DOI: 10.24412/2076-1503-2021-12-102-110 NIION: 2018-0076-12/21-388 MOSURED: 77/27-023-2021-12-587
РОДЫГИНА Наталья Юрьевна,
доктор экономических наук, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации, e-mail: rodygina.natalia@yandex.ru ORCID: 0000-0002-9239-7871
МУСИХИН Владислав Игоревич,
аспирант кафедры мировой и национальной экономики, Всероссийская академия внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации;
ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» -специалист 1 категории службы ценообразования, e-mail: musikhinvladislav@gmail.com ORCID: 0000-0003-2959-1804
АРЗУМАНОВ Игорь Ашотович,
доктор культурологии, доцент, профессор кафедры конституционного права и теории права, Юридический институт,
Иркутский государственный университет, e-mail: arzumanov@mail.ru ORCID: 0000-0003-3216-7107
МОЛЕВА Светлана Валерьевна,
кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ,
е-mail: mail@law-books.ru ORCID: 0000-0002-5610-8243
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ЭКСПОРТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Настоящее исследование посвящено экспорту образовательных услуг в рамках современной проблематики. Достижение целей устойчивого развития, инклюзив-ность образования, пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 - все это является вызовами перед образовательной отраслью во всем мире. Зачастую далеко не все страны способны обеспечить планомерный и организованный учебный процесс. Именно экспорт образовательных услуг, по мнению авторов, в том числе со всей совокупностью средств и методов: программы студенческого обмена, обучение по программам бакалавриата и магистратуры в колледжах и высших учебных заведениях, обучение посредством онлайн-плат-форм через информационно-коммуникационную сеть Интернет - является ключевым элементом, который может обеспечить конкурентоспособность отрасли в условиях нестабильной внешней среды. Целью проведенного исследования являлось проанализировать опыт двух зарубежных стран в рамках политики экспорта образовательных услуг, сформировать общую характеристику отрасли в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, показать, что достижение поставленной цели допустимо посредством задействования широкой институциональной основы. С учетом опыта базовых школ, колледжей, университетов, сделан вывод, что распространение адаптивных технологий, учитывающих индивидуальные особенности студента, и других методик адаптивного образования будет приобретать все большее значение. Так же авторы прогнозируют многократное расширение аудитории онлайн-образования за счёт развивающихся стран, рост доли коммерчески успешных форматов онлайн-образования.
Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, либерализация ВЭД, мировая экономика, образовательные платформы.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
RODIGINA Natalya Jurievna,
Doctor of Economics, Professor of the Department of the International and Foreign Trade of the Russian Federation, Russian Foreign Trade Academy of Ministry of Economic Development of the Russian Federation
MUSIKHIN Vladislav Igorevich,
Postgraduate of the Department of World and National Economy, Russian Foreign Trade Academy of Ministry of Economic Development of the Russian Federation; Transneft ElektrosetServis LLC, Specialist, I category, Price formation Department
ARZUMANOV Igor Ashotovich,
Doctor of Cultural Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Constitutional Law and Theory of Law,
Law Institute, Irkutsk State University
MOLEVA Svetlana Valerievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy, Department of international trade
and foreign trade of the RF - Professor
FOREIGN EXPERIENCE OF EXPORTING EDUCATIONAL SERVICES IN THE CONTEXT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOAL
Annotation. We research is devoted to the export of educational services within the framework of modern issues. Achieving the goals of sustainable development, inclusiveness of education, the pandemic caused by the new coronavirus infection COVID-19 - all this is a challenge to the education industry worldwide. Not all countries are commonly able to provide a systematic and organized educational process. The export of educational services, according to the authors, including the whole set of means and methods: student exchange programs, bachelor's and master's degree programs in colleges and higher educational institutions, training through online platforms via Internet is a key element that can ensure the competitiveness of the industry in an unstable external environment. The purpose of the study was to evaluate the experience of two foreign countries in the framework of the policy of exporting educational services, to elaborate a general characteristic of the industry in the conditions of liberalization of foreign economic activity, to demonstrate that the achievement of the goal is permissible providing active usage of an institutional framework. Considering the experience of basic schools, colleges, universities, it is concluded that the spread of adaptive technologies that take into account the individual characteristics of the student, and other methods of adaptive education will become increasingly important. The authors also predict a multiple expansion of the audience of online education in developing countries, an increase in the share of commercially successful online education formats.
Key words: export of educational services, liberalization of foreign economic activity, world economy, educational platforms.
Никогда ещё не было так важно сделать образование всеобщим правом и реальностью для всех. Наш быстро меняющийся мир постоянно сталкивается с серьёзными проблемами - от технологических сбоев до изменения климата, конфликтов, нетерпимости и ненависти, - которые ещё больше усугубляют социальное неравенство и будут оказывать влияние в грядущие десятилетия вперёд.
Глобальное образование сталкивается с меняющейся повесткой дня и быстро модифицируемым набором требований. Она становится все
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
более динамичной и сложной с точки зрения расширения сферы охвата в рамках устойчивого развития. Цели в области развития (ЦУР) применяются все расширяющимся кругом субъектов, участвующих на глобальном, региональном и страно-вом уровнях. Изменения в прогрессе в достижении ЦУР 4 [1], вызванные пандемией COVID-19, повысили актуальность предпринимаемых действий и усилили необходимость межсекторальной работы для реагирования на взаимосвязанность ЦУР. ЦУР 4-Образование 2030 - универсальная повестка, применимая ко всем странам, и одно-
временно - целостная программа обучения на протяжении всей жизни, обеспечивающая равную значимость для всех. Ожидается, что эффективное глобальное и региональное сотрудничество между образовательным сообществом будет способствовать прогрессу стран по 5 важным направлениям: информационно-пропагандистская деятельность и активная политика, ориентированная на конкретные действия; улучшение механизмов работы с данными и усиление интенсивности мониторинга результатов; адекватное и согласованное глобальное финансирование; обмен знаниями в части эффективности выбранной политики и практики; поддержка укрепления потенциала в области внедрения инновационных систем.
Обязательство международного сообщества в 2015 г. по обеспечению инклюзивного и справедливого качественного образования, возможности обучения на протяжении всей жизни для всех в качестве ЦУР 4 является одним из самых ярких примеров общего обязательства, принимаемого странами под эгидой Организации Объединённых Наций в рамках Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 г. (2030 Agenda for Sustainable Development) (далее - Повестка) [2].
Повестка объединила стремления к сокращению масштабов нищеты и обеспечению экологической устойчивости, подкреплённые стремлением к социальной справедливости, основанным на документах по правам человека за последние 70 лет. Основополагающий документ Повестки касается равенства, интеграции, разнообразия, равных возможностей и недискриминации, призывает к расширению прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья и удовлетворению их потребностей.
Равенство и инклюзивность стали основой Повестки, поскольку по сей день сохраняется неравномерное распределение ресурсов и возможностей. Характеристики, обычно связанные с неравенством распределения, включают пол, географическое положение, уровень дохода, наличие повышенных потребностей здоровья, этническую принадлежность, язык, миграционное прошлое, сексуальную ориентацию, гендерную идентичность и самовыражение, религию, прочие убеждения и взгляды.
Некоторые механизмы, порождающие неравенство, являются универсальными, в то время как другие специфичны для социальных и экономических условий, как показала пандемия COVID-19. Организации и учреждения могут отдавать предпочтение одним группам обучающихся перед другими и пропагандировать социальные нормы и стереотипы, которые лишают более уязвимые группы равных возможностей. Аналогично и государственные учреждения могут быть созданы как
для исправления существующих диспропорций, так и подчинены корыстным и влиятельным интересам.
По оценкам авторов, именно экспорт образовательных услуг позволяет достигать целей устойчивого развития при обеспечении доступа к образованию без ограничений для всех. Инициатива по обеспечению устойчивого развития в сфере высшего образования (далее - HESI) [3] ООН подчёркивает, что именно высшее образование играет жизненно важную роль в воспитании нынешнего и следующего поколения лидеров, определяя повестку как для государственного, так и для частного секторов и играя решающую роль в формировании направления развития национальных экономик. HESI - партнёрство, объединяющее более тридцати организаций устойчивого развития высшего образования и членов учреждений ООН. HESI, созданный до Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20 в 2012 г.) уже тогда учитывал более чем одной трети всех добровольных обязательств, которые были приняты на конференции Рио+20 с участием более 300 университетов со всего мира. Благодаря своей тесной связи с ОНН HESI предоставляет высшим учебным заведениям уникальную платформу взаимодействия институтов высшего образования, науки и политики и работает над достижением таких результатов, как обмен передовым опытом, повышение значимости роли сектора высшего образования в обучении в интересах устойчивого развития посредством информационно-пропагандистской деятельности и коммуникаций, признание и поддержка инициатив ООН и институтов высшего образования в целях устойчивого развития, стимулирование развития новых областей в эпоху неопределённости из-за пандемии COVID-19, сотрудничество с другими международными площадками для решения некоторых наиболее насущных проблем, например, как представляется возможным перестроить высшее образование в поддержку устойчивого развития, «зелёного восстановления», одновременно обеспечивая качество образования, справедливость и гендерное равенство во всем мире.
Стоимость и качество онлайн-образования становятся все более популярными темами для обсуждения после серии локдаунов, вызванных пандемией COVID-19. За последние два десятилетия онлайн-образование значительно выросло и сместилось с периферии, став основным источником роста числа учащихся в высших учебных заведениях в рамках экспорта образовательных услуг. Хотя онлайн-образование не является чем-то новым для колледжей и университетов, нынешний кризис вынудил почти каждое учебное заведение рассмотреть возможность увеличения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
своей доли онлайн-обучения в настоящее время. Онлайн-образование может открыть двери, которые когда-то были закрыты для многих студентов с повышенными потребностями здоровья, но широкий доступ к плохо разработанным онлайн-курсам усугубляет пробелы в успеваемости и подрывает фундаментальные перспективы высшего образования. С этой целью можно сформулировать три рекомендации для публичных институтов в сфере онлайн-образования: 1) рассмотреть возможность распространения передового опыта для обеспечения высококачественного онлайн-обучения в высших учебных заведениях; 2) требовать прозрачной отчётности о расходах и доходах, связанных с онлайн-курсами и исключительно онлайн-программами обучения; 3) восстановить правила, ограничивающие федеральную помощь учреждениям, предоставляющим программы онлайн-обучения низкого качества по высоким ценам.
Привлекательность онлайн-образования в рамках экспорта образовательных услуг очевидна: они могут повысить эффективность затрат для учебных заведений и расширить доступ к высшему образованию для многих студентов, сталкивающихся с ограничениями. Тем не менее, наиболее острой проблемой, с которой сталкиваются сторонники онлайн-образования, является отсутствие у широкой общественности определённой степени доверия качеству онлайн-курсов, и эти опасения не являются необоснованными. Несмотря на растущую распространённость онлайн-об-разования в высших учебных заведениях, колледжи продолжают предлагать онлайн-курсы таким образом, чтобы снизить затраты и увеличить доходы без ущерба для качества. Многие исследователи сообщают, что студенты, обучающиеся онлайн, получают более низкие баллы на экзаменах, нежели их сверстники, обучающиеся очно. Удивительно, но многие колледжи и университеты имеют мало рекомендаций относительно того, как разрабатывать и проводить высококачественные онлайн-курсы как способ улучшения краткосрочных результатов студентов, обучающихся онлайн.
Одним из ярких примеров экспорта образовательных услуг является практика США. В Америке на сегодняшний день насчитывается более 4800 высших учебных заведений, в которых обучаются 21 млн студентов, среди которых порядка 5% иностранных граждан. В колледжах и университетах США ежегодно обучаются 4900 российских студентов [4].
В системе образования США вузы, которые предлагают только программы бакалавриата, называются колледжами. Как правило, большинство из них частные. Колледжи гуманитарной
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
направленности называют «колледжами свободных искусств», многие из них сравнимы по престижности с университетами Лиги плюща. Главное отличие колледжей от университетов — наличие у последних магистратуры, докторантуры и масштабных научно-исследовательских программ. В структуру университетов могут входить несколько колледжей: например, в Йельском университете их 14. Университеты бывают как частные, так и государственные, причем экспорт образовательных услуг осуществляется как первыми, так и вторыми. На оснащение или учебный процесс способ финансирования не влияет, хотя большинство американских школьников мечтают учиться в частных вузах — классы в них меньше, и у преподавателей имеется возможность уделять студентам больше внимания.
В системе высшего образования в США выделяют три ступени: undergraduate (бакалавриат), graduate (магистратура, MBA), postgraduate (докторантура). Жестких стандартов в отношении специализации в американском высшем образовании нет; вместо этого существует длинный перечень предметов (модулей), часть из которых являются обязательными, а остальные студент может выбрать индивидуально. Соответственно, не существует и жесткого деления на группы и потоки. Например, в одном из ведущих университетов США - Университет штата Орегон, первые два года программы BS Entrepreneurship [5] посвящены изучению базовых дисциплин, обязательных для всех направлений бакалавриата, а также базовых дисциплин по бизнесу. Большую часть предметов специализации «предпринимательское дело» студенты изучают на третьем и четвертом курсе.
Государственные вузы в США находятся в ведении не федеральных властей, а властей штата. Это влияет на стоимость обучения даже для граждан США - она разная для резидентов и нерезидентов, соответственно, это необходимо учитывать при потреблении образовательных услуг за рубежом. Любопытно, что уровень вуза не связан напрямую с типом финансирования -среди высокорейтинговых университетов встречаются как государственные (Калифорнийский университет в Беркли, Мичиганский университет), так и частные (Принстон, Гарвард, Калтех, Стэнфорд).
Качество и престижность американского высшего образования имеют и оборотную сторону: учиться в США достаточно дорого, хотя цена может сильно разниться в зависимости от вуза. Год обучения в престижном частном вузе или государственном университете из первой сотни мировых рейтингов обойдется в 35-40 тыс. долл. США; обучение в менее рейтинговом государственном университете может стоить и менее 20
тыс. долл. США. Подразумевается, что это плата только за обучение, без учета стоимости проживания и прочих расходов, которые составят примерно столько же [6].
При потреблении иностранцами американского экспорта образовательных услуг существует способ удешевить обучение - начать учебу не на бакалавриате, а в т.н. коммьюнити-колледже в США. Эти двухгодичные профессиональные учебные заведения не входят в систему высшего образования, но по окончании такого учебного заведения можно сразу поступать на третий курс университета - при условии набора необходимого количества часов по соответствующим предметам и хорошей успеваемости. Стоимость обучения там намного ниже, порядка 7-10 тыс. долл. США в год - так же, как и требования к поступающим.
В США широко распространен экспорт образовательных услуг посредством электронных образовательных платформ, среди которых наиболее крупные три:
1. Open edX — бесплатная интернет-платформа онлайн-курсов со свободным кодом. Основана Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом в мае 2012 г. В её рамках предоставляется бесплатное образование от топовых мировых университетов, в частности 2121 курс на английском языке по всевозможным специальностям: бизнес, юриспруденция, медицина, история, культура, окружающая среда, музыка, литература, лингвистика, математика, физика, социология, философия и многое-многое другое. Образование по-настоящему бесплатное, без всяких скрытых платежей. Заплатить нужно будет только в том случае, если по окончании необходимо получить официальный сертификат [7].
2. Coursera является платформой, на которой представлено множество курсов по различным специальностям, которые можно пройти бесплатно, а оплатить в случае необходимости только сертификат. На платформе оказываются образовательные услуги широкого профиля, начиная с особенностей планирования и проведения примитивных расчетов до серьезных инженерных и научно-технических специальностей. Словом, всему, чему угодно, и более серьёзным специальностям тоже [8].
3. University of the People - первый в мире американский онлайн-университет без платы за обучение. В рамках платформы представляется возможность получить степень магистра по бизнес-администрированию и педагогике или бакалавра по компьютерным наукам и здравоохранению. Стоимость образования по сравнению с обучением в американских вузах низкая: зачисление на курс - 60 долл. США, выпуск - 100-200 долл.
США. Кроме этого, платные все экзамены. Полная стоимость получения образования и диплома составляет порядка 4 тыс. долл. США за диплом бакалавра и около 2.5 тыс. долл. США за диплом магистра (диплом магистра предполагает, что до этого вы уже получили степень бакалавра) [9].
В части экспорта США образовательных услуг посредством программ обмена студентами, наиболее активно развиваются следующие:
1. PROMYS - двухмесячная летняя математическая программа Бостонского университета, разработанная для одаренных учеников старших классов и студентов первых курсов. PROMYS основана в 1989 г. профессором Гленном Стивен-сом. В рамках программы предоставляется полная или частичная материальная помощь - стипендии Breakout и AMS Epsilon. Организаторы ежегодно предлагают 10 стипендий для учащихся из Европы и России. Для получения приглашения в летнюю школу, студент должен соответствовать ряду критериев, среди которых возраст 14-18 лет; английский язык - от уровня А2, чтобы свободно принимать участие в математических диспутах; наличие рекомендации преподавателя математических дисциплин; пройти тестирование (набор математических задач). Бостонская программа по обмену студентами в США бесплатна для российских учащихся [10].
2. Global UGRAD - программа, разработанная Госдепартаментом США в 1992 г. Проект разработан для студентов вузов. Участников отбирают по таким параметрам, как: отличная академическая успеваемость (оценки не ниже 4 баллов); участие в общественной жизни вуза или города; владение английским не ниже уровня Intermediate (устная речь, письмо); возраст - от 18 лет. Соискатели, прошедшие конкурсный отбор, обучаются на протяжении одного семестра в университетах США по любой специальности. Американский вуз для каждого участника подбирается куратором проекта. Студент по обмену в США из России в рамках программы получает полное финансирование: перелет в обе стороны, учебный курс в колледже, проживание, питание, медицинская страховка, комплект учебной литературы, стипендия. Кандидаты рассматриваются независимо от расы, половой принадлежности, религии, физических и материальных возможностей, что является несомненным преимуществом проекта. Единственные условия - социальная и учебная успешность студента, дневная форма обучения. В программе не могут принимать участие студенты, уже обучавшиеся в США, с академической задолженностью, состоящие в кровном родстве с одним из сотрудников Госдепартамента, с нулевыми знаниями английского языка. Государственная программа по обмену студентами в США GLOBAL
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
UGRAD - уникальная возможность для успешных студентов познакомиться с Америкой изнутри и ещё получить за это деньги. Но большое количество кандидатов и достаточно высокие конкурсные требования делают программу доступной далеко не для всех учащихся России [11].
3. Au-Pair: американская версия проекта запущена в 1986 г. Участникам программы предлагается провести в США 1-2 года, совмещая образование с работой - студент должен обучаться и заботиться о детях принимающей семьи. Участнику предоставляется отдельная комната, питание, зарплата (близкая к минимальной в США - порядка 800 долл. США), выходные дни (1.5-2 дня в неделю) и оплачиваемые каникулы (2 недели). Взамен студент оказывает посильную помощь по уходу за детьми младшего школьного возраста (до 14 лет). Кандидаты на участие в программе американской Au-Pair должны соответствовать следующим требованиям: возраст 18-27 лет; наличие аттестата о законченном среднем образовании (приоритет - студенты вузов); опыт работы с детьми или наличие в семье младших братьев и сестер возрастом 2-10 лет (приоритет -от 200 часов работы нянькой); английский язык уровня Intermediate (разговор, письмо); отсутствие уголовного прошлого, судимостей; наличие водительских прав международного образца [12].
Студент по обмену в США из России по программе Au-Pair проживает в семье, познает быт и традиции на самом глубоком уровне, получает за посильную работу деньги. Однако поездка требует вложений. Перелет, оформление документов оплачиваются участником программы. Недостаток условный - расходы окупаются за 2-3 месяца качественной работы.
4. Work and Travel USA - самая популярная и востребованная программа среди студентов. Ежегодно свыше 100 000 молодых людей со всего мира пользуются квотой Госдепартамента США. Проект дает возможность поехать в Америку на легальную работу в период летних каникул (с мая по сентябрь). Для этого участник должен соответствовать требованиям: возраст 18-23 года; быть студентом дневного отделения высшего учебного заведения; разговорный английский язык уровня Intermediate [13].
Work and Travel - платная программа. Стоимость полностью зависит от специализированного агентства, которое является партнером спонсоров из США. Максимальная сумма не превышает 2240 долл. США. В данную сумму входит перелет, оформление документов и готовое рабочее место. Расходы можно сократить, если в планах выполнять поиск работы самостоятельно или есть прямая договоренность с американской компанией. После проверки достоверности указан-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
ных данных (в т.ч. лицензии и страховки работодателя), спонсор высылает оригинал сертификата участника. Документ необходимо предъявить в консульстве при ходатайстве об открытии визы. Как показывает практика, 99% студентов полностью возмещают расходы на программу за 1-2 месяца работы.
В качестве наиболее востребованных бизнес-школ США иностранными обучающимися модно выделить пять:
1. University of Pennsylvania (Филадельфия, штат Пенсильвания). Бизнес-школа Пенсильванского университета справедливо считается лучшей в мире - это Wharton School. Школа предлагает лучшие междисциплинарные программы, к тому же студенты треть курсов посещают в 11 других школах университета по разным дисциплинам (от химии до истории искусств). Это открывает огромные перспективы в дальнейшем трудоустройстве и возможности выбора места работы в отрасли, которая наиболее интересна. Выпускники 2018 г. получили работу в более чем 19 разных отраслях, при этом их средняя зарплата составляет более 80 тыс. долл. США в год [14].
2. University of Michigan (Энн Арбор, штат Мичиган). Ross School of Business выпускает будущих лидеров отрасли. Обучение в этой школе специализируется на практическом опыте: студентов учат консультировать, руководить, делать инвестиции в реальные предприятия с реальными ставками. К тому же студентам предлагают разные интегрированные курсы, которые позволяют получить представление о всевозможных перспективах, идеях и возможностях [15].
3. Massachusetts Institute of Technology (MIT) (Кембридж, штат Массачусетс). Sloan School of Management в этом вузе - это место пересечения технологий и бизнеса. Здесь готовят лучших специалистов по решению различных задач: от запуска стартапа до выпуска прототипа на рынок. Бизнес-программы разработаны так, чтобы студенты получили глубокое понимание принципов управления в современном мире [16].
4. University of Southern California (Лос-Анжелес, штат Калифорния). USC Marshall School of Business - один из лидеров бизнес-образования в стране и мире. Она славиться развитыми международными отношениями: более 80% студентов магистратуры обучаются за границей, а также все первокурсники получают предложение провести первый год в вузе другой страны. Учебные программы составлены так, чтобы студенты получили академические знания и практический опыт в равной мере [17].
5. University of Texas (Остин, штат Техас). McCombs School of Business в университете предлагает образование высокого уровня. Отличи-
тельной особенностью этой Школы является большое разнообразие уникальных специальностей, начиная с бухгалтерского учета и заканчивая менеджмента цепочек добавленной стоимости. McCombs School of Business поддерживает партнерские отношения с вузами более чем 25 стран на всех континентах [18].
Особого внимания достоин опыт экспорта образовательных услуг Италии. Интерактивные онлайн-курсы, рассчитанные на массовую аудиторию, получили широкое распространение с начала 2010-х годов. Онлайн-обучение, или онлайн-обра-зование, — это формат обучения с использованием интернета, при котором весь учебный процесс происходит онлайн, и ни студентам, ни преподавателям не требуется находиться в одном и том же месте либо быть онлайн в одно и то же время.
Сегодня термином МООК, как правило, называют формат исключительно дистанционного образования, т.е. такого, когда процесс обучения происходит вне учебного заведения. Как следует из самого названия, отличительные особенности этого формата дистанционного образования включают: — массовость — число слушателей МООК неограниченно и может достигать десятков тысяч; — открытость — запись на курс открыта, какого-либо отбора слушателей не производится. Запись на курс максимально проста — как правило, чтобы начать занятия, нужна только электронная почта; — онлайн-курс полностью размещён в интернете; — наконец, формат курса (в отличие от, например, семинара, мастер-класса и др.), как правило, предполагает занятия в течение нескольких недель, часто с фиксированными датами начала и окончания учёбы.
МООК как услуга (англ. MaaS - MOOC as a service) - наиболее популярная модель сотрудничества составителей курса и провайдера и основа сегодняшнего предложения на рынке онлайн-кур-сов. Суть этой модели в следующем. Независимая платформа заключает контракт с университетом или другой организацией - производителем курсов и предоставляет свою платформу для их размещения. Таким образом университет освобождается от необходимости содержать инфраструктуру онлайн-платформы. Противоположный модели MaaS - содержание университетом (опционально - также разработка с нуля) собственной образовательной онлайн-платформы. Однако такой подход, дающий университету большую самостоятельность, но значительно более затратный, гораздо менее популярен. Большинство университетов, выпускающих онлайн-курсы, выбирают именно модель на базе сотрудничества университета и провайдера: из 117 крупнейших плат-
форм только 14 созданы и поддерживаются единственным учебным заведением-оператором. Среди них - 3 итальянские. Лидерами по числу платформ с большим отрывом стали США (26), за ними следуют Германия (8) и Италия (6). Большинство платформ — одноязычные. Многоязычных платформ среди рассмотренных меньшинство — 29, из них - две итальянские: EMMA [19] и UNINETTUNO OpenupEd, поддерживающие 9 и 7 языков соответственно. Италия не является самым активным игроком в сфере экспорта образовательных услуг, однако предлагает значительное количество международных онлайн-плат-форм [20].
European Multiple MOOC Aggregator, (EMMA) — это проект, финансируемый Европейской программой конкурентоспособности и инноваций и поддерживаемый проектом Asset (Рамочная программа H2020). Портал доступен на нескольких языках: итальянском, английском, каталанском, голландском, эстонском, французском, португальском, испанском и польском. Платформа Emma -экспериментальный проект с открытыми для всех и бесплатными учебными курсами. Бесплатные курсы разделены на категории, и платформа разработана таким образом, чтобы предложить полезные ресурсы как для студентов, так и для преподавателей по различным темам, таким как бизнес; цифровая культура; образование; окружающая среда; человеческие ресурсы; технологии.
Federica Web Learning — это проект, финансируемый совместно с Европейским Союзом в сотрудничестве с итальянским государством и регионом Кампания. Платформа распространяет учебные материалы Университета Федерико II в Неаполе. Это цифровое пространство, открытое для всех, в котором люди могут повышать свою квалификацию. Federica Web Learning делает доступным 300 МООКов, 2000 лекций, 6000 видео, 50 000 слайдов. В нем зарегистрировано порядка 200 000 пользователей. Курсы бесплатны, уроки включают тесты для самопроверки, аудиовизуальные материалы и мультимедийные ссылки. Курсы рассчитаны на 6 месяцев или имеют конкретные более короткие сроки - 6 или 8 недель. В настоящее время платформа не предусматривает выдачу сертификатов или университетских кредитов (CFU).
WeSchool (ранее Oilproject) — онлайн-школа, в которой проводится более 7000 уроков. Платформа предназначена как для студентов, так и для преподавателей. WeSchool — портал, целью которого является цифровизация итальянских школ и университетов. Благодаря своему содержанию, курсы WeSchool предоставляют ценную помощь преподавателям и студентам, которые
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
могут воспользоваться такими учебными инструментами, как видео, тексты и упражнения. Портал может похвастаться многочисленными партнерами, среди которых Zanichelli, DeAgostini, Министерство иностранных дел и Tim. Есть уроки и курсы по: интернет и информатика, экономика и бизнес, искусство и техника, история и философия, литература, музыка, психология и психоанализ. Polimi Open Knowledge - это платформа MOOC, созданная Politecnico di Milano. Портал открыт для всех и содержит специальный раздел, посвященный студентам. Миланский политехнический университет с помощью этой платформы стремится предлагать ценную поддержку студентам, направленную на развитие карьеры; быть инструментом для внедрения инновационных методик обучения.
Курсы MOOC бесплатны и открыты для всех. Чтобы получить к ним доступ, необходимо создать свой аккаунт, а затем зарегистрироваться на нужный курс. Кроме того, курсы имеют определенную дату начала и окончания. Начав курс, можно проходить его дистанционно, используя только подключение к сети Интернет. По завершении курса и сдачи экзамена выдается сертификат. Как и предыдущие порталы, он позволяет бесплатно записаться на выбранные университетские курсы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что развитие экспорта образовательных услуг является одной из перспективных возможностей достижения целей устойчивого развития в части подготовки высококвалифицированных кадров для развития различных отраслей хозяйства. Перспективный анализ показывает: распространение адаптивных технологий, учитывающих индивидуальные особенности студента, и других методик адаптивного образования будет приобретать все большее значение. Ожидается многократное расширение аудитории онлайн-об-разования за счёт развивающихся стран, рост доли коммерчески успешных форматов онлайн-об-разования: «микростепеней», онлайн-дипломов, корпоративных образовательных программ. Дальнейшая интеграция онлайн-курсов в традиционные программы высшего образования будет означать его превращение в неотъемлемый элемент предоставляемых услуг для подготовки специалистов широкого профиля.
Список литературы:
[1] ООН: Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/
sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения: 12.12.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
[2] The Agenda 2030 for Sustainable Development [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/programmes/ un-2030-agenda (дата обращения: 12.12.2021).
[3] Higher Education Sustainability Initiative (HESI) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unhabitat.org/higher-education-sustainability-initiative (дата обращения: 12.12.2021).
[4] The U.S. Educational System [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://educationusa. state.gov/experience-studying-usa/us-educational-system (дата обращения: 12.12.2021).
[5] OSU, BS, Entrepreneurship [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. educationindex.ru/course-search/oregon-state-university/first-degree/bs/
entrepreneurship/?section=2 (дата обращения: 12.12.2021).
[6] The cost of education in USA [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. educationindex.co.uk/articles/higher-education-in-the-usa/cost-of-tuition-in-usa/ (дата обращения: 12.12.2021).
[7] Open edX. One platform for all your learning needs. Push the boundaries of what's possible in learning technology [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://open.edx.org/the-platform/ (дата обращения: 12.12.2021).
[8] Coursers. Online Degree Programmes [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.coursera.org/degrees (дата обращения: 12.12.2021).
[9] UNIVERSITY OF THE PEOPLE [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uopeople. edu/ (дата обращения: 12.12.2021).
[10] PROMYS [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://promys.org/ (дата обращения: 12.12.2021).
[11] Global Undergraduate Exchange Program (Global UGRAD) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://exchanges.state.gov/non-us/ program/global-undergraduate-exchange-program-global-ugrad (дата обращения: 12.12.2021).
[12] Au Pair [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aupair.com/ru (дата обращения: 12.12.2021).
[13] Work and Travel [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://workandtravel.ru/(дата обращения: 12.12.2021).
[14] The Wharton School of the University of Pennsylvania [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wharton.upenn.edu/ (дата обращения: 12.12.2021).
[15] University of Michigan's Ross School of Business [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://michiganross.umich.edu/ (дата обращения: 12.12.2021).
[16] MIT Sloan School of Management [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mitsloan. mit.edu/ (дата обращения: 12.12.2021).
[17] USC Marshall School of Business [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. marshall.usc.edu/ (дата обращения: 12.12.2021).
[18] McCombs School of Business [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mccombs. utexas.edu/ (дата обращения: 12.12.2021).
[19] Emma European Moocs [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://platform. europeanmoocs.eu/ (дата обращения: 12.12.2021).
[20] UNINETTUNO-OpenUpEd [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. uninettunouniversity.net/en/default.aspx (дата обращения: 12.12.2021).
Spisok literatury:
[1] OON: Cel' 4: Obespechenie vseohvatnogo i spravedlivogo kachestvennogo obrazovaniya i pooshchrenie vozmozhnosti obucheniya na prot-yazhenii vsej zhizni dlya vsekh [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.un.org/sustainablede-velopment/ru/education/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[2] The Agenda 2030 for Sustainable Development [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.coe.int/en/web/programmes/un-2030-agenda (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[3] Higher Education Sustainability Initiative (HESI) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// unhabitat.org/higher-education-sustainability-initia-tive (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[4] The U.S. Educational System [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://educationusa.state. gov/experience-studying-usa/us-educational-system (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[5] OSU, BS, Entrepreneurship [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.educationin-dex.ru/course-search/oregon-state-university/ first-degree/bs/entrepreneurship/?section=2 (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[6] The cost of education in USA [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.educationin-dex.co.uk/articles/higher-education-in-the-usa/cost-of-tuition-in-usa/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[7] Open edX. One platform for all your learning needs. Push the boundaries of what's possible in
learning technology [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://open.edx.org/the-platform/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[8] Coursers. Online Degree Programmes [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. coursera.org/degrees (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[9] UNIVERSITY OF THE PEOPLE [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.uopeople.edu/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[10] PROMYS [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://promys.org/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[11] Global Undergraduate Exchange Program (Global UGRAD) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://exchanges.state.gov/non-us/program/ global-undergraduate-exchange-program-glob-al-ugrad (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[12] Au Pair [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.aupair.com/ru (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[13] Work and Travel [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://workandtravel.ru/(data obrashcheniya: 12.12.2021).
[14] The Wharton School of the University of Pennsylvania [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.wharton.upenn.edu/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[15] University of Michigan\'s Ross School of Business [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://michiganross.umich.edu/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[16] MIT Sloan School of Management [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://mitsloan.mit. edu/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[17] USC Marshall School of Business [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.mar-shall.usc.edu/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[18] McCombs School of Business [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.mccombs. utexas.edu/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[19] Emma European Moocs [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://platform.european-moocs.eu/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).
[20] UNINETTUNO-OpenUpEd [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.uninettunouni-versity.net/en/default.aspx (data obrashcheniya: 12.12.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021