Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа в рамках ФГОС'

Опытно-экспериментальная работа в рамках ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА / INTEGRAL PERSONALITY OF STUDENT / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / EXPERIMENTAL AND PILOT WORK / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / УЧИТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ / TEACHERS AND INVESTIGATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна

Философия устойчивого развития, закреплённая в программе ЮНЕСКО «Образование для всех», теоретическая база нового ФГОС. Основные тенденции изменений в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа в рамках ФГОС»

ОПЫТ НО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ работа в рамках ФГОС

Светлана Аркадьевна Котова,

заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доцент, кандидат психологических наук

Образование создаёт тот интеллектуальный фундамент и ту социальную направленность, от которых зависит успешная интеграция личности в общество и устойчивая динамика развития. Новый ФГОС выстроен на философии устойчивого развития, закреплённой в программе ЮНЕСКО «Образование для всех».

целостная личность ученика инновационная деятельность

опытно-экспериментальная работа учителя-исследователи

О

сновными тенденциями изменений в сфере образования стали движение школьного образования в направлении интеграции в мировую культуру (демократизация школы) и мировые стандарты (новые формы оценивания качества образования), создание системы непрерывного образования, гуманитаризация и компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения, повышение доступности образования для разных категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов), восстановление традиций русской школы и образования и др.

Введение стандарта направлено к тому, чтобы преодолеть влияние негативных тенденций, в том числе ориентацию на учёбу как единственную цель работы школы;

авторитаризм; игнорирование интересов семьи ребёнка; недостаточность работы по развитию способностей учащихся; слабая подготовка выпускников к жизни; отставание подготовки российских школьников от уровня качества развитых стран Европы и Америки; недостаточную профессиональную ориентированность педагогов на ценности устойчивого развития и культуры будущего, слабое включение педагогического корпуса в решение воспитательных задач; неготовность к работе с проблемными детьми разных категорий, в том числе и одарённых.

Государственная политика последних лет в области образования внесла существенные коррективы в законотворчество и финансирование образовательных учреждений, в установление новых социальных связей — партнёрских отношений с семьёй как первичным социальным институтом.

Чародное образование 5'2014

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

В этом ряду необходимо отметить создание вариативного поля образовательных услуг, возвращение культуросообразных духовно-нравственных ориентиров; повышение качества заботы о здоровьесбережении и здоро-вьеформировании школьников; новые формы оценки качества образования; а также повышение субъектной роли учащихся в управлении образовательным процессом и его качеством.

Важнейшим фактором ускорения и качественного внедрения этих процессов в образовательные учреждения выступает опытно-экспериментальная работа.

Современное образование, чтобы гибко и оперативно реагировать на меняющиеся запросы общества и потребности будущего, должно стать саморазвивающейся системой. Основной механизм такого изменения — инновационная, в том числе опытно-экспериментальная, деятельность, заключающаяся в поиске новых ценностных ориентиров, целей и содержания образования, моделей управления, методов организации образовательного процесса.

Под опытно-экспериментальной работой (ОЭР) понимается форма организации и практической реализации инновационной деятельности школы, направленная на отыскание качественно новых и эффективных путей целенаправленного конструирования целостного учебно-воспитательного процесса, с целью формирования главной общественной ценности — целостной личности ученика. Сегодня под влиянием нового ФГОС около 90% образовательных учреждений вовлечены в инновационный поиск, затрагивающий целевые, процессуальные и содержательные компоненты учебно-воспитательного процесса. Слова «эксперимент», «экспериментальный» выступают синонимами инновационной деятельности в образовательных учреждениях, поскольку современный стандарт в силу своей вариативности и многоаспектности является богатым источником для развития опытно-экспериментальной практики образовательного поиска.

Опытно-экспериментальная работа включает проработку проблем по созданию новых типов учебных заведений, по апробации и внед-

рению нового содержания, форм, методов обучения и т.д. Её объектом выступает образовательный процесс во всех его проявлениях, а вот предмет опытно-экспериментальной работы может быть разнообразный: он определяется темой, целью деятельности и связанной с ними гипотезой.

ОЭР может реализовываться на всех уровнях образовательной системы: отдельного педагога, методобъединения, руководителя среднего звена, директора школы, управления образованием (района, города, региона), на федеральном уровне.

При этом опытно-экспериментальная работа может осуществляться при разном количестве участников. На личностном уровне она может объединять одного-двух учителей или специалистов образования, в групповом — от малой группы из 3 — 12 человек (ограниченного объединения специалистов) до значительных педагогических коллективов (коллектива педагогов-предметников, образовательного учреждения в целом, объединения педагогических коллективов нескольких школ). В зависимости от масштаба эксперимента исполнителями могут быть учителя, воспитатели, руководители МО, школьные психологи, администрация школ, работники управленческих и методических уровней, научные работники. В крупных экспериментах задействуется значительный коллектив исполнителей, выполняющих локальные эксперименты на отдельных участках.

Массовый педагогический поиск и экспериментирование носят творческий, инициативный, а не обязательный характер. Однако, при наличии целого пакета документов об экспериментальной работе в школах и других учреждениях народного образования, предоставляющих право педагогам и учебно-воспитательным учреждениям работать в экспериментальном режиме, механизм

Народное образование 5'2014

С.А. Котова. Опытно-экспериментальная работа в рамках ФГОС

поддержки педагогических инициатив действует неэффективно. Управленческие и методические службы не считают функции, связанные с экспериментированием, своей повседневной обязанностью. При подготовке и проведении эксперимента нет необходимой ответственности, отсутствует плановая организация экспериментальной работы, не создано продуманной развёрнутой системы обсуждения и распространения результатов педагогического экспериментирования. Слаба связь творчески работающих учителей и школ с научными работниками и учреждениями.

Сегодня становится всё очевиднее, что эффективный педагогический эксперимент требует кооперирования и координации усилий многих специалистов, носит коллективный характер; кроме исполнителя, в нём принимает участие целый ряд должностных лиц, выполняющих различные функции.

Многое сегодня делается для обеспечения безопасности ОЭР. Риск некомпетентных действий в ходе педагогического экспериментирования должен быть сведён к минимуму, даже исключён (например, выделение резерва времени для компенсации неудачи). Это достигается внедрением и стандартизацией технологий поэтапного анализа, контроля и оценки эксперимента.

Сегодня связь школ с научно-исследовательскими центрами, институтами и университетами расширяется и укрепляется,

становится более разнообразной и многоаспектной, строится на принципах открытости и партнёрского взаимодействия. Если коллектив школы испытывает потребность в научно обоснованных инновациях, администрации и методическому активу полезно проанализировать, какие научные услуги может предложить наука практике в режиме педагогического эксперимента, насколько педагогический коллектив готов к выходу на новый научно-методический уровень, каков ресурс образовательного учреждения и коллектива для движения в поисковом режиме и чем закончится для школы включение в ОЭР.

Социально-педагогическое творчество учителей и школ постепенно превращается в приоритетную и престижную деятельность. Для закрепления этого необходимо, чтобы при оценке работы учителя, школы в ходе аттестации ведение экспериментальной работы было поставлено на одно из первых мест. Аттестация на высшую категорию обязательно должна подразумевать участие в экспериментальной работе. В федеральном и региональном бюджете должны регулярно выделяться средства на развитие системы ОЭР: разработку нового содержания образования, создание экспериментальных площадок, поощрение учителей-исследователей, поскольку потребность в экспериментальной деятельности — условие инновационного развития как отдельного образовательного учреждения, так и системы в целом. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.