Научная статья на тему 'Опыт внедрения педагогической технологии портфолио в Орловском художественном училище'

Опыт внедрения педагогической технологии портфолио в Орловском художественном училище Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН / ТИПОГРАФИКА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панков В. В., Подаваленко Е. В.

В статье освещен опыт внедрения в учебный процесс специальности дизайн педагогической технологии портфолио (портфолио работ студента) в БПОУ ОО "Орловское художественное училище имени Г. Г. Мясоедова", представлены сведения о результатах введения задания портфолио в учебный процесс специальности дизайн в течение 4 лет преподавателями дисциплины типографика. Материал сопровождается информацией об источниках, на основе которых строилась методика преподавания задания и лекционный материал для создания студенческих семестровых и дипломных портфолио. Статья иллюстрирована работами студентов училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения педагогической технологии портфолио в Орловском художественном училище»

• увеличение учебной мотивации и активности

Обобщить материал по ранее изученной теме возможно благодаря применению таких методов как: «Необходимые вещи», «Необычный подарок». Проводится он следующим образом: на доске размещаются картинки с изображениями предметов или цифр. Если проводится урок математики, то каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю (три яблока)потому, что эта картинка удовлетворяет решение задачи». Если же урок русского языка, то ответ будет следующим: «Я покупаю (зайчика) потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку [1].

Упражнение «Подбери и запомни», которое преимущественно можно применять на уроках математики позволит детям запомнить материал изученной темы, самостоятельно прийти к каким -то выводам, научиться рассуждать, думать, анализировать собственные действия.

Для того чтобы выявить уровень удовлетворенности собственным результатом на занятии учащимися следует проводить такие игры как: «Мешок желаний», «Помощь друга». Они позволяют оценить значимость темы урока для детей, эффективность и правильность выдвинутых целей и задач [2].

Таким образом, нами были проанализированы различные методы, их результативность и эффективность применения активных методов и форм обучения на занятиях в начальной школе.

Список литературы:

1. Симонова Е. С. Методы на занятиях в школе // Школьный вестник. 2014. Т.9. №5. С.49-51.

2.Трофимова С. К. Познавательные занятия в начальной школе // Начальная школа. 2012. №9. С. 121-124.

УДК 377

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В ОРЛОВСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ УЧИЛИЩЕ

Панков В. В., 2017

БПОУ ОО «Орловское художественное училище имени Г.Г. Мясоедова», заведующий предметно-цикловой комиссией композиции специальности дизайн. Орел. Подаваленко Е. В., 2017

БПОУ ОО «Орловское художественное училище имени Г.Г. Мясоедова», заместитель директора по методической работе и инновационным технологиям. Орел.

Аннотация: в статье освещен опыт внедрения в учебный процесс специальности дизайн педагогической технологии портфолио (портфолио работ студента) в БПОУ ОО "Орловское художественное училище имени Г. Г. Мясоедова", представлены сведения о результатах введения задания портфолио в учебный процесс специальности дизайн в течение 4 лет преподавателями дисциплины типографика. Материал сопровождается информацией об источниках, на основе которых строилась методика преподавания задания и лекционный материал для создания студенческих семестровых и дипломных портфолио. Статья иллюстрирована работами студентов училища.

Ключевые слова: портфолио, педагогическая технология, среднее профессиональное образование, дизайн, типографика, художественное училище

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY PORTFOLIO

AT OREL ART COLLEGE

Pankow. V., 2017 BPOU OO "in Orel art school named after G. G. Myasoedov," the head of the subject-cyclic Commission of the specialty of the design of the composition. Orel. Podavalenko, E. V., 2017 BPOU OO "in Orel art school named after G. G. Myasoedov," the Deputy Director on methodical work and innovative technologies. Orel.

Abstract: the article describes the experience of implementation in the educational process of the speciality design of educational technology portfolio (portfolio student) in BPOU OO "in Orel art school named after G. G. Myasoedov," presented information about the introduction of the job portfolio in the educational process of the speciality design for 4 years by the teachers of the discipline of typography. The material is accompanied by information about sources based on which to build a methodology of teaching assignments and lecture material for the creation of the student semester and diploma portfolio. Article is illustrated with works of art school students.

Keywords: portfolio, educational technology, vocational education, design, typography, art school

Технология портфолио используется в творческих Вузах Орловской области уже не первый год. Орловское художественное училище включилось в изучение этой технологии и внедрение ее в учебный процесс с 2014 года. В статье представлен материал, полученный на основе двух лет изучения, и четырех лет апробации технологии «портфолио» в различных группах специальности дизайн (около 90 студентов за указанный период).

Перед началом повествования необходимо сделать некоторый обзор понятия «портфолио». В настоящее время этот термин имеет достаточно разветвленную трактовку, в нем содержатся такие сегменты как: портфолио фотографа, портфолио преподавателя, портфолио как педагогическая технология, портфолио дизайнера и др. Педагогическая технология портфолио зародилась в США в 80 годах XX века [1]. В педагогике под портфолио понимают собрание работ обучаемого, демонстрирующих его достижения и прогресс, достигнутые в процессе обучения за определенный период [1]. Портфолио дизайнеров в современной практике носят творческий и разноплановый характер, как правило, это электронное портфолио на сайтах или платформах для размещения подобного контента типа Beehanse, сайты-портфолио или портфолио в форме брошюры. Преподаватели училища обратили внимание в свою очередь на портфолио дизайнера (в форме брошюры, каталога) и педагогическую технологию «портфолио». Портфолио как творческое задание, предполагающее саморефлексию студента и его самопогружение в свои работы и, одновременно, тщательное выстраивание всех составляющих будущего продукта, связывание его единым стилем и внутренней логикой, позволяющими подать потенциал автора в максимально выгодном свете. Это уникальное сочетание неизбежно встающих перед студентом задач и проблем, которые ему необходимо решить в ходе работы над макетом, делает портфолио на редкость полезным заданием и другого такого, сопоставимого с ним по уровню мобилизации всех внутренних резервов учащегося, найти достаточно трудно. Преподавателей заинтересовало это явление в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс. Второй, не менее значимой, причиной стала необходимость представления обширной информации о выпускниках для защиты дипломных работ с привлечением профессиональных рецензентов и работодателей.

В 2014-15 учебном году впервые была опробована в тестовом режиме педагогическая технология портфолио. Эта технология стала внедряться в учебный процесс по рекомендации экспертов, проводивших аккредитацию в 2011 году, и направлена на формирование профессиональных компетенций в ходе изучения дисциплины «типографика». Вначале она была опробирована как итоговое задание, завершающее изучение дисциплины в 4 семестре 2 курса. Это было необходимо для тестирования понимания студентами сути порпфолио и их готовности выйти за рамки общепринятого уровня ученических портфолио, сложившегося не данный момент в школах и других детских образовательных заведений. Для внедрения портфолио в виде исчерпывающего буклета, предъявляемого студентами на защите дипломной работы, был изучен опыт работы с этой технологией в школах города и в ОГУ имени И. С. Тургенева. Благодаря сбору информации стало очевидным, что целесообразно ориентироваться на работы, выполненные студентами художественно-графического факультета ОГУ и в некоторой степени на примеры из ОГТУ, так как они содержат не только информативную часть, но и большой объем творческой работы в области типографики. Технология была изучена и модель ее внедрения адаптирована для специальности «дизайн» художественного училища. В качестве содержания портфолио студентам было рекомендовано не ограничиваться грамотами и другими подтверждениями участия в конкурсах и олимпиадах, как

традиционно поступают в сфере основного общего образования, но сформировать максимально полный фотоархив своих работ, который необходимо использовать при выполнении компактного макета буклета. Учитывая «промо» функцию такого рода портфолио и его изначально авторскую природу, особое внимание было уделено правильности формирования контента портфолио. Не все студенты одинаково успешны в живописи, графике, дизайне и т.д., и потому позиционирование себя через наиболее сильные свои стороны, профессиональные достижения, отличающее рекламный буклет от обычной зачётки, являлось новой и при том одной из важнейших задач в обучении студентов методике создания собственного портфолио. Выполнение эскизов начиналось с составления макета портфолио из газетных вырезок [2]. Этот метод долгое время использовался дизайнерами до массового внедрения настольных издательских систем. Впоследствии одобренный эскиз переводился студентом в цифровую версию с включением оригинальных фотографий и авторских работ обучающегося. Такой прием является действенным и в отдельных случаях дает положительные результаты при отсутствии навыков работы с компьютером у студента. Однако в процессе преподавания выяснилось, что он замедляет работу и формирует нередко искаженное или размытое представление об итоговом макете, выполненном с применением компьютерных технологий.

В ходе работы над портфолио в первый год апробации было обнаружено, что студенты слабо усваивают лекционный материал, который выдается в течение занятий. В следствие этого наблюдения лекционный материал второго года был разбит на небольшие блоки, и стал осуществляться повтор элементов лекций в период практических занятий. Среди литературы для подготовки лекций по дисциплине типографика было отмечено, что некоторые издания зарекомендовали себя как доступные для восприятия студентами 2 курса училища (возрастная группа 16-20 лет). Среди них можно отметить такие книги, как: «Типографика» Э. Рудер; «Сетка. Проектирование многополосных изданий» В. Лаптев; «Модульные системы» Йозеф Мюллер-Брокманн. Лекционный материал был переработан с опорой на перечисленные издания. Также материал был несколько упрощен. Основанием явилось наблюдение, полученное преподавателем Подаваленко Е. В. в период обучения на практикуме в БВАШД у Д.Черногаева. Для объяснения некоторых базовых понятий типографики он использовал в своих лекциях авторские слайды с достаточно краткими, но содержащими все необходимые данные, определениями и лаконичными иллюстрациями. Эта модель позволяла взаимодействовать с аудиторией различного профессионального уровня и подготовки (практикующие дизайнеры, студенты профильных вузов, специалисты иного профиля). Упрощение и концентрация понятий позволили студентам училища с большей скоростью запоминать и применять в работе основные понятия типографики при выполнении макета портфолио.

Параллельно с изучением педагогической технологии преподаватели специальности «дизайн» продолжили изучение материла, касающегося потрфолио студентов вузов Орла и профессиональных дизайнеров. В качестве одного из примеров портфолио студентов вузов можно привести портфолио (брошюру) выпускницы ОГТУ Лопиной Яны Александровны, выпускницы училища и практикующего дизайнера, выполненное для защиты дипломной работы в 2013 году. Другим ярким примером профессионально сделанного портфолио в форме брошюры явилось портфолио выпускника Орловского художественного училища, дизайнера-графика Ивана Клейменичева. Этот материал был представлен руководству образовательной организации в 2016 году при согласовании проведения лекции в рамках акции «Ночь искусств». Стилистика портфолио Ивана Клейменичева - графика, специализирующегося на создании систем визуальной идентификации (фирменных стилей), отличается лапидарностью стиля и концептуальным подходом к подаче материала. Таких примеров живого лаконизма в подаче визуального искусства не так много, чтобы студенты могли самостоятельно изучить их, опираясь лишь на интернет-ресурсы и, тем более найти что-то подобное в публичных библиотеках города. На основе изученного материала были уточнены первые требования к студенческим портфолио на 2015-2016 учебный год. В 2015-2016 учебном году в некоторых группах был отменен «коллажный» способ создания макета и обучающиеся стали выполнять сразу макет будущего портфолио в электронном виде.

На втором году работы над заданием студентам были прочитаны мини-лекции, сопровождавшиеся большим объемом практической работы, что позволило работать более ритмично и получить положительные результаты работы во всех трех группах, участвующих во внедрении

данной педагогической технологии. В процессе работы над портфолио было отмечено появление в разных группах приема компоновки иллюстративного материала, который можно условно назвать «смысловым монтажом». Этот прием найден еще в 30 годах прошлого века В. А. Фаворским и подробно описан в статье В. Ляхова «Иллюстрация, книга, литература» [3]. Студенты стали уделять больше внимания размещению работ, опираясь на смысловую связь разделов, на напряженность повествования.

Задание получило рекомендацию предметно-цикловой комиссии для дальнейшего использования в учебном процессе. Портфолио студенческих работ еще на этапе внедрения было решено прикладывать к пояснительной записке дипломной работы в период защиты дипломных работ. Впервые эта задача была выполнена в 2016 году. Этот прием позволил более объективно, чем в прежние годы, оценивать общий профессиональный уровень студента и глубже проникать в художественные нюансы его дипломного проекта. В качестве наиболее удачных примеров можно привести портфолио выпускников училища Е.Омельянович, А.Бойковой и студентов, выполнявших это задание на 2 курсе в рамках изучения дисциплины типографика С.Козловой, О.Ширявской, Г.Адамяна, Ю.Никулиной, А.Модниковой.

На третьем году изучения и апробации технологии портфолио с учетом вышеописанных корректировок студенты выполняли задание на устойчивом уровне. Выпускники уже самостоятельно дорабатывали свои портфолио, выполненные на 2 курсе (1 тестовая группа, 2014-2015 учебный год) и представляли их во время защиты дипломных работ 2016 и 2017 г.г.

В качестве результатов применения в педагогической практике технологии портфолио можно отметить формирование устойчивых практических навыков в работе над заданиями подобного типа, выработку самостоятельной образовательной траектории (повышения квалификации) и саморефлексии студента, побуждающей активизировать творческую работу обучающегося, и постоянно задействовать самооценку своих работ. Также в качестве промежуточного итога для преподавателей, задействованных в описанной работе, можно отметить повышение профессиональной грамотности, актуализацию методов и материала в преподавании на специальности дизайн в соответствии с запросами отрасли в регионе.

Список литературы

1. Дергичева Ю. Педагогические возможности технологии портфолио в высшем образовании// Казанский педагогический журнал — 2009. - № 5 - стр. 16 - 20.

2. Мюллер-Брокманн Й. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок / Йозеф Мюллер-Брокманн ; [пер. с нем.Л. Якубсона]. - М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. - 184 с. : ил.

3. Искусство книги. Сборник. Под. Ред. Д.А. Шмаринов, Т.Г. Вебер, А.А. Камениский, Е.И. Коган, К.С. Кравченко, С.Б. Теллингатер. М. : Искусство, 1962. - 460 с. : ил.

УДК 811.111

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

В КЫРГЫЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Хидирова Ч. Х., 2017 кандидат филологических наук, доцент Баткенский государственный университет

Аннотация: в статье представлен анализ семантики и структурных типов синтаксических конструкций на бар 'есть', жок 'нет' в кыргызском языке по данным поэмы Жусупа Баласагына «Благодатное знание».

Ключевые слова: кыргызский язык, поэма «Благодатное знание», синтаксические конструкции, семантика и структурные типы, анализ.

Abstract: the article presents the analysis of the semantic and structural types of syntactic constructions to the bar 'yes', jok 'no' in the Kyrgyz language according to the Jusup Balasagyn's poem «Beneficial knowledge».

Keywords: kyrgyz language poem «Beneficial knowledge», syntactic constructions, semantic and structural types, analysis.

В современном языкознании, когда бурно развивается исследование языковых явлений в динамическом аспекте углубленное изучение синтаксических конструкций, которые образуются непосредственно в процессе речи является актуальным. Поэтому, до сегодняшнего дня многогранный и сложный характер синтаксических конструкций требует специального углубленного изучения. Хотя некоторые синтаксические конструкции довольно часто употребляются в речи, но они до сих пор не отмечаются самостоятельными синтаксическими конструкциями и не исследовались их семантико-грамматические особенности [1-2]. Например, в тюркологии особенно большое внимание уделялось таким синтаксическим конструкциям, как причастный оборот, деепричастный оборот, синтаксические конструкции с отглагольными именами, которые являлись объектами жарких дискуссий и сотней научных работ, а также изафетные конструкции [3-4]. Эти конструкции очень глубоко изучены в морфологическом и синтаксическом аспектах.

Во многих научных трудах [5-6], в том числе в научной и нормативной грамматике отмечается, что такие синтаксические конструкции в синтаксическом плане являются развернутыми членами предложения. В некоторых работах [7-8] указываются и примеры с другими синтаксическими конструкциями, которые еще не отмечались в языкознании самостоятельными конструкциями. Например, в грамматике А.Н. Кохичко [9] в подтемах грамматические структуры подлежащего и определения даются такие примеры: " Сввгу жок бир куш бар, анын атын эмне деди? - Есть одна птица без костей, как она называется? Дасторконунда ашы бар кадырлуу болот. - Почетен тот, у кого есть еда.

Основной целью этой статьи является исследование семантико-грамматических особенностей именно таких синтаксических конструкций, которые до сих пор не отмечены самостоятельными синтаксическими конструкциями (на основе поэмы Жусупа Баласагына «Благодатное знание»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.