Научная статья на тему 'Опыт творческой проектной деятельности'

Опыт творческой проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
179
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варенцова Наталья Сергеевна

Творческий проект чаще осуществляется коллективно, возможно совместно с родителями и бывает долгосрочным (2-3 недели). Во время такой деятельности ребенок учится отстаивать свою позицию, видеть преимущества других детей, соглашаться с более удачными предложениями. Таким образом, он преодолевает свой дошкольный эгоцентризм. Экспериментальная работа проходила в ГОУ ЦРР д/с № 1018 СОУО г. Москвы (руководитель учреждения И. И. Годовикова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт творческой проектной деятельности»



Н. С. Варенцова

Опыт творческой проектной деятельности

Творческий проект чаще осуществляется коллективно, возможно совместно с родителями и бывает долгосрочным (2-3 недели). Во время такой деятельности ребенок учится отстаивать свою позицию, видеть преимущества других детей, соглашаться с более удачными предложениями. Таким образом, он преодолевает свой дошкольный эгоцентризм.

Экспериментальная работа проходила в ГОУ ЦРР - д/с № 1018 СОУО г. Москвы (руководитель учреждения И. И. Годовикова).

Варенцова Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

Обсудив с педагогами возможные темы, мы остановились на проекте «Во саду ли, в огороде». С одной стороны, он является традиционным для детского сада - в это время года (осень, октябрь-ноябрь) всегда проходят осенние утренники (праздник урожая). Дети наряжаются в разных персонажей, соответствующих тематике: фрукты, овощи, осень, ветер, дождь и т. д. и разыгрывают определенные сценарии, танцуют и поют. С другой стороны, дошкольники делают это по готовым текстам, без проявления инициативы и активности. Довольно трафаретно выглядит такой праздник в каждом дошкольном учреждении.

Нам захотелось внести в него новую струю. И прежде всего, создать для детей мотивированную деятельность.

Инициатором проекта стала музыкальный руководитель Е. В. Меркутова. Она предложила сценарий сказки «Во саду ли, в огороде». Дети прослушали сказку, им предложили самим выбирать себе понравившийся персонаж, определить его характер и подобрать соответствующую музыку и движения. Для этих персонажей (фруктов и овощей и др.) в детском саду не было готовых костюмов. Предстояло их продумать, обсудить, сделать эскизы. Здесь мы рассчитывали на активную помощь родителей, т. е. совместную деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей).

Автор особо благодарит за неоценимую помощь в техническом оформлении статьи старшего воспитателя ГОУ ЦРР - д/с № 1018 Н. В. Матыцыну.

Приведем высказывания детей подготовительных групп.

Катя Р. «Я хочу сыграть Морковку. Морковь - краса, длинная коса - молода, красива на загляденье всем. Характер строгий. У нее много женихов». Выбрала музыку А. Лядова «Плясовая».

Аня Р. «Я хочу нарядиться Капустой, она спокойная, красивая, величественная. Про нее написаны красивые стихи: она модница, на ней сто одежек и все без застежек. И она открывает первая бал». Выбрала музыку Д. Шостаковича «Вальс».

Лера Л. «Мне понравились Вишенки-близняшки, они добрые, аппетитные, красивые, блестящие. Они веселятся, радуются. А музыка должна быть танцевальная, красивая». Выбрала «Чешский галоп», музыка народная.

Ксюша П. «Я хочу быть принцессой-Морковкой. Она обаятельная красавица, к ней много приехало женихов: Огурец-молодец, Апельсин. За нее заступились и не дали ей погибнуть от зубов Мыши-погрызухи». Выбрала музыку П. Дюка «Ученик чародея».

Арсений А. «Я бы сыграл Синьора Апельсина, он красивый, сильный, но трусливый. Не смог защитить красавицу Морковь, испугался Мышки, которая могла бы откусить хвостик. Но Огурец всю ситуацию исправил. С первого раза я влюбился в роль Апельсина. Он красивый персонаж, но трусливый, так как бросил в беде красавицу Морковь». Выбрал музыку И. Альбенис «Танго».

Даша М. «Многие хотят сыграть роль Мышки-погрызухи. Хотелось бы, чтобы роль дали мне. Мышь коварная, хитрая. Она поджидает Огурчика на дальней тропе сада и ей удалось бы съесть Огурчика, если бы не вышло Пугало». Выбрала музыку А. Адам «Если б я был королем».

Саша Ц. «Мне очень нравится выступать и я хочу сыграть роль Ветра и Пугала. Пугало охраняет огород, смелый, воинственный, справедливый. Ветер может летать, быть невидимкой. Если б не было ветра, который унес Огурчика далеко, - не было бы этой сказки». Выбрал музыку «Камаринская», русская народная в обработке А. Быканова.

Соня В. «Я хочу вместе с Лерой быть Вишенкой-близняшкой. Я с Лерой дружу. Мне с ней не страшно будет выступать». Выбрала музыку Д. Шостаковича «Полька».

Вася Н. «Я - Кабачок! Не могу выразить словами, для меня очень тяжелый вопрос, а вот в движении - у меня лучше получится. Хочу придумать танец!» Выбрал музыку Д. Шостаковича «Интермеццо» из балета «Болт».

Полина М. «Мне понравилась в сказке Морковка. Она веселая, красивая, стройная, как я. Морковка мудрая, сладкая, полезная.

Хочу, чтобы мне заплели косу, я буду веселиться и улыбаться. И я хочу быть такой же, как Морковка, но я часто огорчаюсь и ссорюсь с Клубничками». Выбрала музыку А. Лядова «Плясовая».

Лиза В. «Я хочу быть Яблочком! Оно красивое, веселое, полезное, вкусное, питательное, умное, приятное. И песня у Яблочка напевная». Выбрала музыку «Яблочко», русская народная песня в обработке М. Иорданского.

Катя М. «А я хочу быть Клубничкой! Я девочка хорошая, веселая, как клубничка. Я полезная и умная, красивая, стройная, как Морковка. И я хочу придумать танец и показать его всем. И костюм у меня будет лучше всех!» Выбрала музыку Д. Шостаковича «Полька».

Ира Ф. «Мне понравилась роль мамы. Я хочу быть мамой, я добрая мама, пою колыбельную своим сынишкам - Огурчикам. Выбрала музыку Н. Туварджи «Колыбельная Огурчику».

Саша К. «Мне понравился Арбуз, и музыка, предложенная вами, отличная! Арбуз - большой, спелый, хороший, характер - спокойный. Я нормальный! И хочу сам придумать танец! Только вы мне не подсказывайте». Выбрал музыку «Гопак», украинская народная песня в обработке Л. Абеляна.

Комментарий к высказываниям. Все дети продемонстрировали многоплановость:

• показали оригинальность и вариативность рассуждений;

• сделали самостоятельный выбор персонажей (бесконфликтно);

• четко охарактеризовали выбранные ими персонажи;

• продемонстрировали выразительную, последовательную и эмоционально яркую речь;

• адекватно оценили свои возможности (и невозможности);

• описали характер будущей музыки, подходящей, на их взгляд, для персонажа;

• озадачились движениями, соответствующими выбранной музыке и характеру персонажа. При этом одни отстаивали самостоятельность выбора, другие нуждались в помощи партнера или педагога.

На следующем этапе работы дети с помощью педагога разрабатывали и создавали эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем разучивали язык музыкальных жестов и самостоятельно подбирали движения.

Тактичная помощь педагогов (в большей или меньшей степени) помогла создать ощущение максимальной самостоятельности, творческой активности и инициативности у дошкольников.

Приведем несколько примеров рассуждений детей во время придумывания ими танцевальных движений.

Ксюша П. (Морковка). На музыку П. Дюка «Ученик чародея». «Дайте мне для танца красивый платочек в руку, будет красиво, когда я

буду исполнять «Распашонку», «Ковырялочку», кружиться, исполнять шаг с припаданием. И в конце танца я исполню русский поклон».

Аня Р. (Капуста). На музыку Д. Шостаковича «Вальс». «Танец Капусты очень плавный, она ведь первая открывает бал. В середине танца Капуста кружится и переваливается с ноги на ногу. А в начале - она всем показывает свои одежки, подпрыгивает, «катится». Вальс состоит из трех частей. Мама уже приготовила мне костюм Капусты».

Саша Ц. (Пугало). Музыка «Камаринская», русская народная мелодия в обработке А. Быканова. «Пугало - самый серьезный враг для Мыши, а поэтому и танец Пугала должен быть страшен для Мыши. Я выйду, раскрыв руки в сторону, чтобы за моей спиной мог спрятаться Огурчик, а потом буду топать ногами и вертеться, вертеться. Давайте попробуем станцевать!»

Соня В. (Вишенка). Музыка «Полька» Д. Шостаковича. «Я не умею придумывать танцы, меня никто этому не учил. Я буду танцевать, как Лера!»

Вася Н. (Кабачок). Музыка «Интермеццо» из балета «Болт» Д. Шостаковича. «Да я вообще не умею танцевать. Вы мне покажите как, может, у меня получится?»

Немного настораживают два последних высказывания, дети думают, что они лишены возможности танцевать, так как не умеют. Музыкальный руководитель ввела их в круг детей, где они повторяли за ними движения, и в итоге чувствовали себя комфортно.

Не все дети сразу поняли суть задачи - сделать эскиз костюма. Многие решили, что это и есть собственно персонаж (Арбуз, Вишенка, Кабачок и др.). Здесь и потребовалась помощь педагога. Подчас ребенок

неоднократно возвращался к эскизу и рисовал другой вариант. Сначала Саша К. нарисовал просто арбуз. После обсуждения с педагогом он понял, что нужно нарисовать сам костюм, похожий на арбуз. С чем в итоге и справился самостоятельно.

Полина М. тоже сделала две попытки нарисовать эскиз костюма Морковки. Первый был недостаточно прост в изготовлении, что определилось, когда стали обсуждать, как его сделать. Поэтому второй был нарисован с учетом этих трудностей.

Несколько детей захотели быть Кабачками и нарисовали эскизы. После обсуждения с детьми выбрали лучший, и по образцу сделали костюмы для всех. Аналогично прошла работа над эскизом костюма Огурца.

Иначе складывалась история с костюмом Клубнички. В ходе разучивания танцевальных движений дети выяснили, что им нужны дополнительные атрибуты для этого персонажа (в руках должны быть ягоды - клубнички). Дети, рассуждая, предложили взять в руки красные воздушные шары. Потом вспомнили, что они могут легко лопнуть. В итоге решили взять мячи, которые будут обшиты красной и зеленой тканью.

В костюме Капусты Аня Р. проявила незаурядное творчество: она захотела, чтобы все листики были отдельно и видны всем, потому что «на ней сто одежек и все без застежек».

Дети серьезно озадачили родителей изготовлением костюмов. Задача состояла не в том, чтобы купить готовые в магазине, а сделать самостоятельно по творческим эскизам детей. Поставленные нами в проекте рамки создали ситуацию для родителей, когда они были вынуждены проявить более внимательное отношение к детям, их интересам; в итоге реально вовлеклись в детско-взрослую общность.

Творческий проект состоялся тогда, когда дети подготовительных групп показали сказку «Во саду ли, в огороде» родителям и другим детям. Предварительно с родителями участников проекта музыкальным руководителем была проведена беседа о предстоящем действии. Родителей тактично предупредили, что в постановке дети максимально проявляют инициативу и самостоятельность. Поскольку дети самостоятельно подбирали движения под выбранную ими музыку, движения были оригинальны и могли оказаться, на взгляд родителей, не совсем традиционными.

Если проанализировать танцы детей, то можно сказать, что особенно удачными и согласованными были их действия в парном исполнении. По-видимому, это связано с тем, что в паре обычно есть ведущий ребенок и тот, который подстраивается. Реально они так и выбирали себе пару, исходя из самооценки.

Большинство детей исполняли сольные танцы, и здесь представленная картина была неоднородна. Кто-то максимально проявил творческое воображение и фантазию, придумывая движения, а кто-то был недостаточно оригинален в подборе таковых или не всегда адекватен мелодии.

Несмотря на некоторые шероховатости исполнения задуманного представления, все получили эмоциональное удовлетворение -и дети, и родители.

Приведем примеры высказываний родителей:

Папа Вани Ж. «Мой сын, не проявлявший интерес и не рассказывавший ничего о музыкальных занятиях, вдруг стал дома нас с мамой учить каким-то «козликам», «самоварчикам» и заставлял нас повторять за ним под музыку».

Мама Кати М. «Катя попросила меня вместе с ней придумать танец Клубничек. Мы ложились с ней на диван и начинали фантазировать. Здесь-то я и узнала, что бывает «распашо-ночка», «ковырялочка», «пружинка» и какая-то «вертушечка». И как было потом радостно видеть свою дочь на празднике со всеми этими движениями!»

Мама Саши К. «Моего мальчика раньше иногда называли хулиганом, что было очень обидно. Он никогда не выступал с сольными номерами. А здесь мой сын в роли Арбуза меня так порадовал, его все хвалили, ему хлопали, и я горжусь им. Пришлось проявить немало творчества и внимания к костюму, Саша помогал мне в работе, сначала мы распороли подушку, затем обшили ее тканью. Саша помогал делать зеленые полоски, чтобы этот костюм был похож на арбуз».

Мама Максима Ш. «При изготовлении костюма озорника Огурчика пришлось потрудиться. Я обратилась за помощью к воспитателю. Обсуждали и представляли себе, как должен выглядеть озорник, не обошлось и без участия Максима. Сначала мы хотели сшить просто шорты зеленого цвета, а затем решили сделать бриджи, а Максим предложил сшить листочек огурца, чтобы все догадались, кто он такой».

Эмоциональное удовлетворение детей и их субъектность выразились при подго-

товке к новогоднему утреннику, где традиционно принимается готовый сценарий. На предложение музыкального руководителя познакомиться с новогодним сценарием и распределить роли дети заявили: «Что вы нам предлагаете свое, мы хотим сами придумать сказку!»

Личностному развитию ребенка способствует адекватная социальная презентация результатов совместной проектной деятельности. Родители стали внимательнее к интересам детей, их отношения приняли более доверительную форму.

И самое главное - у детей можно констатировать отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, изменения в межличностных отношениях в лучшую сторону: они научились обсуждать, слышать друг друга и т. п. Наблюдается личностный рост, который выразился в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте. Происходит свободное движение ребенка в пространстве возможностей. Именно творческая деятельность является главной чертой личности. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.