Научная статья на тему 'Опыт управленческой деятельности инвариантен'

Опыт управленческой деятельности инвариантен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамова Л. П., Филиппов Г. Г.

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности управленческой деятельности на основе исследования опыта советской цивилизации. Автор считает, что указанная проблематика инвариантна для различных социально-политических условий и общественных систем, и поэтому описанные в статье выводы и рецепты управленческой деятельности, по меньшей мере, не противоречат опыту практиков-управленцев, зафиксированному в научной, мемуарной, биографической и публицистической литературе прошлых времен и настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт управленческой деятельности инвариантен»

История и культура

Л. П. АБРАМОВА, Г. Г. ФИЛИППОВ

ОПЫТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАРИАНТЕН

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

управленческая деятельность, советская цивилизация, социально-политические условия, общественная система

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности управленческой деятельности на основе исследования опыта советской цивилизации. Автор считает, что указанная проблематика инвариантна для различных социально-политических условий и общественных систем, и поэтому описанные в статье выводы и рецепты управленческой деятельности, по меньшей мере, не противоречат опыту практиков-управ-ленцев, зафиксированному в научной, мемуарной, биографической и публицистической литературе прошлых времен и настоящего времени.

Создание механизмов повышения эффективности управленческой деятельности относится к наиболее значимым проблемам развития общества. Предлагавшиеся и предлагаемые многочисленные варианты ее решения лишь относительно соответствуют потребностям современной практики. Однако поиски приемлемых решений позволяют сформулировать основные предпосылки интегрированного решения поставленной проблемы.

Во-первых, это формализованное выражение и количественный показатель продуктивности управленческого труда. Во-вторых, это определение способов измерения выполняемости при-

KEY WORDS:

administrative management, soviet civilization, political and social conditions, social system

The problems of enhancement of administrative management efficiency are considered in the article on the basis of experience of the soviet civilization. The authors state that the problems are invariant for different political and social conditions and for different social systems. That is why conclusions and recipes of administrative management described in the article at least do not contradict the practical administrators’ experience which is fixed in the scientific, memorial, biographical and journalistic literature of the past and present.

нятых управленческих решений. В-третьих, это установление достоверной (и измеряемой) зависимости между управленческими затратами и результатами предметной (производственной или непроизводственной) деятельности. В-четвертых, это установление зависимости между эффективностью управления и отношением к труду самих управленцев. В-пятых, это исследование профессиональной пригодности к управленческой деятельности и ее влияние на эффективность управления в различных предметных областях.

Указанная проблематика инвариантна для различных социально-политических условий и общественных систем,

поскольку сущность управленческой деятельности всегда структурно одинакова: преобразование наличной среды в запланированное организованное состояние. Поэтому предыдущий опыт управленческой деятельности (в данном случае советского периода) имеет смысл изучать и принимать в расчет.

В очередной раз проблема повышения эффективности управления возникла в расцвете эпохи «застоя». К середине 1960-х гг. аналитики и практики в ЦК КПСС обнаружили, что исполня-емость постановлений и директив партийных органов, показателей пятилетних планов, решений местных органов власти и т. п. далека от 100 % и имеет явную тенденцию снижения. Цифры назывались по нынешним временам смешные: 70-75 %.

Разобраться в причинах снижения эффективности работы партийных органов было поручено ученым из системы подготовки партийных кадров, поскольку методы партийной работы и проблемы деятельности партийных органов всех уровней считались темой закрытой и не подлежали анализу «светской» науки. Первое исследование по этому вопросу поручили выполнить Академии Общественных Наук при ЦК КПСС, где по инициативе

Н. В. Подгорного, бывшего тогда Секретарем ЦК КПСС, была организована социологическая лаборатория. Руководителем лаборатории был назначен кандидат философских наук, вузовский преподаватель И. Г. Петров, который до этого занимался этикой и философией. С методикой, техникой и организацией социологических исследований он знакомился в целевых командировках в США (в центре Гэллапа).

Под его руководством был проведен целый ряд исследований различных аспектов деятельности партийных органов, результаты которых публиковались в изданиях «для служебного пользования» [см.: 1].

Но все исследования такого рода строились на однотипной концептуальной основе: эффективность партийной работы определялась количеством и качеством проведенных мероприятий и, соответственно, профессиональной подготовленностью партийных кадров. Подбор и расстановка кадров рассматривались как важнейший вид деятельности партийных комитетов, оценку профессиональной и политической пригодности кадров считали целесообразным производить по перечню наличных значимых черт, профессиональных, политических и личностных.

Методики исследования строились также одинаково: выборка случайная или сплошная; метод сбора первичного эмпирического материала один — опрос в вариациях анкетирования и интервьюирования; обработка — простейшая (частотные распределения); анализ результатов — описательный. Такие сведения давали моментный феноменологический срез текущего состояния партийных организаций, но не более.

Было затруднительно почерпнуть отсюда какие-либо конструктивные практические рекомендации по повышению эффективности партийного руководства. К тому же из-за бессистемности в создании выборки в подобных исследованиях не хватало представительного эмпирического материала для выявления закономерных тенденций развития форм и методов партийной работы, а также деятельности партии

Л. П. Абрамова, Г. Г. Филиппов. Опыт управленческой деятельности инвариантен

История и культура

как политического института общества.

Использование одних только опросных методов (анкетирования и интервьюирования) давало одностороннюю картину партийного управления: в субъективном отражении отвечающих и только на словесном уровне.

О соотношении вербальных оценок с объективными фактами действительности можно было только строить более или менее правдоподобные гипотезы. Поэтому партийные работники-практики, да и теоретики с большим скепсисом относились к таким исследованиям и их результатам и выражали это как в личных беседах, так и на научно-практических и теоретических конференциях [см.: 5; 6]. Более того, партийные управленцы уклонялись применять на практике предлагаемые малоконструктивные рекомендации. А руководящие органы настаивали на скорейшем внедрении науки управления в практику, поскольку на Западе это стало обычным явлением.

В то же время в нашей стране уже проводилось много серьезных, достаточно профессиональных исследований в сфере труда, социальной структуры и общественного мнения. Они содействовали выработке и новых концепций, и ценных практических рекомендаций. В середине 1960-х гг. в Ленинграде было проведено представительное социологическое исследование вопроса отношения к труду заводских рабочих, вскоре признанное научной общественностью фундаментальным. Программу, методологию и технику этого исследования создали молодые тогда социологи А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов. Они же организовали это

исследование и руководили его проведением с первого до последнего этапа [8]. Исследование получило высокую оценку в научных кругах и большой общественный резонанс благодаря его теоретической основательности, новизне результатов и выработанным конструктивным практическим рекомендациям.

Эти обстоятельства обусловили тот факт, что предложение нового заказа на исследование повышения эффективности партийной работы было сделано А. Г. Здравомыслову, который был назначен заведующим кафедрой философии Ленинградской высшей партийной школы в 1967 г. Им была создана принципиально новая методология исследования партийной работы и анализа эффективности руководства и управления. На этой основе была разработана конкретная программа комплексного социологического исследования аппарата райкомов партии города Ленинграда (при участии Л. П. Абрамовой и Б. З. Докторова, занимавшихся технико-методическим и программно-математическим обеспечением). Руководство исследованием осуществлял А. Г. Здравомыслов, а после его отъезда в Москву — Б. М. Фирсов и Г. Г. Филиппов.

Разработанный проект характеризовался принципиальной новизной. Прежние подходы к анализу эффективности управления, как, впрочем, и все ныне известные (опубликованные), заключались в поиске и выделении упорядоченного списка черт личности руководителей и исполнителей, необходимых, факультативных и нежелательных для успешного исполнения управленческих функций. Вариантами таких «инвентарных описей» полны ис-

следования данного направления последние полвека. Их неиссякаемая череда пополняется большим числом значимых черт личности, зафиксированных в словарях русского языка1.

Новизна методологического подхода А. Г. Здравомыслова состояла в следующем. Во-первых, за основную (исходную, определяющую) единицу управленческого процесса, т. е. в качестве главного элемента управления, было принято относительно самостоятельное организационное подразделение управленческой системы, а именно: отдел райкома партии — организационный, промышленно-транспортный, пропаганды и агитации2. (А не отдельный индивидуум как член организации, как было принято ранее и как рассматривается и поныне). Субъект управления, таким образом, стал рассматриваться как системное качество составляющих его должностных лиц, а не просто как аддитивная совокупность личностей с их индивидуальными качествами.

Во-вторых, в качестве актов управленческого процесса были приняты не действия и решения управленцев-индивидуумов, а виды деятельности главного субъекта управления — относительно самостоятельных подразделений управленческой системы. К таковым были отнесены: основные виды деятельности: работа с документами (чтение, изучение, реферирование, под-

1 По подсчетам известного отечественного исследователя проблем профессиональной пригодности К. К. Платонова в Словаре русского языка С. И. Ожегова наличествует около 2000 названий черт личности.

2 В дальнейшем названия отделов и их количество изменялись.

готовка и др.); совещания и заседания; работа в подведомственных организациях (прежде всего в первичных партийных организациях); прием граждан; консультации с коллегами; телефонные переговоры и др.

В-третьих, были определены измеряемые показатели управленческой деятельности, а именно: затраты времени на основные виды деятельности как по каждому работнику индивидуально, так и по отделам и по райкому в целом; процент исполнения принимаемых решений; потоки информации по объему (в машинописных листах) и по направленности (вверх — в вышестоящие инстанции), вниз (в нижестоящие инстанции), горизонтально (в параллельные отделы) для согласования или информирования и в зависимые инстанции для сведения или ознакомления.

В качестве показателя политической связи с населением был взят такой показатель, как количество принятых и рассмотренных заявлений, жалоб и предложений от граждан. Количество определялось по запросам в письменной форме и ответам в устной форме, поскольку внутренняя процедура работы партийных органов предполагала ответы в письменной форме только организациям.

Для обеспечения достоверности получаемого эмпирического материала предполагались обязательные проверочные перекрестные процедуры по каждому направлению сбора первичных данных. Все обследуемые делали ежесуточные самофотографии рабочего и внерабочего времени в течение

2 недель. Круглосуточное самофото-графирование было обусловлено необходимостью фиксировать все затраты

Л. П. Абрамова, Г. Г. Филиппов. Опыт управленческой деятельности инвариантен

История и культура

времени на рабочую деятельность, которые производились и в свободное время: ответы на телефонные звонки, присутствие в вечернее время на различных мероприятиях, работа дома над документами и т. п. Двухнедельный период самофотографирования бюджета времени обусловливался цикличностью заседаний бюро РК КПСС (раз в две недели) и необходимостью фиксировать все виды деятельности, связанные с подготовкой этих заседаний, их проведением и исполнением принятых им решений.

Все обследуемые периодически подвергались выборочным проверкам — сеансам замера рабочего времени независимыми наблюдателями: два

раза в неделю по одному часу на каждого. Затраты рабочего времени на выделенные виды деятельности по самофо-тографиям и контрольным замерам сопоставлялись со структурой этих затрат по проективным представлениям обследуемых, получаемым из анкетного опроса, а также по объективным показателям: количеству проведенных совещаний, числу подготовленных документов, состоявшихся индивидуальных бесед и т. д.

Достоверность самофотографий свободного времени перекрестно контролировалась периодическим сравнительным анализом содержания и структуры ежедневной деятельности, требованием соблюдать трехминутный шаг3 в записях, а также ответами о структуре затрат по видам деятельности, получае-

Трехминутный интервал определялся необходимостью зафиксировать максимально точно как количество, так и продолжитель-

ность телефонных переговоров.

мыми по анкетам и интервью обследуемых. К респондентам любого должностного положения, которые пытались что-то скрыть в содержании внерабочего времени, применялись меры воспитательного характера. Они оперативно отбивали желание раз и на все две недели повторить подобную попытку.

Оценка обследуемыми успешности проделанной работы за две недели сопоставлялась с объективными показателями (процентом исполнения принятых решений; соблюдением сроков документооборота), а также с оценками проделанной работы со стороны вышестоящей инстанции (деятельности отдела райкома — секретарей райкома, райкома в целом — горкома и обкома).

Концепция исследования сложилась на основе нескольких локальных предварительных исследований (по эффективности политической пропаганды, проблемам контрпропаганды и др.), целого ряда свободных интервью с первыми лицами партийных организаций, а также по материалам наблюдения за содержанием и структурой деятельности руководящих работников высокого уровня4.

Допуск независимого наблюдателя в кабинет первого лица организации для проведения систематического анализа его повседневной деятельности — явление чрезвычайное. По нашим данным, за последние полвека на территории Северо-Западного региона других таких прецедентов не бывало. Данный случай объясняется тем, что исследование с самого начала имело закрытый характер. А после первого этапа оно получило предельно закрытый характер (авторы не имели права оставлять у себя копии отчетов, где-то упоминать об этом исследовании, читать сданные отчеты и т. д.). Взамен требовалась полная объективность анализа.

В соответствии с концепцией были разработаны методика и техника исследования, а также пошаговая технология его проведения. Они прошли предварительную полномасштабную проверку в одном из районов города (в 1967 г.), подверглись корректировке и в дальнейшем без изменений применялись в регулярных исследованиях с 1970 по 1986 гг.5

Результаты этого лонгитюдного исследования имели как теоретический, так и практический характер. Рассмотрим вкратце и те, и другие.

Удалось выявить устойчивую структуру управленческой деятельности партийного аппарата, которая в значительной степени совпадала со структурой деятельности управленческого аппарата в административной и хозяйственной сферах. Оказалось, что главной временной затратой является работа с документами — от 24 до 40 % официального рабочего времени, которая складывалась из чтения, обработки, анализа, преобразования и подготовки текстов. С каждым годом эти затраты росли и покрывались за счет свободного времени.

Все попытки административным путем сократить время на работу с документами не давали ожидаемых результатов. Ограничения или прямые запреты на объем и направленность циркуляции документов на утверждение, согласование или ознакомление преодолевались персоналом через рез-

Частично эта методика применялась в исследовании проблем деятельности депутатов районных советов города Ленинграда. Некоторые результаты этого исследования представлены в книге Б. К. Алексеева и М. Н. Перфильева [2].

кое увеличение временных затрат на «беседы с коллегами» и «совещания».

Рост документооборота как объективная тенденция управленческого процесса оказался дифференцированным по объему и по значимости документов, что показывало необходимость нового разделения труда в сфере информационного обслуживания процессов управленческой деятельности. Организационным ответом стало появление в начале 1980-х гг. отделов информационной работы в структуре аппаратов райкомов партии.

Примененная методика и техника исследования открыли возможность количественного подхода к измерению потоков управленческой информации и, соответственно, к расчету объективной потребности в работниках этой сферы деятельности, определению

уровня их квалификации и степени допуска к процессу принятия решений. Однако конкретные рекомендации по реорганизации штатного расписания и структуры аппарата реализовывались руководящими органами очень неохотно по политическим соображениям.

В ходе лонгитюдного исследования обнаружилось растущее противоречие между политическим управлением и административно-хозяйственным управлением в деятельности партийных организаций. Удельный вес затрат на выполнение политических функций неуклонно сокращался. Только перед очередной плановой проверкой работы райкома партии со стороны вышестоящей инстанции существенно возрастал объем временных затрат на политическую деятельность (работу в первичных партийных организациях, пропагандистскую и агитационную работу

Л. П. Абрамова, Г. Г. Филиппов. Опыт управленческой деятельности инвариантен

История и культура

в учреждениях и на предприятиях, организацию и проведение политических мероприятий и т. п.). Зато после прохождения проверки этот объем резко падал и оставался на этом уровне до следующей проверки. При этом соответственно увеличивался объем затрат на контроль и принятие решений в адми нистративно-хозяйственной сфере. Такие же тенденции раскрывались в соответствии с изменениями потоков и объемов информации, а также мнениями и оценками самих работников аппарата, выражаемыми в анкетах и интервью.

Таким образом, райкомы подменяли или дублировали деятельность районных советов и хозяйственных организаций. Собственно политическое управление отходило на задний план. Вопреки официальным заявлениям о перманентном повышении политической роли партии главными критериями оценки работы райкомов партии становились показатели хозяйственно-экономической и административной деятельности.

Процесс утраты политического влияния партии на местах прослеживался уже на первых этапах исследования. Он достиг критического уровня к началу 1980-х гг. и предрекал КПСС перспективу полной потери политической власти в стране, что неоднократно подчеркивалось в исследовательских отчетах с указанием даже сроков осуществления этой угрожающей перспективы. Однако какой-либо внятной реакции со стороны заказчиков исследования на эти предупреждения не следовало. Только каждое последующее исследование подвергалось усиленному засекречиванию.

Обнаружилась объективная тенденция неуклонного увеличения фактической продолжительности рабочего дня управленца, в том числе в зависимости от должности: чем выше должность, тем значительнее переработки по времени. Они не поддавались уменьшению ни изменением регламентов работы, ни внедрением приемов научной организации труда, ни кадровыми перестановками, ни материальной компен-сацией6.

Причина систематических переработок по времени заключалась в бесперспективной попытке совместить в одном политическом органе еще и функции качественно иных органов: административных, хозяйственных, образовательных и даже научных. На этот же орган политического управления фактически перелагались многие функции разнообразных общественных организаций.

Такие объективные показатели, как систематические переработки по вре-мени7 и избыточно частая смена видов деятельности в течение рабочего дня (свыше 10-15 раз), определенно свидетельствовали о необходимости разделения органов управления на полноправные виды: политические, административные, хозяйственные, общественные и т. д. Был даже опыт некоторых райкомов, которые на свой страх и риск делегировали фактически часть своих уни-

6 К отпуску работнику аппарата райкома давались «лечебные» в размере одного-двух месячных окладов или бесплатная путевка в санаторий.

7 Типичным ответом на вопрос анкеты «Как бы Вы использовали дополнительный час-другой свободного времени» оказался такой: хоть немного выспался бы.

версальных полномочий соответствующим органам власти. Большинство показателей деятельности сразу улучшалось.

Анализ направленности и объемов информации позволил выявить типичную модель управленческой деятельности для жестко централизованной системы управления. Благодаря дробным пошаговым записям в листках самофотографии удалось разработать специальный кодификатор направленности потоков информации на каждом отрезке времени, а впоследствии рассчитать затраты времени на каждый из видов направленности информационных потоков. В результате, с точки зрения распределения потоков информации, деятельность РК КПСС выглядела неким «черным ящиком» по переработке информации.

Примерно две трети рабочего времени тратилось на передачу информации вниз и прием информации снизу (около 24 и 17 часов на человека в неделю соответственно). Одна треть рабочего времени приходилась на прием информации сверху и подготовку к передаче и передачу наверх (в пропорции 1:3). На всю деятельность, связанную с принятием собственных решений, оставалось микроскопически мало времени — около 1,5 часа в неделю на одного работника.

Полученная схема позволяла классифицировать райкомы по степени авторитарности стиля работы и определять профессиональную пригодность руководителей с использованием объективных показателей.

По итогам исследования была сформирована определенная модель про-

фессиональной пригодности работника аппарата, которая имела формализованные параметры: характерную структуру рабочего и свободного времени, типичные социально-демографические характеристики, устойчивую систему ценностей, траекторию служебного продвижения.

Объем информации по каждому этапу исследования получался огромным: многие сотни таблиц, табуляграмм и графиков первичного материала и еще стандартные три тома отчета по несколько сот страниц, из которых два тома составляли графики, таблицы, гистограммы, диаграммы и типичные ответы на вопросы анкеты и интервью. Этот материал давал детальное знание всей «кухни» партийной работы и управленческой деятельности членов организации и самой организации в целом.

Масштаб самофотографий рабочего и внерабочего времени в интервале трех минут давал полную картину жизнедеятельности каждого участника исследования с высокой степенью точности (подобно томографии). Достоверность данных подкреплялась технологией проведения самофотографий бюджета времени. Заполнять специальный листок самонаблюдения полагалось каждый день в конце суток и сдавать на следующее утро к началу рабочего дня. Задержка со сдачей или переписывание листка набело или в другой вариации расценивались как грубое нарушение порядка исследования, за которое полагались меры дисциплинарного воздействия.

Таким образом, заказчик получал исчерпывающую информацию для решения кадровых вопросов и формирования кадровой политики, правда, полу-

Л. П. Абрамова, Г. Г. Филиппов. Опыт управленческой деятельности инвариантен

История и культура

ченные данные были доступны лишь для высшего руководства города. Все райкомы получали «выжимку» из основных результатов исследования объемом примерно в один печатный лист (около 22 машинописных страниц стандартного размера). В ней приводились основные обнаруженные показатели по данному райкому и крайние значения показателей без указания конкретных райкомов. Каждый райком, таким образом, мог видеть свое место среди других и как-то самостоятельно реагировать, что, впрочем, отнюдь не исключало реакции сверху. Участники исследования могли только в своей памяти сохранять досье на руководящих работников, иные из которых и доныне являются действующими субъектами управленческой сферы.

Многие кадровые решения 19701980-х гг. по руководящим кадрам района и города в значительной степени совпадали с характеристиками и прогнозами, получавшимся в результате проводимых исследований.

Практическое значение имели и результаты исследования психологических аспектов управленческой деятельности партийного аппарата. Факт чрезмерной централизации и концентрации функций власти понимали многие, а также видели его отрицательные последствия. Подавляющее большинство опрошенных отмечали это в ответах на открытый вопрос анкеты8. Но в открытом вопросе о целесообразных путях совершенствования управленческой деятельности практически все

Анкетирование было анонимным. Ответы на открытые вопросы давались в абсолютно свободной форме.

предложения сводились к усилению централизма: повысить ответствен-

ность, укрепить дисциплину, ввести новые формы контроля, разработать строгие формы отчетности, усилить требования к индивидуальным профессиональным качествам и т. п. Это расхождение между объективным содержанием деятельности и ее субъективным восприятием оказалось характерным для всех этапов исследования, что, по-видимому, следует считать закономерным явлением.

Дисбаланс объективных данных и их субъективного восприятия показал также ограниченность самоконтроля как регулятора продуктивности управленческой деятельности. В ответах на вопросы анкеты и интервью обнаружилась весьма неадекватная оценка величины затрат на различные виды деятельности. В представлении опрошенных работа с документами отнимала у них намного меньше времени, чем проведение индивидуальных бесед и телефонные переговоры. Хотя по объективным замерам все обстояло наоборот. Объяснение такого резкого несоответствия заключается, скорее всего, в различной интенсивности и напряженности этих видов деятельности и, следовательно, в неодинаковой степени психической утомляемости, поскольку более сложный и тяжелый вид труда воспринимается и как более продолжительный. Отсюда следует, что самоконтроль не может быть основным или решающим инструментом регулирования эффективности управленческой деятельности.

По итогам многолетних данных выявилась характерная зависимость между структурой управленческой

системы и ее организационной культурой. Фронтальные обследования, которые проводились каждые пять лет, показывали примерно одинаковый ранговый порядок каждого райкома. И это повторялось несмотря на то, что:

1) после каждого обследования проводилось бюро обкома партии с анализом результатов и оргвыводами;

2) такое же мероприятие проводилось в каждом райкоме;

3) в промежутках между фронтальными обследованиями осуществились пилотажные исследования, как правило, в тех трех-четырех районах, где фиксировались наиболее выраженные недостатки;

4) по промежуточным данным делались оргвыводы, сменялось руководство, назначались дополнительные проверки и т. п.

При этом, однако, сохранялась прежняя структура, кадровый костяк, должностные обязанности и полномочия, общая численность работников. Это говорит об очень высокой устойчивости стереотипов в организационной культуре, свидетельствует о наличии системных парадигм в управленческой деятельности.

В целом методология, техника и процедуры рассмотренного в данной статье лонгитюдного исследования позволяют получать вполне объективную и конструктивную информацию о сути управленческих процессов и путях повышения их эффективности. Опыт прошлого дает возможность говорить об эвристичности и назидательности приведенных теоретических и практических итогов изучения управленческой деятельности.

Производительность управленческого труда поддается объективному количественному измерению: по объемам, направленности и структуре управленческой информации; временным затратам на основные виды управленческой деятельности; структуре управленческой деятельности (величинам отклонения от типовой модели по объемам информации, временным затратам, проективным оценкам); по степени удовлетворенности трудом.

Управленческая деятельность характеризуется собственным специфическим разделением труда, что требует организационного оформления в соответствующих органах и направлениях деятельности. Только таким образом можно подойти к решению проблемы контроля над нижестоящими и параллельными организациями. Внутренние органы контроля, вроде собственных служб безопасности, малоэффективны, служат преимущественно рекламно-пропагандистским целям и быстро перерождаются в карательный инструмент руководства организации.

Уровень профессиональной пригодности работника к данному виду управленческой деятельности прямо коррелирует со степенью его удовлетворенности своим трудом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личностные характеристики работника и перспективность его профессионального продвижения поддаются достаточно достоверному прогнозированию при помощи осуществления анализа бюджета его внерабочего времени.

Описанные механизмы управленческой деятельности, по меньшей мере, не противоречат опыту практиков-

Л. П. Абрамова, Г. Г. Филиппов. Опыт управленческой деятельности инвариантен

История и культура

управленцев, зафиксированному в научной, мемуарной, биографической

и публицистической литературе советского периода и настоящего времени9.

1. Актуальные проблемы партийной работы. М., 1966.

2. Алексеев Б. К., Перфильев М. Н. Принципы и тенденции развития представительного состава местных Советов. Л., 1976.

3. Государственная служба и гражданское общество в России в условиях проведения административной и судебно-правовой реформ //Социология власти. 2005. № 5.

4. Мониторинг кадров госслужбы // Социология власти. 1997. № 4-5.

5. Научные основы политической работы в массах. Вопросы педагогики, психологии и социологии в партийной работе. Л., 1972.

6. Пути повышения эффективности партийной работы. Вторая районная научно-практическая конференция 3-4 апреля 1969 г. Ждановский РК КПСС. Сб. докладов. Л., 1969.

7. Управление — это наука и искусство. М., 1992. С. 50-52.

8. Человек и его работа. М.: Мысль, 1967.

9 Так, еще в начале ХХ в. А. Файоль объяснял медлительность административного управления отсутствием горизонтальных связей на промежуточных уровнях управления, что в полтора-два раза увеличивало время прохождения документов [7, с. 50-52]. Точно такая же картина обнаружилась и в данном исследовании. См. также: [3; 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.