Научная статья на тему 'Опыт женской благотворительности в дореволюционной России как фактор либерализации общества'

Опыт женской благотворительности в дореволюционной России как фактор либерализации общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1068
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / САМОВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / CHARITY / SELF-RELIEF AID / AS FACTOR OF LIBERALIZATION AND FORMATION OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартыненко Надеждаконстантиновна

В статье рассматривается опыт женской благотворительности, деятельность многочисленных частных благотворительных организаций в конце XIX в. в какой-то степени компенсировала отсутствие организованной государственной помощи бедным, так как среди особо трудных попыток изменить законодательство и систематизировать государственную помощь бедным была проблема финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FEMALE CHARITY IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA AS FACTOR OF LIBERALIZATION OF SOCIETY

In article experience of female charity is considered, activity of the numerous private charitable organizations at the end of the XIX century to some extent compensated absence of the organized state help poor as among especially difficult attempts to change the legislation and to systematize the state help the financing problem was poor.

Текст научной работы на тему «Опыт женской благотворительности в дореволюционной России как фактор либерализации общества»

УДК: 392.65 ББК: С02 60.02

Мартыненко Н.К.

ОПЫТ ЖЕНСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ КАК ФАКТОР ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Martynenko N.K.

EXPERIENCE OF FEMALE CHARITY IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA AS FACTOR OF LIBERALIZATION OF SOCIETY

Ключевые слова: благотворительность, самовспомоществование как фактор либерализации и становления гражданского общества.

Keywords: charity, self-relief aid, as factor of liberalization andformation of civil society.

Аннотация: в статье рассматривается опыт женской благотворительности, деятельность многочисленных частных благотворительных организаций в конце XIX в. в какой-то степени компенсировала отсутствие организованной государственной помощи бедным, так как среди особо трудных попыток изменить законодательство и систематизировать государственную помощь бедным была проблема финансирования.

Abstract: in article experience of female charity is considered, activity of the numerous private charitable organizations at the end of the XIX century to some extent compensated absence of the organized state help poor as among especially difficult attempts to change the legislation and to systematize the state help the financing problem was poor.

Корни общественной

благотворительности в России уходят в глубину веков. Древняя славянская община считала своим долгом помогать старцам, вдовам, сиротам, инвалидам и т.п.

С принятием христианства в Древней Руси развивалась церковно-монастырская благотворительность. С давних времен Русская Православная Церковь была защитой сирым и убогим.

В православной традиции нужда не считается пороком, присущим бедным людям, а выступает скорее как результат неудачного стечения обстоятельств. Отношение православия к богатству и бедности выражается в суждении «богатство дано от Бога», следовательно, богатством необходимо делиться с ближним. Христианская заповедь «возлюби ближнего своего» - открыла понятие милосердия,

возведенное православием в нравственный принцип. За многие века воззрение на бедность и благотворительность глубоко укоренилось в национальной и религиозной традиции российского общества.

Милосердие - одно из основных черт характера русской женщины. Причина тому -сама природа женской натуры, всегда ищущей смысл жизни в служении людям, помощи слабым.

История оставила нам целую плеяду женщин - первых благотворительниц: княгиня Ольга, Ефросинья Полоцкая, Ульяна Осорьина, Ксения Петербургская, Марфа Борецкая, Софья Палеолог, Ирина Годунова, Морозова и др.

Основы системы государственного призрения пыталась создать Екатерина II. В сентябре 1763 г. императрицей был издан Манифест о постройке в Москве первого

воспитательного дома. Предполагалось, что в нем будут не только кормить, но и воспитывать «по-новому», прививая детям в первую очередь трудовые навыки. Синод объявил подписку на сбор средств от частных лиц. Первой жертвовательницей стала сама Екатерина, внесшая в фонд дома 100 тысяч рублей.

В 1775 году Екатерина II распорядилась создать специальные приказы общественного призрения, просуществовавшие до введения в стране земств (то есть до 1861 года)1.

После смерти Екатерины II ее невестка императрица Мария Федоровна, жена Павла I, именным указом в 1796 г. была назначена «начальствовать» над обществом воспитания благородных девиц, созданным еще в 1764 г. Она сформировала опекунский совет (1797 г.) - крупную благотворительную организацию в России. В то время ведомство императрицы Марии Федоровны включало 365 учебных благотворительных заведений, а в воспитательных домах и приютах насчитывалось более 60 тысяч детей.

В 1828 г. было образовано наиболее обширное ведомство по делам благотворительности - Собственная Его Императорского Величества канцелярия по учреждениям Императрицы Марии. В состав ведомства входили Императорское женское патриотическое общество, основанное в 1812 году, попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых, попечительство Императрицы Марии Федоровны о глухонемых2. Эмоциональные обращения женщин-благотворительниц приютов и училищ привлекали к работе в них врачей, учителей и сиделок.

С годами ведомство императрицы превратилось в крупную организацию: в 1856 году в нем было 365 учебных и благотворительных заведений, а в воспитательных домах и приютах

1 Орлов, Д.И. История возникновения и развития вопросов о питомцах и подкидышах на съездах

врачей в память Н.И. Пирогова. - С. 191. 2Россия в конце XIX века. - С. 421.

3

насчитывалось свыше 60 тысяч детей .

В 1895 году «под августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны было учреждено попечительство о домах для лиц, терпящих крайнюю нужду, которые тщетно ищут себе заработка и приюта». В 1898 году открытых попечительством в различных пунктах России домов трудолюбия доходило до 1754.

Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России сопровождались серьёзными изменениями в социальной структуре общества и были далеко не безболезненными.

Обезземеливание крестьян приводило к их обнищанию, шёл активный процесс пролетаризации городского населения, его маргинализация.

Важной чертой этих процессов было появление на рынке труда женщин, подвергавшихся дискриминации, неравному положению с мужчинами на производстве, в оплате труда. Причём дискриминационный статус женщин затрагивал не только низшие, но и достаточно зажиточные слои населения.

Эти процессы приводили к социальной напряжённости. Правящие круги не могли не понимать всей опасности такой ситуации, поэтому, с одной стороны, преследовалось всякое свободомыслие и попытки различных форм протеста, а с другой -предпринимались меры благотворительного характера, призванные хоть в какой-то степени смягчить ситуацию, облегчить положение самой незащищённой части населения.

Одной из форм такой деятельности стало создание женских благотворительных обществ, оказывавших помощь самым различным слоям и категориям населения и наряду с благотворительными целями концентрировавших свои усилия на улучшение положения женщины в области образования и профессиональной

3Ведомство учреждений императрицы Марии: Исторический очерк 1787-1897. - С. 21.

4 Россия в конце XIX века. - С. 421.

деятельности.

В пореформенный период проблема благотворительности вошла в круг постоянных интересов образованного общества. Именно в этой области к концу XIX в. не было существенных идейных разногласий между самодержавием, местным самоуправлением, экспертами в области помощи бедным.

Сторонники частной

благотворительности - от консервативных клерикалов до прогрессивно мыслящих лиц - надеялись, что благотворительность могла бы способствовать установлению социальной гармонии и предупреждению социальной революции.

С 1861 г. до конца XIX в. в стране было основано 95 процентов всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений1.

Деятельность многочисленных

частных благотворительных организаций в конце XIX в. в какой-то степени компенсировала отсутствие организованной государственной помощи бедным, так как среди особо трудных попыток изменить законодательство и систематизировать государственную помощь бедным была проблема финансирования.

Благотворительные общества для решения своих задач использовали различные пути добывания средств: пожертвования состоятельных лиц, привлечение средств местных органов управления, а также доходы от коммерческой деятельности (устройства магазинов, потребительских обществ, пекарен, типографий и т.д.). Характерны были огромные пожертвования на благотворительность от царской семьи.

В конце прошлого века средства на создание благотворительных учреждений начали перечислять уже купцы, священнослужители, мещане и даже

крестьяне.

В налаживании отечественной системы призрения приняли посильное участие многие выдающиеся лидеры женского движения:А.Н. Шабанова, А.П.Философова, Н.В. Стасова и др.

Труд на благотворительном поприще составлял для женщины и «потребность, и возможность отдать свои незанятые силы и взамен получить известное нравственное удовлетворение»2.

Основным направлением

благотворительности были материальная поддержка малоимущих и нуждающихся, просветительство, борьба за высшее образование для женщин, поддержка учащихся и образованных женщин, профессиональное обучение,

трудоустройство безработных, организация взаимопомощи трудящихся женщин, борьба с алкоголизмом, опека над детьми, забота о престарелых, движение сестер милосердия. Его организаторами выступали

представительницы высших и зажиточных слоев общества, проживавшие в городах, обладавшие определенным имуществом и доступом к культуре.

Женщины зажиточных слоев получали домашнее воспитание, а с 80-х годов XIX в. и гимназическое. Богатую невесту «на выданье» держали дома строго, без излишнего общения со сверстниками и сверстницами. Выйти замуж с выгодой по разумению родителей было трудно. Лет после сорока несчастные женщины, потеряв надежду иметь собственную семью, целиком уходили в богомольную, благочестивую жизнь, проводя время в поездках по монастырям, посещении заключенных в тюрьмах, наделении нищих милостыней. Не оставляя в этом мире наследников, они тщательно готовили духовное завещание, по которому передавали все имущество на благотворительные нужды.

Немалую роль в возникновении

1 Кей, Э. Век ребёнка. - С. 231.

2Шабанова, А.Н. Очерк женского движения в России. - С. 23.

значительного слоя благотворительниц сыграло русское брачное законодательство (нормы, регулировавшие имущественное и правовое положение женщин, были приняты в 1833 г. и действовали вплоть до 1917 г.). оно опережало европейские юридические нормы в вопросе о раздельности собственности супругов в браке. Супруги могли вступать между собой в отношения передачи имущества по дарственной или по акту купли-продажи, как совершенно посторонние лица. Женщины могли располагать большими капиталами и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Так Н.А. Алексеева (вдова московского городского головы) в 1885 - 1893 гг. выделила 50 тыс. рублей для раздачи пособий бедным купеческим вдовам, открыла приют на 68 девочек-сирот при Пресненском попечительстве о бедных. После смерти в 1903 г. завещала Москве почти полтора миллиона рублей на благотворительные и другие нужды. А.И.Коншина, супруга серпуховского текстильного фабриканта, завещала более 6 млн. рублей на благотворительные заведения Москвы и Серпухова. ДМ. Великолепова после смерти брата в 1875 г. унаследовала все фамильное состояние. огромная сумма - более полумиллиона рублей - в 1888 г. была передана Москве через душеприказчика Великолеповой. Весь капитал «имени почетных граждан Н.М. и Д.М. Великолеповых» предназначался на пособия бедным, которые выдавались с 1889 г. Список этот можно продолжать многими именами - владелицы химической фабрики А.С. Котельниковой; М.Н. Грязновой вместе с дочерью С. Садовниковой, руководившей Покровской платочной ситценабивной мануфактурой П.Н. Грязнова. Щедро жертвовали на сословные, земские и городские учреждения женщины династии Морозовых: в списке крупнейших московских благотворительниц их десять1.

Среди крупных московских благотворительниц выделялась такая

колоритная фигура, как Наталия Михайловна Андреева. После смерти отца, коммерции советника М.Л.Королева, она возглавила торговый дом «Королев М.Л.» по продаже кожаной обуви. В 1911 году она по завещанию передала Московской городской думе 200 тысяч рублей, из которых половина была использована на постройку корпуса в Преображенской больнице, а другая предназначалась на устройство

педагогических курсов.

Среди форм благотворительной деятельности, которые оказывали

существенное влияние на общественное положение женщин, выделяются движение трудовой помощи и борьба за женское образование.

В 1859 г. возникает зародыш первой женской организации, которая приобрела чисто благотворительную окраску. Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова учредили общество дешевых квартир и других пособий, нуждающимся жительницам С.-Петербурга. В 1863 г. А.Н.Стрекалова, невестка казанского генерал-губернатора, создала

благотворительное общество поощрения трудолюбия.

общества защиты женщин были широко распространены и организационно объединены в масштабах России. Благодаря их деятельности создавались попечительские комитеты о проститутках, приюты для ищущих заработка женщин. оказавшимся без средств к существованию женщинам помогали освоить какое-либо рукоделие и через сеть специальных магазинов продавать по льготным ценам свои изделия.

Санкт-Петербургское общество

попечения о молодых работницах, возникшее в 1897 г. по образцу заграничных клубов, ставило цель повышать умственный и нравственный уровень трудящихся девушек, защищать их «от дурного обращения», устройство общежитий,

1 Ульянова, Г. Купчихи - благотворительницы. -С. 19.

библиотек, подыскивание дешевых квартир1.

Во время первой мировой войны Российская лига равноправия женщин организовала помощь беженкам на кооперативных началах2.

Целью Всероссийского общества защиты женщин, председательницей которого долгое время была принцесса Е.Г.Саксен-Альтенбургская, являлось

«препятствие торговле белыми рабынями»3.

Демократизация, обусловленная

модернизацией общества, требовала широкого развития женского образования. Министерство народного просвещения в условиях вынужденного признания женских образовательных курсов практически не осуществляло их финансирования. Эту задачу взяли на себя Русское женское взаимно-благотворительное общество,

общество для доставления средств Высшим женским Бестужевским курсам и многие другие общества.

Кроме того, Русское женское взаимно-благотворительное общество с 1905 г. выступило поборником избирательного права для женщин, хотя и делало ставку на подачу петиций, избегая провоцировать власти. Пусть и под надзором полиции, но обществу удалось организовать Первый Всероссийский женский конгресс, который был поддержан многими женскими

4

организациями .

Большое значение имели частные инициативы по поддержке развития женского образования. Например, московская благотворительница Н.М. Андреева в 1911 г. по завещанию передала Московской городской думе 100 тыс. рублей

1 Отчёт российской лиги равноправия женщин за 1914-1915 гг. - С. 41.

2Кечерджи-Шаповалов, М.В. Женское движение в России и за границей. - С. 152,153.

3Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском обществе в Санкт-Петербурге, 10-16 декабря 1908 г. (Далее - Труды Первого Всероссийского женского съезда). - С. 92.

4Петров-Эннкер, Б. Женщины наступают: об

истоках женской эмансипации в России. - С. 180.

на устройство педагогических курсов.

Екатерина Ивановны Любимова, купчиха 2-й гильдии, пожертвовала крупные суммы на «любимовские» стипендии в московском Мещанском училище5.

Наиболее распространенной формой женской благотворительности было попечительство о детях.

В первой половине XIX в. энтузиасты стали создавать благотворительные организации для сирот и беспризорных. Детские учреждения заметно опережали по числу благотворительные учреждения для взрослых. Это объяснялось тем, что пролетаризация населения больше всего ударила по детям. Наибольшую известность получили учреждения Ведомства

императрицы Марии6.

В 1882 г. в Петербурге появилось одно из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи больным и обездоленным детям. По синему цвету своей печати и почетных жетонов оно получило название общество «Синего креста». Инициатором его создания была А.С. Белицкая.

Устав общества предусматривал три основных направления помощи детям. Для здоровых детей создавались дома призрения, начальные школы, ремесленные училища. Для больных организовывались больницы и врачебно-воспитательные заведения,

наконец, попавшие под опеку общества дети из бедных семей получали постоянные денежные пособия. Начав с первоначальной суммы капитала в 1 300 рублей, в 1899 году комитет уже располагал средствами в 300 раз большими. Прежде всего это были частные пожертвования. Жертвователи руководствовались различными мотивами: глубокой религиозностью, стремлением почтить память близких, утвердить престиж фамилии.

5Ульянова Г. Купчихи - благотворительницы. - С.

19.

Ведомство учреждений императрицы Марии: Исторический очерк 1887-1897. - С. 188,258,262.

Многие делали вклады анонимно. В апреле 1896 г. в большой усадьбе «Затишье» недалеко от станции Плюсса Варшавской железной дороги переданной неизвестным благотворителем обществу «Синего креста», открылась детская сельскохозяйственная колония.

Деятельницы благотворительных

обществ действовали вместе с представителями православной церкви. Так, протоиерей и писатель Иоанн Кронштадтский основал в 1882 году Дом трудолюбия, а вскоре принял на себя попечительство над детской столовой «Синего креста». Святейший Синод разрешил в пользу общества «кружечный сбор» в некоторых церквах и соборах Петербурга. За десять лет деятельности «Синего креста» (1882 - 1892) такие сборы дали свыше 20 тысяч рублей.1

Особенно активизировалась деятельность «Синего креста» с 1885 года, когда председателем его комитета стала Е.А.Нарышкина. Для того чтобы привлечь дополнительные пожертвования, она учредила особые наградные жетоны-брелоки. Бронзовые вручались лицам, пожертвовав-шим обществу от 25 до 100 тысяч рублей; серебряные - тем, кто внес от 100 до 500 рублей; золотые - за особо крупные вклады. За семь лет своего председательства (1885-1892) только устройством благотворительных базаров Нарышкина пополнила кассу общества на сумму более 30 тысяч рублей. За семнадцать лет работы общество открыло и содержало 32 учреждения для детей и удовлетворило 31 910 прошений о денежной помощи2.

Общество «Синего креста» поддержало предложение Московско-Нарвского отдела общества об устроении яслей для детей рабочих. Табачные фабриканты Богдановы выделили значительную сумму денег и отдали под ясли для детей рабочих часть своего дома. Ясли, прозванные в народе Богдановскими, были открыты ежедневно,

1 Календарь общества «Синего креста» на 1900 г. - С. 52,70,56.

2 Там же. - С. 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кроме праздничных дней, с 6 часов 30 минут утра до 8 часов вечера. 50 детей в возрасте от 6 недель до 7 лет получали в них уход и трехразовое питание. Матери-работницы вносили чисто символическую плату - 7 копеек в день (оплата женского труда на табачных фабриках в среднем по России составляла тогда 60 копеек в день). Впоследствии общество «Синего креста» открыло еще пять яслей и временное семейное общежитие. Попечительницей этих учреждений стала жена фабриканта Е.А. Богданова.

В 1844 г. С.С. Щербатова - жена московского генерал-губернатора основала Дамское попечительство о бедных, пожертвовала свою московскую усадьбу для устройства «детского учреждения». В 1897 г. в ней открылась детская больница, названная Софийской, а на Воронцовской улице -детский приют святой Софии для больных подкидышей.

Заботились о безнадзорных детях и члены другого петербургского общества -«Детская помощь», созданного в 1893 году по инициативе Н.В.Стасовой, дочери известного архитектора. 15 мая 1894 года общество открыло свои первые дневные ясли на Выборгской стороне. Поскольку район был промышленный, Стасова обратилась за материальной поддержкой к фабрикантам района. Ее неожиданная смерть в сентябре 1895 года сорвала многие планы. Однако благодаря стараниям ближайшей помощницы Стасовой - Ю.П. Щепкиной все же было открыто несколько детских приютов и яслей.

Женские организации последовательно выступали за законодательную охрану детства.

Либеральные женские организации считали создание системы общественного воспитания детей «необходимым условием либерализации общества»3. В 1907 г. они обратились в Министерство народного просвещения с предложением ввести

3Труды Первого Всероссийского женского съезда. - С. 823,825,826.

народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных заведений, параллельно организовав на свои средства 100 народных детских садов, где воспитывались дети от 4 до 8 лет1.

Наряду с детскими садами общего типа действовали общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых. В Санкт-Петербурге такое общество было зарегистрировано в 1904 г. Оно имело убежище для детей. Во всех полицейских участках вывешивались списки и адреса попечителей - членов общества. Особой заботой являлось призрение сирот женского пола2.

В период русско-турецкой войны 18771878 гг. М.Ф. Морозовой и А.Ф. Аксаковой был создан приют для воспитания детей убитых и раненых офицеров.

Забота о детях была очень распространенным аспектом деятельности женских благотворительных обществ в провинциальных городах. Из сборника «Благотворительные учреждения России», выпущенном в 1912 г., явствует, что из 342 благотворительных обществ, упомянутых в нем, более половины были связаны с заботой о детях3. И во всех этих учреждениях попечительницами самоотверженно

трудились женщины. Таким образом, вакуум, образовавшийся в сфере заботы государства о детстве, заполнялся женскими проектами и инициативами.

Разновидностью нравственно-этического направления женских благотворительных организаций являлось тюремное попечительство.

Наиболее известным был Санкт-Петербургский дамский благотворительный тюремный комитет, основанный в 1869 г. Девизом и целью комитета было «Человеколюбием исправлять». Княгиня Мария Михайловна Дондукова-Корсакова

1 Там же. - С. 47,48,599.

2 Законы о женщинах. - С. 188,258,262. Благотворительные учреждения России. - М.,

1912.

добилась от властей разрешения оказания поддержки узникам Шлиссельбургской крепости .

Е.И. Тучкова - жена московского генерал-губернатора основала Дамский комитет попечительного общества о тюрьмах, в задачу которого входило оказание помощи несовершеннолетним преступникам. Обязанности директрисы этого комитета приняла на себя А.Н.Стрекалова, невестка казанского генерал-губернатора (урожденная княжна Касаткина-Ростовская). В 1864 г. вместе с профессором Московского университета М.Н. Капустиным она создала первую в России школу-интернат для детей-правонаруши-телей.

В пору испытаний женщины старались как могли выразить свою готовность быть чем-нибудь полезными Родине. В 1868 г. фрейлина императрицы Александры Федоровны княгиня Н.Б. Трубецкая возглавила Дамский комитет Московского отделения общества попечения о раненых и больных воинах - прообраз Российского общества Красного Креста. Ее сестра, княгиня Н.Б. Шаховская, работала в тюремной больнице, по ее инициативе была создана первая в России община сестер милосердия «Утоли моя печали» (по названию чудотворной иконы). Во время русско-турецкой войны 118 сестер общины во главе со своей начальницей Н.Б. Шаховской выехали на фронт, работали в операционных, перевязывали раненых, кормили больных, наблюдали за сменой белья и т.д.

События русско-японской войны вызвали в стране мощный подъем патриотизма и новый «всплеск» благотворительности. Особенно ярко проявилась в те годы душевная щедрость великой княгини Елизаветы Федоровны. Еще в 1893 году она учредила Елизаветинское благотворительное

общество оказания помощи неимущим родителям, в течение многих лет попечительствовала над Елизаветинской

4Труды Первого Всероссийского женского съезда. - С. 164.

гимназией и обществом неимущих, а также медико-филантропическим обществом. В 1904 - 1905 гг. она организовала Особый комитет помощи воинам, пострадавшим в Манчжурии, сумев привлечь к участию в нем крупнейших представителей

российского купечества: В.А.Бахрушина, Н.И.Гучкова,

К.В. Рукавишникова. За счет пожертвований комитета были полностью снаряжены два полка Московского военного округа. В залах Большого Кремлевского дворца Елизавета Федоровна устроила вещевой склад для воинов и мастерские по пошиву теплой одежды и белья.

После убийства в 1905 году эсером И. Каляевым ее мужа Елизавета Федоровна купила участок земли на Большой Ордынке и построила на нем больничный городок. Для ухода за больными и детьми она создала Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия, назвав ее по имени сестер Лазаря - Марфы и Марии, воплощавших две стороны благотворительности: реальную

помощь обездоленным и духовное милосердие. Жизнь Елизаветы Федоровны оборвалась трагически. В 1917 году она отвергла неоднократные предложения германского посла о выезде за границу, считая, что ее место в России. Для нее, глубоко верующей христианки, обитель была местом неприкосновенным.

Дело призрения требовало сердечного милосердия и энтузиазма в таких размерах и объеме, каким «не обладал ни один государственный чиновник». Участие женщин в благотворительной деятельности стало традицией, вылилось в одну из форм проявления общественной активности, помогало решать проблемы повышения материального благосостояния наименее защищенных и наиболее обездоленных слоев населения русского общества. Отрадно, что и сегодня терпимость к нищим, подаяние милостыни, милосердие и сострадание неимущим определяются как главные черты национального характера, исконно русской православной традицией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Благотворительные учреждения России. - М., 1912.

2. Ведомство учреждений императрицы Марии: Исторический очерк 1787-1897. -СПб., 1897.

3. Законы о женщинах (сборник всех постановлений действующего

законодательства, относящихся до лиц женского пола). - СПб., 1889.

4. Календарь общества «Синего креста» на 1900 г. - СПб., 1900.

5. Кей, Э. Век ребёнка. - СПб., 1905.

6. Кечерджи-Шаповалов, М.В. Женское движение в России и за границей. - СПб.,

1902.

7. Орлов, Д.И. История возникновения и развития вопросов о питомцах и

подкидышах на съездах врачей в память Н.И. Пирогова. //Журнал общества русских врачей в память

Н.И. Пирогова. - М., 1890. - № 2.

8. Отчёт российской лиги равноправия женщин за 1914-1915 гг. - Пг., 1917.

9. Петров-Эннкер, Б. Женщины наступают: об истоках женской эмансипации в России //Отечественная история. - 1993. - № 5.

10. Россия в конце XIX века/ под общ. ред. В.И. Ковалевского. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1990.

11. Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском обществе в Санкт-Петербурге, 10-16 декабря 1908 г. - СПб., 1909.

12. Ульянова, Г. Купчихи - благотворительницы //Былое. - 1996. - № 5.

13. Шабанова, АН. Очерк женского движения в России. - СПб., 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.