При этом было принято во внимание также, что тиофос обладает способностью кумулироваться в организме.
Этим же методом был исследован и второй препарат—гексахлоран (Буркацкая).
Опыты ставились на кошках с выработанными пищевыми двигательными условными рефлексами. Однократное запыление 10% дустом при концентрации гексахлорана 0,1—0,3 мг/л в воздухе экспериментальной пылевой камеры не вызвало изменений в ус-ловнорефлекторных связях. Были поставлены исследования при повторном воздействии гексахлорана в концентрации 0,3 мг/л. В результате проведенных опытов были обнаружены нарушения условнорефлекторной деятельности, характеризующиеся на первом этапе отравления ослаблением тормозных процессов и снижением процессов возбуждения (увеличился скрытый период условных рефлексов, замедлялась скорость двигательной реакции и наступало частичное растормаживание диференцировки). По мере дальнейшего отравления действие гексахлорана на кору головного мозга проявлялось в усилении тормозных и возбудительных процессов. Изменения в условных рефлексах то появлялись, то исчезали; не находясь в какой-нибудь связи с клиническими признаками отравления, они не были ранним проявлением действия гексахлорана на организм, так как им предшествовали симптомы отравления, характеризующие поражение подкорки (снижение температуры^атаксия). В ряде случаев указанные признаки отравления, а также и более тяжелые (судороги, общин тремор) наблюдались при отсутствии нарушений условнорефлекторных связей.
И. С. Цитович установил, что при отравлении бензолом также поражаются прежде всего подкорковые центры, а со стороны условных рефлексов никаких изменений не наблюдается, в то время как гтри отравлении бензином, наоборот, очень рано выступают нарушения, связанные с корой.
Таким образом, выбранный метод исследования деятельности высшего отдела центральной нервной системы не дал оснований для решения вопроса о предельно допустимой концентрации гексахлорана в воздухе.
Дальнейшие исследования в этом направлении должны итти по пути изыскания других более чувствительных методов выявления роли коры при действии гексахлорана на организм, а также установления пороговых концентрации на основании ранних клинических симптомов и производственно-гигиенических наблюдений.
Некоторые опыты, поставленные в этом направлении, выявили, что в то время как концентрация 0,1 мг/л при повторном введении гексахлорана не дает картины отравления, концентрация 0,3 мг/л вызывает отравление у кошек со смертельным исходом после двух месяцев запыления.
При этих исследованиях мы столкнулись еще с одной трудностью: симптомы отравления, как правило, наступали при многократном воздействии через дыхательные пути, однократное же введение даже при заведомо больших концентрациях (3 г/и3) не вызывало симптомов отравления.
Из представленных данных видно, что метод условных рефлексов был успешно применен для определения порога вредного действия пылевидного тиофоса и оказал ценную услугу при определении допустимых концентраций его в воздухе.
Что касается использования этого метода для выяснения пороговых концентраций гексахлорана, то здесь необходимы дальнейшие исследования.
Наши опыты мы рассматриваем как начало большой работы по творческому освоению материалистической павловской физиологии и развития на ее основе гигиены труда.
И. Я. Сосновик
Опыт совместной работы Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР с практическими медицинскими работниками
Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР на протяжении более девяти лет (с сентября 1942 г.) в тесном контакте с Московскими городским и областным отделами здравоохранения и санитарно-эпидемиологическими станциями проводит в последний четверг каждого месяца научные конференции совместно с врачами медико-санитарных частей, здравпунктов, заводских поликлиник и санитарно-эпидемиологических станций. Эти научные конференции обычно привлекают большое количество научно-практических работников с мест. За семь лет (1945—1951) было проведено 70 научных конференций с общим количеством участников 6 500 человек, причем на этих конференциях было заслушано 65 научных докладов по вопросам профессиональной патологии. Значение этих конференций для практических врачей, обслу-.жнвающих промышленные предприятия столицы и области, велико. Поэтому интерес
к ним со стороны врачей различных специальностей усиливается и посещаемость конференций непрерывно растет. Если в первые годы наиболее активное участие в конференциях принимали санитарно-промышленные врачи, то за последние два-три года усилилось участие в работах научных конференций врачей медико-санитарных частей и заводских поликлиник. Необходимо более широко привлекать к активному участию в этих конференциях цеховых врачей.
За последние годы активнее начали участвовать в работах конференций представители Министерства здравоохранения РСФСР, Московского областного санитарно-гигиенического института, санитарной службы Министерства путей сообщения СССР, а также ряда министерств, предприятий, профсоюзов и лечебно-профилактических учреждений области. На отдельных конференциях присутствуют представители районов Московской области (Нарофоминского, Орехово-Зуевского, Ногинского, Егорьевского, Коломенского, Подольского и др.).
При составлении повестки дня конференций учитывается необходимость комплексного освещения вопросов, а потому тематика конференций включает вопросы профессиональной патологии, гигиены труда и вопросы, связанные с внедрением в практику работы достижений советской науки в соответствующих областях знаний. На этих научных конференциях практические медицинские работники с мест имеют возможность обменяться мнениями по заслушанным научным докладам, поделиться личным опытом работы, повысить свои знания в соответствии с современными достижениями клиники, профилактики и лечения профессиональных заболеваний.
Ниже мы приводим краткий перечень научных докладов, заслушанных на протяжении только двух последних лет (1950—1951).
Вопросы о роли и участии центральной нервной системы в развитии профессиональных заболеваний и отравлений и новых методах лечения интоксикаций были освещены в докладах Э. А. Дрогичиной «Роль высших отделов централвной нервной системы в развитии некоторых интоксикаций», Н. К. Кулагиной «Применение методов условных рефлексов в промышленной токсикологии», Л. Г. Охнянской и Э. А. Гинзбург «Применение некоторых физиологических методов исследования центральной нервной системы при изучении клиники профессиональных отравлений и профессиональных заболеваний», М. Н. Рыжковой «Опыт применения терапии сном при некоторых интоксикациях».
Вопросам клиники, профилактики и лечения силикоза и пневмокониоза были посвящены доклады К. П. Молоканова «Современные вопросы рентгенодиагностики пневмокониоза», Н. А. Говоровой «Ближайшие результаты воздействия лечебной гимнастики на больных силикозом и силикотуберкулезом» и Н. Н. Шаталова «Тальковый пневмокониоз».
На двух конференциях были заслушаны сообщения о клинике и диагностике интоксикаций сероуглеродом (Э. А. Дрогичина) и марганцем (Г. Н. Черепанова).
Характеристика воздействия профессионально-производственных факторов на течение и развитие ряда заболеваний была дана в докладах С. Л. Трибух «Роль профессионально-производственных факторов в распространении гриппа», Л. А. Козлова «Состояние лорорганов у лиц, длительно и часто болеющих гриппом», А. Ф. Наумовой и С. В. Левиной «Гемодинамические сдвиги при воздействии высокой температуры в горячих цехах».
Отдельные доклады были посвящены санитарно-гигиеническим условиям труда, а именно: доклад члена-корреспондента АМН СССР проф. Л. К. Хоцянова «Вопросы гигиены труда при работе по ремонту мартеновских печей», Б. В. Шафранова «Основные вопросы гигиены труда в промышленности вискозного волокна», А. Е. Малышевой «Роль холодных поверхностей в гигиенической оценке микроклимата», 3. М. Золиной «Некоторые вопросы ритмизации работы в производственных условиях».
Большой интерес вызвали также демонстрации больных, подвергшихся воздействию токсических веществ: бром-метила, уксуснокислой меди, ледяной уксусной кислоты, тиофоса и др.
Помимо подробного клинического анализа каждого из представленных к демонстрации больных, проводилось одновременно подробное описание санитарно-гигиенических условий труда и разбор обстоятельств, при которых имело место данное профессиональное заболевание. В качестве содокладчиков по этим вопросам выступали практические работники с мест.
Конференции по четвергам являются подлинной школой, в которой научные работники, общаясь с практическими медицинскими работниками с мест, черпают материалы для своих теоретических обобщений, а практические работники получают известное теоретическое обоснование для ряда практических выводов. Клиницисты углубляют здесь свои познания в вопросах гигиены и промышленной санитарии, а врачи санитарно-эпидемиологических станций и гигиенисты — в вопросах клиники и ранней диагностики профессиональных заболеваний и тем самым обеспечивают более квалифицированное обслуживание рабочих промышленных предприятий и более правильную организацию охраны их здоровья.
■¿Г "йг •¿Г