Научная статья на тему 'Опыт внесения в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территорий'

Опыт внесения в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территорий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
426
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПИСАНИЕ / DESCRIPTION / ОБЪЕКТ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА / LAND MANAGEMENT UNIT / ПЛАН ГРАНИЦ / BOUNDARY PLAN / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / КРИТЕРИИ / CRITERIA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Калюжин Виктор Анатольевич, Одинцова Наталья Валерьевна

Рассмотрен опыт описания местоположения и внесения в государственный кадастр недвижимости границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Новосибирска. Предложены требования и критерии к формированию цифровой модели объектов землеустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Калюжин Виктор Анатольевич, Одинцова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF ENTERING ZONES OF SPECIAL USE CONDITIONS INTO STATE PROPERTY CADASTRE

The experience of describing the location and entering the boundaries of protected cultural heritage zones of Novosibirsk territory into the state property cadastre is considered. The requirements and criteria for creating digital model of land management units are offered.

Текст научной работы на тему «Опыт внесения в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территорий»

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

УДК 528.44

ОПЫТ ВНЕСЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Виктор Анатольевич Калюжин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой геодезии, тел. (952)-907-19-83, е-mail: kaluzhin@mail.ru

Наталья Валерьевна Одинцова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ассистент кафедры геодезии, тел. (952)-909-86-16, е-mail: 9sgga@mail.ru

Рассмотрен опыт описания местоположения и внесения в государственный кадастр недвижимости границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Новосибирска. Предложены требования и критерии к формированию цифровой модели объектов землеустройства.

Ключевые слова: описание, объект землеустройства, план границ, требования, критерии.

EXPERIENCE OF ENTERING ZONES OF SPECIAL USE CONDITIONS INTO STATE PROPERTY CADASTRE

Victor A. Kalyuzhin

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. prof, head of the Department of Geodesy, tel. (952)907-19-83, е-mail: kaluzhin@mail.ru

Natalya V. Odintsova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Assistant lecturer, Department of Geodesy, tel. (952)909-86-16, е-mail: 9sgga@mail.ru

The experience of describing the location and entering the boundaries of protected cultural heritage zones of Novosibirsk territory into the state property cadastre is considered. The requirements and criteria for creating digital model of land management units are offered.

Key words: description, land management unit, boundary plan, requirements, criteria.

В России в последние годы органы государственной власти в субъектах Федерации, органы местного самоуправления и исследователи [1-5] стали уделять особое внимание проблеме сохранения объектов культурного наследия (ОКН). В этом аспекте для каждого объекта определяют: территорию (как объекта градостроительной деятельности особого регулирования) и зоны охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта), в пределах границ которых определяют режимы использования и градостроительные регламенты.

82

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Размеры зон охраны и территорий, а также режимы землепользования и градостроительные регламенты, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона [6], определяются на основании проекта зон охраны ОКН. И после его утверждения сведения о зонах охраны и территориях ОКН вносятся в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости о зонах охраны и территориях ОКН, которые относят к зонам с особым режимом использования территорий, определен статьями 10, 15 Федерального закона [7]. Так как зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства [8], для внесения в государственный кадастр недвижимости подготавливают карту (план) объекта землеустройства, требования к составлению которого определены Правительством Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации.

В целях описания местоположения и внесения в ГКН границ территорий и зон охраны ОКН определили следующие этапы: подготовительные работы; формирование цифровой модели зон охраны и территорий; предварительное согласование цифровой модели объекта землеустройства; подготовка и согласование карт (планов) объекта землеустройства; предоставление карт (планов) объекта землеустройства заказчику и в государственный фонд данных; сопровождение внесения в ГКН территорий и зон охраны объектов культурного наследия.

На этапе подготовительных работ Заказчик - Г осударственное автономное учреждение Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» предоставил следующие материалы: каталог «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области»; перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории города Новосибирска; топографические планы масштаба 1 : 500 в границах зон объектов культурного наследия; карты (схемы) границ зон охраны и территорий ОКН.

В Постановлении администрации НСО от 15.02.2010 г. № 46-па (Постановление Администрации НСО) утверждены границы 157 градостроительных объектов, из них: а) охранных зон - 87; б) зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности - 70. Обеспеченность топографическими планами масштаба 1 : 500 зон охраны и территорий ОКН составила 75 %. Карты (схемы) границ зон охраны и территорий ОКН в основном представлены на топографических планах масштаба 1 : 2 000 и порядка 10 % в масштабе 1 : 500.

Состав и качество исходных данных обусловили следующие работы: предварительное согласование порядка передачи и содержания землеустроительной документации с Росреестром по Новосибирской области; полевое обследование и фотофиксация памятников истории и культуры; поиск актуальных топогра-

83

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

фических материалов; координирование памятников истории и культуры; предварительное координатное описание границ зон охраны и территорий ОКН; сбор сведений из ГКН в пределах границ территорий зон охраны ОКН.

На основании [9] были подготовлены образцы карт (планов) по описанию местоположений границ территорий, охранных зон и зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН и согласованы с Заказчиком -Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области и территориальным органом Росреестра по Новосибирской области. Некоторые разделы карты (плана) были дополнены и уточнены.

Было осуществлено полевое обследование и фотофиксация памятников истории и культуры в объеме 80 % и выполнено координирование в объеме 10 % от общего количества объектов.

С позиции градостроительства точность описания местоположения границ территорий и зон охраны ОКН определяется исходя из точности плана (0,4 мм) и типа картографируемой территории: а) для многоэтажной застройки - от 0,20 до 0,80 м; б) для одноэтажной застройки и незастроенной территории - от 0,40 до 2,00 м. С позиции землеустройства и кадастра недвижимости точность описания местоположения границ зон охраны и территорий ОКН определяется категорией земель: а) на землях населенных пунктов и городов (поселков) сельского типа - от 0,10 до 0,20 м; б) на межселенных территориях - от 0,50 до 5,00 (2,50) м. Поэтому за необходимую и достаточную точность описания местоположения границ зон охраны ОКН на территории города Новосибирска мы приняли от 0,20 до 0,80 м. Хотя этот вопрос требует дальнейшего изучения и исследования.

Предварительное координирование границ зон охраны и территорий ОКН выполняли путем векторизации этих границ, представленных в картах (схемах) c графической точностью топографического плана масштаба 1 : 2 000. Перевод в местную систему координат города Новосибирска производился на этапе регистрации растровых изображений карт (схем). При этом выбирались идентичные объекты (перекрестие сетки координат, опоры, угол здания, ограждения и т. п.) на карте (схеме) и исходном топографическом плане масштаба 1 : 500, которые в дальнейшем принимались в качестве картографического репера.

При формировании плана границ объекта землеустройства (цифровой модели зон охраны) столкнулись с тем, что непосредственный перенос предварительных границ зон охраны и территорий ОКН на топографические планы масштаба 1 : 500, естественно, приводил к несоответствию в положении (прохождении) этих границ на топографических планах масштаба 1 : 2 000. Данный факт обусловлен как точностью карт (схем), так и качеством сшивки растровых планов масштаба 1 : 2 000. Поэтому возникла задача определения требований и критериев к процессу формирования цифровой модели зон охраны и территорий на планах масштаба 1 : 500.

К основным требованиям и критериям формирования цифровой модели, отнесли следующее: 1) «прохождение» границы объекта землеустройства на

84

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

топографическом плане должно соответствовать текстовому описанию местоположения границ в проекте зон охраны; 2) геометрическая форма контура объекта землеустройства должна быть сопоставима с формой градостроительного объекта на карте (схеме); 3) топологические отношения объектов землеустройства с топографическими объектами на плане должны соответствовать топологическим отношениям градостроительных объектов на карте (схеме) с учетом генерализации топографических объектов на планах масштаба 1 : 2 000; 4) топологические отношения между объектами землеустройства на плане границ должны соответствовать топологическим отношениям между градостроительными объектами на карте (схеме); 5) границы объектов землеустройства не должны пересекаться; 6) территории ОКН должны располагаться внутри охранных зон; 7) разность координат идентичных характерных точек границ объекта землеустройства с соответствующей границей градостроительного объекта

Лху < 2 • тАху, (1)

где my = ijm2g + m, z ; mt, g - средняя квадратическая ошибка положения характерной точки границы зон охраны или территории ОКН на карте (схеме); т, -

t z

средняя квадратическая ошибка положения характерной точки границы зон охраны или территории ОКН на топографическом плане; 8) разность периметра границы объекта землеустройства с соответствующим градостроительным объектом

AL < 2 • (2)

где N - количество отрезков (частей границ) в контуре границы зон охраны или территории ОКН; 9) разность площадей территорий объектов землеустройства с соответствующим градостроительным объектом

< 2 • , (3)

где mp, g - средняя квадратическая ошибка определения площади зон охраны и

территорий ОКН на карте (схеме); тр, z - средняя квадратическая ошибка определения площади зон охраны и территорий ОКН на топографическом плане. Среднюю квадратическую ошибку определения площади градостроительного объекта на карте (схеме) и объекта землеустройства на топографическом плане можно определить по формуле:

тр = (т0 • M / 10 000) • (4)

где т0 - 0,04 см; M - знаменатель масштаба плана; P - площадь градостроительного объекта (объекта землеустройства). С учетом этих требований были сформированы границы объектов землеустройства.

85

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

В результате рассмотрения Департаментом строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска цифровой модели объектов землеустройства было предложено осуществить уточнение границ объектов землеустройства с учетом землепользования, так как пересечения границ объектов землеустройства с границами земельных участков и отводами приводят к неэффективному режиму использования земель и градостроительного регламента либо в пределах этих земельных участков (отводов), либо их частей.

Чтобы корректура границ объектов землеустройства не выходила за рамки проекта зон охраны и постановления Администрации НСО, необходимо было выработать критерий неэффективности режима землепользования и градостроительного регламента в пределах земельного участка или его части (отвода). В этой связи нами предлагаются критерии, которые опираются на принятые значения средних квадратических ошибок положения характерных точек границ земельных участков mt и точность плана m0 (0,4 мм в масштабе плана).

Итак, режим использования земель можно считать неэффективным, если выполняются следующие условия:

- границы земельного участка расположены на удалении от границ объекта землеустройства меньше 3-кратной ошибки определения характерной точки границы 3 mt = 0,30 м (например, для земель населенных пунктов), а для отвода - 3 т 0 = 0,60 м (например, для масштаба плана 1 : 500);

- площадь пересечения или размер части земельного участка (отвода), где не установлены режимы и регламент меньше 2-кратной ошибки определения площади APt (mp):

• для земельного участка

APt = 0,035 • mt • VP, (5)

где mt = 0,10 м; Р - площадь земельного участка, в м ;

• для отвода

mp = (m0 • M / 10 000) • VP, (6)

где m0 - 0,04 см; M - знаменатель масштаба плана; P - площадь градостроительного объекта (объекта землеустройства).

В процессе корректуры границ были внесены изменения в 80 % описаний местоположения объектов землеустройства, при этом изменения периметра и площади территорий объектов землеустройства не превысили 4 % от их значений.

После подготовки карт (планов) границ охранных зон и зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, согласования - землеустроительная документация, подписанная электронной цифровой подписью, была предоставлена в территориальный орган Росреестра.

В начале 2012 г. границы территорий зон охраны ОКН, расположенных на территории города Новосибирска, были внесены в государственный кадастр недвижимости.

86

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Парфенова М. И. Проведение государственного кадастрового учета территорий объектов культурного наследия на современном этапе // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2008. - № 6. - С. 30-32.

2. Карпик А. П., Портнов А. М. Геопортальные решения в сфере предоставления услуг государственного кадастра // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 2 (13). - С. 46-49.

3. Щукина В. Н. Информационное обеспечение рационального использования и охраны северных территорий // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 2 (13). - С. 60-68.

4. Гиниятов И. А., Ильиных А. Л. Геоинформационное обеспечение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 1 (14). - С. 33-39.

5. Щукина В. Н., Голякова Ю. Е., Малышкина И. А. Формирование особо охраняемых природных территорий // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 3 (16). - С. 60-65.

6. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.infosait.ru/norma_doc/46/46433/index.htm

7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре

недвижимости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.rosreestr.ru/document/legislation/325210/

8. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/document/legislation/3350/

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. № 621 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/document/legislation/996785/

Получено 26.08.2013

© В. А. Калюжин, Н. В. Одинцова, 2013

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.