УДК 614.8
ББК 4481.35 + Ю936 + Ц69
ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
К.Н. Крикунов ЮУрГУ
EXPERIMENTAL RESEARCH ТО FORMATION OF ENGINEER-ING SPECIALTY STUDENTS' READINESS FOR THE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF EMERGENCY SITUATION OF EMERGENCY SITUATION
K.N. Krikunov SUSU
Описана реализация разработанной модели формирования готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Представлены результаты опытно-поисковой работы и проведен анализ полученных данных.
Ключевые слова: опытно-поисковая работа, формирование готовности, педагогическая модель, организационно-педагогические условия.
Describes experimental research to formation of engineering specialty students readiness for the activity in the conditions of emergency situation and the realization of the elaborated model. The results of experimental were produce and the obtained data was analyzed.
Keywords: experimental research, pedagogical model, formation of readiness, activity in the conditions of emergency situation.
В настоящее время роль инженерной деятельности значительно возросла, так как решения, принимаемые и реализуемые инженерами в ходе создания техносферы, имеют глобальную значимость. Согласно результатам исследований проблем управления качеством высшего образования в России, существуют значительные разрывы между уровнем подготовки инженеров и требованиями наукоемкого производства (в частности, в области обеспечения безопасности) [3]. Анализ современных исследований проблем инженерного образования (работы И.Д. Белоновской [1], В.М. Жураковского [2], А.И. Чучалина [4]) свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме повышения квалификации инженера как результата образования. Готовность является аспектом квалификации, значит, формирование готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций возможно в процессе повышения квалификации при обучении по программе дополнительного
образования. В свою очередь, повышение уровня этой готовности способствует повышению квалификации инженера.
В результате анализа состояния проблемы формирования готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций были выявлены противоречия между:
• требованиями общества к современному уровню готовности инженеров к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий его формирования;
• появлением новых, не известных ранее проблем в области безопасности современного производства и их недостаточной актуализацией в содержании профессионального образования.
Необходимость разрешения отмеченных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: раскрытие сущности формирования готовности студентов
Теория и методика профессионального образования
инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Форми-
рование готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций».
Гипотеза исследования содержала положение о том, что готовность студентов к деятельности по ликвидации чрезвычайных ситуаций будет сформирована, если:
• образовательный процесс реализуется в соответствии с практикоимитирующей, вариативной и адаптивной педагогической моделью (которая: включает в себя целевой, содержательный, реализующий, оценочный и корректировочный компоненты; интегрирует специальные методы и средства обучения студентов инженерных специальностей; обеспечивает моделирование реальной обстановки чрезвычайных ситуаций);
• применение технологии модульного обучения на факультете военного обучения формирует устойчивые специальные умения;
• организация обучения студентов учитывает развитие волевых качеств и психологических особенностей, необходимых в чрезвычайных ситуациях.
В ходе исследования были выявлены организационно-педагогические условия формирования готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций включающие в себя:
• функционирование педагогической модели в условиях личностно ориентированного обучения (степень приближения моделируемой ситуации к реальной обстановке ограничивается с учетом уровня эмоциональной устойчивости и особенностей восприятия студентов);
• применение технологии модульного обучения на факультете военного обучения.
Цель опытно-поисковой работы заключалась в проверке положений гипотезы исследования.
Задачи опытно-поисковой работы заключались в следующем:
• определить, направлена ли разработанная педагогическая модель на формирование готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций;
• проверить необходимость выявленных организационно-педагогических условий.
Базой для проведения исследования стали факультет военного обучения ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» и учебный центр Челябинского высшего военного командного училища.
Опытно-поисковая работа осуществлялась в два этапа. Первый этап -констатирующий - позволил определить уровень сформированное™ готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (нулевой срез). Студенты проходят обучение на факультете военного обучения в течение пяти семестров - начиная с зимнего семестра второго курса, затем в течение всего третьего и четвертого курсов, а завершающим этапом их обучения являются учебные сборы, проводимые на базе войсковых частей после четвертого курса. Нулевой срез был проведен в начале обучения студентов на третьем курсе.
На втором этапе - формирующем -осуществлялась опытная проверка модели формирования готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций в выявленных организационно-педагогических условиях. Формирующий этап опытнопоисковой работы проводился со студентами различных факультетов ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» в период их обучения на факультете военного обучения. Нами было принято решение о проведении формирующего этапа в период обучения студентов на третьем и четвертом курсах, а также в течение учебных сборов. Это обусловлено тем, что в течение зимнего семестра второго курса происходит формирование учебных взводов и многие студенты по тем или иным причинам прекращают обучение на факультете военного обучения. После третьего курса нами был сделан первый срез с целью определения уровня сформированности готовности. Второй срез был сделан после прохождения студентами учебных сборов.
Для реализации модели была разработана программа «Эффективные действия в условиях чрезвычайных ситуаций». Тематика лекций и практических занятий программы отражала содержание технологического, медицинского и психологического блоков,
входящих в содержательный компонент
модели.
В проведении опытно-поисковой работы участвовало 225 студентов, что, согласно данным математической статистики, является достаточным для обеспечения надежности результатов на уровне математической значимости а= 0,05.
Были сформированы две контрольные группы. Первая контрольная группа была сформирована из студентов инженерных
специальностей, проходивших традиционное обучение по дисциплинам «Безопасность
жизнедеятельности» и «Основы медицинских знаний». В этой группе было 43 студента. Вторая контрольная группа была сформирована из студентов, проходивших обучение по специальности 280101. В эту группу входило 37 человек. Студенты специальности 280101 изучают ряд специальных дисциплин, оказывающих
влияние на формирование готовности к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Выбор двух контрольных групп обусловлен необходимостью сравнения двух традиционных и авторской программ формирования готовности.
Были сформированы четыре экспериментальные группы, в которых при
различных организационно-педагогических условиях реализовывалась разработанная
модель формирования готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Первая экспериментальная группа состояла из студентов инженерных специальностей в количестве 39 человек. В этой группе модель реализовывалась в личностно ориентированном обучении с применением
технологии модульного обучения на факультете военного обучения. Вторая
экспериментальная группа состояла из 41 студента. Модель реализовывалась в условиях применения технологии модульного обучения на факультете военного обучения. В третью экспериментальную группу входило 35
человек. В этой группе модель
реализовывалась в условиях личностно ориентированного обучения на факультете военного обучения. В четвертой экспериментальной группе было 40
студентов. Модель в этой группе реализовывалась в условиях факультета военного обучения по традиционным технологиям.
Студенты экспериментальных и контрольных групп проходили обучение по программе подготовки офицеров запаса и изучали содержание дисциплин «Военномедицинская подготовка» и «Радиационная, химическая и биологическая защита».
Для измерения сформированности содержательных компонентов готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и данной готовности в целом необходимо определить критерии, показатели и уровни их сформированности. В исследовании установлены показатели сформированности содержательных компонентов готовности на основе сформированности в них структурных компонентов: осведомленности, сознательности и действенности. Были выделены три уровня сформированности содержательных компонентов готовности и готовности в целом: преддостаточный, достаточный и выше достаточного. С целью оценки уровней сформированности содержательных компонентов готовности и готовности в целом были применены специализированные тесты, использующиеся в процессе подготовки профессиональных спасателей. Тесты были модифицированы таким образом, чтобы они позволяли оценить именно формируемые в процессе реализации спроектированной модели знания, умения и индивидуальноличностные качества.
Для оценки уровней сформированности технологического, медицинского и физического компонентов применяются, содержащие 10 заданий, среди которых есть как предусматривающие выполнение практических действий, так и теоретические вопросы. С целью оценки уровней сформированности психологического компонента готовности применяются специализированные тесты.
Данные опытно-поисковой работы анализировались и обрабатывались методами математической статистики (проверка нулевой гипотезы с помощью критерия хи-квадрат). Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали преддостаточный уровень сформированности компонентов готовности к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций у большинства студентов. Сформированность компонентов готовности и готовности в целом во всех группах находилась на одинаковом уровне. Данные, полученные по
Теория и методика профессионального образования
каждой группе, являлись статистически неразличимыми между собой.
Реализация модели формирования
готовности студентов инженерных
специальностей к деятельности действиям в условиях чрезвычайных ситуаций осуществлялась в период обучения студентов на третьем и четвертом курсах и в период учебных сборов, проводимых после четвертого курса на базе учебного центра Челябинского высшего военного командного училища. Во время учебных сборов студенты находились на территории учебного центра в течение 30 суток, что оказывало существенное влияние на возможность создания специфических условий для формирования готовности.
В процессе реализации спроектированной модели производился нулевой срез, целью которого являлось определение достигнутых уровней сформированности содержательных компонентов готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. По результатам нулевого среза обучаемые первой и второй экспериментальных групп распределялись по отделениям. Процесс формирования готовности в каждом из отделений происходил с применением обучающих модулей, спроектированных с учетом сочетаний достигнутых уровней сформированности компонентов готовности. Часть модулей являлись основными, обязательными для всех студентов данного отделения. Другая часть модулей проектировалась таким образом, чтобы обеспечить корректировку уровня сформированности того или иного компонента готовности. Сформированные таким образом обучающие модули являлись корректировочными и обеспечивали индивидуализацию траектории формирования компонентов готовности.
На определенных этапах процесса формирования готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций проводилась оценка сформированности содержательных компонентов готовности. В соответствии с результатами этой оценки студент либо продолжал обучение с применением одного из основных модулей, либо получал индивидуальные задания, выполнение которых обеспечит полноту
усвоения знаний и формирование умений, необходимых для достижения соответствующего уровня сформированности того или иного компонента готовности. На завершающем этапе процесса формирования вышеназванной готовности проводился итоговый срез с целью определения уровней сформированности компонентов готовности. По результатам итогового среза каждому студенту выдавались индивидуальные рекомендации по дальнейшему повышению уровней сформированности компонентов готовности.
Результаты формирующего этапа опытнопоисковой работы показали повышение уровня сформированности готовности студентов к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций во всех группах. Наиболее существенные изменения произошли в экспериментальных группах. Приращения средних значений по каждому из содержательных компонентов готовности и готовности в целом в первой экспериментальной группе превосходят соответствующие значения в остальных экспериментальных и контрольных группах. На формирование готовности, наряду с создаваемыми организационно-педагогическими условиями, оказывал влияние тот факт, что студенты и экспериментальных, и контрольных групп обучались по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний», «Военно-медицинская подготовка» и «Радиационная, химическая и биологическая защита», что приводит к определенному приращению готовности. Однако эти изменения несоизмеримо малы в сравнении с показателями экспериментальной группы ЭГ-1, в которой осуществлялась реализация разработанной нами педагогической модели и комплекса определенных в ходе исследования организационно-педагогических условий.
Результаты обработки данных по критерию х.2 показали статистическую различимость групп на уровне значимости
0,05. Данные опытно-поисковой работа позволяют сделать выводы.
1. Применение при формировании готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций всех выявленных организационно-педагогических условий дает
лучшие результаты, чем выборочное применение каких-либо из них.
2. Реализация модели обеспечивает существенное приращение формируемого параметра.
Эти выводы подтверждаются данными количественной математической и статистической обработки результатов опытно-поисковой работы.
Литература
1. Белоновская, ИД Инженерная компетентность специалиста: теория и практика формирования: монография / ИД. Белоновская. -М.: Дом педагогики, 2005. -253 с.
2. Жураковский, В.М. Высшая техническая школа в России и странах мирового сообщества. /В.М. Жураковский - М.: Техпо-лиграфцентр, 2006. -162 с.
3. Сазонова, З.С. Инженерное образование в третьем тысячелетии (европейские тенденции и российские реалии) / З.С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2006. -№ 1. - С. 36-41.
4. Чучалин, А. И. Управление качеством инженерного образования / А.И Чучалин, Ю.П. Похолков // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 5/6. -С. 121-125.
Поступила в редакцию 22 января 2009 г.