Движение «Абилимпикс» призвано решать следующие задачи:
- популяризация и повышение престижа рабочих профессий;
- ранняя профориентация, мотивация, социализация и трудоустройство людей с инвалидностью;
- привлечение квалифицированных кадров из числа людей с инвалидностью на определенные предприятия в зависимости от потребностей рынка региона;
- проведение чемпионатов в регионах с целью создания новых оборудованных рабочих мест для инвалидов;
- создание экспертного сообщества и новых коммуникационных линий, системы дистанционного обучения;
- экспертная оценка безбарьерной среды.
Развитие движения «Абилимпикс» может серьезно изменить ситуацию в сфере профориентации, мотивации и трудоустройства инвалидов, поскольку помогает эффективно решать проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается создание инновационной системы профориентации и профессионального образования для людей с инвалидностью посредством организации конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс Россия». Главное — изменить менталитет общества, показать работодателю, что во многих профессиях люди с инвалидностью могут работать не хуже, а порой и лучше остальных. Международное движение «Абилимпикс» позволяет узнать больше о способностях тех, кого когда-то назвали «негодными» — так звучит буквальный перевод с латыни слова «инвалид».
Библиографический список
1. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки РФ от 05.12.2013 г. № 01/4591] // КонсультантПлюс.
2. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве [Текст]. — М. : ООО «Международная актуарная компания», 2012. — 212 с.
УДК 377 И. В. Трифанова, преподаватель Саткинского
политехнического колледжа им. А. К. Савина, Челябинская обл., г. Сатка, e-mail: [email protected]
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В САТКИНСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ИМЕНИ А. К. САВИНА
В статье описан опыт профилактики асоциальных явлений с применением технологий проблемного и проектного обучения, интерактивных и информационно-коммуникационных технологий. Охарактеризованы проектные продукты, которые созданы студентами и представлены на сайте колледжа.
Ключевые слова: технологии, компетенции, асоциальное поведение, проектная деятельность.
Одной из ключевых задач современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных на рынке труда рабочих и специалистов. Решить эту задачу невозможно без сохранения и укрепления здоровья. С одной стороны, молодежь понимает, что без хорошего здоровья трудно стать успешной
личностью в современном обществе. С другой стороны, подверженность вредным привычкам, ведение опасного для здоровья образа жизни принимают катастрофический характер.
Это противоречие побудило инженерно-педагогический коллектив Саткинского политехнического колледжа имени А. К. Савина пять
лет назад активизировать работу, конечную цель которой сформулировали как формирование у студентов установки на здоровый образ жизни. Первоначально работа велась эпизодически, не всегда учитывались особенности различных учебных групп, а презентация была «вершиной» доступных тогда цифровых технологий. Затем в обществе в целом и в сфере образования стали происходить кардинальные изменения: стремительно обновляются информационные и телекоммуникационные технологии и техника, появляются компьютерные средства, возможности которых наращиваются с каждым годом. Потом компьютеры объединились в единую систему, появился Интернет, благодаря которому значительно увеличился и улучшился обмен информацией, прежде всего научно-технической. На фоне так называемого информационного взрыва вступили в силу новый Закон РФ «Об образовании» и ФГОС, которые формулируют иные требования к уровню и качеству общего и профессионального образования. В связи с этим претерпела изменения и наша работа. Сначала профессиональное училище системы НПО стало техникумом, затем, после присоединения педагогического колледжа, появилось педагогическое отделение. В настоящее время наша образовательная организация является политехническим колледжем. Мы не просто решаем проблему здоровьесбережения; предметом исследования являются асоциальные явления, распространенные в молодежной среде, а целью работы — профилактика асоциальных явлений с применением инновационных технологий1.
В последние годы решение проблемы успешного обучения и профессионального развития студентов, повышения их познавательной активности связано с широким использованием различных инновационных образовательных технологий, дающих возможность формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей.
1 Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, проявляющееся в форме безнравственных или противоправных деяний.
В теории и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий и методов обучения, рекомендуемых для формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся. В своей практической работе мы взяли на вооружение технологии, которые, на наш взгляд, позволяют наиболее эффективно вести работу по профилактике асоциальных явлений. Это технология проблемного обучения [1], технология проектного обучения [2], интерактивные и информационно-коммуникационные технологии [3].
Проблемное обучение предполагает создание в процессе учебной деятельности проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проектное обучение всегда направлено на разрешение конкретной социально-значимой проблемы. Оно предусматривает создание на основе проведенных исследований проектных продуктов, различных по форме и содержанию.
Интерактивная технология предполагает активное взаимодействие субъектов процесса обучения — преподавателей и студентов. Использование этой технологии предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Проблема асоциального поведения рассматривается преподавателями различных учебных дисциплин. Активно используются межпредметные связи. Однако координирующим центром работы является секция «Валеология» научного общества учащихся, созданная в 2010 г. Члены этой секции совместно с преподавателями прошли путь от первых робких исследований до уверенного владения формами и методами исследовательской и проектной деятельности. Результатами их работы стали разнообразные по форме и содержанию проектные продукты, созданные на основе комплексного анализа проблемы асоциального поведения студентов.
Актуальность задачи профилактики асоциальных явлений в молодежной среде определяется катастрофическим ростом числа курящих, наркозависимых, ВИЧ-инфицированных;
вовлечением в круг лиц, употребляющих спиртные напитки, детей все более раннего возраста; распространением пивного алкоголизма. Экономическая нестабильность, утрата молодыми людьми ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры — это и многое другое привело к тому, что асоциальные явления коснулись одной из самых уязвимых частей общества, какой является молодежь и в частности студенты. В ходе проведенных нами исследований выяснилось, что у значительного числа студентов нет четкого представления о проблеме, угрожающей их жизни. Налицо противоречие между стремительным распространением в обществе смертельно опасных пристрастий, форм поведения и низкой степенью готовности молодежи противостоять этой опасности.
Одним из путей решения данного противоречия, на наш взгляд, является включение по выбору в основную профессиональную образовательную программу дисциплины «Валео-логия» или «Здоровый образ жизни». С целью формирования у студентов техникума установки на здоровый образ жизни была разработана соответствующая программа факультативного курса «Формирование установки на здоровый образ жизни», которая заняла первое место в конкурсе на лучшую программу в сфере профилактики наркомании и наркопреступности среди образовательных организаций Челябинской области. В связи с этим мы сочли возможным рекомендовать данную программу другим учебным заведениям.
Программа рассчитана на 50 часов. Каждый раздел начинается с анализа отношения студентов к проблеме. Именно результаты анонимного исследования в каждой учебной группе позволяют дифференцированно организовать дальнейшую работу по программе. Значительное внимание уделяется межпредметным связям с такими дисциплинами, как «Безопасность жизнедеятельности», «Биология», «Общество-знание», «Право». Завершает программу раздел, посвященный досугу студентов. Исследование показывает, что их досуг зачастую проходит в виде бесцельного времяпрепровождения, что влечет за собой приобщение к курению, алкоголю, наркотикам. Одной из задач на данном этапе является подробное информирование студентов о возможных формах проведения досуга в Сат-ке. Большое количество времени в процессе освоения программы отводится самостоятельной работе студентов. В программе представлены примерные задания для самостоятельного создания проектных продуктов, такие как подго-
товка, проведение и оформление результатов исследований; создание презентаций; подготовка печатных материалов; составление терминологического словаря, ситуационных задач для мозгового штурма, заданий для ролевых игр; поиск необходимых материалов в интернете; создание и пополнение банка электронных материалов; организация и проведение мероприятий и т. д. Программа содержит описание планируемых результатов работы и предполагает проведение контроля и оценку результатов ее освоения. Также к ней прилагается перечень основных мероприятий и список ответственных за их проведение.
Данная программа представляет собой трудоемкий по созданию и объемный по содержанию проектный продукт, в ходе разработки которого применялись практически все выбранные нами технологии.
Известно, что человеческая цивилизация, несмотря на все ее недостатки, на всех этапах своего развития опиралась на определенную систему ценностей, норм, правил. Для человека, страдающего пагубными пристрастиями, ценности и правила не имеют никакого значения. Его поведение является разрушительным, отклоняющимся от медицинских и психологических норм. Оно приводит к снижению качества жизни человека, неспособности критично оценивать свои поступки, искажению восприятия и понимания действительности. В итоге происходит социальная дезадаптация личности вплоть до ее полной изоляции. Такое поведение называется деструктивным.
Для того чтобы студенты могли лучше разобраться в понятии «деструктивное поведение», была составлена сравнительная таблица. Во время этой работы активно использовалась интерактивная технология, предполагающая активное взаимодействие студентов и преподавателей для поиска и систематизации необходимой информации, были задействованы межпредметные связи. Наибольший интерес этот этап работы вызвал у студентов педагогического отделения.
Для того чтобы оказывать противодействие деструктивному поведению, необходимо исследовать проблему среди той группы молодежи, с которой предполагается работать по формированию установки на здоровый образ жизни. В колледже накоплен большой опыт исследовательской деятельности, которая более десяти лет ведется студентами под руководством преподавателей в научном обществе учащихся (НОУ). Для них не представляет сложности работа
Таблица 1
Сравнительная характеристика асоциального поведения
Поведение Значение понятия Характеристика понятия Примеры
Деструктивное От лат. destruktio — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо Разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и приводящее к искажению восприятия и понимания происходящего Пьянство, наркомания, проституция, суицид
Девиантное От лат. deviatio — отклонение от дороги Любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В узком смысле — отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания Алкоголизм, суицид. Алкоголик — не только больной человек, он девиант, не способный нормально выполнять социальные роли
Делинквентное От лат. delinques — совершающий проступок Противоправный поступок или совокупность таких поступков Наркомания, убийство как преступления. Наркоман — преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние
Аддиктивное От лат. addictus — рабски преданный, англ. addiction — склонность, пагубная привычка Стремление изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ. Возможна также фиксация внимания на определенных предметах или видах деятельности Предметом аддикции могут быть наркотики, алкоголь, табак, азартные и компьютерные игры, длительное прослушивание ритмичной музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности
Социальная дезадаптаця От лат. dis — отсутствие, adaptatio — приспособление Результат деструктивного поведения. Частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды Отказ от жизненно важных обязанностей. Человек отстраняется от имеющихся у него проблем
по построению выборки и конструированию инструментария исследований с использованием разнообразных методов. Материалы для проведения опроса готовятся с учетом особенностей каждой учебной группы. Предметом исследования стало отношение студентов к курению, алкоголю, наркотикам, ВИЧ-инфекции. Краткий опрос касался мнения респондентов о здоровье. Сам факт рассмотрения актуальных для студентов проблем вызвал у них большой интерес, еще до оглашения результатов опроса начиналась дискуссия. В колледже давно сложились доверительные отношения между студентами и преподавателями, которые руководят научной работой, поэтому ответы были откровенными. Никто не опасался, что ответ на такой вопрос, как, например «Употреблял ли ты наркотики?», может навредить.
Начиная исследование, мы собрали и изучили большой фактический материал, связанный с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, на основании чего
были составлены опросные анкеты. Мы знали о наличии большого количества различных исследований в этой области и не предполагали открыть что-то новое — наша работа задумывалась как способ привлечь внимание студентов к этим вопросам, повысить их мотивацию к здоровому образу жизни. И мы не ошиблись. Мы очередной раз убедились в том, что когда идет речь об известных проблемах, но без ярко выраженной связи с данной аудиторией, интерес проявляется незначительный. Как только мы начинаем ссылаться на результаты опроса, проведенного в конкретных группах, интерес резко возрастает. Например, исследование знаний о ВИЧ-инфекции перешло в дискуссию сразу после сбора заполненных анкет. Оказалось, что многие считают СПИД излечимым заболеванием. Один 18-летний юноша так был потрясен информацией, что СПИД неизлечим, что впал в состояние транса. Другие сразу спрашивали, где в Сатке можно провериться на наличие ВИЧ.
Проведенные нами исследования выявили наличие серьезных проблем в образе жизни студентов. Многие подвержены вредным привычкам, пагубно сказывающимся на здоровье. Достаточно сказать, что большинство респондентов, имеющих вторую или третью стадию (из четырех) привыкания к табакокурению и определенный «алкогольный стаж», на момент исследования не достигли совершеннолетия. Практически никто не показал достаточный для безопасности уровень знаний по проблеме наркомании и ВИЧ-инфицирования. Никто из опрошенных не знает, что такое ва-леология, и не смог назвать все составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую, а проблемы сохранения здоровья волнуют немногих.
С момента начала активной работы по профилактике асоциального поведения прошло несколько лет. Сначала применялись простейшие с сегодняшней точки зрения формы работы: лекции, беседы; позже стала использоваться наглядность в виде презентаций. По большей части это были так называемые репродуктивные методы, то есть обучающиеся слушали, смотрели, могли пересказать, ответить на вопросы, но в то же время в активную деятельность не вовлекались. Для того чтобы сформировалась стойкая установка на здоровый образ жизни, необходимо использование проблемного метода, к которому относятся такие формы работы, как групповая и индивидуальная (дискуссии, мозговые штурмы, круглые столы, ролевые тренинги, тематические упражнения). Работая в этом направлении, студенты под руководством преподавателей создали различные проектные продукты, например, сборник ситуационных задач «Люди и судьбы».
Эффективность применения проблемного метода подтверждается накопленным нами опытом деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции. Перед началом работы было проведено исследование уровня знаний студентов о том, какими путями передается ВИЧ. После завершения работы по программе было проведено повторное исследование, результаты которого показали значительную положительную динамику.
Интерактивная технология наиболее эффективно использовалась при подготовке материалов и проектных продуктов для проведения занятий в форме решения ситуационных задач, мозгового штурма, ролевых игр. Наиболее значительным мероприятием подобного характера является спектакль «Суд над вредными привыч-
ками», который периодически разыгрывается в колледже по пьесе-трансформеру, написанной первыми членами секции «Валеология». После того как пьеса была трансформирована в антинаркотический интернет-урок «Имею право знать!» путем значительного увеличения объема материала о наркомании, она стала лучшей методической разработкой в одной из номинаций областного конкурса. Работу над созданием и постановкой пьесы можно считать самой креативной частью проекта. Авторы постарались разнообразить большой объем информации эффектными сценами. В качестве свидетелей приглашали реальных людей: преподавателей колледжа, представителей правоохранительных органов и молодежных организаций, медицинских работников. Эта творческая работа принесла авторам и исполнителям настоящее удовлетворение, многие впервые в жизни оказались в роли артистов. А проектный продукт уже пять лет пользуется неизменным успехом.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования особо выделяется, что в результате освоения образовательных программ обучающиеся должны владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Исследовательский метод предполагает проведение научных изысканий, создание проектных продуктов.
Метод проектов — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Он появился во 2-й половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели в процессе выполнения конкретного задания.
Универсальность метода позволяет применять его в работе с разными возрастными категориями, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Работа над проектом предполагает осуществление всех этапов научного исследования: наблюдения, эксперимента, выдвижения гипотезы, построения плана исследования, его реализации.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально-значимой проблемы. Применение метода проектов
позволяет сформировать такие необходимые качества личности, как владение универсальными способами деятельности, коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), помогает освоить нормы и эталоны социальной жизнедеятельности. Если выпускник колледжа будет обладать указанными свойствами, то он с большой долей вероятности сможет реализоваться в современном обществе. Поэтому значительное время студенты под руководством педагогов заняты созданием проектных продуктов.
После того как работа по профилактике асоциальных явлений была оценена на районном и областном уровне, она вызвала интерес со стороны педагогических коллективов и обучающихся образовательных организаций района. Поэтому было принято решение сделать наши разработки общедоступными. Изначально подготовленные материалы хранились в печатном виде, затем были перенесены на электронные носители, и ими стали пользоваться студенты и преподаватели колледжа. По мере распространения и внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий возможность использования необходимых источников и разного рода материалов (фильмов, видеороликов, презентаций, записей дискуссий, интервью и т. д.) становится почти безграничной.
На сайте колледжа2 создана страница «Здоровый образ жизни», на которой размещено более 40 различных материалов, часть из которых является проектными продуктами собственного производства. Это самый значительный и эффективный проектный продукт за все годы работы. Страница сайта, безусловно, не может полностью обеспечить методическими материалами все занятия. Мы и не ставили перед собой такую цель. Нам хотелось осветить разнообразие материалов и методов работы. На примере этой страницы продемонстрируем этапы работы над проектом.
1. Проблематизация. На этом этапе необходимо оценить сложившуюся ситуацию и сформулировать проблему. Наличие проблемы вызывает дискомфорт и стремление его преодолеть. Проблемой становится разрыв между желаемым и действительным: с одной стороны, молодежь понимает, что без хорошего здоровья успешной личностью в современном обществе стать невозможно, с другой — подверженность вред-
2 spk-satka.ru
ным привычкам, ведение опасного для здоровья образа жизни принимает катастрофический характер. Можно предположить, что проведенные исследования и выполненные на их основе проектные продукты будут способствовать формированию установки на здоровый образ жизни. Исследования выявили наличие серьезных проблем в образе жизни студентов колледжа. Возникает мотив деятельности — желание помочь сверстникам изменить отношение к проблеме здоровья.
2. Целеполагание. Появляется личностно значимая цель. Исходная проблема и ее решение представляются в «образе конечного результата». Учитывая возможности современных информационных технологий и интимный характер некоторых интересующих ребят вопросов, было принято решение создать на сайте колледжа страницу «Здоровый образ жизни» и разместить на ней часть созданных проектных продуктов: разнообразные текстовые материалы, презентации, фильмы или ссылки на них, фотографии. Пользоваться этими материалами смогут все интересующиеся проблемой.
3. Планирование — важнейший этап работы над проектом. Четко прописывается конкретная деятельность каждого участника: одни собирают теоретический материал, другие проводят анкетирование и оформляют его результаты, третьи готовят материал для проектного продукта, четвертые размещают материал на сайте.
4. Реализация проектного плана. Наибольшие трудности возникли на заключительном этапе, при непосредственном создании страницы. Материалы создавались как студентами — и самостоятельно, и под руководством преподавателей — так и самими преподавателями, поэтому объем собранной информации получился достаточно большим. Необходимо было выбрать только те материалы, которые действительно заслуживают опубликования и рекомендации к использованию. Возникли разногласия, споры.
5. Рефлексия. Этот этап предполагает осмысление, анализ возможных ошибок, оценку перспектив. В нашем случае мы намерены провести исследование, позволяющее проанализировать степень использования страницы, выявить мнение посетителей сайта о наших проектных продуктах, выслушать их пожелания.
Применяя инновационные технологии в процессе подготовки специалистов, мы формируем предусмотренные ФГОС общие компетенции, такие как умение осуществлять поиск
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4); организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3); работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК 6).
Библиографический список
Следующий этап работы по профилактике асоциального поведения должен быть качественно иным и полностью основываться на информационных технологиях и современных возможностях организации образовательного процесса: на возможностях интернета, доступ к которому имеет большинство образовательных учреждений, инструментах создания качественных по содержанию электронных пособий. И, конечно, должен учитываться фактор быстрого старения и обновления информации.
1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Се-левко. — М. : Народное образование, 1998. — С. 14-15.
2. Дубровина, О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся [Текст] / О. С. Дубровина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 126.
3. Третьякова, О. В. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / О. В. Третьякова // Учительский портал. — Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3593.
УДК 377 А. Н. Чесноков, директор Челябинского
профессионального колледжа (ЧелПК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается роль учебно-профессиональной деятельности в самореализации студентов профессиональной образовательной организации, анализируются механизмы самореализации студентов, описывается опыт Челябинского профессионального колледжа по педагогическому сопровождению студентов.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, самореализация, инструменты самореализации.
Развитие личности в условиях профессиональной образовательной организации (ПОО), в отличие от предыдущих ступеней социализации, представляется, прежде всего, как процесс саморазвития. Это обусловлено тем, что ведущей направленностью сознания на данном возрастном этапе выступает стремление к самоопределению. Этот главный жизненный ориентир задает феноменологию индивидуального опыта, содержание и динамику личностного развития, когда молодой человек решает, кем он хочет стать в культуре, но еще не знает в полной мере, каким ему быть для себя самого. Он должен создать, сформировать самого себя как
личность, и ПОО должна стать ему в этом основным подспорьем.
В процессе обучения в ПОО учебно-профессиональная деятельность становится важной сферой самовыражения студента, в которой он реализует свои когнитивные (познавательные) потребности. Поэтому проблема самореализации личности в колледже очень актуальна, так как без ее решения невозможно придерживаться принципов компе-тентностной парадигмы: студент не сможет сформировать компетентность без проявления собственной активности, в том числе в познавательной сфере.