Научная статья на тему 'Опыт включения издательских проектов в медиа-системы (на примере работы издательства BBC Books)'

Опыт включения издательских проектов в медиа-системы (на примере работы издательства BBC Books) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт включения издательских проектов в медиа-системы (на примере работы издательства BBC Books)»

Опыт включения издательских проектов в медиа-системы (на примере работы издательства BBC Books)

А.Д. Климовская,

магистрант кафедры издательского дела и редактирования

В современном обществе печатную книгу нередко воспринимают как нечто старомодное, если не устаревшее, как «игрушку не для всех», которой на смену приходят более демократичные так называемые «мультимедийные» форматы. Нам кажется, что подобное отношение не только неправомерно, но и невыгодно - не только читателям, но и издателям, книгораспространителям и другим специалистам книжного дела. Итак, существуют ли способы включения книги в систему нынешнего информационного общества? Как сделать ее активной, оригинальной частью этой системы, частью, которая ценилась бы именно за свои уникальные особенности? Возможно, взгляд на опыт зарубежных коллег поможет отечественному книжному рынку найти ответ на эти вопросы.

Для анализа мы выбрали несколько наиболее масштабных проектов британского издательства BBC Books. Управление этой структурой, основанной в 1980 году, через свое подразделение Ebury Publishing осуществляет, главным образом, филиал одного из крупнейших в мире англоязычных издательств Random House Publishing Group. Фундаментальной особенностью BBC Books становится то, что под его эгидой выходят издания, связанные по тематике с программами, которые идут на различных каналах или в эфире радиостанций, принадлежащих BBC (круг интересов соответствующий: кулинария, садоводство, история, новеллизация сериалов и т. д.).

Такая своеобразная специализация издательства порождает еще одну его отличительную черту: активную вовлеченность всех проектов BBC Books в медиа-систему BBC. Каждая книжная серия, уже имея непосредственное отношение к какой-либо телевизионной или радио-

программе, сразу занимает отведенное ей место в разветвленной сети разноформатных проектов, объединенных как «локальными» брендами, так и глобальной маркой «BBC».

Как мы понимаем, инициатива создания организации, действующей в соответствии с подобными принципами, подразумевает наличие в обществе спроса на ее продукцию. И успешная деятельность BBC Books на протяжении вот уже двадцати лет доказывает право на жизнь такого подхода к книгоизданию. Регулярно пополняется ассортиментный ряд издательства, происходит все более глубокая разработка вопросов в избранной тематике. Редакция стремится ответить на потребности всех представителей целевой аудитории и сделать это оперативно и на высоком качественном уровне.

Наглядным примером описанной выше системы может стать бренд Good Food («Хорошая еда»). С точки зрения книгоиздания перед нами серия сборников (несколько десятков изданий, регулярно пополняется), содержащих относительно несложные кулинарные рецепты, объединенные вынесенной в заглавие тематикой. Однако стоит присмотреться внимательней, чтобы понять: все авторы этой серии являются экспертами и ведущими на телеканале BBC Good Food, а также занимаются изданием одноименного журнала. Более того, и для канала, и для печатного органа созданы постоянно обновляемые сайты в Интернете, где размещаются кулинарные видеоуроки, выкладываются подборки различных рецептов, советы профессионалов, проводятся тематические конкурсы. Для самых увлеченных пользователей создан тематический форум, на котором участники могут обмениваться опытом и просить помощи как друг у друга, так и у экспертов. Есть возможность скачать и установить на мобильный телефон (или любое другое устройство) специальное приложение, своеобразную поваренную книгу в миниатюре, которая всегда будет под рукой. Наконец, любители живого общения и отдыха на свежем воздухе могут принять участие в ежегодных выездных фестивалях BBC Good Food Show Summer, где для них проводят мастер-классы все те же повара-эксперты, уже знакомые по телепрограммам и печатным материалам. В перерывах посетители могут занять себя походом на организованный здесь же рынок, где представлены свежие экологически чистые продукты.

Отметим, что процесс коммуникации в данном случае взаимен, ведь с аудиторией постоянно поддерживается связь, в том числе посредством активного использования социальных сетей Facebook и Twitter. Это также позволяет своевременно корректировать курс развития всех проектов-участников системы.

Таким образом, становится понятно, что мы имеем дело с построением своеобразной культурной среды для людей, объединенных общим увлечением. Книги, журналы, телепрограммы, сетевые ре-

сурсы - все это становится платформой для создания и поддержания образа жизни, основанного на определенных интересах и ценностях. Более того, BBC, в том числе при поддержке BBC Books, удалось добиться того, чтобы потребности аудитории постепенно развивались, выходя за рамки отдельной тематики. Читатель - он же зритель и пользователь, потребитель в широком смысле этого слова - начав с увлечения, как в нашем примере, кулинарией, со временем, последовательно и естественно поднимаясь на каждую последующую ступень, открывает для себя все более высокие уровни системы. Сборник рецептов ведет к здоровому питанию, здоровое питание ведет к экологически чистым продуктам, желание всегда иметь такие продукты под рукой в перспективе может привести к увлечению огородничеством - теме, уже организованной в своей разветвленной многоуровневой системе.

BBC Books делает книгу, в том числе в традиционной, печатной ее форме, органичной составляющей аналогичных цепей, последовательным их дополнением. Безусловно, ассортимент изданий, который предлагается здесь увлеченным читателям, нельзя считать абсолютно достаточным для удовлетворения всех возникающих у них потребностей. Невозможно объять необъятное. Тем не менее книги BBC Books могут стать удобной стартовой платформой для самостоятельного овладения интересующим предметом, задать направление для дальнейших исследований в любом хобби, будь то кулинария, садоводство, история, путешествия или, к примеру, научная фантастика.

Российское книгоиздание постепенно обращается к подобной практике. Ярким примером издательского проекта из области кулинарии, в котором одну из ключевых позиций занимает книжная серия, но который при этом активно развивается и в мультимедийном пространстве, может стать бренд Юлии Высоцкой «Едим дома!».

Начавшись в 2003 г. с одноименного телешоу, за которым последовала вторая передача - «Завтрак с Юлией Высоцкой», этот проект предсказуемо развился в серию тематических сборников, выпуском которых занялось издательство «Эксмо». В 2009 г. Высоцкая заняла пост главного редактора журнала «ХлебСоль», а также запустила в Интернете кулинарную социальную сеть «Едим дома» (все при поддержке «Эксмо»). Также у заинтересованных читателей и пользователей есть возможность посетить регулярные мастер-классы от экспертов «ХлебСоль». Впоследствии на этой базе Высоцкая организовала кулинарное онлайн телевидение, открывающее доступ к видеоблогу писательницы и выпускам своеобразной упрощенной версии ее телевизионных проектов.

Преимуществом такой системы, помимо упомянутых выше, становится не только удобство для потребителя, получающего весь возможный контент по интересующей тематике из одного источника. При тесной взаимосвязи все рассмотренные нами составляющие мультиме-

дийного проекта становятся друг для друга инструментом продвижения и развития.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что отечественные специалисты книжного дела со временем найдут в себе силы и смелость ступить за пределы понятия «печатная книга». Позволят ей свободно вылиться в новые форматы: электронных книг, аудиокниг, приложений для iPad. Пойдут чуть дальше, покажут, что книга вовсе не обязана существовать лишь в двух режимах - «выживания» или «смерти» под натиском новых технологий. Наконец, доверятся читателю, дадут ему возможность просто жить с книгой и разделять с ней свежие увлечения, впечатления и образ жизни - так, как им обоим подскажут опыт и время.

Библиографический список

1. BBC Books [Электронный ресурс]. - Random House Group Ltd. - Режим доступа: http://www.eburypublishing.co.uk/bbcbooks.asp, свободный. - Загл. с экрана.

2. Good Food Channel [Электронный ресурс]. - UKTV Interactive Ltd. - Режим доступа: http://uktv.co.uk/goodfood/ homepage/, свободный. - Загл. с экрана.

3. Good Food [Электронный ресурс]. - BBC Worldwide Ltd. -Режим доступа: http://www.bbcgoodfood.com/, свободный. - Загл. с экрана.

4. BBC Good Food [Электронный ресурс]. - Facebook, 2006. -Режим доступа: http://www.facebook.com/BBCGoodFood, свободный. -Загл. с экрана.

5. BBC Good Food (bbcgoodfood) on Twitter [Электронный ресурс]. - Twitter, 2011 - Режим доступа: https://twitter.com/#!/ bbcgoodfood, свободный. - Загл. с экрана.

6. Кулинарный журнал «ХлебСоль» [Электронный ресурс]. -М. : Журнал «ХлебСоль», 2010 - Режим доступа: http://www. breadsalt.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

7. Едим дома! Кулинарная социальная сеть [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО «Едим Дома!», 2009 - Режим доступа: http:// www.edimdoma.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.