ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ
INTERNATIONAL EXPERIENCE RECONSTRUCTION OF URBAN
CONSTRUCTION
В.Ф. Касьянов, H.A. Табаков
V.F. Kasyanov, N.A. Tabakov
ФГБОУ ВПО МГСУ
В статье проводится анализ опыта наиболее развитых стран мира в области обновления городских территорий. Особое внимание уделено процессу становления существующих административных подходов к регулированию градостроительной политики, последовательности их развития от простого сноса до внедрения сложных механизмов комплексного регулирования процессов обновления территорий. Рассматривается процесс развития скоординированных и систематизированных усилий со стороны органов местного самоуправления в области реконструкции, реновации, санации и обновления городских территорий. В статье приводится обзор проводимых в различных странах реформ и процесса становления различных форм государственно-частного сотрудничества при реконструкции городских территорий. На примере США, Европы, Гонконга и Сингапура приводится последовательность изменения государственного подхода от простого обеспечения населении комфортным жильём до разработки комплексных программ, включающих в себя реконструкцию и реставрацию существующих зданий, уделяющих особое внимание развитию социальной и дорожной инфраструктур на реконструируемых территориях. Социально-экономические проблемы, возникающие у населения из-за коренных изменений в укладе жизни, связаны с полным сносом имеющейся инфраструктуры на территории сложившейся застройки городов. Приводятся причины, способствующие развитию современного комплексного восстановления городских территорий с использованием методов реконструкции и модернизации, которые позволяют отказаться от полного сноса старой застройки и привести её к современным требованиям. Рассматривается процесс увеличения качества требований населения США, Европы и Азии к комфортности, экологичности городских территорий, а так же к их эстетическим и экономическим составляющим, и происходящие изменения политического подхода к их удовлетворению.
The article analyzes the experience of most developed countries in the field of urban renewal. Particular attention is paid to the process of becoming current administrative approaches to regulation of urban policy, the sequence of their development from the simple demolition to inculcation of difficult mechanisms of complex regulation the processes of renovation of areas. The consideration of process of developing coordinated and systematic effort from the part of local authorities in the field of reconstruction, renovation, rehabilita-
tion and renovation of urban areas is given in this article. There are the review of reforms made in different countries and the process of becoming of various forms of public-private cooperation in urban reconstruction of urban areas in this article. On the example of the U.S., Europe, Hong Kong and Singapore is a sequence of changes in government approach from simple providing the population with comfortable dwelling houses to the development of complex programs, including the reconstruction and renovation of existing buildings that focus on development of social and road infrastructure on the reconstruction territories. Socio-economic problems, that population have because of changes in the mode, are exist because of the demolition all infrastructure disposed on the areas of urban territories .The reasons contributing to the development of modern complex restoration of urban areas using the methods of reconstruction and modernization, that gives the possibility to refuse of demolition of old building and makes this one to correspond to the modern requirements. The process of increasing the quality requirements of the U.S., Europe and Asia population to the comfort, environmental, aesthetic and economic components of urban areas, and the changes of the political approach to their satisfaction are given in this article.
В связи с бурной интеграцией современных тенденций и технологий особое внимание в научной деятельности необходимо уделять изучению опыта других стран. В силу культурной, социальной, экономической и политической уникальности каждой страны рассмотрение процесса развития тенденций в области реконструкции сложившейся застройки наиболее рационально производить по региональному принципу.
На первом Международном семинаре посвященном реконструкции и модернизации городов, который прошел в августе 1958 года в Гааге, было провозглашено, что основной целью обновления городов является сознательное изменение городской окружающей среды и создание современных условий для проживания и работы граждан путем изменения существующих пространств.[8] Первоначально были выработаны основные принципы продления жизненного цикла сложившихся городских территорий направленных на активизацию деятельности всех городских структур, которые в результате морального и физического износов перестали выполнять функции по обеспечению населения комфортными условиями проживания и труда.[8] Первоначально обновление территорий в первую очередь затрагивало исторические центры городов. [4] Данное обстоятельство было вызвано тем, что основная экономическая, социальная, политическая деятельность была сосредоточена именно в центральных их частях, и необходимость во внедрении новых технологий и повышению комфортности общества проявлялась особо остро. Лишь с течением времени в силу увеличения территорий городов и возрастанием социальной ответственности государств перед обществом настала необходимость проводить обновления удаленных территорий.
Необходимость во внесении изменений и модернизации территорий проживания людей начались с момента постройки первых городов. Однако скоординированные и систематизированные усилия со стороны органов местного самоуправления в области реконструкции, реновации, санации и обновления городских территорий начали формироваться только к концу девятнадцатого началу двадцатого веков. Начали проводиться реформы, устанавливаться формы сотрудничества инвесторов и власти в области снижения изношенности городской застройки. [5]
Первым крупномасштабным проектом реконструкции города является обновление Парижа, проводимая бароном Османом в середине девятнадцатого века (рис.1).
Рис.1 Схема Реконструкции Парижа, осуществленная бароном Османом середина 19-го века
Тем не менее первым государством разработавшей комплексные национальные программы реконструкции городов являются Соединенные Штаты Америки, данное обстоятельство было вызвано необходимостью обновления большого количества городов вследствие активной их урбанизации. [9]
Первые крупные программы США по реконструкции городских территорий были направлены по двум путям: развитие парковых зон и на создание визуальной красоты территорий. Обозначенные направления были вызваны ухудшением состояния окружающей среды, как следствие активной урбанизации и индустриализации городов. Оба направления делали упор на преобразования городских центров путем создания городских парков и возведения монументальных зданий.
В 1930-х годах происходит переход к реконструкции ветхого жилья и неблагополучных районов с низким уровнем доходов населения в виде строительства многоэтажных жилых комплексов.
Первым шагом правительства США в области реконструкции городов стало принятие в 1949 году Закона о жилье, который стал основным инструментом модернизации городских территорий направленный на активный снос ветхого жилья и активное возведение нового. [2]
Программа была основана на трех основных элементах: профилактика, восстановление структуры и окрестностей, а также их реконструкция. Тем не менее, частные инвесторы не хотели участвовать из-за ограничений, которые ориентировали проекты на жилищное строительство, что являлось не самой прибыльной инвестицией в долгосрочном периоде. Как результат, реконструкция городов в основном проводилась путем сноса ветхого жилья. Реализация программ проходило с множеством проблем и сопровождалось переносом производств, предприятий и активным сносом жилых зданий. Кроме того, реализация данной политики привела к огромному дисбалансу между объёмом инвестиций в развитие деловых районов, располагаемых в центральных частях городов и ограниченному вниманию к социальным проблемам жилых районов. Данная политика в итоге привела к активному росту элитного жилья и снижению объёмов жилья низкой стоимости с низкой арендной платой.
Программа была пересмотрена в 1954 году, основной целью стало улучшение состояния ветхого и развитие социально доступного жилья. Стали активно привлекаться
частные инвесторы для модернизации прилегающих к деловой части городов территорий. Постепенно происходит смещение в пользу инструментов реконструкции городских территорий с учетом изменения человеческого, социального и экономических факторов. [4]
В 1960-е года пришло понимание того, что для улучшения условий проживания в городе восстановление только физического износа застройки не достаточно, необходимо планировать и разрабатывать программы реконструкции городских территорий более полно. В соответствии с новыми требованиями в 1966 году была разработана программа, направленная на обеспечение жильём населения путем не только восстановления существующих зданий, но и стало уделяться особое внимание развитию социальной инфраструктуры на реконструируемых территориях. Неблагополучные районы стали реабилитироваться к новым экономическим, социальным запросам общества, а также к новым современным требованиям комфортности проживания (рис.2).
Рис. 2 Нью-Йорк 1960 год
Рассматривая политику становления основных подходов в области реконструкции городов на территории Европы прослеживаются аналогичные тенденции, что происходили и на территории США.
Активная модернизация старых центральных районов Европейских городов была начата в период промышленной революции, которая произошла не территории Европы немного позже, чем на территории США. Таким образом, опыт имеющийся у США и их основные принципы использовались Европейскими странами как определенная модель. [2]
Однако в отличие от США европейские страны проводили реконструкцию городских территорий без разработки специальных национальных программ. В качестве примера активного участия государства в реконструкции городских территорий можно привести опыт Великобритании проводящей в середине девятнадцатого века активную политику по ликвидации районов с ветхим жильём. [3]
В 1920-х годах в Европе стали активно проводить работы по восстановлению и модернизации городов, что было связано с последствиями первой мировой войны. Как
итог за данный период времени было проведено самое большое количество реконст-рукционных работ в течение одного поколения. [3] В период 50-х годов 20-го века после Второй мировой войны был вызван повышенный интерес к восстановлению исторических зданий, воссозданию городских ансамблей предыдущих эпох, и большое внимание стало уделяться сохранению и восстановлению исторических городов и городских территорий. В 1954 году были разработаны и приняты программы по сохранению и восстановлению и модернизации исторических территорий города. К концу 1960-х годов, большинство программ по сносу ветхого жилья были заменены на работы по комплексной реконструкции, модернизации и благоустройству сложившихся городских территорий.
На современном этапе развития градостроительной политики стран Западной Европы основной уклон делается на комплексное восстановление территорий с использованием методов реконструкции и модернизации позволяющих отказаться от полного сноса старой застройки, а перейти к её комплексной модернизации и приведению к современным требованиям. [3]
Самыми яркими примерами проведения активной политики по модернизации и реконструкции городских территорий в Азии являются Гонконг и Сингапур. Гонконг и Сингапур являются примерами активного внедрения механизмов государственно-частного партнерства в реализации программ реконструкции жилья.
Первоначально при реконструкции Гонконга происходило доминирование частного сектора. Первое государственное вмешательство в реконструкцию городов в Гонконге было произведено в 1954 году и началось с принятия схемы крупномасштабного сноса ветхого жилья, которое образовалось в следствие катастрофического пожара в Шек Кип Мэй, одной из крупнейших и наиболее загруженных областей в Северной Коулун. [1] К 1972 году была проведена обширная программа по реконструкции поместий построенных в 1950-х годах с целью преобразования их в автономные учреждения. [11] В таких зданиях были созданы школы или созданы условия по их административному или социальному использованию.
В следствие бурного проведения мероприятий по обновлению сложившейся застройки, изменению регулирующих нормативов на проектирование и строительство в частном секторе произошел быстрый рост цен на землю, что вызвало стремительный рост объёмов высотного строительства. [12]
В 1987 году произошло изменение подхода к реконструкции Гонконга со стороны государства. Правительство приняло решение к созданию условий для развития государственно-частного партнерства для чего был создан специальный орган Land Development Corporation, который отвечал за привлечение частных средств для реализации проектов реконструкции.
Главной целью было ускорение темпов проведения реконструкции частного сектора в отдельных районах Гонконга, а также повышение качества проектов и их экономическая выгода путем уменьшения правительственных субсидий. [6] Ярким результатом реализации данных концепций является пример реконструкции Западного культурного района Гонконга.
Рассматривая опыт Сингапура в области реконструкции сложившейся застройки особого внимания заслуживает период 1960-х годов. Данный период характеризовался активным сносом и модернизацией ветхого жилья и активной реконструкцией многих внутриквартальных территорий. В 1964 году при помощи иностранных консультантов была разработана и запущена городская программа реконструкции Центральной части Китайского города Сингапура. [7]
Результатом реализации данной программы стала реконструкция всех колониальных кварталов в Центральной части города, который был застроен в основном двух или трех этажными зданиями. Особое внимание уделялось созданию переселенческого фонда, перед началом реконструкции или сносом существующих зданий производилось строительство новых современных зданий в ближайших районах, что снижало уровень социального напряжения. [10]
В настоящее время Центральная часть города полностью реконструирована и обновлена. На ее территории расположены торговые комплексы, офисные и жилые здания, на смену колониальному городу пришел высотный Сингапур. На территории города сохранили свой первозданный вид всего несколько богатых колониальных жилых районов.
21 век в странах Западных Европы характеризуется комплексным подходом к проведению реконструкции и модернизации сложившихся территорий.
Литература:
1. Castells, M. with L. Goh and RY-W. Kwok. The Shek Kip Mei Syndrome: Economic Development and Public Housing in Hong Kong and Singapore. London: Pion Limited, 1990.
2. Colborn, Fern M. The Neighbourhood and Urban Renewal. New York: National Federation of Settlements and neighbourhoods Centers, 1963.
3. Couch, Chris. Urban Renewal: Theory and Practice. London: Macmillan Education Ltd,
1990.
4. Grebler, Leo. Urban Renewal in European Countries: Its Emergence and Potentials. Philadelphia: University of Pensylvania Press, 1964.
5. Holcomb, H. Briavel and Robert A. Beauregard. Revitalising Cities . Washington: American Association of Geographers, 1981.
6. Hong Kong Housing Authority. Annual Report, 1987-1988.
7. Lim, William SW "Public Housing In Singapore". Mimar , 7, 1983; 23.
8. Miller, J. Marshall, ed. New Life for Cities Around the World . International Handbook on Urban Renewal. New York: Books International, 1959.
9. Nelson, Kathryn P. Gentrification and Distressed Cities: An Assessment of Trends in Intra-metropolitan Migration. Madison: The University of Wisconsin Press, 1988.
10. Siew-Eng, Teo. "Patterns of Change in Public Housing in Singapore". Third World Planning Review , 11 (4), 1989; 373-391.
11. Williams, Bernard. "Public Housing in Hong Kong". Housing Review , Sept.-Oct. 1979; 133-135.
12. Yeh, Anthony GO "Public and Private Partnership in Urban Redevelopment in Hong Kong". Third World Planning Review , 12 (4), 1990; 361-383.
Literature:
13. Castells, M. with L. Goh and RY-W. Kwok. The Shek Kip Mei Syndrome: Economic Development and Public Housing in Hong Kong and Singapore. London: Pion Limited, 1990.
14. Colborn, Fern M. The Neighbourhood and Urban Renewal. New York: National Federation of Settlements and neighbourhoods Centers, 1963.
15. Couch, Chris. Urban Renewal: Theory and Practice. London: Macmillan Education Ltd,
1990.
16. Grebler, Leo. Urban Renewal in European Countries: Its Emergence and Potentials. Philadelphia: University of Pensylvania Press, 1964.
17. Holcomb, H. Briavel and Robert A. Beauregard. Revitalising Cities . Washington: American Association of Geographers, 1981.
18. Hong Kong Housing Authority. Annual Report, 1987-1988.
19. Lim, William SW "Public Housing In Singapore". Mimar , 7, 1983; 23.
20. Miller, J. Marshall, ed. New Life for Cities Around the World . International Handbook on Urban Renewal. New York: Books International, 1959.
21. Nelson, Kathryn P. Gentrification and Distressed Cities: An Assessment of Trends in Intra-metropolitan Migration. Madison: The University of Wisconsin Press, 1988.
22. Siew-Eng, Teo. "Patterns of Change in Public Housing in Singapore". Third World Planning Review , 11 (4), 1989; 373-391.
23. Williams, Bernard. "Public Housing in Hong Kong". Housing Review , Sept.-Oct. 1979; 133-135.
24. Yeh, Anthony GO "Public and Private Partnership in Urban Redevelopment in Hong Kong". Third World Planning Review , 12 (4), 1990; 361-383.
Ключевые слова: реконструкции, реновация, санация городской застройки, модернизация городских территорий, государственно-частное партнерство, ветхое жильё, градостроительная политика.
Keywords: reconstruction, renovation, rehabilitation of urban development, modernization of existing urban areas, public-private partnership, dilapidated housing, urban development policy.
Табаков Николай Александрович 8-926-166-36-77 tabakov84@,gmail.com
Рецензент: Чл.-кор. РААСН, д-р техн. наук, проф., Заслуженный строитель РФ Декан факультета «ГОРОДСКОГО, ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ХОЗЯЙСТВА» МГАКХиС
В.И. Римшин