Научная статья на тему 'Опыт создания электронного муниципалитета в г. Омске'

Опыт создания электронного муниципалитета в г. Омске Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
362
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / LOCAL ADMINISTRATION BODIES / INFORMATION SOCIETY / PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION SERVICES / ELECTRONIC GOVERNMENT / ELECTRONIC MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ложников Павел Сергеевич

В статье исследуется роль информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности местного самоуправления. Рассматриваются вопросы формирования электронного муниципалитета в городе-миллионнике как основного инструмента для повышения качества оказания услуг гражданам и организациям. Автор выдвигает четыре основных условия успешного управления процессом построения электронного муниципалитета в крупном городе. Утверждения автора базируются на реальных выполненных проектах и опыте реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Электронный Омск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the role of ICT in enhancing the effi ciency of the local government. Th e problems of forming an electronic municipality in mega cities are a primary tool for improving the quality of services to citizens and organizations. Th e author puts forward four basic conditions for successful management of building e-municipality in а large city. Th e author's claims are based on actual completed projects and experience of implementing a long-term targeted program «Electronic Omsk».

Текст научной работы на тему «Опыт создания электронного муниципалитета в г. Омске»

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

Ложников П.С.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУНИЦИПАЛИТЕТА В г. ОМСКЕ

Аннотация

В статье исследуется роль информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности местного самоуправления. Рассматриваются вопросы формирования электронного муниципалитета в городе-миллионнике как основного инструмента для повышения качества оказания услуг гражданам и организациям. Автор выдвигает четыре основных условия успешного управления процессом построения электронного муниципалитета в крупном городе. Утверждения автора базируются на реальных выполненных проектах и опыте реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Электронный Омск».

Ключевые слова: информационные технологии, органы местного самоуправления, информационное общество, электронное правительство, электронный муниципалитет, государственные и муниципальные услуги.

К настоящему времени определены основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий. Это развитие информационного общества и в том числе формирование «электронного правительства» [1, 2].

Проецируя данный вектор на муниципальный уровень (уровень местного самоуправления), получаем задачи:

- формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города;

- повышение эффективности местного самоуправления, взаимодействия с населением города и хозяйствующими субъектами, формирование «электронного муниципалитета».

218

Ложников П.С. Опыт создания электронного муниципалитета в г. Омске

Рисунок 1

Субъекты взаимодействия электронного муниципалитета

Органы местного с ам оупр авления (муниципалитет)

Из сказанного выше следует первый важный тезис: приступить к формированию электронного муниципалитета возможно только при условии достижения адекватного уровня использования информационных технологий в повседневной жизни горожан, в социальной сфере, в организации деловых процессов хозяйствующих субъектов. Следовательно, первое условие: к построению электронного муниципалитета следует подходить комплексно. Необходимо фокусироваться не только на предоставлении регламентированных законодательством государственных и муниципальных услуг в электронном виде, но и на компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности города, что влечет за собой технологические и социальные изменения.

Второе необходимое условие заключается в том, что население города не должно задумываться о том, как устроены и взаимодействуют друг с другом органы местного самоуправления. При создании электронного муниципалитета нужно:

- создавать эффективные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и населения города;

- оптимизировать внутреннее функционирование органов местного самоуправления (регламенты деятельности органов власти должны предусматривать межведомственное взаимодействие, необходимое для получения гражданином или организацией услуги).

219

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

Рисунок 2

Способы взаимодействия муниципалитета с населением и хозяйствующими субъектами города: а) ведомственный, б) клиенто-ориентированный

Городская О избирательная

комиссия \

Контрольно- I

О счетная у—\

палата f J \

о 0'Мэр ""О

Городской 0Ч'Р"

Структурные подразделения Администрации города

а)

б)

”о

,-~сх

о а..дХ)

^^Муниципалитету ) \

о оГГ'"Р

О “Р""

То есть для реализации «электронного муниципалитета» необходимо изменение способа взаимодействия муниципалитета с субъектами - переход от традиционного ведомственного (рис. 2-а) к «клиенто-ориентированному» (рис. 2-б). В идеале в электронном муниципалитете должна быть создана единая точка взаимодействия муниципалитета с населением и хозяйствующими субъектами.

220

Ложников П.С. Опыт создания электронного муниципалитета в г. Омске

Рисунок 3

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура электронного муниципалитета

Для того чтобы муниципалитет работал как единое целое на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТ-инфраструк-туры), необходимы единые технологии, стандарты для всех его структур (рис. 3). Вырабатывать их может уполномоченное ведомство либо межведомственный коллегиальный орган. Последний вариант на сегодняшний день будет неэффективным по той причине, что время решения этим ведомством возникающих задач должно быть много меньше времени между обновлениями технологий, стандартов и нормативной базы. Для динамично развивающейся сферы информационных технологий выполнение данного условия межведомственным коллегиальным органом в современной России невозможно.

Из сказанного выше следует третье условие - развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать совокупность проблем, возникающих в этой сфере.

ИТ-инфраструктура электронного муниципалитета имеет несколько архитектурных уровней: от верхнего - интерфейсов взаимодействия с субъектами до нижнего - телекоммуникационной среды (рис. 3) [3]. Внутренняя интеграция муниципалитета для перехода к клиентоориентированному способу взаимодействия с внешними субъектами начинается с нижних уровней (рис. 4). Чем больше архитектурных уровней

221

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

интегрировано, тем эффективней и быстрее осуществляется межведомственное взаимодействие. Для населения и хозяйствующих субъектов это благоприятно скажется при получении услуг, предполагающих наличие механизмов межведомственного взаимодействия.

Рисунок 4

Интеграция ИТ-инфраструктуры электронного муниципалитета начинается с нижних архитектурных уровней

При этом важно помнить, что аналогичным образом электронный муниципалитет должен интегрироваться с электронным правительством. Из этого следует, что успешное создание электронного муниципалитета возможно только при выполнении четвертого условия - интеграции ИТ-инфраструктур федерального, регионального и муниципального уровня.

Рассмотрим, как перечисленные выше условия учитывались в деятельности Администрации города Омска по созданию электронного муниципалитета.

1. Реализация комплексного подхода в построении электронного муниципалитета в городе Омске стала возможной с утверждением Мэром г. Омска в 2006 г. Концепции информатизации, в которой были определены основные цели информатизации города [4].

Согласно концепции, должно быть создано единое информационное пространство - совокупность информационных ресурсов и систем, теле-

222

Ложников П.С. Опыт создания электронного муниципалитета в г. Омске

коммуникационных сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов.

В 2008 г. Администрацией Омска принята первая концептуальноединая муниципальная программа в сфере информатизации - «Электронный Омск» [7].

Результаты реализации программы как следствие комплексного подхода не заставили себя долго ждать:

- создан проект целостной информационно-телекоммуникационной архитектуры Администрации города;

- построена информационно-телекоммуникационная сеть Администрации, а также единая сеть передачи данных для медицинских учреждений Омска;

- созданы и развиваются межведомственные информационные системы: система электронного документооборота и делопроизводства Администрации города, единая медицинская информационная система «Мединфо», информационная система управления процессами размещения заказов на поставки товаров (ИС «Мунзаказ»), автоматизированная система «Бюджет»;

- создана система информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением, организациями города на базе информационного портала Администрации Омска в сети «Интернет»;

- сформирована организационная инфраструктура, обеспечивающая централизованное управление и устойчивое развитие информационной среды, - муниципальное учреждение «Управление информационнокоммуникационных технологий».

2. Переход от ведомственного к «клиенто-ориентированному» взаимодействию муниципалитета с населением и хозяйствующими субъектами в Омске реализуется через развитие портала Администрации, а также путем оптимизации организационной инфраструктуры.

К успешно функционирующим сервисам портала Администрации города, обеспечивающим взаимодействие с муниципалитетом, можно отнести:

- новостные и информационные разделы портала;

- обращение граждан;

- запись на прием к врачу;

- сайт АИС «Мунзаказ»;

- система «Мой дом».

Кроме того, к настоящему времени в рамках Администрации города созданы новые организационные структуры (рис. 5). Для взаимодействия с населением работает служба одного окна, куда могут обращаться физические лица для получения наиболее востребованных услуг, предоставляемых Администрацией. Для взаимодействия с хозяйствующими субъектами открыт Омский городской центр поддержки предпринимательства (ЦПП). Центр позиционирует себя как элемент инфраструктуры содействия развитию предпринимательства города. Он взаимодействует также и с гражданами, которые планируют открыть свой бизнес.

223

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

Рисунок 5

Новые организационные структуры муниципалитета города Омска для взаимодействия с населением и хозяйствующими субъектами

УИКТ

Портал

/ Информа- \

/ ционно- \ телекоммуникационная ин фр аструктур а города

3. Одним из мероприятий в рамках программы «Электронный Омск» стало создание муниципального учреждения «Управление информационнокоммуникационных технологий» (УИКТ), наделенного правами по формированию и реализации единой политики в сфере информатизации муниципалитета [5].

Политику в сфере информатизации муниципалитета, которую проводит УИКТ, можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика направлена на построение, совершенствование и поддержку ИТ-инфраструктуры муниципалитета. Ее реализация способствует представлению муниципалитета как единого целого для населения и хозяйствующих субъектов.

Внешняя политика УИКТ направлена на развитие широкополосного доступа в Интернет для населения города. УИКТ согласовывает и контролирует размещение линейно-кабельных сооружений и сооружений связи на объектах муниципального имущества города. Постоянно проводится анализ развития мультисервисных услуг на территории Омска и координирование строительства линий связи с целью обеспечения равного доступа горожан к мультисервисным услугам независимо от их места жительства. За последние годы в Омске значительно снизились тарифы на услуги широкополосного доступа в Интернет, расширен спектр услуг и улучшилось их

224

Ложников П.С. Опыт создания электронного муниципалитета в г. Омске

качество. По сути УИКТ является интегратором для всех субъектов взаимодействия электронного муниципалитета.

4. По направлению интеграции ИТ-инфраструктур регионального и муниципального уровней следует выделить следующие существенные шаги:

- на уровне телекоммуникаций: организован межсетевой обмен между мультисервисной сетью Омской области и информационно-телекоммуникационной сетью Администрации города Омска;

- на уровне информационных систем: единая система электронного документооборота органов исполнительной власти Омской области и система электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Омска реализованы на одной технологической платформе IBM Lotus Notes [6, 8].

Рисунок 6

Интеграция ИТ-инфраструктур электронного муниципалитета и электронного правительства Омской области

Система электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Омска

Информационнотелекоммуникационная сеть Администрации города Омска

Электронный муниципалитет города Омска

Единая система электронного документооборота органов исполнительной власти Омской области

Мультисервисная сеть Омской области

Электронное правительство Омской области

Подводя итоги развития электронного муниципалитета города Омска, необходимо еще раз подчеркнуть, что эта задача не может быть решена путем реализации нескольких крупномасштабных акций или какого-либо одного проекта. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников процесса информатизации, взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти. Принятие Концепции информатизации города Омска и целевых программ «Электронный Омск», создание УИКТ, реализующего единую политику в сфере информатизации муниципалитета, позволило достичь значимых результатов, о которых говорилось выше.

225

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212).

2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3. Данилин А.В., Слюсаренко А.И. Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий. - ИНТУИТ.ру. - 2009. - С. 506.

4. Постановление Мэра города Омска от 02.05.2006 № 133-п «Об утверждении Концепции информатизации Администрации города Омска».

5. Постановление Мэра города Омска от 13.08.2008 № 712-п «О создании муниципального учреждения города Омска «Управление информационнокоммуникационных технологий».

6. Распоряжение Администрации города Омска от 09.04.2010 № 162-р «О внедрении системы электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Омска».

7. Решение Омского городского Совета от 28.05.2008 № 137 «Об утверждении общегородской целевой программы «Электронный Омск» на 2008-2010 годы».

8. Указ Губернатора Омской области от 10.07.2007 № 88 «О Концепции развития единой системы электронного документооборота органов исполнительной власти Омской области».

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.