Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
И . Г. Хангельдиева
Опыт ВЫХОДА ЗА РАМКИ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: irkhang@gmail.com)
Наша система образования оказалась в невыразимо ироничной ловушке: это институт, который имеет самый большой потенциал по воздействию на будущее, но он же и в наибольшей мере подчиняется идеям, которые абсолютно некритично взяты из прошлого...
П. Сенге, профессор MTI
Статья посвящена проблемам современного высшего образования, нынешним вызовам со стороны цифровой революции ведущим университетским практикам, её влиянию на развитие общества и образования в целом. Автор обращает внимание на три сценария развития будущего, предложенных израильским исследователем Ю. Харрари (консервативный, радикальный и суперрадикальный). В статье представлен опыт деятельности нового альтернативного университета США, который не имеет аналогов в мире, полностью построен на основе цифровых технологий и ведет учебный процесс только в онлайн формате. Университет позиционируется как один из ответов вызовам образованию цифровой революцией. В статье анализируются основные особенности цифрового университета-стартапа «Minerva», выявляются причины его возникновения, специфика развития и функционирования, определяются как его позитивные качества, так и некоторые проблемные зоны, представляются логика образовательного процесса и образовательная технология, которую основатели университета «Minerva» трактуют как собственное образовательное Knowhow. Высказывается предположение о множественности вариантов будущих цифровых университетов.
Ключевые слова: образование; традиционный университет; цифровой университет; цифровой университет-стартап «Minerva»; образовательные технологии.
Вопрос о трансформации моделей обучения можно считать в истории образования одним из вечных вопросов, он интересовал педагогов, начиная с возникновения первых школ в Древнем Египте, а несколько позднее в Античной Греции. Поиск новых моделей всегда стимулировался реальной социокультурной и цивилизационной ситуацией, которая ставила перед обществом новые задачи, от решения которых зависело дальнейшее развитие человечества.
Вторая половина ХХ в. в этом отношении стала одной из наиболее стремительно развивающихся эпох с точки зрения технологического переоснащения всего мира. Уже в первом десятилетии XXI в. вышел ряд работ, которые абсолютно однозначно констатировали необходимость скорейшей трансформации образовательных моделей всех уровней, включая высшую школу. На исходе 2010-х гг. в России была опубликована книга Б. Ридингса «Университет в руинах», написанная в конце ХХ в., в которой он излагал свою точку зрения на современный университет [1]. По мнению автора, современная высшая школа под воздействием глобализации находится в кризисе: «Текущий кризис Университета на Западе является следствием фундаментального изменения его социальной роли и внутренних систем, предполагающего утрату традиционными гуманитарными дисциплинами центрального места в жизни Университета». Автор во многом имеет в виду, что университет эпохи модерна, символом которой стала модель, воплощенная в Берлине В. Гумбольдтом, сегодня замещен новой моделью, которая характеризует эпоху постмодерна, как время господства других культурных ценностей, которые ближе не столько к национальным приоритетам, сколько к интересам глобального бизнеса, превращающего университеты в бизнес-корпорации. Такую точку зрения высказывают и представители европейского высшего образования. Потребительские мотивы возобладали в умах многих руководителей образования, поэтому на первое место выходит менеджмент, а не культурные ценности, столь свойственные классическим университетам. Прагматическое начало в университете постмодерна приветствовалось и активно развивалось.
Но парадокс ситуации заключается в том, что именно в потребительски прагматичную вторую половину ХХ в. в мире возник феномен креативного класса [2], для которого вопрос творчества стал приоритетным и представители его ядра готовы получать меньшее вознаграждение за работу при возможности актуализации их новых идей. В установках креативного класса причудливо объединились и ценности культуры, и интересы предпринимательства. Принято считать, что ценности и интересы в подобном контексте противоречат друг другу, но это только на первый взгляд, так как при более пристальном рассмотрении можно прийти к выводу, что при всех кажущихся различиях у них есть и сходные черты: оба явления возникают в результате развития человеческих потребностей, имеют социальную природу, обладают общими социальными целями удовлетворения потребностей людей, способны к воспроизводству, воплощаются в конкретно-исторические формы бытования, для них характерно единство основных ценностных установок и норм.
Креативный класс часто становится поставщиком новых идей, которые способны реализоваться на практике, в том числе и в области
самых передовых и наукоемких открытий. Цифровизация стала ключевой проблемой осмысления не только технарей-прагматиков, но и философов [3], антропологов, социологов, психологов, культурологов [4], историков и многих других представителей гуманитарных и социальных наук. При всей заинтересованности гуманитариев не они делают погоду в мире. Нерв эпохи находится в поле деятельности представителей новых технологий, это они открывают новые идеи, которые сотрясают вековые устои и делают достоянием общества новые технологические возможности, причем с весьма неоднозначными последствиями.
Современные интеллектуалы-естествоиспытатели вторгаются в «святая святых» и готовят очередную научную революцию, которая может закончиться для Человека весьма плачевно, приведя к его уничтожению посредствам развитого искусственного интеллекта и искусственного сознания. В конце второго десятилетия третьего тысячелетия в свет вышла книга израильского исследователя, историка по специальности, Юваль Ной Харари под символическим названием «21 урок для XXI века» [5], в которой автор представляет три сценария развития человечества: консервативный, радикальный и суперрадикальный или апокалиптический. Первый сценарий характеризуется переходом к концепции техногуманизма [6], при которой значение человека остается прежним, гуманизм сохраняет свои приоритетные позиции, ценности Homo Sapiens сберегаются и для человека будущего, названного автором Homo Deus. В этих обстоятельствах органическое господствует над неорганическим, при этом неорганическое включается в органическое с целью его улучшения. Вектор науки и технологий продолжает направляться вперед, происходят новые открытия в области информационно-цифровых и биоинженерных направлений, технологии служат человеку без нарушения этических норм и ценностей.
В радикальном сценарии происходят существенные изменения, они также касаются соотношения органического и неорганического, но совершенно в ином плане. Их единство для Homo Sapiens достигает паритета, человек будущего превращается полуробота, получеловека, авторство, творчество остается за человеком, но возникают основания для появления двух видов биологических систем, для новой социальной поляризации и власти.
Суперрадикальный или апокалиптический сценарий отличают необратимые процессы, которые приводят к тому, что технология позволит конструировать тело, мозг и сознание, мы уже ни в чем не будем уверены - в том числе в тех вещах, которые раньше казались вечными и неизменными. Главенство человека будет утрачено, что в итоге может привести его к исчезновению. Миром станет править система алгоритмов, то, что современные исследователи называют датаизмом.
Прогнозы, конечно, дело неблагодарное, но уже сегодня существует немало фантастических сценариев, которые зиждутся на концепции да-таизма о суперрадикальной модели мира и уже нашли свое воплощение в некоторых произведениях литературы, кино и видеоиграх.
В этих обстоятельствах закономерно возникает вопрос: какие задачи стоят перед современным образованием? Если так меняется реальный контекст жизни, то и образование, безусловно, должно пытаться адекватно отреагировать на эти изменения. Достаточно много предложений, которые можно вписать в этот тренд, от небольших трансформаций до кардинально новых опытов. Например, обсуждается вопрос, умерла ли лекция и чего ждут в студенческих аудиториях от процесса обучения представители нового поколения, у которых уровень мотивации весьма различный, но все сходятся на том, что он может быть повышен за счет учета интереса молодых. Однако не только за счет интереса, но и за счет понимания особенностей нового поколения, родившегося практически в цифровую эпоху, которое «на ты» с самыми последними гаджетами. Молодые люди сейчас во многом более визуалы, чем предшествующие поколения, потому что для них картинка более информативна, чем письменный или озвученный текст.
Что интересует в образовании современное поколение, мыслящее дивергентно и «клипово», ценящее свободу выбора, безопасность, думающее о карьере и рано становящееся на тропу предпринимательства, начиная со школьных лет? Этому поколению свойственно быстро мыслить, находить и перерабатывать большие объемы информации, демонстрировать интеллектуальный максимум в условиях дефицита времени и обладать эмпатией (осознанным сопереживанием другому). Как надо обучать поколение «2»?
Западные практики образовательного процесса предложили, например, концепцию эдьютейнмента еще во второй половине ХХ в., в которой присутствуют игровые, проектно-исследовательские подходы, характеризующиеся элементами приключения, сторителлинга, перевернутого обучения. Эдьютейнмент - некая новая философия обучения и одновременно технология, построенная на интеграции различных подходов, объединяющим началом которых является повышенный интерес к изучаемому и усиливающийся в процессе освоения материала за счет неординарных, эстетизированных форм.
Позднее, когда появилась технологическая возможность осуществлять онлайн образование (МООК), возникли эксперименты с интернет-технологией, она стала дополнительным инструментом к традиционным формам университетского обучения. Однако онлайн курсы требуют более высокой степени мотивированности и самодисциплины, что сегодня у студентов ещё недостаточно развиты. Получив некоторую апробацию в репрезентации отдельных курсов, интернет-технологии
стали внедряться в классическое университетское образование, но даже сегодня это носит характер эксперимента. Некоторыми исследователями [7] высказывается идея, что в будущем приоритетной формой получения образования станет самообразование [8]. В мире не первый год идет дискуссия о необходимости создания цифрового университета [9], модели образования [10], кардинальным образом отличающейся от традиционных [11].
На рубеже 10-х гг. XXI в. в этом отношении на рынке образовательных услуг произошел определенный прорыв. Была озвучена идея создания первого цифрового университета в мире, или университета 4.0, который будет строить образовательный процесс только на принципе онлайн-обучения. Проект был заявлен, но до первого его представления прошло еще 3 года. Его автор со страниц «Financial Times» заявил: «Студенты понимают, что институты не вправе почивать на лаврах и, ссылаясь на заработанную десятилетиями и веками репутацию, предлагать все те же неэффективные знания. В сфере обучения точно так же, как в технологиях, услугах, путешествиях, развлечениях, такси и всех других отраслях, какие только можете представить, когда появляется бесспорно лучшее предложение, люди предпочитают его» [12].
Зачинателем проекта стал выпускник Пенсильванского университета, самого старейшего в США, который был основан ещё в 1740 г. Бенджамином Франклином и который входит в известную в мире университетскую «Лигу плюща» в США. Как свидетельствует сам автор проекта Бен Нельсон, он, будучи студентом первого курса, мечтал о том, чтобы его учили другим образом. На первом курсе он написал первую учебную программу, которая по сути осталась без какого-либо внимания. Но идея трансформации образования привела его на элективный курс по истории развития мировых университетов. Кредо Б. Нельсона формулируется следующим образом: «Люди плодотворно учатся только тогда, когда делают что-то самостоятельно, своим умом» (выделено - И.Х.). Идея трансформации образования, которая была для него интересна уже в первый год обучения в Пенсильванском университете, ожила с новой силой, так как её автор давно думал о том, что современное образование не идет в ногу со временем. В частности, образование имеет две особенности, которые не дают ему осуществить необходимый прорыв: современная система высшего образования была создана без учета сложных вызовов цифровой эпохи и не способна быстро адаптироваться к ним (выделено - И.Х.). Два этих качества действительно являются характеристиками современного образования. Переход к цифре, которая тотально захватила мир, в образовании присутствует в меньшей степени, чем должно было бы быть сегодня. Что касается отсутствия быстрой адаптации к новым вызовам, то этот упрек в отношении современного образования
является справедливым, так как университеты-тяжеловесы, лидирующие в мировом образовательном пространстве, представляют собой весьма сложные системы, в которых задействованы десятки тысяч обучающихся и, соответственно, большое количество преподавателей и вспомогательного персонала. Такие системы не способны быстро перестраиваться. Им не хватает гибкости и скорости реакции на происходящее сегодня в мире.
В одном из интервью Б. Нельсон сформулировал то, что явилось его мотивационным импульсом для создания нового университета: «Мы считаем, что университеты - самые важные учреждения в мире. Их выпускники управляют государствами, культурными организациями, ведут бизнес, становятся журналистами, юристами, докторами, влияют на жизнь людей по всему миру. Университеты чрезвычайно важны, однако со своей работой они справляются не очень хорошо. Это не такое уж спорное утверждение, если подумать. Университеты по сути распространяют информацию, но это происходит также в интернете, распространять её можно намного эффективнее с точки зрения затрат и пр. В целом университеты знают, что задачи у них другие. Они заявляют, что учат студентов критически мыслить, решать проблемы, быть глобальными и эффективно общаться с другими людьми» [13]. Но, как известно, обещать - не значит исполнить.
В силу определенных обстоятельств, традиционные университеты, даже обладающие высокой репутацией, не справляются со своей функцией готовить специалистов на завтра. В то время как именно они должны готовить студентов к стремительно меняющимся глобальным контекстам и новым профессиям. При этом технологии должны участвовать в трансформации высшего образования, но их роль должна быть второстепенной, а не ведущей. Главной задачей сегодня становится изменение мировоззренческих ценностных установок в образовании. Б. Нельсон считает, что необходимо изменить программы обучения и педагогику, чтобы предоставить студентам когнитивные инструменты, например, гибкое мышление и передачу знаний, которые сыграют важную роль в их жизни уже после окончания университета.
В качестве образовательного эксперимента Б. Нельсон принял решение создать университет-стартап, в основу которого положена совершенно иная модель получения высшего образования. Проект получил название «Minerva» в честь древнеримской богини мудрости и войны -покровительницы творцов-интеллектуалов, включая учащихся. Автор идеи репрезентует стартап как образовательный коммерческий проект «Minerva Project». Как опытный бизнесмен, автор идеи решил её проверить, другими словами, провести аудит, отдав на суд авторитетных представителей различных университетов США. 2 апреля 2014 г. в Театре Миллера Колумбийского университета на дискуссионной площадке
«Intelligence Squared» состоялось это историческое обсуждение. Экспертное сообщество критически отнеслось к идее Б. Нельсона. Проект получил поддержку менее 20%, точнее - 18% участников. Но неудача не остановила Б. Нельсона. Это было обусловлено не только тем, что автор верил в свою идею, но и тем, что в группе экспертов, которые её поддержали, были весьма знаковые для американского университетского образования фигуры [14].
Б. Нельсон кратко сформулировал концепцию нового университета и стал её продвигать в массы. Что именно он пытался донести до целевой аудитории? Все, что касалось уникальности нового образовательного продукта, которым с его точки зрения являлся авторский проект. «Minerva» - камерный элитный университет XXI в., рассчитанный на очень узкую целевую аудиторию. Руководство университета изначально декларировало: «Мы созданы для крошечной части человечества, но для этого процента мы пытаемся построить идеальный университет» [14]. Университет с помощью самых ярких преподавателей мира реализует инновационные учебные программы, не имеющие аналогов, так как новое учебное заведение обеспечивает более строгое аналитическое образование, чем доступно в настоящее время на рынке. Университет будет стоить для студентов лишь часть рыночной ставки в 10 000 долларов в год. Цена будет доступна представителям мирового среднего класса. Эта финансовая задача не была достигнута, и реально стоимость обучения увеличилась в 3 раза, но не превысила стоимости обучения в тех вузах, которые основатели университета «Minerva» определили для себя как основных конкурентов. Университет ставил себе задачу: способствовать ускорению траекторий развития самых трудолюбивых и достойных студентов в мире, чтобы коллективно улучшить наше общее будущее.
На старте были сформулированы и представлены основные позиции миссии университета «Minerva»:
- Найти индивидуальный подход к каждому студенту.
- Привить вкус к активным размышлениям.
- Учебный процесс не предусматривает лекций, полностью построен на проектной работе и интенсивных дискуссиях в небольших группах.
- Степень участия каждого студента оценивается с помощью новаторской технологии «Minerva».
Понимая основные вызовы современности, автор проекта, закладывая в основу новой модели образования системные принципы, рассчитывал «использовать технологии для расширения образовательных возможностей» и одновременно заботиться о «сокращении расходов, повышении персонализации» и «эффективности образования». «Minerva Project» - учебное заведение, которое осуществляет
основной образовательный онлайн процесс и на уровне бакалавриата, и магистратуры, что принципиально отличает его от других западных учебных заведений. Университет, имея собственную интерактивную платформу, размещает на ней все учебные материалы, через неё же осуществляются все образовательные и другие коммуникации. Интерактивная платформа создает условия для постоянной и моментальной интерактивной обратной связи со студентами, что обеспечивает реальную возможность наблюдать динамику образовательного процесса. В определенной степени можно говорить о том, что интерактивная платформа «Minerva» есть некое технологическое knowhow, которое, по мнению основателя проекта и тех, кто сотрудничает с ним как со стороны коллег, так и со стороны обучающихся из разных стран, обеспечивает совершенно иное качество образования.
Эффективность образования в новом университете заключается в непосредственном активном освоении знаний в диалоговом режиме. Для того чтобы этого достичь, кроме интерактивной платформы, ещё одной важной образовательной технологией для Б. Нельсона и его единомышленников стала технология «перевернутого обучения». Для качественной реализации этой технологии необходима очень высокая степень самомотивации студентов к обучению. Для студентов предшествующих поколений это в определенной степени было проблематично. Даже сегодня часть современных студентов считает, что повысить мотивацию можно путем администрирования через укрепление дисциплины и четкого контроля за ней. Но в условиях, когда в студенческих аудиториях уже занимаются представители поколения «Z», ситуация медленно, но меняется. Это поколение в большей степени, чем предыдущее, имеет интерес к самому процессу обучения. Если этот интерес возникает, то и самомотивация повышается. За счет чего этот интерес может расти? Здесь достаточно много вариаций. Но одной из них остается глубокое понимание потребностей студентов, т.е. предоставление возможности максимально персонифицировать знания. Но, кроме этого, очень важно научить студентов получать их из разных источников. Эффективность образования, безусловно, связана и с высоко профессиональными наставниками, преподавателями, которые не только знают свой предмет и транслируют знания о нём, но могут поставить проблему так, чтобы её освоение стало интересным исследовательским «путешествием».
Важным целеполаганием данного стартапа является установка на обучение навыкам, пригодным на практике. Авторы проекта ориентируют своих студентов на получение новых знаний, позволяющих превентивно подготовить себя к профессиям, которых ещё не существует, что создаст им особое конкурентное преимущество по сравнению с выпускниками лучших вузов мира. Согласно информации «Financial Times»,
стартап по конкурсу студентов практически с первых шагов обошел Гарвард. Для сравнения: Гарвардский университет имел конкурс на двадцать человек ниже и составлял в среднем девятнадцать человек на место.
Концептуально модель образования в университете «Minerva» кардинальным образом отличается от традиционных. Она имеет ряд приоритетных характеристик, которые усиливают её конкурентные преимущества по отношению к ближайшим соперникам и партнерам. Одной из первых называется антикоррупционная составляющая. Руководство университета «Minerva» неоднократно подчеркивало, что у их абитуриентов нет никаких преимуществ, кроме собственных способностей, ссылаясь на следующую статистику: 43% белых студентов Гарварда являются либо спортсменами, либо детьми выпускников Гарварда, либо происходят из семей, финансово поддерживающих вуз. Б. Нельсон отмечает: «Мы не резервируем места для богатых, для сыновей и дочерей людей, которые окончили университет ранее, или только для американцев. Так, в одном из национальных университетов США 90% студентов из США, в Стэнфорде - 93%. Это экстремально локальные школы» [16]. «Minerva» этого подхода сознательно лишена изначально, потому что это глобальный университет, для него не существует пространственных границ, любой абитуриент, знающий английский язык и обладающий способностями, которые удовлетворяют новый университет, независимо от континента и страны, в которой он учился или живет, может быть зачислен в него.
В 2014 г. из 2464 заявок одобрение получили 69, другими словами, конкурс составил почти 36 человек на место. Основу конкурсного отбора составляют специальные задания, которые не имеют ничего общего с общепринятыми национальными тестированиями. «Мы не смотрим на результаты стандартизированных академических тестов, мы смотрим на учебные результаты в старшей школе. Мы проводим устные интервью и письменные проверки. Мы смотрим, чем студенты увлекаются и что делают за рамками школьной программы. У нас есть, если можно так выразиться, формула для анализа всего этого» [17].
После заключения договора с университетом-партнером и получения региональной аккредитации«Minerva» открыла набор на пять учебных программ: Arts&Humanities, Business, Computational Sciences, Natural Sciences, Social Sciences.
Стартап «Minerva» предлагает совершенно уникальную образовательную программу и по содержанию, и по форме. Логика учебного процесса имеет 4 уровня или ступени актуализации.
1) Первый год обучения предполагает формирование основ. Освоение и укоренение в сознании студентов правильной универсальной методологии обучения. Учебная программа посвящена четырем «базовым
элементам» формирования важных «привычек ума», которые впоследствии становятся ключевым инструментарием интеллектуально-познавательного и коммуникационно-практического взаимодействия для самостоятельного во многом образовательного процесса: критического мышления, творческого мышления, эффективного общения и эффективного взаимодействия.
Первые две позиции посвящены развитию мышления, вторые -коммуникационно-действенным практикам.
2) Второй год отдан работе студента с наставником по одному из пяти направлений специализации, по которым идет подготовка в университете: бизнес, искусство и гуманитарные науки, социальные науки, вычислительные и естественные науки. Обучение проходит по алгоритму: от общего к частному, от ознакомительных обзоров к выделению отдельных более специальных аспектов. Итоговая работа предполагает творческую работу в рамках узкой специализации. Однако специализация сопровождается формированием широты обзора и универсальности приемов освоения необходимого учебного материала.
3) Третий год посвящен фокусировке на отдельной теме, выбранной студентом области исследований, но при этом формируются навыки и умения, которые могут быть применены во всех основных областях его специализации, то есть узкая специализация сопровождается формированием широты обзора и универсальности приемов.
4) В последний год студент сосредоточен на завершении собственного проекта (сценария, программы, бизнес-плана и пр.), который должен иметь черты новизны и оригинальности в выбранном направлении. Защита данного проекта и является финальным этапом обучения, и именно проект для многих студентов становится социальным лифтом, который поднимает выпускника на достаточно высокую социальную и профессиональную ступень [15].
Все обучение в университете осуществляется онлайн посредством одноименной собственной информационно-коммуникационной платформы. Уникальной характеристикой процесса обучения является то, что каждый семестр студенты университета «Minerva» перемещаются в новый город и в другую страну - фактор чрезвычайно примечательный с точки зрения быстрого интегрирования в контекст совершенно новой культуры. Известно, что в университете учатся студенты практически со всех континентов, для каждого из них перемещение в пространстве современного мира при всей его открытости в настоящее время граничит с тем, что в культурологии принято именовать культурным шоком. В данном условии обучения концентрируется ряд весьма новых задач, которые в предшествующем опыте развития образовательных систем и моделей в столь концентрированном виде практически не
встречались. Обучение в совершенно новых обстоятельствах требует от студентов дополнительных волевых и мотивационных усилий.
За время обучения студенты университета «Minerva» семь раз должны сменить страну пребывания. Обучение проходит на четырех континентах: Северная Америка - США, Европа - Германия и Великобритания, Южная Америка - Аргентина, Азия - Южная Корея, Индия, Китай. Первоначально вместо Китая была договоренность о семестровом пребывании в турецком Стамбуле, однако из-за сложной политической ситуации, которая возникла в стране, было решено заменить семестр в Стамбуле на семестр в Тайбэе.
Путь обучения начинается с двух семестров в США, в городе, где находится штаб-квартира университета, в Сан-Франциско. Основная масса студентов университета, попадая в новый город и новую страну, каждый раз адаптируется к условиям новой климатической зоны, как правило, временного пояса, языка доминирующего населения, нового культурного контекста, пищевого опыта, традиционных коммуникаций, входя в непосредственное взаимодействие с представителями разнообразных профессиональных и духовных практик, включая конфессиональные. В условиях глобализации, которая характеризуется процессами интеграции, кооперации, унификации, связанными с колоссальным перемещением различных потоков трудовых ресурсов из страны в страну, из одного полушария земного шара в другой, такой опыт дорого стоит, так как остальные университеты не имеют подобной практики.
Организаторы учебного процесса готовят все эти перемещения. В каждой стране и в каждом городе адаптация студентов начинается с официальной встречи с представителями ведущего бизнеса в регионе, научной и культурной элиты, государственной, региональной и муниципальной власти. Эти контакты устанавливаются неслучайно. Они важны не только для университета и его студентов, которые целый семестр будут учиться, находясь в данной стране и конкретном городе, но и для тех, кто занимает в регионе топ-позиции в различных областях деятельности, родственных профилю университетских программ. Для них студенты становятся новым интеллектуальным ресурсом, они при определенных обстоятельствах могут стать потенциальным профессиональным резервом и креаторами новых идей. Контакты, полученные во время пребывания в том или ином географическом регионе, могут сохраняться и после обучения, давая результаты обеим сторонам.
Наученные со студенческой скамьи адаптироваться в короткие сроки к самым разным условиям жизнедеятельности, выпускники университета могут интегрироваться без особых потерь для себя и компаний, в которых начинают работать. Часто они получают приглашения из структур, с которыми вступают во взаимодействия в годы учебы. Таким
образом, руководители университета проводят, расширяют и усиливают процесс аккультурации и социализации своих студентов, с одной стороны, а с другой - усиливают позиции репутационного капитала университета.
В этой модели образовательный и исследовательский элементы программы обучения реализуются часто через элемент путешествия, а иногда и приключения. Впечатления, которые в данном случае получают студенты, часто весьма экзотические, сохраняются в их памяти как эмоционально ярко окрашенные образы на всю жизнь. Ощущения причастности, которые входят в сознание через все органы чувств, значительным образом обостряют и рациональные процессы освоения новой реальности.
В силу того, что в университете все занятия проводятся онлайн, есть важное уточнение: занятия во всех странах, в которых в каждом новом семестре находятся обучаемые, осуществляются не по местному времени, в котором живут студенты, а по временному поясу Сан-Франциско. Другими словами, студенты не имеют возможности проспать занятия в прямом и переносном смысле, в какое бы время они ни проходили. Их начало и завершение возможно и в 3 часа ночи, и в 7 утра, и в 2 часа дня, и в 9 вечера, т.е. в любое время суток. Можно посчитать, что этот фактор является недостатком данной модели обучения. Однако все зависит от того, с какой позиции это рассматривать. Если руководство университета ставит задачу научить своих студентов преодолевать трудности различного характера, то данный подход может быть расценен в качестве определенного достоинства, так как именно он помогает формировать новые качества будущего профессионала. Известно, что биологические часы, по которым в привычной среде существует человек, весьма сложно перестраиваются, требуя на это определенное время. А в случае с пребыванием студентов «Minerva» в различных часовых поясах возникает некий биологический временной маятник, для адаптации и преодоления которого студенты должны прибегать к определенным волевым усилиям.
Перемещаясь из города в город, студенты испытывают новые факторы воздействия внешней среды, которые ранее не были в их человеческом и образовательном опыте. «Minerva» - университет, у которого нет традиционного кампуса, так как ему не нужны аудитории, общежития, библиотеки. Самым важным фактором является обеспечение студентов высокоскоростным интернетом. Живут они все в арендованных квартирах, обычно локально. Они разделены на группы примерно по 19-20 человек в каждой. Пространство, в котором они существуют, не напоминает замкнутой территории традиционного университетского кампуса, как правило, удаленного от городов. Когда-то создание собственной инфраструктуры для университетов было важной задачей.
Организация кампусов преследовала, в частности, цель обособить территорию студенческого городка, сделать её внутри открытой, а извне несколько отчужденной. Традиционный кампус - «закрытая» территория творчества и интеллектуализма, не интегрированная в социально-урбанистический контекст,- ближе к природной стихии. В прошлые времена удаленность кампуса от урбанизированных пространств была своеобразным плюсом. В кампусе важна была уникальная атмосфера, которая в каждом знаменитом университете была своя. Но времена меняются, и внешние границы за счет информационных и цифровых технологий снимаются, становятся абсолютно прозрачными, информация перетекает из пространства в пространство с невероятной скоростью.
Студенты университета «Мте^а» попадают в центр социального бытия новой страны и нового города практически каждый семестр. Устанавливая коммуникацию с преподавателями, ведущими занятия, студент может выходить на связь из любой точки, где доступен интернет, например, из кафе. И в этом случае обучающийся надевает наушники и получает звуковую и визуальную информацию, вступает в дискуссию со своими сокурсниками и преподавателями, предварительно самостоятельно найдя необходимый материал, освоив его до очередного занятия, и далее углубляет его понимание с помощью взаимодействия. Это происходит в разных странах и городах. Они могут быть совершенно разные по уровню развития и качеству жизни, а именно бизнеса, культуры, науки, технологий, политических и социальных структур. Среди них можно выделить как страны развитые (США, Великобритания, Германия, Южная Корея), так и развивающиеся (Аргентина, Китай, Индия). Из всех представленных стран только три воспроизводят непосредственную практику общения на английском языке, на котором идут все образовательные коммуникации и выполняются письменные работы. В обиходном активе всех студентов появляются элементы немецкого, испанского, корейского, китайского, хинди. Возможно, кто-то захочет освоить их на более высоком уровне - это желание и право каждого отдельного студента. Ни для кого не секрет, что социокультурный контекст в подобных ситуациях входит в сознание наиболее естественно и органично, разнообразие культурных сред в этом случае весьма велико, как и культурных ментальностей, с которыми знакомятся все студенты университета «Minerva».
Особенностью учебного процесса являются и условия заключения договоров с преподавателями университета. Здесь также есть свои отличительные черты. Контракт с преподавателями заключается на 3 года. Они, как правило, являются ведущими специалистами в своей области, чаще всего фигурами первого ряда. Важным ограничением является то, что преподаватели не имеют права читать традиционные в общепринятом понимании лекции, их функция в основном сводится
к модерированию учебного процесса, запуску дискуссии на заданную тему, выявлению через обсуждение уровня её понимания, а также экспертизе проблемных зон, способов расширения, углубления знания и его применения на практике. Главная установка в общении со студентами во время обучения: минимум монологов, максимум диалогов, культ дискуссии и коллективного обсуждения для получения искомого результата и либо выявление, либо формирование ключевого интереса студента.
Об этой особенности говорит и Б. Нельсон: «Студент Minerva читает первоисточники и вычленяет проблему, прежде чем перейти к её решению. А когда он приходит на занятие, он начинает использовать эти знания в других контекстах. Это означает, что профессор не читает лекций, он просто ставит вопрос. А дальше студенты работают в группах, обсуждают и спорят, отвечают на проверочные вопросы. Со временем, когда они продвинутся дальше по учебному плану, необходимость правильной постановки проблемы будет вставать перед ними в самых разных ситуациях до тех пор, пока они не накопят достаточного объема практики и она не войдет в привычку. Формирование 80 таких основополагающих ментальных привычек и формирует наш учебный план на первый год. Они используются студентами снова и снова. А затем студенты переходят на старшие курсы и начинают заниматься конкретными предметами» [17]. Все преподаватели должны быть технически оснащены скоростным интернетом, чтобы вступать в коммуникацию со студентами на любом континенте мира. Место пребывания преподавателя не имеет значения, но обязательно соблюдение учебного графика.
Для решения экономических вопросов была создана коммерческая организация под названием «Minerva Project». Ее штаб-квартира находится в Сан-Франциско, она владеет информационно-коммуникационной платформой Active Learning Forum, на которой работает новый цифровой университет. Эта платформа является очень важным материальным и интеллектуальным ресурсом, а также ключевым материальным активом единой компании «Minerva». Кроме информационно-коммуникационной функции, коммерческая организация имеет и финансовое назначение. Одной из её основных функций является привлечение финансовых средств и их аккумулирование. Проблемой финансовых ресурсов основатели университета были озадачены с самого начала. Как любой проект, он требовал начального капитала: в источниках нет никакого упоминания о том, что Б. Нельсон вложил в развитие университета собственный начальный капитал на старте. Источниками финансирования были привлеченные финансовые средства в размере $25 млн. от Benchmark Capital под программы бакалавриата, $45 млн. от китайских инвесторов, всего - $70 млн.,
позднее ещё $25 млн. Со слов Б. Нельсона, к 2011 г., моменту начала работы, было привлечено из бизнес-сектора всего $ 95 млн.
Вопрос цены для «Minerva»является одним из приоритетных наряду с новыми моделями и технологиями в образовательном процессе. Б. Нельсон считает, что новый университет 4.0 должен быть доступен выходцам из среднего класса, которые имеют природные способности и мотивацию получать суперсовременное образование, поэтому цена обучения должна быть доступна и значительно ниже цены, которую сегодня имеют университеты «Лиги плюща» в США. Цена - ниже, а качество обучения - выше.
Третьей структурной единицей «Minerva» является «Minerva Institute», которая представляет собой некоммерческую организацию. В её функции входит создание стипендиального фонда для студентов, которые поступили в университет, но у которых уже есть или возникли финансовые проблемы. Предоставление финансовой помощи осуществляется дифференцированно, в каждом случае в индивидуальном порядке. Именно эта структура ответственна за то, чтобы все реально нуждающиеся в поддержке и совершенно определенных размерах, получили её. Студенты могут обрести не только стипендии, но и возможность частичной работы, которая не будет занимать столько времени, чтобы мешать учебе. Такую работу с неполной занятостью иногда может предоставить или посодействовать в её нахождении и университет.
Уже на первых шагах развития университета «Minerva» были очевидными радикальные изменения, которые так востребованы современной образовательной системой мировых университетов:
• рост студентоцентрированного образования и распространение «самоуправляемых» учащихся;
• формирование парадигмы образования для команд, сообществ и сетей;
• новые «глокальные» образовательные экосистемы;
• эволюция показателей образовательного «успеха» для работы со сложными проблемами, порожденными практикой XXI в.
Начальный этап развития университета «Minerva» оценивался альтернативно. Апологеты считали этот образовательный проект прорывной инновацией, оппоненты высказывали диаметрально противоположное мнение: проект - обыкновенная авантюра. Сегодня, несмотря на то, что уже есть несколько выпусков бакалавров по разным направлениям, споры не утихают. Но до сих пор не получила распространение точка зрения серединной линии. Другими словами, идея цифрового университета может иметь разный образ и реальное воплощение. Пока существует «Minerva» со всеми её положительными и проблемными зонами, безусловно, это современный образовательный эксперимент. «Minerva» - один из первых и малочисленных опытов, сегодня, нужно
больше экспериментов. Трудно вырастить из 1-2-х саженцев большой плодоносящий сад знаний и умений. Проект «Minerva», бесспорно, альтернативен классическому университету. Эта модель интегрирует новейшие цифровые технологии с гибким подходом к построению индивидуального образовательного маршрута для студента с учетом его познавательных интересов. Новая модель ориентирована на талантливых и высокомотивированных студентов [18].
Литература
1. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута; М.: Изд. Дом Госун-та Высшая школа экономики, 2010. 304 с.
2. Флорида Р. Креативный класс: или люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI век. 2013. 430 с.
3. Лекторский В. А. Цифровизация жизни как глобальный антропологический вызов // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости. XIX Международные Лихачевские чтения 22-24 мая 2019. СПб: СПбГУП. 2019. С. 159-161.
4. Лурье С. В. Культура в «мире, который во зле лежит» или к вопросу о новой грядущей цивилизации // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости. XIX Международные Лихачевские чтения 22-24 мая 2019. СПб: СПбГУП. 2019. С. 372-374.
5. ХарариЮ. Н. 21 урок для XXI века. М.: Синдбад. 2019. 416 с.
6. Эпштейн М. Н. Техногуманизм: техника как творческое самоопределение человека // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2014. С. 137-155.
7. Каку М. Будущее человечества. Колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия. М.: Альпина нон-фикшн. 2015. 470 с.
8. Каку М. Будущее разума. М.: Альпина нон-фикшн. 2015. 502 с.
9. Неборский Е. В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки. 2017, Том 5, № 4. [Электронный ресурс] URL: http://mir-nauki.com/pdf/26pdmn417.pdf (Дата обращения 07.06.2021)
10. Сидоров Г. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php? ID=192831 (Дата обращения 07.06.2021)
11. Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018, № 3. С. 48-60.
12. Онлайн-университет MinervaProject обошел по конкурсу Гарвард и Йель. [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/news/minerva-project/ (Дата обращения 07.06.2021)
13. Minerva Project - стартап-университет, где студенты каждый семестр переезжают учиться в новую страну. [Электронный ресурс] URL: https:// tvrain.ru/lite/teleshow/experiment/minerva_project_startap_universitet_gde_ studenty_kazhdyj_semestr_pereezzhajut_uchitsja_v_novuju_stranu-497146/ (Дата обращения 07.06.2021)
14. Ванчугов В. В. Минерва 2.0: проект удешевления элитарного образования. Инновация или авантюра? // Интернет издание «Русская вдея». URL: https://politconservatism.ru/thinking/minerva-2-0-proekt-udeshevleniya-elitarnogo-obrazovaniya-innovatsiya-ili-avantyura (Дата обращения 07.06.2021)
15. Феномен альтернативной образовательной программы Minerva. Как устроен новый «онлайн-Гарвард» Бена Нельсона. [Электронный ресурс] URL: http://edexpert.ru/minerva (Дата обращения 07.06.2021)
16. Образование будущего: как обучать студентов, чтобы сделать из них профессионалов // Вести. Наука. 26 октября 2015. [Электронный ресурс] URL: https://nauka.vesti.ru/article/1043332 (Дата обращения 07.06.2021)
17. Студенты Гарварда запоминают десять процентов от курса. URL: https://meduza.io/feature/2019/10/02/studenty-garvarda-zapominayut-desyat-protsentov-ot-kursa (Дата обращения 07.06.2021)
18. Росс К. Лекция «Высшее образование в цифровую эпоху» 27 июля 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/Kvhv7Pm7opU (Дата обращения 01.11.2019) (Дата обращения 07.06.2021)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Хангельдиева Ирина Георгиевна - доктор философских наук, профессор, профессор факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва. E-mail: irkhang@gmail.com
Experiences in moving beyond traditional education I. G. Khangeldieva
The article is devoted to the problems of modern higher education, the current challenges of the digital revolution to leading university practices, its impact on the development of society and education in general. The author draws attention to three scenarios for the development of the future proposed by the Israeli researcher, J. Harrari (conservative, radical and superradical). The article presents the experience of the new alternative US university, which has no analogues in the world, is fully built on the basis of digital technology and conducts the educational process only in an online format. The university is positioned as one of the answers to the challenges to education by the digital revolution. The article analyzes the main features of the digital university-startup "Minerva", reveals the reasons for its occurrence, the specifics of its development and functioning, determines both its positive
qualities and some problem areas, presents the logic of the educational process and educational technology, which the founders of the University of Minerva interpret as your own educational know how. An assumption is made about the multiplicity of options for future digital universities.
Key words: education; traditional university; digital university; digital university-startup "Minerva".
References
1. Ridings B. Universitet v ruinah [University in ruins]. Ed. A. M. Korbuta; Moscow: Izd. Dom Gosun-ta Vysshaja shkola jekonomiki, 2010. 304 p.
2. Florida R. Kreativnyj klass: ili ljudi, kotorye menjajut budushhee [Creative class: or people who change the future]. Moscow: Klassika-XXI vek. 2013. 430 p.
3. Lektorskij V. A. Cifrovizacija zhizni kak global'nyj antropologicheskij vyzov [The digitization of life as a global anthropological challenge]. Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravljaemosti. XIX Mezhdunarodnye Lihachevskie chtenija 22-24 maja 2019 [World development: problems of predictability and manageability. XIX International Lihachev Readings 22-24 May 2019]. SPb: SPbGUP. pp. 159-161.
4. Lur'e S. V. Kul'tura v «mire, kotoryj vo zle lezhit» ili k voprosu o novoj grjadushhej civilizacii [Culture in the «world that lies in evil» or to the question of a new coming civilization]. Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravljaemosti. XIX Mezhdunarodnye Lihachevskie chtenija 22-24 maja 2019 [World development: problems of predictability and manageability. XIX International Lihachev Readings 22-24 May 2019]. SPb: SPbGUP. pp.372374.
5. Harari Ju.N. 21 urok dlja XXI veka [21 lessons for the twenty-first century]. Moscow: Sindbad. 2019. 416 p.
6. Jepshtejn M. N. Tehnogumanizm: tehnika kak tvorcheskoe samoopredelenie cheloveka [Technology: Creative Human Self-determination]. Chelovek: obraz i sushhnost'. Gumanitarnye aspekty [Man: image and identity. Humanitarian aspects]. 2014. P. 137-155.
7. Kaku M. Budushhee chelovechestva. Kolonizacija Marsa, puteshestvija k zvezdam i obretenie bessmertija [The future of mankind. The colonization of Mars, the travel to the stars and the attainment of immortality]. Moscow: Al'pina non-fikshn. 2015. 470 p.
8. Kaku M. Budushhee razuma [Future of reason]. Moscow: Al'pina non-fikshn. 2015. 502 p.
9. Neborskij E. V. Rekonstruirovanie modeli universiteta: perehod k formatu 4.0 [Reconstructing the university model: moving to 4.0 format]. Mir nauki. 2017, Tom 5, № 4. [Jelektronnyj resurs] URL: http://mir-nauki.com/pdf/26pdmn417. pdf (Accessed 07.06.2021)
10. Sidorov G. Cifrovoj universitet: primenenie cifrovyh tehnologij v sovremennyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah [Digital University: Digital Applications in Modern Educational Institutions]. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php? ID=192831 (Accessed 07.06.2021)
11. Hangel'dieva I. G. Cifrovaja jepoha: vozmozhno li operezhajushhee obrazovanie? [Digital Age: Is Leading Education Possible?]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018, № 3. pp.48-60.
12. Onlajn-universitet MinervaProject oboshel po konkursu Garvard i Jel' [Online University MinervaProject beat Harvard and Yale]. [Jelektronnyj resurs] URL: https://rb.ru/news/minerva-project/ (Accessed 07.06.2021)
13. Minerva Project - startap-universitet, gde studenty kazhdyj semestr pereezzhajut uchit'sja v novuju stranu [Minerva Project is a start-up university where students move each semester to study in a new country]. [Jelektronnyj resurs] URL: https://tvrain.ru/lite/teleshow/experiment/minerva_project_ startap_universitet_gde_studenty_kazhdyj_semestr_pereezzhajut_uchitsja_v_ novuju_stranu-497146/ (Accessed 07.06.2021)
14. Vanchugov V. V. Minerva 2.0: proekt udeshevlenija jelitarnogo obrazovanija. Innovacija ili avantjura? // Internet izdanie «Russkaja ideja». URL: https://politconservatism.ru/thinking/minerva-2-0-proekt-udeshevleniya-elitarnogo-obrazovaniya-innovatsiya-ili-avantyura (Accessed 07.06.2021)
15. Fenomen al'ternativnoj obrazovatel'noj programmy Minerva. Kak ustroen novyj «onlajn-Garvard» Bena Nel'sona [The phenomenon of the alternative educational program Minerva. How the new «online-Harvard» by Ben Nelson]. [Jelektronnyj resurs] URL: http://edexpert.ru/minerva (Accessed 07.06.2021)
16. Obrazovanie budushhego: kak obuchat' studentov, chtoby sdelat' iz nih professionalov [Educating the Future: How to Train Students to Become Professionals]. Vesti. Nauka. 26 oktjabrja 2015. [Jelektronnyj resurs] URL: https:// nauka.vesti.ru/article/1043332 (Accessed 07.06.2021)
17. Studenty Garvarda zapominajut desjat' procentov ot kursa [Harvard students memorize ten percent of the course]. URL: https://meduza.io/ feature/2019/10/02/studenty-garvarda-zapominayut-desyat-protsentov-ot-kursa (Accessed 07.06.2021)
18. Ross K. Lekcija «Vysshee obrazovanie v cifrovuju jepohu» 27 ijulja 2019 [Lecture «Higher Education in the Digital Age» 27 July 2019]. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://youtu.be/Kvhv7Pm7opU (Accessed 07.06.2021)
About the Author
KhangeldievaI. G.- Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia. E-mail: irkhang@gmail.com