Научная статья на тему 'Опытное богословие преподобного силуана Афонского'

Опытное богословие преподобного силуана Афонского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
301
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФОН / ПРЕПОДОБНЫЕ / СИЛУАН АФОНСКИЙ / СТАРЦЫ / ELDERS / МОНАШЕСТВО / MONASTICISM / АСКЕТИКА / ASCETICS / БОГОСЛОВИЕ / THEOLOGY / ОПЫТНОЕ БОГОСЛОВИЕ / PRACTICAL THEOLOGY / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / СВЯТЫЕ ОТЦЫ / HOLY FATHERS / MT. ATHOS / MONASTIC FATHERS / SILUAN OF MT. ATHOS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осокин Александр Николаевич

Рецензия на: Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский / Ж.-К. Ларше; пер. с фр. М. Ю. Насонова и У. С. Рахновской; предисл. архим. Симеона (Брюшвайлера). М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитраный университет, 2015. 312 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Осокин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Te Practical Teology of St. Siluan of Mt. Athos

A review of: Larchet, J-C. Saint Silouane de l’Athos / Trans. from French by M. Nasonov and U. Rakhnovskaya with a Foreword by Archim. Simeon (Brushweiler). Moscow: St. Tikhon’s Orthodox Humanitarian University, 2015. 312 pp.

Текст научной работы на тему «Опытное богословие преподобного силуана Афонского»

Рецензии

А.Н. Осокин

ОПЫТНОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО

Рецензия на: Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский / Ж.-К. Ларше; пер. с фр. М. Ю. Насонова и У. С. Рахновской; предисл. архим. Симеона (Брюшвайлера). М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитраный университет, 2015. 312 с. : ил.

Ключевые слова: Афон, преподобные, Силуан Афонский, старцы, монашество, аскетика, богословие, опытное богословие, Православие, святые отцы.

Жан-Клод Ларше (род. в 1949) — современный православный1 исследователь французского происхождения, который является автором глубоких научных работ по богословию и патрологии. «Доктор богословия, доктор философии, профессор, автор 23 книг, переведенных на 15 иностранных языков»2, он написал также более 100 статей и около 400 рецензий.

Особую ценность представляет книга Ж. К. Ларше «Преподобный Силуан Афонский»3, опубликованная в 2001 парижским издательством «Cerf». На русском языке этот труд вышел в 2015 году. Предметом данного исследования является включенность так называемого «практического» или «опытного» богословия одного из известнейших старцев XX века прп. Силуана Афонского в православное святоотеческое предание. Работа Ж.-К. Ларше актуальна тем, что является первым глубо-

Александр Николаевич Осокин — студент II курса магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).

1 Ж.-К. Ларше перешел из католичества в православие в 1971 году в возрасте 22 лет под влиянием православного святоотеческого предания. Ларше имел близкое общение со старцем архим. Сергием (Шевичем) и прп. Паисием Святогорцем. Духовные наставления он также получал от схиархим. Софрония (Сахарова) и от учеников схим. Иосифа Исихаста: старца Ефрема Катунакского, старца Харлампия Дионисиатского и схиархим. Ефрема Аризонского.

2 Ларше Жан-Клод: Портал Богословии [Электронный ресурс] / Портал Богослов.^ — научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/persons/217744/ index.html (дата доступа: 25.02.2016).

3 Larchet J.-C. Saint Silouane de l'Athos / Jean-Claude Larchet; préface de l'Archimandrite Syméon. Paris: Ed. du Cerf, 2001. 404 p. ISBN 2-204-06543-9. Второе издание — Paris: Cerf, 2004.

ким систематическим исследованием «феномена старца Силуана». Несмотря на то что подобные попытки уже осуществлялись и ранее, труд Ларше по своей полноте и систематичности превосходит все предыдущие аналоги, не считая, конечно же, труды схиархим. Софрония (Сахарова), открывшего прп. Силуана миру. Однако Ларше не столько повторяет, сколько дополняет написанное схиархим. Софронием. Даже для человека, уже имеющего представление о творчестве прп. Силуана, ознакомление с исследованием Ларше будет небезынтересным. Простые, на первый взгляд высказывания преподобного в проработке исследователем обретают новые оттенки и смыслы, которые не всегда лежат на поверхности.

Выводы Ж.-К. Ларше основываются не только на трудах прп. Силуана. В удачной попытке указать место «феномена Силуана» в аскетической и мистической традиции Православной Церкви Ларше обильно использует цитацию из святоотеческого наследия. Среди наиболее часто упоминаемых в рассматриваемой работе встречаются ссылки на прп. Ма-кария Египетского, прп. Исаака Сирина, прп. авву Дорофея, прп. Иоанна Лествичника, свт. Иоанна Златоуста, прп. Максима Исповедника, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, прп. Симеона Нового Богослова, свт. Григория Паламу и других отцов.

Представляют собой интерес авторские классификации святоотеческого опыта по некоторым духовным темам, например: степени незнания Бога (с. 135), разные степени благодати (с. 140), образы бого-оставленности (с. 166), причины богооставленности (с. 218), духовные плоды смирения (с. 238), дары Духа Святого (с. 272), условия стяжания Духа Святого (с. 295) и др.

Исследование Ж.-К. Ларше включает текст «от автора», предисловие, 8 глав и 1 приложение в виде уникального, не публиковавшегося ранее письма прп. Силуана Кириллу (будущему архим. Сергию) Шевичу. Каждая из глав содержит несколько подглав, в которые по необходимости включаются пронумерованные пункты. Завершаются главы небольшим заключением, резюмирующим ход рассуждений в подглавах.

Первая глава «Жизнь, личность и деятельность святого Силу-ана» преподносит биографию преподобного с акцентом на ключевых, полезных для исследования биографических сведениях. Здесь же Ларше упоминаются основные темы, присущие богословию прп. Силуана: 1) святоотеческая трактовка известной фразы, сказанной Христом преподобному: «Держи ум во аде и не отчаивайся»; 2) тема любви к врагам;

А.Н. Осокин

3) молитва о спасении людей; 4) опыт богооставленности; 5) покаяние и смирение; 6) образ Христа; 7) тема Святого Духа.

Вторая глава «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» посвящена толкованию неоднозначной фразы, обозначенной в теме. Ларше приходит к выводу, что это выражение должно быть понимаемо как некая «балансировка»4 между осуждением себя на адские муки и твердым упованием на Господа, между двумя помыслами: «ты святой» и «ты не спасешься»5.

Третья глава «Любовь к врагам» подчеркивает уникальность опыта Силуана Афонского в этом вопросе. Автор подсчитал, что тема любви к врагам в относительно небольших сочинениях прп. Силуана встречается 25 раз. По аргументированному мнению Ларше, прп. Силуан любовь к врагам выдвигает в качестве основного критерия для подтверждения истинности богопознания, действия в человеке Святого Духа и в конечном итоге — спасения.

Четвертая глава «Личное спасение и спасение мира» повествует о безусловной пользе молитвы за мир в контексте спасения как молящегося, так и того, за кого он молится. Однако здесь же Ж.-К. Ларше основательно разбирает не часто встречаемый в трудах прп. Силуана, но очень важный для новичков в духовной жизни тезис о подготовке к молитве за мир, заключающейся в покаянии, соблюдении заповедей и очищении от страстей молитвенника (независмо от того, монах он или мирянин).

Пятая глава «Опыт богооставленности» посвящена исследованию темы оставления подвижника божественной благодатью. Автор разбирает этот вопрос и с общераспространенной среди отцов Восточной Церкви стороны, и со стороны уникального опыта прп. Силуана.

Шестая глава «Покаяние и смирение», где эти две добродетели рассматриваются в обязательной связке, раскрывает все мысли прп. Силуана по этому вопросу. Особенностью учения старца является то, что смирение для него — это истинный и кратчайший путь познания Бога.

Седьмая, относительно небольшая по объему глава «Лик Христа» раскрывает темы современного кенотического богословия, в основе которого лежит представление о милосердном Боге, добровольно принявшим слабость, ограничение Своей свободы и самоуничижение. Ларше

4 Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский. М., 2015. С. 53.

5 Там же. С. 55.

говорит о том, что прп. Силуан предвосхитил эти актуальные почти «революционные»6 для современного богословия выводы.

Восьмая, последняя глава «Научение Духом Святым» показывает вклад прп. Силуана в описание свойств и действований Святого Духа, о Котором до преподобного, как ни странно, святыми отцами не упоминалось так часто. Ж.-К. Ларше приводит в пример то, что упоминание прп. Силуаном Святого Духа встречается часто, уже на первых двух страницах творений старца Силуана —13 раз. Ларше систематизирует высказывания святого Силуана по следующим подтемам: значение Духа Святого, дар, качества, роль Святого Духа, условия Его стяжания, критерий присуствия в человеке именно Духа Святого.

Заключают восьмую главу две подглавы: «Богословие в действии» и «Святой Силуан и святоотеческая традиция», в которых Ж.-К. Ларше обобщает богословский опыт старца Силуана и указывает место в православном предании его высказываний, не совсем традиционных по форме (простота и отсутствие широкого терминологического аппарата) для общепринятого догматического богословия.

Среди минусов труда Ж.-К. Ларше можно отметить лишь чрезвычайно частые повторы одних и тех же цитат. Иногда цитаты повторяются даже на одной странице. Впрочем, такой подход, вероятно, был выбран автором с целью максимально донести до читателя все грани рассматриваемых идей.

В целом работа представляет собой интерес и в плане компоновки материала. Она последовательна. Некоторые тезисы доводятся до предела и венчаются некой отражающей одну крайность цитатой или мыслью, что заставляет читателя естественным образом задаваться вопросом относительно соответствия взгляда исследователя действительности. Но в дальнейшем автор умело рассеивает создавшееся недоумение и отвечает на ранее возникшие у читателя вопросы, что, несомненно, только способствует лучшему уяснению идей автора.

Таким образом, как Священное Писание требует должного толкования Священным Преданием, так и слова святых порой нуждаются в дополнительной интерпретации. На наш взгляд, Ж.-К. Ларше удалось объяснить сложные для понимания концепты прп. Силуана Афонского достаточно полно и аргументировано.

6 См.: Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский. М., 2015. С. 253.

A.H. OCOKUH

Aleksandr Osokin. The Practical Theology of St. Siluan of Mt. Athos

A review of: Larchet, J-C. Saint Silouane de l'Athos / Trans. from French by M. Nasonov and U. Rakhnovskaya with a Foreword by Archim. Simeon (Brushweiler). Moscow: St. Tikhon's Orthodox Humanitarian University, 2015. 312 pp.

Keywords: Mt. Athos, monastic fathers, Siluan of Mt. Athos, elders, monasticism, ascetics, theology, practical theology, Orthodoxy, holy fathers.

Aleksandr Nikolayevich Osokin — 2nd year Master's student at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).

296

XpucmuaHCKoe umeHue № 2, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.