Научная статья на тему 'Опыт социально-психологического исследования особенностей политической идентичности'

Опыт социально-психологического исследования особенностей политической идентичности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
168
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Илья Владимирович

В статье политическая идентичности раскрывается с точки зрения социального конструкционизма и представлена как дискурсивная формация. Автор описывает, выявленные в ходе исследования политического дискурса особенности идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт социально-психологического исследования особенностей политической идентичности»

го происхождения, так как сама программа явилась объективным показателем выхода содержания за пределы сути музыкальной выразительности. Школьники услышали в музыке Майкапара голоса птиц, шум ветра, раскаты грома, шелест листьев, порхание мотылька и т. п.

С большим интересом на занятиях кружка дети воспринимали музыку К. Тушинка (из альбома «Цветной дождь»), Б. Александрова (музыка из к\ф «Свадьба в Малиновке») и др.

В заключении отметим, что самобытная уникальная краевая музыкальная культура (народная

и профессиональная), как особый музыкальноисторический феномен России, действительно в значительной степени способствует развитию восприятия подростков.

Библиографический список

1. Тарасова Л.А. Музыкальная культура Тверского края: Программа и планы. - Тверь, 2000.

2. Тарасова Л.А. Музыкальная культура Тверской области: Учебное пособие. - М.: Центр им. Кабалевского, 2006.

И.В. Зайцев

ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Преамбула. В статье политическая идентичности раскрывается с точки зрения социального конструкционизма и представлена как дискурсивная формация. Автор описывает, выявленные в ходе исследования политического дискурса особенности идентичности.

Феномен политической идентичности рассматривается в философии, политологии, политической социологии, политической психологии. Здесь накоплена обширная база идей, теоретических и эмпирических разработок. В частности, в контексте идентичности анализируются проблемы политического менталитета, политической культуры, трансформации политического сознания и образов политики. Вместе с тем, проблематика политической идентичности не теряет своей актуальности.

Социально-психологический подход определяет необходимость исследования идеологических и структурных особенностей политического мира, для более глубокого понимания проблемы формирования политической идентичности [5].

Отличительной чертой социальной психологии двух последних десятилетий является интерес к проблеме социального знания как конституирующего элемента повседневной жизни индивида и социального сообщества. Исходные принципы психологического подхода к проблеме социального конструирования реальности были сформулированы в 1980-е годы в работах К. Гер-гена и десятилетием раньше, в работах Р. Харре. В научной литературе этот подход получил название «социальный конструкционизм».

Социально-конструкционистский подход придерживается посылки, которая состоит в том, что язык - динамичная форма социальной практики,

которая формирует социальный мир, включая идентичности, социальные отношения и представления о мире. Отсюда следует, что ментальные процессы и категории, образуются в результате социальной, дискурсивной практики [3].

С точки зрения данного подхода знание о политике, продуцируемое посредством привлечения в него значений и смыслов и взаимного обмена этими смыслами в соответствии с принятыми правилами, является, дискурсивной формацией. Другими словами, политическая реальность, как и отдельно взятые образы этой реальности, конструируется в дискурсе, в процессе которого «возникают локальные, относительно устойчивые, но исторически и культурно подвижные “формы понимания мира и этой реальности”. Эти “формы”, т.е. описания и объяснения политической реальности (в виде лингвистических образов), выступают конституирующими элементами, составляя также неотъемлемую часть социальных шаблонов и образцов (поведенческих, коммуникативных, когнитивных, лингвистических)» [1, с. 52, 58].

Дискурсивный характер исследуемой реальности, которая представлена в социально-конст-рукционистском подходе как текстовая или символистическая, потребовал разработки иных исследовательских методологий.

Принятый социальным конструкционизмом метатеоретический принцип смыслосозидатель-

ной активности поведения (в том числе речевого) позволяет утверждать, что вовлечение «Я» в разные лингвистические практики имеет жизненно важные последствия для позиционирования индивида в обществе. С такой точки зрения, продуцирование текста рассматривается как форма социального действия. В контексте текстового анализа такая деятельность получает обозначение «дискурсивной», а метод анализа текстов название «дискурсивный анализ».

Предметом нашего исследования стало изучение содержания и особенностей политической идентичности. В качестве основного метода исследования мы использовали разновидность дискурсивного анализа - критический дискурс-анализ (КДА), предложенный Н. Фэркло и Р. Уодо-ком. В качестве исследовательского материала мы выбрали свободные сочинения на тему «Я и политика». Структуру и содержание сочинений респондентам предлагалось определять самостоятельно. Единственное требование, которое предъявлялось к сочинениям - это расшифровка используемых в работе понятий. Авторы сочинений - студенты Волгоградского государственного университета заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования, в совокупности N=100 человек, в возрасте 2540 лет. Настоящее исследование не учитывало возрастных и гендерных различий.

Анализ сочинений мы начали, как предполагают многие качественные подходы, с анализа производства значений. Дискурсивный анализ отличается от других качественных подходов в том, что основной интерес исследователя в нем связан с тем, как производятся значения в дискурсах или репертуарах, которые люди используют для общения о политике. Таким образом, сформулированные проблемы приводят к изучению того, как в дискурсе люди создают представление о политическом мире, политике, политических группах и идентичностях.

Задача первого этапа анализа заключалась в выделении и обобщении тем, к которым обращались респонденты в своих работах. Под темой следует понимать основные идеи, содержащиеся в тексте, к которым обращается респондент. Тема в настоящем исследовании представлена как форма кодирования, в которой фрагменты текста размещаются по категориям.

На этом этапе мы идентифицировали все темы, которые встречались в работах. В процес-

се анализа некоторые темы нами были отклонены. Принцип, по которому выделенные темы проходили селекцию, заключался в следующих требованиях:

- тема должна встречаться не менее чем в 5-ти работах;

- понятия, которые используются в теме, должны быть расшифрованы;

- в теме должна прослеживаться личная позиция автора.

Далее мы проанализировали все встречающиеся в работе объяснения самого феномена политики. Их анализ включал определенную долю интерпретации. Рассмотрим несколько примеров:

(1) «Для меня политика - это борьба за власть, это где-то далеко».

(2) «Политика - одна из визитных карточек той или иной страны, одна из важнейших характеристик положения государства, потому что, в соответствии с ней строятся отношения других стран мирового сообщества к государству».

(3) «Политика - это не простое дело, чтобы построить карьеру на этом поприще, нужно очень хорошо разбираться в людях».

(4) «Политика представляется мне монстром, который поработил и теперь эксплуатирует народ. Политика - это отмывание денег, и простому народу ни чего хорошего от нее ждать не приходится. Сделать что-то с этим ни кто не может».

Объяснение сущности политики в примерах варьируется. В примере (1) политика рассматривается как борьба за власть, с уточнением того, что она происходит вне электората. Выражение «где-то далеко» функционирует как объяснение отчужденности политики от автора. В примере (2) политика представляется в виде важнейшей характеристики государства. Объяснение важности автор вводит союзом «потому что», четко обозначающего причинную связь между положением государства и отношением к нему других стран. В примере (3) автор представляет политику как профессиональную деятельность. С помощью союза «чтобы» вводится объяснение сложности этой деятельности для автора. Возможно, в данном случае, сложность этой профессиональной деятельности связывается с умением разбираться в людях. В примере (4) автор не операцио-нализирует политику посредством общепринятых понятий, олицетворяя ее с монстром, тем самым, выражая свое негативное отношение к ней.

Отчужденность автора от политических систем обозначено фразой «народу ни чего хорошего от нее ждать не приходится». Кроме того, мы предполагаем, что автор здесь подразумевает непроницаемость и недоступность политической системы. Наше предположение подкрепляется фразой «Сделать что-то с этим ни кто не может». На наш взгляд, если бы речь шла об изменении описанной ситуации изнутри (со стороны самой политики), был бы использован вместо слова «не может» - «не хочет».

Важно отметить, что исследователями определения политики не вводились заранее, определение сущности данного феномена респондентами давалось самостоятельно. Данные определения политики нами рассматривались как конструкт образа политики, в котором выражается восприятие этого феномена.

Следующий этап анализа работ включал в себя анализ причин, описывающих политику и политическую жизнь. Данные читались, перечитывались, и затем давалась их интерпретация. При этом элементы текста (отрывки сочинений) сравнивались по содержанию и по форме для выявления сходств и различий в объяснениях сущности политики. Как отмечают Поттер и Уезерел, объяснения распознавались не только по принципу «что было сказано в отрывке», но и по принципу «как составлялись эти отрывки и к каким лингвистическим ресурсам обращались авторы сочинений» [4]. Особое внимание уделялось двум аспектам объяснения. Первым аспектом было описание автором сущности самой политики, с учетом выделяемых субъектов-«носителей». Вторым аспектом была манера описания автором своей роли и участия в политике и политической жизни страны. Такой исследовательский подход, предлагаемый критическим дискурс-анализом Нормана Фэркло, позволяет на качественном уровне подойти к исследованию вопросов о политической идентичности.

В результате анализа нами было выделено четыре типа идентичности.

Первый - «идентичность включенного типа». Объяснения с помощью данного репертуара строятся вокруг идеи о том, что любой человек способен оказывать влияние на политику. Авторами сочинений используются такие конструкты как: «политика создается личностью», «хочу подчеркнуть роль влияния личности на политику», «каждый из нас оказывает влияние на

политику», «изменения в политики зависят от усилий каждого», «любой из нас может изменить политику и жизнь в стране» и так далее. Следует заметить, что авторы при этом не говорили о собственном влиянии на политику или о возможности такого влияния. Среди часто появляющихся при этом подходе языковых единиц следует выделить: личность, каждый из нас, любой человек, каждый человек, а также активные глаголы, такие как: влиять, занимать (активную позицию). Одним из основных критериев для выделения данного типа послужили четкие представления и знание политических систем и институтов, которые авторы сочинений продемонстрировали в своих работах. Участие в политической жизни авторами, как правило, не сводилось только к участию в голосовании на выборах представителей органов власти. Авторы отмечали также и такие формы участия в политических процессах, как деятельность общественно-политических организаций и объединений, открытые протесты и митинги, переписка с органами власти, наказы депутатам и так далее.

Второй - «идентичность отчужденного типа», характеризует политику как деятельность отдельных лиц (политиков). Авторы сочинений четко отделяют себя от политики. Приемами, с помощью которых авторы проводят грань между собой и политикой, является использование следующих выражений: «... это то, чем живут наши политики», «Як ней не имею ни какого отношения», «это где-то далеко от меня», «политика она для политиков, а мне семью кормить надо» и тому подобное. Таким образом, авторы сочинений противопоставляют себя («далеких» от политики) и политиков (других людей, занимающихся политикой).

Другая важная характеристика этого типа заключается в идеи влияния политики на жизнь общества. Она выражена в таких языковых конструкциях, как: «Политика влияет на нашу жизнь. Мы можем этого не замечать, но это так», «Политика влияет на нашу сознательную жизнь», «Политика определяет, что нас ждет завтра», «Мы все зависим от политики» и так далее. Часто в работах разворачивается идея того, что политика отражает интересы только правящей элиты.

Данному типу свойственны размытые и поверхностные представления о политических структурах, системах и институтах. Например, в работах встречаются случаи тождественного употребления понятий «администрация» (орган

исполнительной власти) и «дума» (орган законодательной власти). Губернатору приписывается законотворческая функция (не следует отождествлять с законотворческой инициативой). Из политических персоналий выделяются только президент, губернатор и мер. В сочинениях авторы подчеркивают отсутствие у себя интереса к данной сфере общественной жизни.

Участие в политике для данного репертуара ассоциируются только с выборами представителей органов власти. При этом, как правило, авторы отмечают собственную незначительную роль, а саму процедуру выборов, воспринимают как формальную. Например: «от моего голоса ни чего не зависит», «зачем ходить на выборы, если давно за нас все решили», «на выборах все решают деньги, а не наши голоса» и так далее. Данному типу свойственно игнорирование выборов в органы власти.

Третий - «идентичность избегающего типа». Данный тип идентичности мы назвали «избегающим», выражая, тем самым, стремление респондентов избежать ситуации принятия решений в политической жизни и переложить ответственность (например, за выбор) на других. Объяснения посредствам избегающего репертуара сводятся к тому, что политика - это борьба за власть, в которую включены все граждане. Роль граждан в борьбе за власть авторы объясняют их конституционным правом «выбирать и быть избранными». Именно участие в выборах авторы рассматривают как возможность своего «включения» в политическую жизнь. Объяснения избегающего репертуара авторы выстраивают с помощью языковых приемов, включающих следующие выражения: «.. .потому что вокруг них много суеты и все говорят об этом», «.все голосовали», «.многие считают», «все недовольны», «.все его выбирали». Особенностью этого типа является то, что авторы не предоставляют собственных убеждений и точек зрений, подход основан на ориентации на мнение большинства («многие», «все»).

Вместе с тем, следует заметить, что данному типу свойственны адекватные представления о политической системе. Авторы операционали-зируют политические понятия, демонстрируют грамотность в описании политических процессов. Вместе с тем, придают значение только значимым политическим событиям, которые получили широкий общественный резонанс.

Четвертый - «идентичность идеалистического типа» определяет политику как институциональное образование, вид профессиональной деятельности, «при желании доступный любому гражданину». Одним из критериев для выделения данного типа послужили «идеалистические», часто преувеличенные представления о политическом участии. Важная характеристика этого типа заключается в вере респондентов в возможность оказывать влияние на политику, определять перспективы развития общества и государства. Авторы сочинений говорят об интересе к общественно-политической жизни, отводя при этом себе субъектную роль. Степень и уровень личного участия в политической жизни авторы определяют лишь собственным желанием: «если я захочу, я смогу стать... », «в будущем, возможно, я стану политиком, если не потеряю к этому интерес», «... в случае необходимости, я могу организовать митинг протеста, и заставлю официальную власть прислушаться к мнению народа», «всегда можно заставить власть прислушаться к твоему мнению» и так далее.

Следует отметить, что авторы демонстрируют высокий уровень осведомленности и знаний о политике, политических институтах и процессах. Отмечают свой интерес к политике. В работах приводят собственные суждения и дают оценку политическим институтам. Еще одной особенностью данного типа является использование таких выражений как: «я бы на месте президента... », «я бы сделал..., если бы был на их месте», «думаю, что у меня бы получилось... » и тому подобное.

Приводят примеры собственного участия в политике. Например, в одном из сочинений был описан случай, когда автор выступил инициатором обращения в органы исполнительной власти с требованием очистить двор от строительного мусора, оставшегося после ремонта трубопровода. Другим примером может служить описанный случай восстановления права на льготную оплату коммунальных услуг, в ходе переписки с региональными органами законодательной и исполнительной власти.

Отметим, что политическая идентичность может быть представлена и смешанным типом. Так, в ходе дискурсивного анализа, нами были установлены сочетания «включенного» и «идеалистического» и «отчужденного» и «избегающего» типов политической идентичности. Однако дискурсивный анализ не позволяет выявить сте-

пень выраженности того или иного типа политической идентичности.

В целом, следует заметить, что политическая идентичность наших респондентов характеризуется некоторыми особенностями. Она осуществляется посредством идентификации в большей степени не с движением, партией или идеологией, а с персоной, лидером. Значительной остается проблема однозначно определения своих политических предпочтений и устойчивость политической идентичности. Возможно, это связано с тем, что Волгоградский регион на фоне укрепления и развития демократических политических движений в стране, долгое время оставался в числе сторонников «левых» политических сил. Отношение к представителям властных структур включает в себя психологическое неприятие, разочарование, отторжение. Оно проявляется в дискурсе, в системе образов, стереотипов, идеологических шаблонов и штампов, которыми оперируют респонденты. Построение высказываний при этом осуществляются методом «от противного» («Такие люди, как М., не могут .», «Я никогда не буду.»).

Проведенное нами исследование позволило изучить содержание политического дискурса и раскрыть особенности политической идентичности, на основе которых мы выделили четыре типа: включенный, отчужденный, избегающий и идеалистический тип политической идентичности. Каждому из этих типов политической идентичности присуще собственное истолкование политической реальности, опосредующее взаимодействие индивида с политическими институтами.

Следует отметить, дискурсивный анализ не позволяет определить степень выраженности того

или иного типа политической идентичности, однако, позволяет собрать богатый эмпирический материал об исследуемом объекте и подготовить основу количественного исследования.

Так, используя полученные результаты в ходе качественного исследования политической идентичности, мы разработали опросник, позволяющий выявить степень выраженности типа политической идентичности и определить влияние некоторых факторов (составляющих структуру политического дискурса) на формирование конкретного типа.

Библиографический список

1. Герген К.Дж. Движение социального кон-струкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргиналь-ности: Хрестоматия. - М.: ИНИОН РАН, 1995.

2. Филипс Луиза Дж., Йоргенсен Марианне В. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. -Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. -С. 26.

3. Edwards D. Discourse and Cognition. -London: Sage, 1996.

4. Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology: Beyond attitudes and behaviour. -London: Sage, 1987.

5. Turner J.C. Some current issues in research on social identity and self-categorisation theories. - 1999.

6. Wallerstein I. The construction of peoplehood: Racism, nationalism, ethnicity. In E. Balibar. - 1991.

7. WetherellM., Maybin J. “The distributed self: a social constructionist perspective”, in R. Stivens (ed.), Understanding the Self. - London: Sage, 1996.

8. Widdicombe S., WooffittR. The Language of Youth Subcultures: Social Identity in Action. - Hemel Hempstead: Harvester Wheatsheaf, 1995.

М.Г. Мацибора ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Во всех странах мира, независимо от уровня их экономического развития, решаются общие проблемы: как увеличить доступ людей к образованию на любом этапе их жизненного пути при наличии разных стартовых возможностей и потребностей; как

сделать образование качественным, отвечающим требованиям, предъявляемым развивающимся обществом и рыночной экономикой; как средствами образования подготовить человека к постоянно изменяющимся условиям жизни и труда.

Произошедшие в России за последние десятилетия социальные, экономические и политические изменения оказали существенное влияние на систему высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.