Научная статья на тему 'ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ / СИСТЕМА-112 / СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Леонова Елена Михайловна, Леонова Алла Николаевна

В статье на примере Единой информационно-управляющей системы Кыргызской Республики представлены типовые технологии ее создания, обеспечивающие значительное снижение рисков возникновения ЧС и уменьшение тяжести их последствий за счет интеграции всех основных автоматизированных систем управления в кризисных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Леонова Елена Михайловна, Леонова Алла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN CREATING UNIFIED INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM IN CRISIS SITUATIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Using the example of the Unified Information Management System of the Kyrgyz Republic, the article presents typical technologies for its creation, providing significant reduction in the risks of emergencies and in the severity of their consequences due to the integration of all major automated management systems in crisis situations

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 614.8.084

EDN: KMZFZJ

Опыт создания единой информационно-управляющей системы в кризисных ситуациях Кыргызской Республики

ISSN 1996-8493

D0I:10.54234/CST. 19968493.2023.20.S © Технологии гражданской безопасности, 2023

С.А. Качанов, Е.М. Леонова, А.Н. Леонова

Аннотация

В статье на примере Единой информационно-управляющей системы Кыргызской Республики представлены типовые технологии ее создания, обеспечивающие значительное снижение рисков возникновения ЧС и уменьшение тяжести их последствий за счет интеграции всех основных автоматизированных систем управления в кризисных ситуациях.

Ключевые слова: Единая информационно-управляющая система; чрезвычайная ситуация; кризисная ситуация; центр управления в кризисных ситуациях; система-112; система оповещения.

ISSN 1996-8493

D0I:10.54234/CST. 19968493.2023.20.S © Civil Security Technology, 2023

S. Kachanov, E. Leonova, A. Leonova

Abstact

Using the example of the Unified Information Management System of the Kyrgyz Republic, the article presents typical technologies for its creation, providing significant reduction in the risks of emergencies and in the severity of their consequences due to the integration of all major automated management systems in crisis situations.

Key words: Unified information management system; emergency situation; crisis situation; crisis management center; sys-tem-112; alerting system.

Experience in Creating Unified Information Management System in Crisis Situations of the Kyrgyz Republic

31.01.2023

Перспективные направления повышения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Введение. Кыргызская Республика является государством, где практически 90% занимают горы и территории, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (ЧС), наиболее опасными из которых являются землетрясения, оползни, сели, паводки [1]. Последствия возникновения ЧС могут привести к человеческим жертвам, разрушению социально-экономических активов и экосистем республики. Именно эти факторы, необходимость своевременного реагирования на угрозы возникновения ЧС послужили предпосылкой для создания Единой информационно-управляющей системы в кризисных ситуациях Кыргызской Республики (ЕИУС КР).

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в 2012 году выиграл в подразделении Организации Объединенных Наций по снижению рисков (ПРООН) гранд на разработку технико-экономического обоснования и проекта по созданию в Кыргызской Республике Единой информационно-управляющей системы в кризисных ситуациях [2].

Рис. 1. Горы Тянь-Ш нь

Рис. 2. Ошск я долин

Для получения исходных данных и выработки научно- обоснованных решений по созданию ЕИУС КР специалистами института были обследованы все регионы Кыргызской Республики на предмет возможного возникновения природных и техногенных катастроф, существующие системы управления в кризисных

ситуациях, системы оповещения и мониторинга природных и техногенных ЧС.

Рис. 3. Обследов ние хвостохр нилищ в Дж л л-Аб дской обл сти

Рис. 4. Обследов ние оползнеоп сных территорий в предгорье Тянь-Ш ня

Полученные в процессе изучения данные стали основой для организационно-технических решений по построению ЕИУС КР, которые неоднократно обсуждались на совещаниях с участием руководителей МЧС Кыргызской Республики, заинтересованных организаций и подразделения Организации Объединенных Наций (ПРООН) по Кыргызской Республике.

Анализ нормативных документов в области защиты населения Кыргызской Республике [3-6], а также практика применения современных цифровых технологий позволили обосновать концепцию создания ЕИУС КР первого этапа, разработать технические требования к программно-аппаратному комплексу, количеству и местам размещения оборудования, выполнению монтажных работ, рассчитать стоимость реализации предложенных проектных решений [2, 7]. В процессе работы было научно обосновано, что ЕИУСКР первого этапа должна объединить в едином информационном пространстве три основные компоненты: Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), систему-112 и общегосударственную комплексную систему оповещения населения (ОКСИОН).

Рис. 5. Обследов ние ЦУКС МЧС Кыргызской Республики

"'■4 ■

■ ^шАоИв ■ я

Рис. 6. Совещ ние по вопросу проектиров ния ЕИУС КР

Для обеспечения взаимной интеграции и сокращения состава и количества программно-аппаратных комплексов все компоненты ЕИУС КР были построены на основе общих технических решений, что сократило финансовые затраты на развертывание, эксплуатацию и техническое обслуживание системы. На рис. 7 приведена схема ЕИУС КР первого этапа.

Для оперативного и гибкого руководства деятельностью МЧС Кыргызской Республики на республиканском уровне предусмотрено создание двух ЦУКС в городах Бишкек и Ош с интеграцией в них ЦУКС областного уровня. На всех ЦУКС предусмотрена организация телефонной и видеоконференцсвязи. ЕИУС КР включает геоинформационную систему, автоматизированные системы мониторинга природных и техногенных ЧС, системы поддержки принятия управленческих решений в ЧС и оповещения.

Система-112 обеспечивает прием сообщений о происшествиях по единому номеру «112» и дальнейшую их обработку для задействования экстренных служб реагирования. Разработанные алгоритмы функционирования дежурно-диспетчерских служб включают

средства для автоматизированной обработки вызовов и поддержки принятия решений. ОКСИОН позволила оперативно и надежно управлять всеми доступными средствами оповещения должностных лиц и населения при угрозе или факте возникновении ЧС [5].

Все компоненты ЦУКС, система-112, ОКСИОН, объединенные на базе единой интеграционной платформы, имеют общее хранилище данных и возможность управлять процессами предупреждения и ликвидации ЧС с различных автоматизированных рабочих мест (рис. 8)

В процессе строительства и ввода в эксплуатацию первого этапа ЕИУС КР специалисты ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) осуществляли авторский надзор, приняли участие в государственных приемочных испытаниях всех перечисленных выше компонент ЕИУС КР.

По завершении внедрения и ввода в эксплуатацию системы стало очевидно, что без оценки состояния выявленных и потенциальных источников ЧС на территории республики эффективность мер, направленных на предупреждение аварий и катастроф, реализуется не в полном объеме. Необходимо было создать четвертую компоненту ЕИУС КР — систему мониторинга и прогнозирования.

Наблюдение и оценка состояния выявленных и потенциальных источников ЧС, а также прогноз их влияния на безопасность населения, организаций, окружающую среду позволяют своевременно разрабатывать и реализовывать меры, направленные на предупреждение и ликвидацию ЧС, минимизацию социально-экономических и экологических последствий. Кроме того, результаты мониторинга и прогнозирования ЧС могут стать одним из определяющих критериев при принятии управленческих решений в деятельности органов управления государственной системы Гражданской защиты и уполномоченного государственного органа в области гражданской защиты [8, 9].

В 2016 году институт разработал программно-технические требования к единой системе мониторинга и прогнозирования стихийных бедствий (ЕСКМП КР). Организационная схема ЕСКМП КР приведена на рис. 9.

Это был второй этап создания ЕИУС КР [8, 9]. Интеграция источников информации о ЧС и происшествиях (ЕСКМП КР, система-112) и потребителей этой информации (ЦУКС МЧС КР, ОКСИОН) на базе единой цифровой платформы позволила оперативно и гарантированно реагировать силам и средствам экстренных служб Кыргызстана на все негативные явления на территории страны.

Цифровая платформа ЕИУС КР стала инструментом для формирования единой экосистемы безопасности населения Кыргызской Республики.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что создание ЕИУСКР выполнялось поэтапно, начиная с изучения действующей нормативной и методической базы в области защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, обследования территорий для определения мест возможного размещения компонентов системы ЕИУС. Следующий этап:

Блс« r«ei •Л'в I

Р«»40Ч*ИТР

- коммутатор сети

й 1

• шгооз областного сегмента ССГД ЕИУС КР

СОД - систомо оперативного дежурства ССПД - CKiova связи и г»родами данных КОСП - ЕОМЗКПЫ ОПОвОЩОНИА н слмнйпы

ISI

- межсетевой маршрутизатор

- IP телефон

УСПД, LKS, УПАТС

, подтверждения УСПД - узел обеспечения связи и передачи данных, включающий сервер определения месюгюложення (LRS) к У ч режденческо-производст венную АТС АТС (УПАТС)

Рис. 7. Схем ЕИУС КР первого эт п

ОКС7 - Общо канал ьнл я сипшгшзлци я N47. используоиая д/m передачи данных и «голосе между тепешэммунижациомиым оборудованием операторского уровня ТфОП - телефонная сеть общего пользования САТО - система автоматизированного телефонного оповещения

IP - межсетевой протокол адресации VLAN - виртуальная локальная компьютерная сеть УЗОР - устройство запуска эпектросирены SIP - протокол установления сеанса

связи (Р'ТОЛОфОНИИ IP MPLS • протокол мультисервисной IP сети

Л - Число ло«аций ДДС Н - Число локаций сирен оповещения кроме г Бишкек, гОш. Чуйской и Ошской областей О - Число локаций видеотерминалов кроме г Бишкек, г Ош, Чуйской и Ошской областей П — Число локаций сирен оповещения в

г,Бишкек и Чуйской области Р — Число локаций видеотерминалов

в г. Бишкек и Чуйской области С - Число локаций сирен оповещения в г.

Ош и Ошской области Т - Число локаций видеотерминалов в г .Ош и Ошской области

Рис. 8. Единое информ ционное простр нство ЕИУС КР

Компоненты ЕИУС КР

• (••••••itH»tit»l*if««i*i«i*l*f*((«*<*f**tttl((iiil

Рис. 9. Орг низ ционн я схем ЕСКМП ЕИУС КР

конкретная разработка технических решений облика системы; обоснование требований к оборудованию и программному обеспечению; определение предварительной сметы расходов, включающей затраты как на создание самой системы, так и на обучение персонала, расходы на техническое обслуживание. И, наконец, заключительный этап: строительство (реконструкция, дооборудование, ремонт) зданий, сооружений, объектов ЕИУС; закупка и монтаж оборудования, программно-аппаратных средств; подготовка должностных лиц

к работе на объектах ЕИУС; разработка регламентов и инструкций; ввод в эксплуатацию созданных компонент ЕИУС.

Опыт, накопленный специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), позволил сформулировать задачи, которые должны быть решены при создании информационно-управляющих систем:

автоматизация деятельности органов управления, участвующих в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения и защиты территории страны от ЧС;

Перспективные направления повышения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Рис. 10. З сед ние с уч стием предст вителей ПРООН по сд че проект ЕСКМП ЕИУС КР

повышение оперативности, надежности, обоснованности и качества принятия управленческих решений по вопросам защиты населения и территорий на основе мониторинга риска возникновения ЧС и интеграции информационных ресурсов;

прием вызовов по единому номеру вызова экстренных оперативных служб;

доведение управленческих решений и сигналов оповещения до органов управления и населения о чрезвычайных и кризисных ситуациях.

Выводы: практика использования ЕИУС КР показала, что объединение на базе цифровых технологий, различных по предназначению компонентобеспечения безопасности населения, сокращает время реагирования на ЧС, снижает расходы на содержание системы. Работа по созданию информационно-управляющих систем в кризисных и чрезвычайных ситуациях является актуальной, ибо пока существуют угрозы для жизни и здоровья населения их необходимо предупреждать и своевременно на них реагировать.

Литер тур

1. Мониторинг, прогнозиров ние оп сных процессов и явлений н территории Кыргызской Республики. Изд. 9-е с изм. и доп. Бишкек: МЧС КР, 2011. 743 с.

2. Проектный отчет по выполнению р бот по созд нию Единой информ ционно-упр вляющей системы в чрезвыч йных и кризисных ситу циях в Кыргызской Республике. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 165 л.

3. Пост новление Пр вительств Кыргызской Республики от

2 июня 2012 г № 357 «Об утверждении Концепции и Стр тегии комплексной безоп сности н селения и территорий Кыргызской Республики в чрезвыч йных и кризисных ситу циях до 2020 год » [Электронный ресурс] // URL: https://minjust. gov.kg (д т обр щения: 23.03.2023).

4. Пост новление Пр вительств Кыргызской Республики от

3 преля 2012 г № 224 «Об утверждении Прогр ммы р звития орг нов повседневного упр вления (центров упр вления в кризисных ситу циях) единой информ ционно-упр вляющей системы в чрезвыч йных и кризисных ситу циях госуд рствен-ной системы Гр жд нской з щиты Кыргызской Республики» [Электронный ресурс] // URL: https://minjust.gov.kg (д т обр -щения: 23.03.2023).

5. Пост новление Пр вительств Кыргызской Республики от 25 вгуст 2011 г № 506 «Об утверждении Прогр ммы созд -ния и р звития общегосуд рственной комплексной системы информиров ния и оповещения н селения н 2011-2014 годы» [Электронный ресурс] // URL: https://minjust.gov.kg (д т обр щения: 23.03.2023).

6. Пост новление Пр вительств Кыргызской Республики от 6 октября 2011 год № 618 «Об утверждении Положения о постоянно действующей службе «Един я горяч я линия», Перечня экстренных опер тивных служб и госуд рственных орг нов Кыргызской Республики и одобрении Концепции соз-д ния системы обеспечения вызов опер тивных служб единой госуд рственной дежурно-диспетчерской службы-112 н б зе Центр упр вления в кризисных ситу циях при Министерстве чрезвыч йных ситу ций Кыргызской Республики» [Электронный ресурс] // URL: https://minjust.gov. kg (д т обр щения: 23.03.2023).

7. Качанов С. А., Агеев С. В., Леонова Е. М., Измалков В. А. «Основные подходы к созд нию Единой информ ционно-упр вляющей системы Кыргызской Республики» // Технологии гр жд нской безоп сности. 2013. № 2 (36).

8. Отчет по 1 эт пу «Ан лиз исходных д нных и предост вленной информ ции для р зр ботки технико-экономического обосно-в ния для созд ния Единой системы мониторинг и прогнозиров ния стихийных бедствий» р боты «Р зр ботк технико-экономического обоснов ния для созд ния Единой системы мониторинг и прогнозиров ния стихийных бедствий в Единой информ ционно-упр вляющей системе в Кыргызской Республике». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 98 л.

9. Отчет о выполненных услуг х по теме «Р зр ботк технических условий и оценк оборудов ния, з куп емого для целей строительств центр обр ботки д нных для системы мониторинг и прогнозиров ния к т строф» (з ключительный). М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 68 л.

Сведения об втор х

К ч нов Сергей Алексеевич: д.т.н., проф., з сл. деятель

н уки РФ, Российско-сербский гум нит рный центр, з м.

содиректор .

Ниш, Республик Сербия.

SPIN-код: 7354-7354.

Леонов Елен Мих йловн : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. н уч.-исслед. центр . Москв , Россия. SPIN-код: 8282-9018.

Леонов Алл Никол евн : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. н уч.-исслед. отдел . Москв , Россия. SPIN-код: 7255-0996.

Information about authors

Kachanov Sergey A.: ScD (Technical Sc.), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Russian-Serbian Humanitarian Center, Deputy Director. Nish, Republic of Serbia. SPIN-scientific: 7354-7354.

Leonova Elena M.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research Center.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow, Russia. SPIN-scientific: 8282-9018.

Leonova Alla N.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher, Research department. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 7255-0996.

Изд ния ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Степанов В.Я. Огнеборцы нашего времени. Сер. Витязи спасения МПВО-ГО-МЧС России. http://elibrary.ru/item.asp?id=23887109

Фалеев М.И. и др. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. Монография. http://elibrary.ru/item.asp?id=23355898

Акимов В.А. и др. Наша общая Победа. http://elibrary.ru/item.asp?id=23520990

Гнатюк Ю.М. Полвека в гражданской обороне. Записки ветерана, рассказ о людях и делах гражданской обороны. http://elibrary.ru/item.asp?id=23887079

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И). http : //elibrary. ru/item.asp?id=23 586113

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О). http : //elibrary. ru/item.asp?id=23623287

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С). http : //elibrary. ru/item.asp?id=23623286

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том IV (Т-Я). http : //elibrary. ru/item.asp?id=23623279

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Издание третье, переработанное и дополненное. http : //elibrary. ru/item.asp?id=23623275

Чуприян А.П. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. XX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Сборник трудов конференции. http://elibrary.ru/item.asp?id=24637787

Степанов В.Я. и др. Юные герои МЧС России. Литературно-художественный публицистический сборник. http://elibrary.ru/item.asp?id=24499872

Степанов В.Я. Победители. Литературно-художественный публицистический сборник. http://elibrary.ru/item.asp?id=25708831

Степанов В.Я. История чрезвычайной спасательной службы в лицах: историко-художественный публицистический сборник. 2-е изд., доп. и перераб. https://elibrary. ru/item.asp?id=29272799

Акимов В.А. и др. Астероидно-кометная опасность: стратегия противодействия. Монография. http : //elibrary. ru/item.asp?id=25104782

Верескун А.В. и др. Комплексное исследование влияния рисков природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности населения Республики Крым и г. Севастополя. Монография. http : //elibrary. ru/item.asp?id=24142485

Пучков В.А. и др. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Издание 2-е, актуализированное и дополн. http://elibrary.ru/item.asp?id=24401975

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.