УДК 332.12:338.1(571.56)
https ://doi.org/10.24158/tipor.2018.8.13
Рац Галина Ивановна
Rats Galina Ivanovna
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
Гаврильева Сардана Алексеевна
соискатель кафедры «Экономика и финансы» Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
D.Phil. in Economics, Professor, Head of the Economics and Finance Department, North-Eastern Federal University
Gavrilyeva Sardana Alekseevna
External PhD student, Economics and Finance Department, North-Eastern Federal University
CREATION OF PRIORITY DEVELOPMENT AREAS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Аннотация:
В статье затронута проблема развития Арктических территорий РФ посредством создания территорий опережающего развития, анализируется опыт организации подобных зон в Республике Саха (Якутия). Отмечено, что созданные здесь ТОРы в основном имеют промышленный характер («Канга-лассы», «Южная Якутия») и социальную значимость. Подчеркивается необходимость развития туризма на Арктических территориях РФ в целях обеспечения социально-экономического развития территорий, на которых проживают представители коренного населения. Применение кластерного подхода в Республике Саха (Якутия), пять районов которой включены в список Арктических территорий РФ, может благотворно повлиять на разные сферы, в том числе туристическую, для развития которой в Якутии имеется определенный потенциал. Особое внимание в работе отведено характеристике турист-ско-рекреационного кластера «Северная мозаика», который находится в процессе реализации. Одним из ключевых элементов кластера признан развлекательно-образовательный центр «Царство якутской зимы», использующий бренд якутской зимы для увеличения посещаемости региона туристами как летом, так и зимой. Определены причины, по которым происходит задержка строительства туристических кластеров, среди которых недостаточное финансирование и некорректное распределение затрат. Предложен способ решения обозначенных проблем, в том числе путем детального поэтапного планирования и масштабирования проектов соразмерно имеющимся ресурсам и возможностям.
Ключевые слова:
свободные экономические зоны, открытые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, кластеры, туризм, туристско-рекреационный кластер, «Северная мозаика», туризм в Якутии, Республика Саха (Якутия), Арктические территории РФ.
Summary:
The study deals with the development challenges of the Arctic areas of the Russian Federation while creating the priority development areas by a case study of the Republic of Sakha (Yakutia). The paper notes that the priority development areas in Yakutia (Kangalassy, South Yakutia) are of the industrial nature and social significance. It is necessary to advance the tourism sector in the Arctic areas of the Russian Federation in order to provide the social and economic development of the territories inhabited by the indigenous people. Five regions of the Republic of Sakha (Yakutia) are included in the list of the Arctic areas of the Russian Federation. A cluster approach applied to these territories can have a positive impact on different spheres, including tourism which has the potential for improvement. The emphasis is placed on such tourism and recreation cluster as Northern Mosaic that is under implementation. Entertainment and study center Kingdom of the Yakut Winter using the brand of the Yakut winter to attract tourists in both summer and winter is one of the key element of the above-mentioned cluster. The research identifies the reasons for the delay in the construction of tourism clusters that are the lack of funding and improper cost allocation. In the authors' opinion, the challenges under review can be addressed by a detailed step-by-step planning and the balance between the projects and their resources and opportunities.
Keywords:
free economic zones, open economic zones, priority social and economic development areas, clusters, tourism and recreation cluster, Northern Mosaic, tourism in Yakutia, Republic of Sakha (Yakutia), Arctic areas of the Russian Federation.
В последнее время широко распространено применение кластерного подхода к развитию производительных сил, утверждается, что кластеры станут точками экономического роста. В связи с этим следует вспомнить мировой опыт развития стран с высокими темпами экономического развития. В первую очередь это новые индустриальные страны: Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур. Эти страны начали активно развиваться в 1960-е гг. В 1980-е гг. появились
новейшие индустриальные страны в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Их примеру последовали в Китае. Во всех крупных портовых городах Китая были созданы свободные экономические зоны (СЭЗ): Далянь, Шанхай, Гуанчжоу и т. д.
В России политика открытой экономики начала проводиться с 1989 г., период ее активного развития наступил после развала Советского Союза. Свободные экономические зоны в стране появились еще позже, со вступлением в силу в 2005 г. федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Сегодня в России имеют право на жизнь четыре типа особых экономических зон (ОЭЗ): промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые (с 2007 г.).
Особые экономические зоны имеют все признаки свободных экономических зон, но, в отличие от китайских СЭЗ, российские ОЭЗ имеют социальную направленность.
В 2014 г. был принят федеральный закон № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ТОСЭР). ТОСЭРы стали преемниками ОЭЗ по инвестиционной привлекательности. Однако существуют различия по территории действия и срокам функционирования: ОЭЗ создаются на 49 лет без права продления и преимущественно на территории Центральной России и Северного Кавказа. Пример - Татарстан, где расположена самая успешная промышленно-производственная зона России ОЭЗ «Алабуга». ТОСЭРы создаются на 70 лет с правом продления данного срока и первые 3 года исключительно на территории Дальнего Востока. Резиденты ТОСЭРов могут приобретать в собственность землю, на которой расположено производство. В ОЭЗ резиденты пользуются землей на условиях аренды.
На данный момент на территории Дальнего Востока создано 18 территорий опережающего развития (ТОР). Из них «Камчатка» и «Горный воздух» специализируются на туристско-рекреа-ционном комплексе. На существующие ТОРы возлагаются большие надежды, ожидаются увеличение потока туристов, развитие туристской индустрии в целом. Камчатка и Сахалин занимают 10-е и 11-е места соответственно по посещаемости туристами среди 14 районов, входящих в перечень районов Крайнего Севера России.
В Республике Саха (Якутия) (РС (Я)) были созданы ТОСЭРы «Кангалассы» и «Южная Якутия». Эти ТОРы носят промышленный характер. Полагаем, что в ближайшие 20 лет основной сферой развития Республики Саха (Якутия) останется горнодобывающая.
Большие надежды возлагаются на возрождение Северного морского пути, с вводом которого будут разрабатываться месторождения полезных ископаемых северных территорий. Эта тема актуальна, так как затрагивает интересы коренных народов Севера, среду их обитания и традиционные виды деятельности.
Проект закона об Арктике, который обсуждается несколько лет, ставит в сложное положение коренные народы Севера, поскольку преследует интересы крупных монополий. Разработка и использование месторождений полезных ископаемых лишат коренные народы возможности вести традиционный образ жизни и хозяйственной деятельности: заниматься оленеводством и рыболовством. Разработка месторождений полезных ископаемых приведет к уничтожению пастбищ, веками сложившихся кочевок оленей. Северные реки будут загрязнены отходами промышленной деятельности, что лишит население рыболовных угодий.
Промышленное освоение Арктики - вопрос недалекого будущего. Капитал всегда стремится к получению наибольшей нормы прибыли. Мировой рынок диктует свои потребительские условия. Создание ТОРов в Арктике - важный экономический инструмент ее развития.
В возрождении Северного морского пути заинтересованы соседи России по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Путь транспортировки грузов из Азии в Европу вдвое короче, чем через Суэцкий канал. С этим связан усиливающийся интерес к Республике Саха (Якутия) со стороны правительственных и деловых кругов Южной Кореи, Японии, Китая и Северной Кореи.
ТОР «Южная Якутия» расположен в Южном промышленном комплексе РС (Я) и включает Нерюнгри и Алдан. Это центр угледобычи мирового масштаба, в будущем - железорудный центр Дальнего Востока.
В апреле 2015 г. был утвержден ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы», находящийся недалеко от Якутска. Проект направлен на создание промышленного комплекса по производству продукции для нужд строительного и жилищно-коммунального хозяйства города Якутска и РС (Я). Особенностью ТОРа является то, что весь цикл производства конечной продукции основан на местном сырье и нацелен на удовлетворение нужд региона. Вся продукция направлена на импортозамещение.
Создание ТОР «Кангалассы» планируется в несколько этапов. Финансирование проекта ведется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и из внебюджетных источников. Общий объем финансового обеспечения составляет 213,3 млн р. ТОР имеет социальную значимость. Для резидентов ТОР будет создано 350 новых рабочих мест, предусмотрено финансирование обустройства школ и детских садов, создана сервисная инфраструктура. Площадка ТОР - это
уникальная территория, в рамках которой предоставляются различные налоговые льготы и преференции. Преимущества для резидентов ТОР «Кангалассы» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Налоговые льготы для резидентов ТОР «Индустриальный парк «Кангапассы» [1]
Вид налога Ставка, % Примечание
Внебюджетные фонды
Пенсионный фонд России 6
Фонд социального страхования 1,5 В течение 10 лет для тех, кто стал резидентом в
Федеральный фонд обязательного 0,1 первые три года со дня вступления закона в силу
медицинского страхования
Федеральные налоги
Налог на прибыль 0 В течение 5 налоговых периодов с налогового периода, в котором получена первая прибыль
Налог на добавленную стоимость Ускоренная процедура возмещения В течение 10 дней
Региональные налоги
Налог на прибыль 0 На 5 лет с налогового периода, в котором была получена первая прибыль, 10 % следующие 5 лет
Налог на имущество организаций 0 На 5 лет с месяца, следующего за месяцем постановки указанного имущества на баланс организации
Местные налоги
Земельный налог 0 В течение 5 лет
Россия уже имеет опыт внедрения программ развития региона - территориально-производственные комплексы (ТПК). Например, в 1970-е гг. был создан Южно-Якутский ТПК, который специализировался на добыче минеральных ресурсов на юге Якутии. Вопрос стоял о создании новой металлургической базы на Дальнем Востоке, такой как Кузбасс. Соседство железорудной провинции в Чульмане и нерюнгринских углей обеспечивает идеальные условия для создания металлургической базы. В последнее время этот вопрос опять стал подниматься среди производственников и правительственных кругов Российской Федерации, в связи с чем есть основания ожидать принятия мер по активному развитию металлургического комплекса в Южной Якутии в ближайшее время.
Одно из направлений создания ТоРов на территории Республики Саха (Якутия) - это участие во внешнеэкономической деятельности. Якутия, как и Российская Федерация в целом, проводит активную внешнеэкономическую политику. Республика имеет внешнеторговые контракты с более чем пятьюдесятью странами мира и имеет положительное внешнеторговое сальдо. В структуре экспорта Республики Саха (Якутия) преобладают алмазы и бриллианты, которые составляют более 80 % всего экспорта, и каменный уголь с удельным весом более 10 %. Это отражается на росте валового регионального продукта, который увеличился в 10,9 раза в 2017 г. по сравнению с 2000 г. (таблица 2).
Таблица 2 - Рост ВРП Республики Саха (Якутия) за 2000-2022 гг., млн р. [2]
Показатель 2000 2005 2010 2015 2017 * 2022 **
ВРП РС (Я) 81 960 183 027 386 825 749 987 ~ 900 000 > 1 000 000
* По данным выступления главы Якутии Егора Борисова в ноябрьском послании Государственному собранию (Ил Тумэн).
** Прогнозная величина по данным выступления главы Якутии Егора Борисова в ноябрьском послании Государственному собранию (Ил Тумэн).
Якутия привлекает богатой сырьевой базой и выгодным географическим положением. У республики давно сложились взаимовыгодные торговые отношения с европейскими странами. В последние годы наблюдается интерес к РС (Я) со стороны представителей Европы в области туризма.
Кроме проектов, направленных на освоение и добычу минеральных ресурсов, в 2009 г. в Республике Саха (Якутия) был создан проект открытой экономической зоны туристско-рекреаци-онного типа «Северный мир», который должен был способствовать развитию туристской индустрии в республике и стать крупнейшим туристским проектом в Якутии. В 2014 г. было решено разделить ТОР «Северный мир» на два ТОСЭРа: ювелирно-гранильный комплекс «Бриллиантовая долина» и туристический кластер «Северная мозаика». Однако позднее, в том же году, правительством республики было принято решение отказаться от реализации проекта «Бриллиантовая долина», который должен был специализироваться на огранке алмазов, производстве и продаже ювелирных изделий с бриллиантами. Алмазный кластер, включающий огранку и продажу бриллиантов, а также льготное таможенное оформление продукции как портовой ОЭЗ, был создан во Владивостоке, поскольку город находится вблизи развитых азиатских стран. Поэтому вопрос создания алмазной биржи и алмазного кластера в Якутске отпал сам по себе.
Проект туристско-рекреационного кластера (ТРК) «Северная мозаика», который предполагает строительство масштабного туристического комплекса в 30 км от Якутска, все еще существует и реализуется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (рисунок 1).
Рисунок 1 - Туристические объекты в ТРК «Северная мозаика» [3]
Кластер «Северная мозаика» предполагает строительство круглогодичного развлекательно-образовательного центра «Царство якутской зимы». Работа центра будет нацелена на погружение посетителей во владения якутской зимы для получения знаний об Арктике, снеге, льде, холоде, вечной мерзлоте, тундре, мамонтах в развлекательно-игровом формате с привлечением национальных сказочных персонажей [4]. Юные посетители смогут узнать о культуре, быте, истории и вечной мерзлоте Якутии. Кроме того, планируется проведение занятий по общеобразовательным дисциплинам в интерактивной форме для детей дошкольного и школьного возраста [5].
«Царство якутской зимы» будет работать круглый год, что позволит посетителям знакомиться с прелестями якутской зимы даже в летний период. Действительно, в Якутске не так много мест для проведения досуга школьников и дошкольников. Существующие центры устарели и не могут вместить в себя всех желающих. Основное преимущество проекта заключается в его уникальности. Инициаторы проекта использовали бренд якутской зимы, тем самым делая зимний туризм в Якутии популярнее.
Туризм в Якутии не может быть массовым в силу климатических и географических особенностей. Однако продвижение именно зимнего туризма позволит Якутии выделиться на фоне других регионов. С каждым годом все больше туристов посещают зимние фестивали, проводимые в республике. Они вызывают интерес у туристов из России и иностранных государств. Таким образом, суровые климатические условия становятся фактором, с одной стороны отталкивающим туристов от массового посещения Якутии, но с другой привлекающим определенную категорию туристов в Республику Саха (Якутия). Речь идет о тех, кто готов к экстремально низким температурам и кому интересны экологический, культурный, познавательный и экстремальный туризм.
Профессор из Норвегии Эва Шиетне в своем исследовании о коммерциализации стиля жизни и культуры как продуктов аутентичного туризма говорит о том, что аутентичный культурный туризм может обеспечить значительное поступление денег и капитала, что будет способствовать
сохранению небольших поселений на Севере. В то же время развитие туризма может перевоплотить поселения в нечто иное, не то, что считается аутентичным культурным продуктом, хотя это может быть просто частью естественного эволюционного процесса [6, с. 222].
Изначально ввод проекта в эксплуатацию был намечен на 2017 г. Однако в ноябре 2017 г. Счетная палата Российской Федерации объявила об отсутствии экономического эффекта от четырех туристических кластеров в разных регионах России. Всего на создание четырех кластеров за все время действия программы было потрачено 7 млрд р., однако ни один из кластеров так и не был достроен. Кроме того, было выявлено неэффективное использование федеральных ресурсов на сумму 287,4 млн р. [7]. В настоящее время строительство продолжается из средств республиканского бюджета, учитывая его социальную направленность.
Главными причинами задержки строительства, на наш взгляд, являются недостаточное финансирование и некорректное распределение затрат. В смете расходов около 50 % нагрузки приходится на инвесторов, найти которых оказалось сложнее, чем представлялось изначально. Возможно, правильнее было подключить инвесторов не на первоначальном этапе строительства объектов ТРК, а позже, когда потенциальные инвесторы будут видеть предполагаемый результат и будут уверены в осуществлении проекта. В действительности же все бюджетные деньги были освоены, а из внебюджетных источников финансирования поступило гораздо меньше запланированного. Однако нельзя сказать, что проект был заморожен, так и не начавшись, - строительство продолжается. Одним из построенных на данный момент сооружений является здание реабилитационного центра «Табагинский мыс». По состоянию на июнь 2018 г. в этом здании находится база отдыха «Ленские зори», включающая в себя ресторан и гостиницу.
По результатам проверки Счетной палаты РФ из планируемых Ростуризмом к вводу в эксплуатацию 16 туристско-рекреационных кластеров ни один не был введен в срок. Но ни один проект не был «похоронен», а значит, в России все еще планируется ввести в реализацию 16 кластеров.
На наш взгляд, основными причинами задержки или отмены введения в эксплуатацию ту-ристско-рекреационных кластеров являются: крупный масштаб подобных проектов, строительство с нуля, возложение большей части финансовых затрат на инвесторов, попытка единовременного строительства нескольких объектов.
В конечном итоге подобные масштабные проекты превращаются в попытку «объять необъятное» и часто не воплощаются в жизнь. В отличие от ТОРов, специализирующихся на добывающей, минерально-сырьевой, обрабатывающей промышленности, ТОРы, связанные с туризмом, не гарантируют инвесторам стабильного дохода или быстрой окупаемости инвестиций. Грамотным решением проблемы может стать детальное поэтапное планирование и масштабирование проектов соразмерно имеющимся ресурсам и возможностям, принимая во внимание возможные риски, связанные с отсутствием инвесторов и сдвигом сроков введения объектов в эксплуатацию. Так как строительство и запуск кластеров занимают несколько лет, необходимо на этапе планирования проекта делать его более гибким, мобильным, принимая во внимание возможные риски и изменения.
Учитывая сложную политическую обстановку в мире, нестабильность международного туризма, появилась возможность развития внутреннего туризма. Взятый государственный курс на его развитие способствует повышению занятости населения, увеличивает его доходы и покупательную способность, в целом обеспечивает социально-экономическое развитие регионов.
Проведение политики открытой экономики будет способствовать социально-экономическому развитию регионов России. Однако в силу особых территориально-географических и природно-климатических условий РФ простое использование опыта стран Азии по созданию СЭЗ и внедрение их в России не представляются возможными. Это долгий процесс, который имеет свои сложности, но при правильном поэтапном развитии может быть успешно реализован.
Создание ТОРов, ТОСЭРов, ОЭЗ и СЭЗ является эффективным инструментом развития территорий, так как аккумулирует в себе мультиэффект, а именно дает налоговые преференции, финансовые и таможенные льготы для инвесторов. Важно формирование кластеров именно в Арктике, так как сегодня вопрос развития Арктических территорий Российской Федерации является весьма актуальным и при этом неоднозначным.
На наш взгляд, необходимо вынести закон об Арктике на общественное обсуждение, так как принятие закона отразится в первую очередь на жителях Арктических территорий и территорий, прилегающих к ним.
По опыту Скандинавских стран развитие туризма в Арктике будет способствовать не только привлечению капитала в эти территории, но и сохранению традиционного уклада жизни коренного населения. Туризм необходимо развивать как внешними, так и внутренними усилиями. Коренное население должно быть заинтересовано в развитии туризма и вовлечено в эту сферу деятельности.
Ссылки и примечания:
1. Таблица 1 составлена с использованием материалов сайта «Индустриальный парк «Кангалассы» (http://kanpark.ru).
2. Таблица 2 составлена по данным официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (http://sakha.gks.ru/).
3. Бизнес-план инвестиционного проекта «Царство якутской зимы». Якутск, 2016.
4. Концепция круглогодичного развлекательно-образовательного центра «Царство якутской зимы» в рамках ТРК «Северная мозаика».
5. Бизнес-план инвестиционного проекта «Царство якутской зимы».
6. Инновационное развитие северных территорий России / под ред. Н.В. Охлопковой. Якутск, 2010. 397 с.
7. Четыре российских региона не получили отдачи от туристических кластеров [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2017. 1 нояб. URL: https://ria.ru/tourism/20171101/1507987568.html (дата обращения: 10.08.2018).
References:
Business plan of the Kingdom of the Yakut Winter investment project 2016, Yakutsk, (in Russian).
Okhlopkova, NV (ed.) 2010, Innovative development of the northern territories of Russia, Yakutsk, 397 p., (in Russian).