Научная статья на тему 'Опытничество как средство повышения уровня аграрной культуры'

Опытничество как средство повышения уровня аграрной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОПЫТНЫЕ ПОЛЯ / ИНТЕНСИВНЫЕ АГРОТЕХНОЛОГИИ / АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА / ЗЕМСТВО / ПРАВИТЕЛЬСТВО. / "ZEMSTVO" / AGRICULTURAL EDUCATION / EXPERIMENTAL GROUND / INTENSIVE AGROTECHNOLOGY / AGRICULTURAL KNOWLEDGE / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Есикова М. М.

В статье раскрывается взаимосвязь традиционной крестьянской культуры и сельскохозяйственного произ-водства; говорится о распространении среди крестьян сельскохозяйственных знаний посредством показатель-ных мероприятий, которые обладали особой убедительностью и поэтому были популярны. Наиболее эффек-тивным средством сельскохозяйственного просвещения являлась организация опытных полей и участков, что способствовало повышению уровня аграрной культуры и распространению новых интенсивных аграрных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL EXPERIMENTS AS A WAY TO IMPROVE AGRICULTURAL KNOWLEDGE (1880s 1917)

The article shows correlation between traditional peasant culture and agriculture. The author describes how agricultural knowledge was popularized among peasants with the help of demonstrations on the ground that was persuasive and easy to understand. The most effective means of agricultural education was experimental grounds that facilitated the development of agricultural knowledge and intensive agrarian technology.

Текст научной работы на тему «Опытничество как средство повышения уровня аграрной культуры»

ИСТОРИЯ

УДК 94(47) М.М. Есикова

ОПЫТНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ АГРАРНОЙ КУЛЬТУРЫ (1880-e - 1917 год)

В статье раскрывается взаимосвязь традиционной крестьянской культуры и сельскохозяйственного производства; говорится о распространении среди крестьян сельскохозяйственных знаний посредством показательных мероприятий, которые обладали особой убедительностью и поэтому были популярны. Наиболее эффективным средством сельскохозяйственного просвещения являлась организация опытных полей и участков, что способствовало повышению уровня аграрной культуры и распространению новых интенсивных аграрных технологий.

Ключевые слова: сельскохозяйственное просвещение, опытные поля, интенсивные агротехнологии, аграрная культура, земство, правительство.

M.M. Esikova

AGRICULTURAL EXPERIMENTS AS A WAY TO IMPROVE AGRICULTURAL KNOWLEDGE (1 BBGs - 1917)

The article shows correlation between traditional peasant culture and agriculture. The author describes how agricultural knowledge was popularized among peasants with the help of demonstrations on the ground that was persuasive and easy to understand. The most effective means of agricultural education was experimental grounds that facilitated the development of agricultural knowledge and intensive agrarian technology.

The key words: agricultural education, experimental ground, intensive agrotechnology, agricultural knowledge, “zemstvo”, government.

Для распространения аграрно-научных знаний активно использовались такие формы и способы работы, как лекции, беседы, чтения, издание научно-популярной литературы, склады и пункты проката сельскохозяйственных машин и орудий, показательные поля и участки и т.д. В литературе вся эта совокупность приемов и форм, как правило, называется внешкольным сельскохозяйственным образованием.

Однако прочитать лекцию на сельскохозяйственную тему, дать крестьянам те или иные простейшие агрономические советы, организовать выставку улучшенных сортов семян, пород скота, образцов сельскохозяйственного инвентаря и прочего мог, по-видимому, всякий образованный сельский хозяин или член местного сельскохозяйственного общества. Это по положению входило и в обязанности агронома. Однако главная задача общественных агрономов состояла прежде всего в повышении производительности крестьянского хо-

зяйства на основе применения улучшенной техники земледелия. Это означало в первую очередь переход к многопольным системам в растениеводстве. При существовавшем трехполье крестьяне сами находили место преобладавшей на пашне зерновой монокультуре, но перейти к прогрессивным севооборотам можно было, лишь зная законы питания растений и конкретные способы их применения в данной местности. Другими словами, качественный скачок в земледелии нельзя было осуществить без наличия развитой опытной базы для получения самых точных сведений об особенностях произрастания различных сельскохозяйственных культур.

Распространение среди крестьян сельскохозяйственных знаний осуществлялось и посредством демонстрационных мероприятий, которые обладали особой убедительностью и поэтому были популярны. Стремясь воздействовать на крестьянские хозяйства наглядным

примером, общественные силы использовали такие типы сельскохозяйственных учреждений, как опытнопоказательные (или доказательные, как тогда их называли) поля и участки, крестьянские хозяйства и фермы.

Показательное поле представляло собой небольшой участок земли, взятый земством в аренду у отдельного крестьянина или у сельского общества или же отведенный по особому приговору последнего бесплатно, с тем чтобы под руководством агронома на глазах у населения на нем велось улучшенное хозяйство. На показательных полях демонстрировался законченный круг полевых работ, поэтому и продолжительность существования каждого из них зависела от принятого для него севооборота. Все необходимые по ведению хозяйства полевые работы крестьяне обязывались выполнять бесплатно или за небольшое вознаграждение. Необходимые для работы сельскохозяйственные орудия выдавались земством в бесплатное пользование, а семена - с обязательством возврата из урожая.

Показательные участки, устраивавшиеся также на основе крестьянских земель, служили для демонстрации не целого цикла полевых работ, а только для отдельных технических улучшений, как, например, посев трав вне севооборота, удобрение минеральными туками, улучшенные приемы обработки почвы, приемы улучшения лугов и тп.

Наиболее технически оснащенными демонстрационными сельскохозяйственными учреждениями были сельскохозяйственные фермы. Земские сельскохозяйственные фермы, решая задачи популяризации новой аграрной культуры, служили в то же время и центрами разведения племенных животных, улучшенного посевного материала и семян, новых для данной местности растений. Полевое хозяйство земских ферм, имевшее в своем распоряжении участки площадью от 100 до 500 десятин, велось в большинстве случаев с использованием нескольких севооборотов, что давало возможность сравнительного испытания технической и экономической пригодности последних для данных местных условий. Сельскохозяйственные фермы имелись при земских сельскохозяйственных школах, а также содержались некоторыми земствами как самостоятельные учреждения [7, с. 197 - 198].

Начало опытного депа следует отнести к 1867 - 1869 гг., когда Вольное экономическое общество предприняло опыты с удобрениями в разных регионах страны (в частности, использовались имение И.А. Брылкина под Петербургом, имение Д.И. Менделеева в Клинском уезде Московской губернии, имение В.В. Кардо-Сысоева в Вяземском уезде Смоленской губернии и имение кн. Ухтомского в Симбирском уезде). Первые опытные поля были заложены в 1877 - 1879 гг. при сельскохозяйственных вузах: Петровской Академии, Ново-Апек-сандров-ском институте и Рижском политехникуме. В 1881 г по инициативе профессора Харьковского университета А.Е. Зайкевича возникло опытное поле при Харьковском обществе сельского хозяйства. Цель всех этих учреждений была в изучении вопросов полеводства (обработка и удобрение почвы, посев, выбор сортов). Однако нехватка материальных средств привела в 1886 г к закрытию этих опытов. В конце 1880-х гг. опытные поля были заложены по инициативе кн. Л.В. Кочубея (Полтавская губерния) и И.Н. Толстого (Орловская

губерния), в Подольской и Херсонской губерниях [2, с. 2 - 9]. До 1894 г. Министерство государственных имуществ средств на опытное дело не выделяло, преобладала в основном частная инициатива. Лишь после преобразования Министерства дело сдвинулось с мертвой точки: уже в 1895 - 1896 гг. было открыто 8 опытных станций (в Вятской, Смоленской, Тульской, Самарской, Ека-терино-славской губерниях) [5, с. 48].

На пути опытного дела стояли немалые трудности. Пока шел процесс формирования в стране агрономических структур, земства не могли уделять необходимого внимания сельскохозяйственному опытному делу по финансовым соображениям. Развитие сельскохозяйственной опытной инфраструктуры отражало то, как происходило формирование сети агрономических организаций, сначала уездной, затем участковой. И несмотря на то что в 1913 г. материальное содержание участковых агрономов оказалось на 4,38% больше, чем в конце XIX в. потребовалось средств для оплаты труда уездных агрономов, именно с переходом к участковой агрономии опытная деятельность земств получила небывалое до того ускорение в результате удвоения ее финансирования [4, с. 17].

Наряду с финансовыми проблемами в развитии сельскохозяйственного опытного дела существовали и немалые организационные трудности, связанные с необходимостью создания различных взаимодополняющих учреждений, последовательно сужавших программы опытов от выработки научных основ сельскохозяйственной техники и до получения практических рекомендаций по их применению. Причем советы агрономов на местах были бы тем полнее, чем большее число опытов проводилось на всем протяжении пути от науки к практике и чем ближе они по своему значению примыкали к почвенным и климатическим условиям отдельных хозяйств. В связи с этим настоятельно требовалось проанализировать состояние всего сельскохозяйственного опытного дела в стране и участие в нем не только земских, но и правительственных учреждений.

Обращают на себя внимание усилия Московского земства, приступившего с 1901 г к проведению коллективных опытов с минеральными удобрениями непосредственно на крестьянских полях. С этого времени на надельных крестьянских землях не только Московской, но и других губерний (в основном нечерноземного региона) пытались выяснить, в каких минеральных удобрениях более всего нуждались различные почвы, в каком сочетании и количестве они могли дать наивысшую прибавку урожая и насколько экономически эффективными оказывались при этом.

Дело в том, что явной была неполнота агрономического знания о том, как местным крестьянам расширять многопольные севообороты за счет новых клиньев. Московская губернская управа, обратив внимание на имевшиеся недостатки коллективных опытов с крестьянами, для обсуждения вопроса о способах их устранения созвала в феврале 1908 г. совещание специалистов с участием профессоров Московского сельскохозяйственного института, опытников, агрономов, прибывших из многих губерний [4, с. 3]. После этого в работе агрономов произошли изменения, состоявшие в том, что отныне они могли и должны были брать на осуществление опыты по уже более или менее выясненным

♦--------------------------------------------------

вопросам техники полевого хозяйства. На их долю выпадала уже не сама опытная работа, которая теперь становилась заботой особого персонала, а выработка наиболее целесообразных способов практического осуществления, выявленных в ходе научных исследований.

Совещание в Московской земской управе оказало позитивное влияние на другие земства, а главное - заставило правительство обратить более серьезное внимание на состояние сельскохозяйственного опытного дела в стране. На созванном в ноябре 1908 г. департаментом земледелия совещании по опытному делу был разработан проект строительства крупных опытных станций, а также научного обустройства агрономических кафедр вузов с субсидированием в размере от 50 до 75% единовременных и до двух третей постоянных расходов на создаваемые земствами и сельскохозяйственными обществами опытные учреждения [9, с. 327 - 334].

К устройству областных сельскохозяйственных опытных станций с конца 1912 г. приступили Екатеринослав-ское, Киевское, Саратовское, Харьковское, Пермское, Московское губернские земства. Каждая областная станция по окончании ее устройства должна была состоять из 7 - 8 отделов: метеорологического, химического, прикладной ботаники или селекционного, борьбы с вредителями, полеводческого, садоводства и огородничества, животноводства. Некоторые отделы подразделялись еще на подотделы.

К 1914 г насчитывалось 16 земских опытных сельскохозяйственных станций более узкого (губернского или районного) значения. Все они принадлежали губернским земствам - Владимирскому, Вятскому, Минскому, Подольскому, Пермскому, Псковскому, Симбирскому, Тамбовскому, Уфимскому, Харьковскому (2), Херсонскому (3) и Черниговскому (2). Кроме того, Подольское и Полтавское губернские земства субсидировали опытные станции местных сельскохозяйственных обществ [1, с. 67 - 68]. Все станции имели своей задачей служить общим нуждам местного сельского хозяйства. Старейшие из земских опытных станций (Херсонская и Вятская) накопили к 1917 г. немало весьма важных для сельского хозяйства выводов: например, Херсонская -по вопросу обработки почвы (о времени и глубине паровой и зяблевой обработки, о лущении, о способах посева и значении в местном севообороте люцерны), Вятская - по вопросам удобрения и по селекции.

Кроме научно-опытных станций в распоряжении целого ряда губернских и уездных земств находилось определенное количество большей частью небольших учреждений по изучению местных естественных условий и испытанию семян и удобрений - агрономических и почвенных лабораторий и контрольных станций. Таких земских заведений насчитывалось 27: 14 губернских и 13 уездных лабораторий и станций.

Общее количество опытных и опытно-показательных полей и участков приближалось в 1914 г. к 100. Пе-

реход к районной организации сети местных опытных учреждений был осуществлен в 19 из 40 земских губерний. К 1917 г сеть районных опытных полей была разработана еще в 10 земских губерниях. Наиболее плодотворно в этой области работали земства Екатерино-славской, Казанской, Владимирской, Орловской, Полтавской, Саратовской и Херсонской губерний.

О том, что опытническому делу уделялось самое серьезное внимание, свидетельствуют следующие факты: в 1894 г правительством отпускалось в качестве субсидий на 9 опытных учреждений весьма скромная сумма в 10 800 руб., в 1913 г. эта сумма возросла до 1 200 тыс. руб., земские ассигнования на опытное дело с 202 тыс. в 1898 г. выросли до 1 216 тыс. руб. в 1910 г. Расходы департамента земледелия на опытническое дело составили в 1906 г 549,8 тыс. руб., в 1913 г. -3 743,2 тыс. руб. [3, с. 23].

Конечно, имелись нарушения пропорций между теоретическими и прикладными исследованиями, но тем не менее значение опытно-показательных работ было гораздо большим, чем те конкретные результаты, которые удавалось получить при их выполнении. Главным образом оно состояло в том, что появилась перспектива реального освобождения крестьянина «от власти земли», так как в связи с переходом к многопольным севооборотам подлинным кормильцем, по выражению К.А. Тимирязева, становилась не столько пашня, сколько культурное растение, находившее в ней единственно принадлежавшее ему место [8, с. 17].

Благодаря повышению эффективности использования сельскохозяйственных угодий уменьшалась острота малоземелья и тем самым оказывалось влияние на разрешение аграрного вопроса.

1. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. М., 1996.

2. Бараков П. Развитие сельскохозяйственного опытного дела у нас со времени первых опытов, произведенных Императорским Вольным Экономическим Обществом под руководством Д.И. Менделеева. СПб., 1908.

3. Вестник сельского хозяйства. 1914. № 9.

4. Доклад Московской губернской земской управы Московскому губернскому земскому собранию очередной сессии 1909 г. М., Б.г.

5. Краткий обзор деятельности Министерства земледелия и государственных имуществ за первый год его существования. СПб., 1895.

6. Справочные сведения о деятельности земств по сельскому хозяйству в 1913 г. Пг., 1916. Вып. 14.

7. Плаксин В.Н. История общественной агрономии в Черноземном центре России. Воронеж, 2001.

8. Тимирязев К.А. Наука и земледелец. Сочинения. М., 1937. Т. III.

9. Труды совещания по организации опытного дела в России, происходившего при Главном управлении землеустройства и земледелия с 14 по 20 ноября 1908 г. СПб., 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.