Научная статья на тему 'ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОКРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА ДЛЯ ТЕРРИТОРИИАДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА(НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОГО ПОРТАЛАЖАБИНКОВСКОГО РАЙОНА БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОКРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА ДЛЯ ТЕРРИТОРИИАДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА(НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОГО ПОРТАЛАЖАБИНКОВСКОГО РАЙОНА БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ПРИРОДООХРАННЫЙ ПОРТАЛ / ЖАБИНКОВСКИЙ РАЙОН / БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ / LOCAL HISTORY APPROACH / ADMINISTRATIVE REGION / ELECTRONIC RESOURCE / ENVIRONMENTAL PORTAL / ZHABINKA DISTRICT / BREST REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маевская Анна Николаевна, Токарчук Светлана Михайловна

В данной статье представлен опыт создания электронного образовательного краеведческого ресурса для территории административного района на примере реализации Природоохранного портала Жабинковского района Брестской области. Разработка природоохранного портала Жабинковского района производиласьс использованием конструктора сайтов WIX.com. Разработанный портал характеризуется сложной, многоуровневой структурой. Для него можно выделить двесоставные части: вспомогательную и основную. Вспомогательная часть порталавключает разделы: «Главная», «Контакты», «Блог». Основная часть портала состоит из трёх разделов: «О районе», «Веб-приложения», «В помощь учителю». Также в пределах портала выделяются различные типы представления информации:текстовый и картографический материал, таблицы и иллюстрации. В целом, представленный в данной работе интернет-портал представляет собой информационный ресурс, предназначенный для систематизации и распространения данных о природных особенностях Жабинковского района, а также включаетрезультаты научного исследования «Геоэкологический анализ природоохранного потенциала Жабинковского района». Разработанный портал имеет важное прикладное значение (используется в процессе преподавания географии в школах Жабинковского района). Методические основы реализации портала могут быть использованыдля проведения аналогичных, либо подобных данному, исследований других регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маевская Анна Николаевна, Токарчук Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF CREATION OF AN ELECTRONIC EDUCATIONALLOCAL HISTORY RESOURCE FOR THE TERRITORYOF AN ADMINISTRATIVE DISTRICT(CASE STUDY OF THE IMPLEMENTATION OF THE ENVIRONMENTALPORTAL OF THE ZHABINKA DISTRICT OF THE BREST REGION)

This article presents the experience of creation of an electronic educational localhistory resource for the territory of an administrative region using the example of theimplementation of the Nature Protection Portal of the Zhabinka District of the Brest Region.The environmental portal of the Zhabinka district was developed using the website builderWIX.com. The developed portal is characterized by a complex, multi-level structure. Twocomponents can be distinguished for it: auxiliary and main. The auxiliary part of the portalincludes sections: “Home”, “Contacts”, “Blog”. The main part of the portal consists of threesections: “About the Area”, “Web Applications”, “To Help the Teacher”. Also, various typesof information presentation are distinguished within the portal: textual and cartographicmaterial, tables and illustrations. In general, the Internet portal presented in this work is an information resourcedesigned to systematize and disseminate data on the natural features of the Zhabinkadistrict, and also includes the results of the scientific study “Geoecological analysis ofthe environmental potential of the Zhabinka region”. The developed portal has importantapplied value (it is used in the process of teaching geography in schools of the Zhabinkadistrict). The methodological foundations for the implementation of the portal can be usedto conduct similar studies of other regions.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОКРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА ДЛЯ ТЕРРИТОРИИАДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА(НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОГО ПОРТАЛАЖАБИНКОВСКОГО РАЙОНА БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Опыт создания электронного образовательного краеведческого ресурса для территории административного района (на примере реализации природоохранного портала Жабинковского района Брестской области)

Маевская А. Н.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина Белоруссия, Брест

Токарчук С. М.

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина Белоруссия, Брест

Аннотация

В данной статье представлен опыт создания электронного образовательного краеведческого ресурса для территории административного района на примере реализации Природоохранного портала Жабинковского района Брестской области. Разработка природоохранного портала Жабинковского района производилась с использованием конструктора сайтов WIX.com. Разработанный портал характеризуется сложной, многоуровневой структурой. Для него можно выделить две составные части: вспомогательную и основную. Вспомогательная часть портала включает разделы: «Главная», «Контакты», «Блог». Основная часть портала состоит из трёх разделов: «О районе», «Веб-приложения», «В помощь учителю». Также в пределах портала выделяются различные типы представления информации: текстовый и картографический материал, таблицы и иллюстрации.

В целом, представленный в данной работе интернет-портал представляет собой информационный ресурс, предназначенный для систематизации и распространения данных о природных особенностях Жабинковского района, а также включает результаты научного исследования «Геоэкологический анализ природоохранного потенциала Жабинковского района». Разработанный портал имеет важное прикладное значение (используется в процессе преподавания географии в школах Жабинковского района). Методические основы реализации портала могут быть использованы для проведения аналогичных, либо подобных данному, исследований других регионов.

Ключевые слова: краеведческий подход, административный район, электронный ресурс, природоохранный портал, Жабинковский район, Брестская область

Источник финансирования:

Работа выполнена в рамках студенческого гранта Министерства образования Республики Беларусь «Разработка многоцелевой интерактивной картографической базы данных памятников природы Брестской области: структура, содержание, алгоритмы практического использования» (№ Г/Р 20180288): Этап 4 «Создание web-продуктов, отображающих возможности дальнейшего развития и использования базы данных: Реализация природоохранного портала Жабинковского района».

Ссылка для цитирования:

Маевская А. Н. , Токарчук С. М. Опыт создания электронного образовательного краеведческого ресурса для территории административного района (на примере реализации природоохранного портала Жабинковского района Брестской области) // Псковский регионологический журналДоступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310008541-8-1 (дата обращения: 04.04.2020).

1 Введение. Краеведение — это всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем; комплекс естественных и общественных исследований; краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края.

2 В научно-исследовательской работе студентов краеведческое направление всегда занимало первые позиции. Чаще всего объектами научных работ студентов являются родная область либо административный район. Исследования в разрезе области носят более обобщённый характер. Кроме того, учитывая значительные площади, занимаемые областями в Беларуси, данные исследования не всегда можно назвать краеведческими. Поэтому, наиболее приемлемыми объектами краеведческого исследования являются административные районы, сельские советы, населённые пункты.

3 Важность краеведческого подхода в Республике Беларусь подчёркивается и на государственном уровне. Так, в частности, период с 2018 по 2020 гг. объявлен в стране «Годом малой Родины». Это обусловлено тем, что «малая» родина играет важную роль в судьбе каждого человека. В то же время, следует отметить, что понятие «малой» родины у каждого человека своё. Для кого-то это родной город, деревня, улица, где прошло его детство. Кто-то под данным понятием подразумевает отдельную административную единицу, например, родной район.

4 В связи с объявленным в стране годом «малой» родины неотъемлемым аспектом образования становится приобщение учащихся к изучению и познанию родного края, его природных особенностей. С этой целью на базе учреждений образования проводятся различные мероприятия: дни экологии, экологические конкурсы, уроки краеведения, краеведческие викторины и многое другое.

5 Но стоит отметить, что при проведении подобных мероприятий важную роль играет наличие достоверной и доступной информации о территории родного края, которая зачастую отсутствует в открытом доступе, либо представлена в разрозненном, неполном виде. Решить эту задачу в настоящее время можно посредством создания электронных информационных продуктов, прежде всего тематических Интернет-порталов и геопорталов, которые позволят представить информацию о родном крае в систематизированном виде и будут являться общедоступными ресурсами.

6 Степень изученности проблемы. Настоящее исследование по своей сути является комплексной междисциплинарной работой. Для целей разработки методики и реализации портала было проработано значительное количество литературных источников, которые относились как к краеведческой тематике, так и к направлению современного использования информационных технологий при создании ГИС-порталов, а также образовательных ресурсов.

7 На протяжении исторического времени в понятие краеведение вкладывалось разное содержание. Впервые в научный оборот данный термин был введён В. Я. Ульяновым в работе «Опыт методики истории в начальной школе». На первоначальных этапах зарождения краеведения наряду с данным термином использовались также понятия «отчизноведение» и

«родиноведение».

8 Впервые педагогическое обоснование идеи изучения краеведения получили в трудах Я. А. Коменского. Важность изучения краеведения и реализации краеведческих исследований подчёркивали и многие учёные-географы (А. С. Барков, В. П. Буданов, Н. Н. Баранский и др.).

9 В белорусской науке термин краеведение утвердился в начале 20-х гг. прошлого века. При этом краеведение рассматривалось как метод комплексного изучения определённой территории. Данным термином также обозначалось общественное движение, целью которого является изучение родного края [9].

10 В научной литературе можно встретить различные подходы к определению данного термина. Так, например, А. Д. Лихачёв рассматривал краеведение как деятельность по сбору материалов, предметов местной истории и пр. С. О. Шмидт под краеведением понимал сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определённой тематики: прошлое и настоящее какого-либо края. Л. С. Берг считал краеведение географией родного края [5].

11 В настоящее время одним из новых и перспективных направлений в современных краеведческих исследованиях образовательного характера является внедрение информационных (в т. ч. облачных) технологий. Особенно актуальным становится применение различных Интернет-ресурсов в процессе обучения школьников и студентов, в ходе организации с ними научно-исследовательской работы [8].

12 Применение Интернет-технологий в сфере образования позволяет совершенствовать образовательные технологии и приводит к появлению новых форм электронного обучения. В то же время, стоит подчеркнуть, что возможность использования тех или иных информационных систем в образовательной сфере определяется в первую очередь содержательным и методическим наполнением электронных информационных ресурсов [2].

13 При этом стоит отметить, что среди различных типов современных образовательных информационных ресурсов наибольшую популярность приобретают Интернет-порталы, которые позволяют объединять большие объёмы различных типов информации (описательной, картографической, графической, фотографической) и представлять её в систематизированном виде.

14 Использование образовательных порталов в процессе учебной деятельности позволяет более эффективно организовать работу с учащимися, т. к. на порталах собраны наиболее востребованные тематические ресурсы. Таким образом, учителя и учащиеся получают доступ к качественной и достоверной информации. При этом сокращается время на поиск необходимой информации.

15 Сегодня ряд методистов подчёркивают важность использования современных информационных технологий в изучении географического краеведения. Они считают, что такие технологии являются важнейшими образовательными ресурсами становления географической культуры и компетентности личности [1; 3].

16 Так, например, использование Интернет-порталов на уроках географии обеспечивает не только наглядное представление информации, но и может выступать хорошим инструментом для поиска и передачи информации о географических аспектах той или иной территории.

17 Некоторые авторы считают, что применение Интернет-порталов в ходе реализации краеведческого подхода в школе позволят оживлять уроки элементами занимательности и побуждать учащихся к поисковой, исследовательской деятельности.

18 В настоящее время в сети Интернет можно встретить большое разнообразие образовательных Интернет-порталов и геопорталов [6; 7]. При этом можно выделить несколько типов образовательных порталов.

19 Во-первых, это образовательные порталы, предназначенные для обеспечения учебного процесса всего учебного заведения. Примером может выступать образовательный портал Гродненского государственного университета1, на котором представлено четыре основных раздела: электронное расписание; образовательные программы; научная библиотека; университет образовательных инноваций.

20 Во-вторых, это Интернет-порталы определённого тематического направления. Например, порталы для учителей географии, истории, биологии. Такие порталы содержат методические материалы по конкретным учебным предметам. Примерами таких порталов могут являться: географический портал Ойкумена2; География. Планета Земля — межпредметный образовательный портал Русского географического общества; уроки истории и др.

21 В качестве отдельной категории можно также выделить образовательные геопорталы. Примером может являться геопортал Тверского государственного университета3, который предназначен для обеспечения учебного процесса и проведения научных исследований в области теории и практики географии с применением методов и средств on-line картографирования, ГИС-технологий. В основу геопортала положен облачный научно-справочный атлас Тверской области.

22 Однако следует отметить, что, несмотря на большое многообразие порталов, практически не встречается сайтов, которые были бы реализованы с использованием краеведческого подхода, но в то же время содержали бы и методические материалы для учителей, а также элементы геопорталов. В то же время в связи с возрастающей популярностью приобщения учащихся к изучению родного края создание таких порталов приобретает большую актуальность. Использование таких порталов в учебной деятельности позволит более эффективно реализовать краеведческий подход. При этом значительным плюсом таких порталов будет являться наличие специального методического раздела для учителей.

23 Цель и задачи. В настоящем исследовании приводится пример создания, в рамках студенческой научно-исследовательской работы, интерактивного образовательного портала с целью реализации краеведческого подхода в экологическом образовании на примере природоохранного портала Жабинковского района Брестской области4.

24 Объектом исследования является технология создания электронных региональных природоохранных образовательных порталов.

25 Цель работы — разработать и апробировать на примере Жабинковского района технологию создания электронного образовательного краеведческого ресурса. Задачи исследования:

- провести анализ существующих теоретико-методических подходов к реализации информационных краеведческих ресурсов;

- выполнить анализ административного района Беларуси как объекта научно-исследовательской деятельности студентов;

- обосновать концептуальную схему создания региональных электронных природоохранных порталов путём выполнения «Природоохранного портала Жабинковского района».

26 Методологической основой проведения работы является административно-территориальный подход, методической основой — геоинформационные технологии.

27 Необходимость в реализации природоохранного веб-портала для территории Жабинковского района обусловлена несколькими причинами:

1) слабая изученность территории района, в первую очередь, его природы и особенностей экологического состояния окружающей среды;

2) отсутствие в общем доступе достоверной информации об охраняемых природных территориях, охраняемых видах района, а также информации об экологическом состоянии природных объектов;

3) заинтересованность в такой информации со стороны учебных заведений района, органов местного самоуправления, местных жителей, общественных организаций.

28 Все эти факторы указывают на необходимость создания единого ресурса, который позволит получить любым категориям населения района доступ к систематизированной, достоверной информации о его современном экологическом состоянии. В первую очередь, подобная информация востребована в учреждениях образования при проведении учебных занятий, а также организации внеучебной деятельности дошкольников и школьников.

29 Использование созданного электронного краеведческого образовательного портала позволяет получить социальную, экологическую и воспитательную эффективность от внедрения, заключающуюся в:

1) повышении уровня знаний школьников о местных особенностях природы;

2) упрощении доступа учащихся к информации о природных объектах микрорегиона;

3) увеличении информированности школьников о природоохранных мероприятиях, проводимых в районе;

4) расширении представлений школьников о применении современных информационных технологий в географии и др.

5) систематизации справочной, картографической и описательной информации на портале.

30 Результаты и их обсуждение. Административный район как объект научного краеведческого исследования. Методологической основой проведения работы является применение административно-территориального подхода.

31 В современных географических и экологических исследованиях довольно часто доминирует административно-территориальный подход. При этом, ряд авторов, включая Б. И. Кочурова [4], выделяют две основных характеристики сетки административно-территориального деления. Во-первых, это отображение как природных, так и экологических особенностей территории, которые опосредуются хозяйственными, демографическими и другими факторами. Во-вторых, именно в рамках административных единиц возможно внедрение полученных результатов и использование их при принятии управленческих решений в различных областях деятельности.

32 Стоит подчеркнуть, что при выборе в качестве объекта исследования тех или иных административно-территориальных единиц применяется краеведческий принцип (изучение родной области, административного района, города).

33 В целом, использование административно-территориальных единиц в качестве объекта исследования имеет ряд преимуществ: возможность получения статистических данных без выполнения сложных и трудоёмких работ, существование чётко определённых единиц исследования для проведения оценочных работ, возможность внедрения результатов исследования.

34 В то же время, стоит отметить, что административным районам как объектам исследования уделяется меньше внимания, чем уровням области и страны. Таким образом, в рамках реализации электронного краеведческого образовательного портала была выполнена работа с целью выявления в современных белорусских исследованиях основных направлений изучения административных районов.

35 Для решения поставленной цели были проанализированы следующие научные материалы:

1) статьи в сборниках материалов научных конференций («Устойчивое развитие: региональные аспекты», «ГИС-технологии в науках о Земле», «Актуальные проблемы геоэкологии и ландшафтоведения»);

2) статьи в журналах перечня ВАК Республики Беларусь («Вестник БрГУ», «Учёные записки БрГУ», «Вестник БГУ», «Земля Беларуси»);

3) авторефераты диссертаций по географическим наукам, защищённым в Беларуси;

4) материалы республиканского конкурса научных работ студентов.

36 Анализ вышеперечисленных материалов проводился по нескольким направлениям:

1) общее количество материалов, посвящённых изучению административных районов;

2) рассматриваемые административные районы;

3) тематика исследования.

37 Исследование проводилось с учётом материалов за последний пятилетний период.

38 Материалы, изучающие административный район, были разделены на девять категорий по направлениям исследований: 1) население; 2) поверхностные и подземные воды; 3) земельный фонд и землеустройство; 4) атмосфера; 5) геоэкологические исследования; 6) туризм; 7) ГИС-картографирование; 8) особо охраняемые природные территории; 9) охрана окружающей среды; 10) ландшафты.

39 Основные результаты исследования были сведены в табл. 1.

40 Таблица 1 Особенности изучения административных районов (по данным научных источников в Республике Беларусь)

Всего

Сборник, научный журнал и др. материалы

статей

Устойчивое развитие: региональные 641

проблемы

ГИС-технологии в науках о Земле 140

Актуальные проблемы геоэкологии и 2204

ландшафтоведения

Вестник БрГУ 84

Учёные записки БрГУ 22

Земля Беларуси 255

Материалы конкурса НИРС 218

Авторефераты диссертаций 22

(географические науки)

41 Анализ представленной таблицы, а также текста материалов конференций, посвящённых изучению административных районов, позволяет сделать следующие выводы.

1. Во всех рассматриваемых материалах, за исключением «Вестника БрГУ» и авторефератов диссертаций, в период с 2013 по 2018 гг. были представлены материалы, посвящённые изучению административных районов.

Статьи, для территории района

количество

41

15

12

0

3 3

25 0

Направления

%

6,39 10,7 5,9

13,6 1,2

11,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10

3, 6, 7, 10

2, 3, 5, 6, 10

1, 7

7, 9, 10

2, 3, 5, 6, 7, 10

2. Анализ рассмотренных материалов показал, что административные районы чаще всего изучаются в работах студентов.

3. В целом, из общего количества рассматриваемых опубликованных материалов за шестилетний период общее количество изучаемых работ составило 99, или 6,3 %.

4. Наибольшее количество материалов (14), посвящённых изучению районов, опубликованы в сборнике студенческой конференции «Устойчивое развитие» 2016 г., однако в процентном отношении это составляет только 10,5 % от объёма всех работ.

5. Анализ временной динамики публикаций материалов, посвящённых изучению административных районов, показал, что наибольшее количество рассматриваемых статей было опубликовано в 2015-2016 гг. в то время как некоторые научные журналы (например, «Вестник БГУ» и «Земля Беларуси») в отдельные годы вообще не содержали исследований, посвящённых изучению административных районов.

6. Необходимо отметить, что в большинстве проанализированных материалов практически нет продолжающихся исследований, т. е. не встречаются публикации, посвящённые изучению административного района у одного автора в разные временные периоды.

7. При изучении административных районов действует краеведческий принцип. Так, например, в конференциях, проводимых в БрГУ им. А. С. Пушкина, преобладают исследования административных районов Брестской области.

8. Более изучены административные районы тех областей, в которых расположены вузы с географическими специальностями. В то же время районы, в которых такие вузы отсутствуют, остаются слабо изученными.

9. По уровню территориального охвата доминируют работы, изучающие район в целом, либо группу районов.

10. По тематике исследования доминируют материалы, посвящённые исследованию поверхностных вод, земельных ресурсов, ГИС-картографированию, состоянию района.

42 В тоже время имеется ряд особенностей исследования административных районов в различных типах материалов. Так, в материалах конференций имеется наиболее значительное разнообразие статей, посвящённых изучению административных районов. Перечень административных районов, рассматриваемый в данных материалах, достаточно обширен, как и перечень направлений исследований (поверхностные воды, изучение атмосферы, земельные ресурсы, ООПТ и др.). В материалах т. н. «взрослых» конференций перечень статей и изучаемых тем, в свою очередь, гораздо меньше и уже.

43 Работы конкурса НИРС, как и материалы конференций, характеризуются достаточно высоким разнообразием как статей, посвящённых административным районам, так и направлений их исследования.

44 Особенностью научных журналов является то, что в них крайне мало статей, посвящённых административным районам.

45 В авторефератах диссертаций, защищённых по тематике географических и геологических наук в Беларуси, за последние 5 лет отсутствуют работы, выполненные на уровне административных районов.

46 Природоохранный портал Жабинковского района как электронный образовательный краеведческий ресурс. Разработка природоохранного портала Жабинковского района5 производилась с использованием конструктора сайтов WIX.com.

47 Разработанный природоохранный портал Жабинковского района характеризуется сложной, многоуровневой структурой. Для него можно выделить две составные части: вспомогательную и основную (рис. 1).

Рис. 1. Структура природоохранного портала Жабинковского района5[[[5. Природоохранный портал Жабинковского района. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 17.08.2019).]]]

49 Стоит отметить, что в основе каждой из страниц портала лежит особый шаблон. В большинстве разделов в качестве таких шаблонов выступают авторские фотографии природных объектов района. Исключение составляет раздел «В помощь учителю», в основе которого лежат заимствованные фотографии и картинки. Также, при переходе на каждую из вкладок сохраняется название портала, значок герба района и панель вкладок.

50

Вспомогательная часть портала включает разделы: «Главная», «Контакты», «Блог».

51 Основу страницы «Главная» составляет фотогалерея различных природных объектов района; в нижней части страницы размещается лента блога, которая позволяет просматривать свежие новости без необходимости дополнительного перехода на вкладку «Блог».

52 В разделе «Контакты» представлены сведения об авторах-разработчиках сайта, их контактные данные. Также в данном разделе размещена форма для обратной связи. Кроме того, на страницу встроена интерактивная карта «Местонахождение».

53 Форма «Блог» встраивалась на портал дополнительно и размещена в двух частях сайта: внизу на главной странице и в отдельной вкладке «Блог». В целом можно отметить, что форма «Блог» позволяет создавать разные тематические рубрики. На природоохранном портале Жабинковского района было реализовано две рубрики: «Экологические новости района» и «Путешествие по природным объектам района». Первая рубрика включает новостные посты, посвящённые различным экологическим событиям, которые проходят в районе. Посты второй рубрики знакомят пользователей с наиболее интересными природными объектами района.

54 Основная часть портала состоит из трёх разделов: «О районе», «Веб-приложения», «В помощь учителю».

55 Раздел «О районе» является простым и не содержит дополнительных вкладок. В нём представлена краткая информация о географическом положении, основных природных особенностях района, а также современном состоянии сети ООПТ и охраняемых видах. Все сведения о районе в пределах раздела разбиты на пункты (рис. 2).

56

■I- О ш ямн&цаишкОДндоп

I Природоохранный гюрт^л

Жэбинчов^кот района пн

Рис. 2. Раздел «О районе» Природоохранного портала Жабинковского района5

57 Два других раздела портала являются сложными по своему устройству, каждый из них включает базовую (титульную) страницу и несколько вкладок.

58 В разделе «Веб-приложения» представлена титульная страница и четыре вкладки: «Комплексные», «Экологические», «ООПТ», «Ленинский сельсовет». Названия вкладок определялось исходя из содержания вставленных веб-приложений.

59 На титульной странице раздела представлена ознакомительная информация об облачной платформе ArcGIS Online, картах историях и преимуществах их использования. Далее представлены шаблоны карт историй, для каждого из которых на сайте встроено три кнопки: «Обзор», «Галерея», «Учебное руководство». Данные кнопки позволяют выполнить быстрый переход на соответствующие страницы сайта ArcGIS Online и ознакомиться с особенностями использования разных типов шаблонов.

60 Завершается титульная страница раздела кнопкой «Создай свою карту историю», посредством которой происходит переход на страницу, где пользователь может зарегистрироваться и начать создавать свои собственные веб-приложения.

61 Каждый из остальных разделов данной части портала содержит перечень веб-приложений одного тематического содержания с их фотографиями, кратким текстовым пояснением и кнопкой перехода (рис. 3).

63 Раздел «В помощь учителю» по аналогии с предыдущим содержит несколько вкладок: «Учебно-методические материалы», «Картографические материалы», «Практические рекомендации», «Научные публикации».

64 Титульная страница раздела посвящена Году Малой родины и включает описание тех сведений, которые представлены в других частях раздела и могут быть использованы сотрудниками образовательных учреждений при проведении экологических мероприятий и научных исследований со школьниками и дошкольниками, носящих краеведческий характер.

65 В остальных вкладках раздела представлены ссылки для скачивания различных типов материалов: алгоритмы создания электронного атласа и веб-приложений, картографические базы данных (рис. 4) и др. Здесь также присутствуют ссылки на интерактивные веб-карты района, которые сопровождаются атрибутивными таблицами и всплывающими окнами. Данные карты можно также использовать как основу для создания собственных карт с использованием платформы ArcGIS Online. Во вкладке «Научные публикации» можно открыть авторские статьи из сборников материалов научных конференций, посвящённых экологическим исследованиям Жабинковского района. Все авторские статьи размещены в репозитории Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина.

66

Рис. 4. Вкладка «Картографические материалы» в разделе «В помощь учителю»5

67 Заключение. Таким образом, разработанный природоохранный портал Жабинковского района может выступать в качестве альтернативного варианта распространения результатов научных исследований и краеведческих материалов. Разработанный портал имеет ряд следующих преимуществ: возможность обновлять информацию; бесплатное тиражирование и свободное распространение в Интернете; возможность сочетания текстовой информации с фотографической и видеоинформацией; интерактивность.

68 Создание подобных информационных продуктов с использованием конструкторов веб-сайтов может способствовать: 1) популяризации экологической информации среди населения района; 2) информированию органов власти и природоохранных организаций об основных экологических проблемах в районе; 3) развитию экологического туризма; 4) повышению уровня экологических знаний школьников и т. д.

Примечания:

1. Образовательный портал Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 17.08.2019).

2. Географический портал Ойкумена. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 17.08.2019).

3. Образовательный геопортал Тверского государственного университета. [Электронный ресурс]: URL:>>>> (дата обращения: 17.08.2019).

4. Природоохранный портал Жабинковского района. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 17.08.2019).

Библиография:

1. Винокурова Н. Ф., Бадьин М. М., Бадьина О. Н. Изучение географического краеведения в школе средствами информационно-коммуникативных технологий // Вестник Минского университета. 2014. № 2. С. 31-39.

2. Гузуева Э. Р. Образовательные Интернет-порталы как средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «математика» // Молодые учёные. 2014. № 5. С. 140-143.

3. Исламова Д. Сущность понятия «Краеведение» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 2 (2). С. 101-108.

4. Кочуров Б. И. Типология административных территорий России по факторам формирования экологических проблем // География и природные ресурсы. 1994. № 4. С. 124133.

5. Мешечко Е. Н. Краеведение. Брест: Изд-во БрГУ им. А. С. Пушкина, 2010. 353 с.

6. Ненахова Е. Н. Школьный Интернет-портал как инструмент реализации современной образовательной политики // Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 1 (35). С. 24-28.

7. Симакова Т. П. Интернет-портал методических материалов как открытое образовательное пространство // Конферинциум АСОУ. 2015. № 2. С. 146-149.

8. Туранина Н. А. Образовательные интернет-порталы как средство тематического поиска электронных ресурсов // Материалы III Международной научной конференции / отв. ред. С. В. Беспалова. 2018. С. 351-353.

9. Шидловский С. О. Краеведение. Новополоцк: Изд-во ПГУ, 2011. 172 с.

The experience of creation of an electronic education local history resource for the territory of an administrative district (Case study of the implementation of the environmental portal of the Zhabinka district of the Brest region)

A. Maevskaya

Pushkin Brest State University Belarus, Brest S. Tokarchuk

Pushkin Brest State University Belarus, Brest

Abstract

This article presents the experience of creation of an electronic educational local history resource for the territory of an administrative region using the example of the implementation of the Nature Protection Portal of the Zhabinka District of the Brest Region. The environmental portal of the Zhabinka district was developed using the website builder WIX.com. The developed portal is characterized by a complex, multi-level structure. Two components can be distinguished for it: auxiliary and main. The auxiliary part of the portal includes sections: "Home", "Contacts", "Blog". The main part of the portal consists of three sections: "About the Area", "Web Applications", "To Help the Teacher". Also, various types of information presentation are distinguished within the portal: textual and cartographic material, tables and illustrations.

In general, the Internet portal presented in this work is an information resource designed to systematize and disseminate data on the natural features of the Zhabinka district, and also includes the results of the scientific study "Geoecological analysis of the environmental potential of the Zhabinka region". The developed portal has important applied value (it is used in the process of teaching geography in schools of the Zhabinka district). The methodological foundations for the implementation of the portal can be used to conduct similar studies of other regions.

Keywords: local history approach, administrative region, electronic resource, environmental portal, Zhabinka district, Brest region

Publication date: 04.04.2020

Citation link:

Maevskaya A., Tokarchuk S. The experience of creation of an electronic education local history resource for the territory of an administrative district (Case study of the implementation of the environmental portal of the Zhabinka district of the Brest region) // Pskov regional studies journal . [Electronic resource]. Access for registered users. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310008541-8-1 (circulation date: 04.04.2020).

Код пользователя: 24040; Дата выгрузки: 04.04.2020; URL - http://ras.jes.su/region/s221979310008541-8-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.