Научная статья на тему 'ОПЫТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ'

ОПЫТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивельская Нина Григорьевна, Султанова Екатерина Владимировна, Фардзинова Зарина Арсеновна

В современном мире информационные технологии не существуют сами по себе, а функционируют внутри других сфер общественной деятельности: экономика, образование, медицина, спорт и социальная политика. Внедрение разработок ученых вносят масштабные изменения в привычные процессы каждого направления. В экономике активное использование информационных систем способствовало появлению понятия «цифровая экономика». Россия сравнительно недавно вступила в процесс цифровой трансформации, чтобы следовать тенденциям нового времени, не отставая от передовых стран и упрощая коммуникацию с ними. Для этого необходимо было предпринять масштабные изменения в работе всех социально-экономических систем по переходу на информационные технологии, которые являются частью цифровой экономики. Перед органами власти, как и перед бизнесом была сформулирована задача по формированию предложения на данный вид товаров и услуг сферы информационных технологий. Система государственного управления, приступившая к оказанию государственных услуг еще в 2010 году до настоящего времени находится в постоянном поиске эффективных моделей взаимодействия между получателями услуг, их поставщиками и бизнес средой в сфере IT-технологий. Что в свою очередь обуславливает необходимость разработки отдельных механизмов и инструментов, направленных на решение задач цифровой трансформации. В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которого осуществляется ресурсное обеспечение отдельных приоритетных отраслей в экономике России. В рамках исследования рассмотрен опыт цифровой трансформации России, в том числе, и в аспекте реализации проекта «Электронное правительство», как основной платформы предоставления государственных и муниципальных услуг. Данный опыт может быть полезен как управленческим и бизнес структурам других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивельская Нина Григорьевна, Султанова Екатерина Владимировна, Фардзинова Зарина Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF DIGITAL TRANSFORMATION IN RUSSIA

In the modern world, information technologies do not exist themselves, but within other spheres of public activity: economy, education, medicine, sports and social policy. Introduction of scientists ' developments makes large-scale changes in usual processes of each direction. In the economy, the active use of information systems contributed to the emergence of the concept of "digital economy". Russia has recently entered the process of digital transformation in order to follow the trends of the new time, keeping up with the advanced countries and simplifying communication with them. To do this, it was necessary to undertake large-scale changes in the work of all socio-economic systems for transition to information technologies, which are part of the digital economy. The task of offering for this type of goods and services in the field of information technology was formulated for the authorities, as well as for business. The public administration system, which start providing public services in 2010, is still in constant search for effective models of interaction between service recipients, their suppliers and the business environment in the field of IT technologies. This, in turn, do it necessary to develop separate mechanisms and tools aimed at solving the problems of digital transformation. As part of the implementation of Presidential Decrees No. 204 of May 7, 2018 "On national goals and strategic tasks for the development of the Russian Federation for the period up to 2024", a national project "Digital Economy of the Russian Federation" has been developed, within the framework of which resources are provided for certain priority sectors in the Russian economy. The study examines the experience of Russia's digital transformation, due to implementation of the E-Government project, as the main platform for providing state and municipal services. This experience can be useful for both management and business structures in other countries.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ИВЕЛЬСКАЯ Нина Григорьевна и другие ОПЫТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ...

V7TK" 09^ \/~s n\f£\ I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у ЛА J j-i. WZ J | (ее) (JJCS> This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anie-2021-1004-0060 fr-^HW (https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

ОПЫТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7253-0975 AuthorlD: 933346 ORCID: 0000-0003-0146-0554

ИВЕЛЬСКАЯ Нина Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Экономика и управление» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя,41, e-mail: [email protected])

SPIN: 5817-8843

AuthorlD: 634563

ORCID: 0000-0002-3662-497X

СУЛТАНОВА Екатерина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры

«Экономика и управление» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя,41, e-mail: [email protected]) ORCID: 0000-0002-8207-2694

ФАРДЗИНОВА Зарина Арсеновна, Дума Артемовского городского округа

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя,41, e-mail: [email protected]) Аннотация. В современном мире информационные технологии не существуют сами по себе, а функционируют внутри других сфер общественной деятельности:экономика, образование, медицина, спорт и социальнаяполитика. Внедрение разработок ученых вносят масштабные изменения в привычные процессы каждого направления.В экономике активное использование информационныхсистем способствовало появлению понятия «цифроваяэкономика». Россия сравнительно недавно вступила в процесс цифровой трансформации, чтобы следовать тенденциям нового времени, не отставая от передовых стран и упрощая коммуникацию с ними. Для этого необходимо было предпринять масштабные изменения в работе всех социально-экономических систем по переходу на информационные технологии, которые являются частью цифровой экономики. Перед органами власти, как и перед бизнесом была сформулирована задача по формированию предложения на данный вид товаров и услуг сферы информационных технологий. Система государственного управления, приступившая к оказанию государственных услуг еще в 2010 году до настоящего времени находится в постоянном поиске эффективных моделей взаимодействия между получателями услуг, их поставщиками и бизнес средой в сфере IT-технологий. Что в свою очередь обуславливает необходимость разработки отдельных механизмов и инструментов, направленных на решение задач цифровой трансформации. В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которого осуществляется ресурсное обеспечение отдельных приоритетных отраслей в экономике России. В рамках исследования рассмотрен опыт цифровой трансформации России, в том числе, и в аспекте реализации проекта «Электронное правительство», как основной платформы предоставления государственных и муниципальных услуг. Данный опыт может быть полезен как управленческим и бизнес структурам других стран.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, инновации, государственное управление, цифровая экономика, информатизация, цифровизация

EXPERIENCE OF DIGITAL TRANSFORMATION IN RUSSIA

© The Author(s) 2021

IVElSKAY Nina Grigorievna, candidate of economic sciences, associate professor of the

Department of management Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected]) SULTANoVA Ekaterina Vladimirovna, candidate of social sciences, associate professor of the

Department of management Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected]) FARDZINOVA Zarina Arsenovna, Duma of the Artemovsky city district Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected]) Abstract. In the modern world, information technologies do not exist themselves, but within other spheres of public activity: economy, education, medicine, sports and social policy. Introduction of scientists ' developments makes large-scale changes in usual processes of each direction. In the economy, the active use of information systems contributed to the emergence of the concept of "digital economy". Russia has recently entered the process of digital transformation in order to follow the trends of the new time, keeping up with the advanced countries and simplifying communication with them. To do this, it was necessary to undertake large-scale changes in the work of all socio-economic systems for transition to information technologies, which are part of the digital economy. The task of offering for this type of goods and services in the field of information technology was formulated for the authorities, as well as for business. The public administration system, which start providing public services in 2010, is still in constant search for effective models of interaction between service recipients, their suppliers and the business environment in the field of IT technologies. This, in turn, do it necessary to develop separate mechanisms and tools aimed at solving the problems of digital transformation. As part of the implementation of Presidential Decrees No. 204 of May 7, 2018 "On national goals and strategic tasks for the development of the Russian Federation for the period up to 2024", a national project "Digital Economy of the Russian Federation" has been developed, within the framework of which resources are provided for certain priority sectors in the Russian economy. The study examines the experience of Russia's digital transformation, due to implementation of the E-Government project, as the main platform for providing state and municipal services. This experience can be useful for both management and business ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080010, 080012, 080013, 080014 259

IVELSKAY Nina Grigorievna and others

EXPERIENCE OF DIGITAL TRANSFORMATION..

Azimut of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

structures in other countries.

Keywords: digital transformation, digitalization, innovation, public administration, digital economy, informatization, digitalization

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире цифровые технологии проникают во все сферы общественной жизни, это экономика, образование, медицина, спорт и политика. С одной стороны это создает новые возможности для роста, с другой стороны создаются риски отставания стран, недостаточно обеспеченных ресурсами, необходимыми для эффективной цифровизации. «Цифровой разрыв» между странами становится все более важной глобальной проблемой.

В современном миретехнологии не существуют сами по себе, а функционируют внутри других сфер общественной деятельности: экономика, образование, медицина, спорт и социальнаяполитика. Внедрение разработок ученых вносят масштабные изменения в привычные процессы каждого направления. В экономике активное использование информационныхсистем способствовало появлению понятия «цифроваяэкономика». За рубежом оно получило существенно более широкое распространение, чем в России, которая стала пытаться переходить на инновации сравнительно недавно. Данный шаг был неизбежным, но чтобы следовать тенденциям нового времени, не отставая от передовых стран и упрощая коммуникацию с ними, необходимо ввести масштабные изменения в работе всех социально-экономических систем по переходу на информационные технологии, которые являются частью цифровой экономики. В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации».

Информационные технологии способствуют глобализации бизнеса, так как ускоряют процесс получения и распространения информации, снижают административные затраты, а также способствуют взаимодействию бизнес-структур и органов власти, создавая выстроенную цифровую экосистему [1].

МЕТОДОЛОГИЯ

Для исследования были использованы официальные документы, доступные для общего пользования на официальных сайтах органов власти,так же были рассмотрены материалы экспертов по вопросам цифровизации. В процессах работы с научнымиматериалами были применены наиболее распространенные подходы оценки материала.

Повсеместное внедрение информационных технологий и систем является капиталоемким процессом для экономики. Однако новый формат позволяет заменить физический вес продукции на информационный, что характеризуется снижением затрат ресурсов на производство товаров, уменьшению площади для хранения продукции, а также облегчению сбыта товара за счет продажи через Интернет [2]. Цифровизация бизнеса - это внедрение современных технологий в основные бизнес-процессы и переход из «офлайна» на совершенно новый качественный уровень «Digital». Внедрение технологий «Digital» может кардинально изменить основные бизнес-процессы и динамику ведения бизнеса. Цифровизация бизнеса основывается на следующих пяти составляющих:

- способы хранения и передачи информации (электронная почта, мессенджеры, облачные технологии);

- интеграция цифровых технологий (электронный документооборот, 3D печать, онлайн документы, искусственный интеллект);

- продвижение бизнеса при помощи интернет-каналов;

- защита цифровых сведений, в том числе использо-

вание антивирусного программного обеспечения;

- повышение уровня цифровой грамотности у сотрудников. Обучение и развитие потенциала работников играет немаловажную роль, поэтому в текущем году увеличилось число компаний, которые вкладывают средства в эту сферу.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2020 году Российская Федерация заняла 36 место из 193 стран рейтинге индекса развития электронного правительства (Global E-Govemment Development Index), это показатель, который оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг [3].

Внедрение информационных технологий экономики с каждым годом увеличивается. Все больше стран развивают свою деятельность по основным принципам данной тенденции, все больше ученых вовлекается в данный процесс для расширения количества благ и инструментов для их получения, все больше пользователей по всему миру осваивают новые технологии и начинают активно использовать их в своей повседневной жизни. Именно поэтому и формируется новая модель экономики, называемой цифровой. Принципы цифровой экономики, с одной стороны, дают возможность для развития малого бизнеса, обуславливая появление его новой формы - электронного бизнеса. Его ключевым элементом являются интернет-магазины [9]. Существование такого вида продаж позволяет полностью исключить существование физических организаций, что ведет к снижению общей стоимости товара за счет уменьшения или исключения затрат на аренду и содержание помещений, оплату персонала, задействованных в косвенных вопросах работы бизнеса. Для крупных корпораций открытие интернет-формы является расширением деятельности. В виду того, что еще значительный процент граждан не владеет новыми технологиями на нужном уровне и предпочитает делать закупки привычным образом и пользоваться товарами и услугами в материальной форме.

Основная идея цифровой трансформации состоит в создании возможностей для полного использования ресурсов и инструментов информационных технологий для получения большего объема социально-экономических услуг населению в короткие сроки и упрощенной форме, тем самым сближая органы власти и население.

Человек начинает переносить свой пользовательский опыт на отношения с государством. Так появляется самый первый тренд цифрового государственного управления - «услуга как продукт цифрового бизнеса». Однако, как только государство начинает думать об услуге как о продукте, оно делает большой шаг к учету мнений пользователей и к концепции «Государство как услуга». Услуга для граждан, услуга для бизнеса, услуга для цифрового бизнеса и цифровых партнеров - и это другие требования к скорости, данным и удобству. Государство не только производит «услугу как продукт», но и создает среду доверия в форматах между бизнесом и населением. Цифровая среда - это не только элемент продукта со стороны спроса и предложения, «цифра» - это новый рынок, новая платформа, на которой потребители и производители могут встречаться и доверять друг другу [4].

На территории РФ действует Единый портал государственных и муниципальных услуг, который представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая обеспечивает:

- доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

- предоставление в электронной форме государствен-

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37) p-ISSN: 2309-1762; в-КВЫ: 2712-8482

ИВЕЛЬСКАЯ Нина Григорьевна и другие ОПЫТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ...

ных и муниципальных услуг;

- учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала.

Услуги по публикации информации

•Предоставление информации на портале органа власти

Услуги по взаимодействию

экосистемы

• создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым факторомпроизводства во всех сферах социально-экономической деятельности которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное,бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;

•Услуги, предоставляемые в режиме онлайн, предполагающие наличие двусторонней связи

Услуги по проведению транзакций

■Услуги позволяющие совершить полноценную операцию (оплатить штраф, подать налоговую декларацию

и ТА)

Рисунок 1 - Категории услуг в электронном правительстве Цифровая трансформация государственного управления осуществляется на основе следующих элементов, отраженных на рисунке 2.

Создание условий институционального и инфраструктурного характера

• создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания н (или) бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях н высокотехнологичных рынках;

Конкурентоспособность

Рисунок 2 - Элементы цифровой трансформации в государственном управлении

С развитием общества и повышения уровня информатизации и компьютеризации граждан, роль государства смещается из-за неподготовленности к изменениям будущего, само же государство прекрасно осознает значимость таких изменений и начинает процесс адаптации выражающемся в цифровизации государственных и муниципальных органов власти [5].

Цифровизация в органах исполнительной власти государства используется основываясь на различного рода программах и проектах, которые вводят различные термины и понятия, определения которых вводятся постановления правительства и различными федеральными законами [6].

Основополагающим документом развития цифровизации в Российской Федерации является национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» [7]. В состав Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» входят следующие федеральные проекты (Рисунок 3).

Рисунок 3. Структура национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» Цифровая экономика осуществляется в целях реализации «Стратегии развития информационного общества в РФ», направлена на создание условий для развития общества знаний в государстве, повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведённых в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, для решения всех целей стратегии, программа цифровой экономики так же обладает своими целями и задачами, которые отражены на рисунке 4._

• повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

Рисунок 4 - Цели программы «Цифровая экономика РФ»

Цифровая экономика представлена следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

- рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

- платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

- среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Одной из целей цифровой трансформации государственного управления - сделать взаимодействие между гражданами и органами власти прозрачным. Создать цифровую экосистему, в которой гражданин сможет автоматически - в проактивном режиме - получить необходимые ему услуги. Портал госуслуг в 2020 году насчитывал 75,5 млн. зарегистрированных пользователей, было обработано 175 млн. заявок, оказывалось 550 тысяч услуг ежедневно, 5 млн. посетителей в день. Опыт пандемии показал, что электронные услуги государство может запускать очень быстро, буквально за пару дней. Задача государства - перевести в электронный формат до 95% государственных услуг.

Наглядным примером, развития цифровой трансформации, является внедрение роботизированного помощника, который умеет отвечать на запросы граждан, поступающие на единый номер 122. Самообучающиеся программы оптимизируют работу во многих сферах жизни. В муниципальном управлении используются технологии цифрового города, интеллектуальные системы анализируют большое количество данных и выбирают оптимальный режим работы светофоров, интенсивности освещения улиц и так далее. Технологии цифрового города уже сейчас используются во многих муниципальных образованиях Российской Федерации. Искусственный интеллект активно используется в медицине, обрабатывает в десятки раз больше данных, чем может позволить себе человек, а ранняя диагностика позволяет принимать эффективные меры.

В декабре 2020 года по всей России открылись центры управления регионами (ЦУР), главной задачей которых является улучшение взаимодействие органов власти с гражданами, обеспечить скорейшее реагирование на обращения населения. Обращения обрабатываются через порталы обратной связи и систему «Инцидент Менеджмент». За 2020 год только в рамках системы «Инцидент Менеджмент» обработано более 1,9 млн сообщений. Срок ответа в среднем составляет восемь часов.

Пандемия подтолкнула государство к ускоренной цифровой трансформации, сделав ее одним из национальных приоритетов, обозначенных президентом до 2030 года. При этом пандемия выявила «узкие места», в том числе зависимость России от зарубежных разработок в области программного обеспечения. Именно поэтому в 2021 году разработали меры поддержки, для ИТ: с 1 января 2021 года начал действовать «налого-

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080010, 080012, 080013, 080014

261

IVELSKAY Nina Grigorievna and others EXPERIENCE OF DIGITAL TRANSFORMATION..

Azimut of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

вый маневр»: налог на прибыль для компаний отрасли снизится с 20% до 3%. Страховые взносы в фонд оплаты труда - с 14% до 7,6%. Кроме того, обнулится НДС для разработчиков из реестра отечественных решений, это создаст еще больше преференций для российских компаний. Также в России действует программа им-портозамещения в сфере госзакупок - приоритет отдан программам из реестра, в котором уже более 7,3 тыс. записей - поисковики, электронная почта, голосовые помощники и другие программы.

ВЫВОДЫ

Цифровая экономика представляет собой современную форму экономических отношений, к которым стремятся все страны мира. Именно уровень развитости информационных технологии в ближайшем будущем будет прямым образом влиять на емкость рынка, динамику его роста, увеличить стабильность ситуации, контролировать конкуренцию. В 2020 году в функционирование многих социально-экономические процессов внесла существенные коррективы пандемия Covid-19, многие производства и учреждения приостановили свою работу, что привело к большим потерям средств. Вследствие этого разработчики были вынуждены организовать новые решения, которые позволили активизировать процессы внедрения информационных систем.

Правительство России принимает комплекс мер в направлении на рост цифровой экономической активности всех участников экономической и социальной сфер для реализации стратегии достижения эффективной цифровой экосистемы, что, несомненно, приведет к повышению конкурентоспособности экономики, хозяйствующих субъектов и граждан.

Однако стоит понимать и риски, которые несет процесс цифровой трансформации: в первую очередь это ведет к устареванию некоторых специальностей и высвобождению рабочей силы, во вторых, расширение интернета и социальных сетей требует решению многих вопросов в сфере приватности и защиты информации граждан. Государство должно будет быстро подстраиваться под меняющуюся ситуацию и регулировать возникающие социальные вопросы в цифровой экосистеме. Контроль государства над интернетом и обществом существенно возрастет. Цифровая трансформация изменит образ жизни людей. Прогнозируется, что работа из дома приведёт к оттоку жителей из городов, усилит миграционные потоки как внутри страны, так между странами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алимбаев, А. А. Цифровая экономика: особенности формирования и тенденции развития /А. А. Алимбаев, Б. С. Битенова // Экономика: стратегия и практика. — 2019. — Т. 14. — № 1(49). — С. 57-69.

2. Razumova Yu. V., Levine E. P. (2019) Digitalization of the transport and logistics market: integration of information systems. Russian experience in introducing digital technologies in the organization of logistics processes. Amazonia Investiga. 8 (22). 269-279.

3. Рейтинг стран мира по Индексу развития электронного правительства // Центр гума—нитар—ных техно—логий, 2006—2021. - [сайт]. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index (дата обращения 21.06.2021).

4. Государство как платформа: люди и технологии Текст: электронный // РАНХиГС. - [сайт]. 2019. - URL: https://gspm.ranepa.ru/ uploads/files/2019/01/17-01-2019_0.pdf дата обращения 21.06.2021).

5. Andreev V.A., Arnaut M.N., Sultanova E.V. (2020) Spatial development concept of the far east of Russia. Smart Innovation, Systems and Technologies. 138. pp. 337-34.

6. Astakhova E.V., Vannikova E.E. (2019) Current trends of digital economy development in supply chain policy. International Journal of Supply Chain Management. 8 (6), pp. 845-852.

7. Цифровая экономика РФ // Официальный информационный портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - [сайт] - URL: https://digital.gov. ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 21.06.2021).

8. Королева А.Н. Трансформация правового регулирования стратегического планирования социально-экономического развития россии и зарубежных стран в условиях цифровой экономики //Актуальные проблемы правоведения. 2020. № 1 (65). С. 7-14.

9. Нуреева Р.Р., Сафиуллин Л.Н. Цифровая трансформация в современной России и в мировом опыте// Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2019. № 16. С. 161-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. СозыкинаМ.С. Информационные технологии в цифровой экономике //Academy. 2019. № 1 (40). С. 34-35.

11. Морозова М.А. Индикаторы цифровой трансформации социально- экономической сферы //Хроноэкономика. 2019. № 1 (14). С. 70-75.

12. Тиньков С.А. К // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 2. С. 241-252.

13. Имашева И.Ю. К вопросу о понимании современной цифровой экономики /И.Ю. Имашева, Т.В.Крамин //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 2. С. 47-53.

Статья поступила в редакцию 22.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.