

результаты и обсуждение

Общая характеристика детей, включенных в исследование, представлена в табл. 1. Дети в исследуемых группах были сопоставимы по полу, ГВ, массе и длине тела при рождении, оценке по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах жизни и возрасту перевода в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей (p>0,05).

Для эффективного грудного вскармливания новорожденный должен не только извлекать молоко из груди, но и координировать глотание и дыхание, чтобы обеспечить безопасную транспортировку молочного болюса из полости рта далее по желудочно-кишечному тракту, сохраняя стабильность жизненно важных функций (дыхание, сер-

12ч 11.

л

10 8

4

13-

9 х10 Х1

/14

I

А

Рис. 2. Устройство для оральной стимуляции и пример манипулятора с вибрационным механизмом внутри

А - вид в разрезе; Б - вид в сборе сбоку.

1 - рукоятка манипулятора; 2 - утолщение на одном конце; 3 - утолщение на другом конце; 4 - выемка на конце; 5 - съемная насадка с гладким наконечником; 6 - съемная насадка с массажными элементами; 7 - массажные силиконовые полусферы на насадке; 8 - элемент питания; 9 - выключатель; 10 - провода; 11 - электромотор; 12 - диск; 13 - эксцентрично закрепленный груз; 14 - участок стыковки двух частей рукоятки.

дцебиение) [23]. Язык является ключевой структурой для эффективного грудного вскармливания [4]. После прихода молока и старта кормления скорость потока может значительно изменяться. Язык трансформирует в полости рта форму соска, тем самым адаптируя под комфортный темп скорость поступления субстрата [24, 25]. Дети, рожденные на сроке <34 нед гестации, в силу своей недоношенности и незрелости не способны эффективно обеспечивать эти процессы [26]. Развитие сопутствующих недоношенности заболеваний усугубляет трудности в становлении паттернов сосания. Например, неврологические нарушения вследствие гипоксии, развития внутрижелудочкового кровоизлияния или перивентрикулярной лейкомаляции обусловливают слабость мышц полости рта и быструю утомляемость, как и транзитор-ные нарушения мышечного тонуса на фоне инфекционного токсикоза от врожденной пневмонии или некротизирующе-го энтероколита, а лабильность сатурации и истощаемость ввиду бронхолегочной дисплазии препятствует адекватной координации актов дыхания, глотания и сосания [12, 27, 28].

Для стимуляции сосательного рефлекса у недоношенных детей мы использовали описанную выше методику Р10М1. Технической проблемой данной методики является то, что осуществление массажных движений посредством указательного пальца взрослого имеет ряд недостатков:

■ диаметр и размер указательного пальца взрослого остается слишком большим для ротовой полости новорожденного, особенно недоношенного, несмотря на адаптацию методики коллегами, что затрудняет проведение процедуры как для оператора, так и для пациента;

■ использование мизинца в качестве альтернативы указательному пальцу может быть удобнее для небольшой ротовой полости, но манипулировать мизинцем взрослому намного неудобнее, чем указательным пальцем, особенно при поддержке головы ребенка второй рукой;

■ палец в качестве манипулятора не так безопасен в инфекционном плане, даже при условии использования перчаток, как стерильный специализированный инструмент, который можно в дальнейшем стерилизовать как компоненты молокоотсоса для многоразового использования.

В связи с этим нами было разработано устройство для программы оральной стимуляции (рис. 2), позволяющее осуществлять программу массажа быстрее, с меньшим дискомфортом как для ребенка, так и для оператора, получен патент на полезную модель № 203673 [29].

Замена пальца взрослого на стерильный манипулятор позволяет снизить риск инфицирования пациента. К дополнительным преимуществам описанной программы

3

2

3

2

Б

3

1

9

2

Таблица 2. Характеристика нутритивного субстрата, навыков сосания и длительности госпитализации

Показатель Основная группа (п=34) контрольная группа (п=34) Р

Начало кормления из бутылочки Ме [тт-тах] сутки жизни, дни 22 [4-80] 32 [10-81] <0,001*

34 35 ПКВ, нед 0,016* [32-42] [32-38]

масса тела, г 1817 [1220-2740] 1818 [1309-3267] 0,646

Отмена зондового кормления Ме [тт-тах] 30 42 сутки жизни, дни <0,001* [13-88] [29-88]

ПКВ, нед 35 [33-43] 37 [34-40] <0,001*

1966 2165 масса тела, г 0,029* [1310-3262] [1502-3658]

Время, потребовавшееся для перехода от питания через зонд к кормлению из бутылочки с соской/грудному вскармливанию дни 7 [2-13] 11 [2-26] <0,001*

Выписка из стационара Ме [тт-тах] 38 47 сутки жизни, дни 0,001* [17-95] [36-98]

ПКВ, нед 36 [34-44] 37 [34-41] 0,008*

2234 2298 масса тела, г 0,270 [1768-3434] [1672-4023]

Вид энтерального субстрата, абс. (%) грудное молоко с обогатителем 14 (41) 9 (27) 0,2

грудное молоко 15 (44) 11 (32) 0,318 и специализированная смесь

специализированная смесь 5 (15) 14 (41) 0,029*

* - различия считали статистически значимыми при р<0,05.

в сочетании с разработанным устройством можно отнести профилактику нарушений речевого развития у недоношенных детей, а также профилактику некачественной гигиены полости рта, боязни чистки зубов и осмотра стоматологом ребенка в будущем за счет его привыкания к регулярному проведению манипуляций во рту [30].

У детей, которым проводилась оральная стимуляция, эффективное сосание позволяло раньше начинать пробные кормления из бутылочки в среднем на 10 дней, быстрее отказаться от зондового кормления и перейти полностью на кормление из бутылочки с соской при достоверно меньшей массе тела. Довольно быстрый перевод ребенка на самостоятельное сосание позволил раньше прикладывать его к груди, что является

дополнительным стимулом поддержания лактации у матери.

14 детей, у которых использовались приемы оральной стимуляции, выписывались на исключительно грудном вскармливании,

15 - докармливались специализированной смесью; таким образом, 29 из 34 детей основной группы получали нативное материнское молоко. Это существенно сократило пребывание ребенка в стационаре в среднем на 9 дней по сравнению с контрольной группой (табл. 2).

Заключение

В настоящее время предлагаются различные методы, с помощью которых можно сократить длительность питания через

гастральный зонд и помочь недоношенному новорожденному в становлении сосания:

■ ненутритивное сосание;

■ различные виды стимуляции: ольфакторная - запахом грудного молока [31, 32]; тактильная - различные вариации прикосновений и массажных движений матери и/или медработника [33]; аудиальная [34-36]; оральная [19, 37];

■ мандибулярная «поддержка» - поддерживание щек и нижней челюсти оператором/матерью/медсестрой во время орального кормления [38, 39];

■ «упражнения» на глотание - активное ненутритивное сосание с болюсным введением от 0,05 до 0,2 мл молока (минимальный объем, необходимый для инициации

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

глотательного рефлекса) с помощью шприца объемом 1 мл непосредственно на медиально-заднюю часть языка, чтобы вызвать глотание [40].

Эффективность этих методик требует подтверждения в дальнейших исследованиях. В настоящем исследовании проведение оральной стимуляции позволило безопасно и не-инвазивно ускорить завершение зондового кормления, перейти полностью на кормление из бутылочки с соской и раньше прикладывать ребенка к груди, укрепляя связь между матерью и новорожденным. Применение данной методики существенно сокращает пребывание ребенка в стационаре, позволяет снизить нагрузку на персонал, уменьшить финансовые затраты, улучшить организацию медицинской помощи в отделениях неонатального профиля.

Кухарцева Марина Вячеславовна (Marina V. Kukhartseva)* - врач-неонатолог, научный сотрудник отделения патологии новорожденных и недоношенных детей Института неонатологии и педиатрии ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: m_kukhartseva@oparina4.ru https://orcid.org/0000-0002-4916-9531

Боброва Анна Михайловна (Anna M. Bobrova) - врач-неонатолог, младший научный сотрудник отделения новорожденных Института неонатологии и педиатрии ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: а_bobrova@oparina4.ru https://orcid.org/0000-0002-7693-4470

Рюмина Ирина Ивановна (Irina I. Ryumina) - доктор медицинских наук, руководитель отделения патологии новорожденных и недоношенных детей ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: i_ryumina@oparina4.ru https://orcid.org/0000-0003-1831-887X

Нароган Марина Викторовна (Marina V. Narogan) - доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения патологии новорожденных и недоношенных детей ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, профессор кафедры неонатологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация E-mail: m_narogan@oparina4.ru https://orcid.org/0000-0002-3160-905X

ЛИТЕРАТУРА

1. Davis A. et al. A randomized controlled trial of an outpatient protocol for transitioning children from tube to oral feeding: no need for amitriptyline // J. Pediatr. 2016. Vol. 172, N 2. P. 136-141.

2. Lubbe W. Clinicians guide for cue-based transition to oral feeding in preterm infants: an easy-to-use clinical guide // J. Eval. Clin. Pract. 2018. Vol. 21, N 1. P. 80-88.

3. Crapnell T. et al. Neurodevelopmental profile, growth, and psychosocial environment of preterm infants with difficult feeding behavior at age 2 years // J. Pediatr. 2015. Vol. 167, N 6. P. 1347-1353.

4. Fucile S. et al. Oral sensorimotor intervention enhances breastfeeding establishment in preterm infants // Breastfeed. Med. 2018. Vol. 13, N 7. P. 473-478.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lau C. Development of infant oral feeding skills: what do we know? // Am.J. Clin. Nutr. 2016. Vol. 103, N 2. P. 616S-621S.

6. Lau C. et al. Oral feeding assessment predicts length of hospital stay in late preterm infants // J. Pediatr. Mother Care. 2015. Vol. 1, N 1. P. 102.

7. Crapnell T. et al. Factors associated with feeding difficulties in the very preterm infant // Acta Paediatr. 2013. Vol. 102, N 12. P. e539-e545.

8. Lau C., Fucile S., Schanler R. A self-paced oral feeding system that enhances preterm infants' oral feeding skills // J. Neonatal Nurs. 2015. Vol. 21, N 3. P. 121-126.

9. Rybak A. Organic and nonorganic feeding disorders // Ann. Nutr. Metab. 2015. Vol. 66, N 5. P. 16-22.

10. Rhooms L. et al. Effect of unimodal and multimodal sensorimotor interventions on oral feeding outcomes in preterm infants: an evidence-based systematic review // Adv. Neonatal Care. 2019. Vol. 19, N 1. P. E3-E20.

11. Pineda R. et al. Preterm infant feeding performance at term equivalent age differs from that of full-term infants // J. Perinatol. 2020. Vol. 40, N 4. P. 646-654.

* Автор для корреспонденции.

12. Park J. Factors associated with feeding progression in extremely preterm infants // Nurs. Res. 2015. Vol. 64, N 3. P. 159-167.

13. Pickler R.H. et al. Effects of the neonatal intensive care unit environment on preterm infant oral feeding // Res. Rep. Neonatol. 2014. Vol. 3. P. 15-20.

14. Lessen B.S. Effect of the premature infant oral motor intervention on feeding progression and length of stay in preterm infants // Adv. Neonatal Care. 2011. Vol. 11, N 2. P. 129-141.

15. Beckman D. Oral motor assessment and intervention // Oral Motor Assessment and Intervention. Dallas, TX, 1998.

16. Clawson E.P., Palinski K.S., Elliott C.A. Outcome on intensive oral motor and behavioural interventions for feeding difficulties in three children with Goldenhar Syndrome // Pediatr. Rehabil. 2007. Vol. 9, N 1. P. 65-75.

17. Biro J. et al. Building the evidence: using the evidence to create a protocol for infants with feeding issues // OT Pract. 2010. Vol. 10. P. 9-13.

18. Rocha A.D. et al. Randomized study of the efficacy of sensory-motor-oral stimulation and non-nutritive sucking in very low birthweight infant // Early Hum. Dev. 2007. Vol. 83, N 6. P. 385-388.

19. Fucile S., Gisel E., Lau C. Oral stimulation accelerates the transition from tube to oral feeding in preterm infants // J. Pediatr. 2002. Vol. 141, N 2. P. 230-236.

20. Arora K. et al. Prefeeding oromotor stimulation program for improving oromotor function in preterm infants - a randomized controlled trial // Indian Pediatr. 2018. Vol. 55, N 8. P. 675-678.

21. Lessen Knoll B.S., Daramas T., Drake V. Randomized controlled trial of a prefeeding oral motor therapy and its effect on feeding improvement in a Thai NICU // J. Obstet. Gynecol. Neonatal Nurs. (JOGNN). 2019. Vol. 48, N 2. P. 176-188.

22. Fucile S., Wener E., Dow K. Enhancing breastfeeding establishment in preterm infants: a randomized clinical trial of two non-nutritive sucking approaches // Early Hum. Dev. 2021. Vol. 156. Article ID 105347.

23. Briere C., McGrath J., Cong X. Direct-breastfeeding premature infants in the neonatal intensive care unit // J. Hum. Lact. 2015. Vol. 31. P. 386-392.

24. Sakalidis V., Williams T., Garbin C. Ultrasound imaging of infant sucking dynamics during the establishment of lactation // J. Hum. Lact. 2013. Vol. 29. P. 205213.

25. Geddes D., Sakalidis V., Hepworth A. Tongue movement and intra-oral vacuum of term infants during breastfeeding and feeding from an experimental teat that released milk under vacuum only // Early Hum. Dev. 2012. Vol. 88. P. 443-449.

26. Lau C., Geddes D., Mizuno K. The development of oral feeding skills in infants // Int. J. Pediatr. 2012. Vol. 2012. Article ID 572341.

27. Longoni L. et al. Predictors and outcomes of the Neonatal Oral Motor Assessment Scale (NOMAS) performance: a systematic review // Eur. J. Pediatr. 2018. Vol. 177, N 5. P. 665-673.

28. Jadcherla S. et al. Impact of prematurity and co-morbidities on feeding milestones in neonates: a retrospective study // J. Perinatol. 2010. Vol. 30, N 3. P. 201-208.

29. Шнейдерман М.Г., Кухарцева М.В., Рюмина И.И. Устройство для оральной стимуляции у новорожденных и детей первого года жизни : пат. RU 203673 U1. 2021.

30. Ghomi H. et al. The effects of premature infant oral motor intervention (PIOMI) on oral feeding of preterm infants: a randomized clinical trial // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2019. Vol. 120. P. 202-209.

31. Raimbault C., Saliba E., Porter R. The effect of the odour of mother's milk on breastfeeding behaviour of premature neonates // Acta Paediatr. 2007. Vol. 96, N 3. P. 368-371.

32. Yildiz A. et al. The effect of the odor of breast milk on the time needed for transition from gavage to total oral feeding in preterm infants // J. Nurs. Scholarsh. 2011. Vol. 43, N 3. P. 265-273.

33. Abdallah B., Badr L., Hawwari M. The efficacy of massage on short and long term outcomes in preterm infants // Infant Behav. Dev. 2013. Vol. 36, N 4. P. 662-669.

34. Yildiz A., Arikan D. The effects of giving pacifiers to premature infants and making them listen to lullabies on their transition period for total oral feeding and sucking success // J. Clin. Nurs. 2012. Vol. 21, N 5-6. P. 644-656.

35. Loewy J. et al. The effects of music therapy on vital signs, feeding, and sleep in premature infants // Pediatrics. 2013. Vol. 131, N 5. P. 902-918.

36. Blumenfeld H., Eisenfeld L. Does a mother singing to her premature baby affect feeding in the neonatal intensive care unit? // Clin. Pediatr. (Phila.). 2006. Vol. 45, N 1. P. 65-70.

37. Younesian S., Yadegari F., Soleimani F. Impact of oral sensory motor stimulation on feeding performance, length of hospital stay, and weight gain of preterm infants in NICU // Iran. Red. Crescent Med. J. 2015. Vol. 17, N 7. Article ID e13515.

38. Einarsson-Backes L. et al. The effect of oral support on sucking efficiency in preterm infants // Am.J. Occup. Ther. 1994. Vol. 48, N 6. P. 490-498.

39. Hwang Y. et al. Effectiveness of cheek and jaw support to improve feeding performance of preterm infants // Am.J. Occup. Ther. 2010. Vol. 64, N 6. P. 886-894.

40. Lau C., Smith E. Interventions to improve the oral feeding performance of

preterm infants // Acta Paediatr. 2012. Vol. 101, N 7. P. e269-e274.

REFERENCES

1. Davis A., et al. A randomized controlled trial of an outpatient protocol for transitioning children from tube to oral feeding: no need for amitriptyline. J Pediatr. 2016; 172 (2): 136-41.

2. Lubbe W. Clinicians guide for cue-based transition to oral feeding in preterm infants: an easy-to-use clinical guide. J Eval Clin Pract. 2018; 21 (1): 80-8.

3. Crapnell T., et al. Neurodevelopmental profile, growth, and psychosocial environment of preterm infants with difficult feeding behavior at age 2 years. J Pediatr. 2015; 167 (6): 1347-53.

4. Fucile S., et al. Oral sensorimotor intervention enhances breastfeeding establishment in preterm infants. Breastfeed Med. 2018; 13 (7): 473-8.

5. Lau C. Development of infant oral feeding skills: what do we know? Am J Clin Nutr. 2016; 103 (2): 616S-21S.

6. Lau C., et al. Oral feeding assessment predicts length of hospital stay in late preterm infants. J Pediatr Mother Care. 2015; 1 (1): 102.

7. Crapnell T., et al. Factors associated with feeding difficulties in the very preterm infant. Acta Paediatr. 2013; 102 (12): e539-45.

8. Lau C., Fucile S., Schanler R. A self-paced oral feeding system that enhances preterm infants' oral feeding skills. J Neonatal Nurs. 2015; 21 (3): 121-6.

9. Rybak A. Organic and nonorganic feeding disorders. Ann Nutr Metab. 2015; 66 (5): 16-22.

10. Rhooms L., et al. Effect of unimodal and multimodal sensorimotor interventions on oral feeding outcomes in preterm infants: an evidence-based systematic review. Adv Neonatal Care. 2019; 19 (1): E3-20.

11. Pineda R., et al. Preterm infant feeding performance at term equivalent age differs from that of full-term infants. J Perinatol. 2020; 40 (4): 646-54.

12. Park J. Factors associated with feeding progression in extremely preterm infants. Nurs Res. 2015; 64 (3): 159-67.

13. Pickler R.H., et al. Effects of the neonatal intensive care unit environment on preterm infant oral feeding. Res Rep Neonatol. 2014; 3: 15-20.

14. Lessen B.S. Effect of the premature infant oral motor intervention on feeding progression and length of stay in preterm infants. Adv Neonatal Care. 2011; 11 (2): 129-41.

15. Beckman D. Oral motor assessment and intervention. In: Oral Motor Assessment and Intervention. Dallas, TX, 1998.

16. Clawson E.P., Palinski K.S., Elliott C.A. Outcome on intensive oral motor and behavioural interventions for feeding difficulties in three children with Goldenhar Syndrome. Pediatr Rehabil. 2007; 9 (1): 65-75.

17. Biro J., et al. Building the evidence: using the evidence to create a protocol for infants with feeding issues. OT Pract. 2010; 10: 9-13.

18. Rocha A.D., et al. Randomized study of the efficacy of sensory-motor-oral stimulation and non-nutritive sucking in very low birthweight infant. Early Hum Dev. 2007; 83 (6): 385-8.

19. Fucile S., Gisel E., Lau C. Oral stimulation accelerates the transition from tube to oral feeding in preterm infants. J Pediatr. 2002; 141 (2): 230-6.

20. Arora K., et al. Prefeeding oromotor stimulation program for improving oromotor function in preterm infants - a randomized controlled trial. Indian Pediatr. 2018; 55 (8): 675-8.

21. Lessen Knoll B.S., Daramas T., Drake V. Randomized controlled trial of a prefeeding oral motor therapy and its effect on feeding improvement in a Thai NICU. J Obstet Gynecol Neonatal Nurs (JOGNN). 2019; 48 (2): 176-88.

22. Fucile S., Wener E., Dow K. Enhancing breastfeeding establishment in preterm infants: a randomized clinical trial of two non-nutritive sucking approaches. Early Hum Dev. 2021; 156: 105347.

23. Briere C., McGrath J., Cong X. Direct-breastfeeding premature infants in the neonatal intensive care unit. J Hum Lact. 2015; 31: 386-92.

24. Sakalidis V., Williams T., Garbin C. Ultrasound imaging of infant sucking dynamics during the establishment of lactation. J Hum Lact. 2013; 29: 205-13.

25. Geddes D., Sakalidis V., Hepworth A. Tongue movement and intra-oral vacuum of term infants during breastfeeding and feeding from an experimental teat that released milk under vacuum only. Early Hum Dev. 2012; 88: 443-9.

26. Lau C., Geddes D., Mizuno K. The development of oral feeding skills in infants. Int J Pediatr. 2012; 2012: 572341.

27. Longoni L., et al. Predictors and outcomes of the Neonatal Oral Motor Assessment Scale (NOMAS) performance: a systematic review. Eur J Pediatr. 2018; 177 (5): 665-73.

28. Jadcherla S., et al. Impact of prematurity and co-morbidities on feeding milestones in neonates: a retrospective study. J Perinatol. 2010; 30 (3): 201-8.

29. Schneyderman M.G., Kukhartseva M.V., Ryumina I.I. Device for oral stimulation in newborns and children of the first year of life: pat. RU 203673 U1. 2021 (in Russian)

30. Ghomi H., et al. The effects of premature infant oral motor intervention (PIOMI) on oral feeding of preterm infants: a randomized clinical trial. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2019; 120: 202-9.

31. Raimbault C., Saliba E., Porter R. The effect of the odour of mother's milk on breastfeeding behaviour of premature neonates. Acta Paediatr. 2007; 96 (3): 368-71.

32. Yildiz A., et al. The effect of the odor of breast milk on the time needed for transition from gavage to total oral feeding in preterm infants. J Nurs Scholarsh. 2011; 43 (3): 265-73.

33. Abdallah B., Badr L., Hawwari M. The efficacy of massage on short and long term outcomes in preterm infants. Infant Behav Dev. 2013; 36 (4): 662-9.

34. Yildiz A., Arikan D. The effects of giving pacifiers to premature infants and making them listen to lullabies on their transition period for total oral feeding and sucking success. J Clin Nurs. 2012; 21 (5-6): 644-56.

35. Loewy J., et al. The effects of music therapy on vital signs, feeding, and sleep in premature infants. Pediatrics. 2013; 131 (5): 902-18.

36. Blumenfeld H., Eisenfeld L. Does a mother singing to her premature baby affect feeding in the neonatal intensive care unit? Clin Pediatr (Phila). 2006; 45 (1): 65-70.

37. Younesian S., Yadegari F., Soleimani F. Impact of oral sensory motor stimulation on feeding performance, length of hospital stay, and weight gain of preterm infants in NICU. Iran Red Crescent Med J. 2015; 17 (7): e13515.

38. Einarsson-Backes L., et al. The effect of oral support on sucking efficiency in preterm infants. Am J Occup Ther. 1994; 48 (6): 490-8.

39. Hwang Y., et al. Effectiveness of cheek and jaw support to improve feeding performance of preterm infants. Am J Occup Ther. 2010; 64 (6): 886-94.

40. Lau C., Smith E. Interventions to improve the oral feeding performance of preterm infants. Acta Paediatr. 2012; 101 (7): e269-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.