Научная статья на тему 'Опыт согласования градостроительных планов Ирана и их сравнение с Российской практикой'

Опыт согласования градостроительных планов Ирана и их сравнение с Российской практикой Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кешмири Хади

Существующая практика согласования проектов планировки градостроительных систем Ирана предполагает рассмотрение и утверждение трех типов городских планов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кешмири Хади

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of Harmonization of Iran Urban Development Plans and their Comparison with the Russian Practice

There has been significant urban activity in Iran during the recent years.This research should serve as the basis for creation of better rules of approving town planning projects. For this purpose, the author examines in detail the practice that exists in Iran, researches the world experience of harmonization of urban development projects, paying particular attention to the experience existing in Russia. The author notes the points of international experience, which should be applied in Iran, and identifies specific problems associated with the creation, evaluation and harmonization of urban development projects. These are the financial, social, organizational, and especially religious issues. On the whole the work is directed to the improvement of the urban development in Iran.

Текст научной работы на тему «Опыт согласования градостроительных планов Ирана и их сравнение с Российской практикой»

Детальный план городской застройки

Согласно пятой статье Иранского законодательства, являющейся основным законом для Высшего Совета по градостроительству и архитектуре, рассмотрение и утверждение подробных городских планов и их изменение в каждой провинции или губернаторстве выполняются комиссией управления руководящими структурами, куда входят члены правления городского общества, мэр, представители министерств культуры и искусства, благоустройства и жилища, а также представитель инженеров-консультантов, подготовивших план. Та часть подробных проектов, которая утверждается мэром, может быть непосредственно принята к выполнению.

С 1972 до 1986 года все города Ирана, кроме Тегерана, при рассмотрении и утверждении подробных генпланов проходили через несколько инстанций. Сначала планы рассматривались и утверждались специальным комитетом, затем их выносили на обсуждение комиссией из шести человек, избираемой специальным комитетом по жилищу и градостроительству, после этого план мог быть утвержден.

И только Тегеран являлся исключением из вышеупомянутого распорядка. Лишь в 1986 году, когда вступили в силу реформы и основной закон Высшего совета по градостроительству и архитектуре, решения этого закона стали распространяться на рассмотрение и утверждение не только подробных городских планов, но и на подробный генплан Тегерана.

Согласно пятой статье Иранского законодательства, что является основным законом для Высшего Совета по градостроительству и архитектуре, вышеупомянутая комиссия по рассмотрению градостроительных планов должна состоять из шести человек во всех городах Ирана. Комиссия включает представителей министерств жилища и градостроительства, внутренних дел, энергетики (заместителей), организации охраны окружающей среды, а также мэрии соответствующего города. Таким образом, данная комиссия занимается рассмотрением и утверждением всех подробных городских планов страны, являясь единственным органом, несущим ответственность за рассмотрение и утверждение градостроительных планов.

Комиссия размещается в муниципалитете Тегерана. Заседания проводятся при наличии большинства членов; решение комиссии выносится при согласии минимум четырех голосов; в случае изменения комиссией общей основы генеральных планов, они (планы) снова выносятся на обязательное утверждение Высшим советом по градостроительству и архитектуре.

Проект развития города и его пригородов

С началом подготовки в 1985 году градостроительных планов по развитию городов и их пригородов появились новые направления в области их исследования и утверждения, но до 1992 года никаких изменений в традиционном процессе не было - использовались традиционные шесть этапов согласования генерального плана.

В 1992 году Высший совет по градостроительству и архитектуре провел заседание, в повестке дня которого новым

направлением явилось исследование и утверждение проектов развития города и его пригородов. Было решено, что в городах с населением менее 200 тысяч человек исследования проводятся только в городских советах провинций, а для городов с большей численностью населения последующие исследования (после провинциального) проходят в техническом комитете Высшего совета.

Процесс исследования и утверждения проектов при численности населения городов более 200 тысяч человек проходил следующим образом: сначала - первичное исследование в городском совете провинции, далее - трехстороннее исследование в техническом комитете (основное, социальное, экономическое - законы)и наконец проводилось окончательное исследование и утверждение Высшим советом.

Процесс исследования и утверждения при численности населения города менее 200 тысяч человек проводился так: первичное трехстороннее исследование в технических комитетах провинции, затем исследование и принятие решения в городском совете провинции и наконец - окончательное исследование и утверждение.

К сожалению, в провинциях технические комитеты не приняли трехстороннюю форму и не уделили должного внимания процессу исследования и утверждения градостроительных проектов, ограничившись несколькими короткими заседаниями технического комитета и одним заседанием Высшего совета.

Высший совет в течение исследования и окончательного утверждения градостроительного проекта, не соответствующего нормам, настаивал на осуществлении контроля по его реформированию с помощью технического комитета или специальных комиссий до оглашения градостроительного проекта, что сильно усложняло ведение дела.

До сих пор, к сожалению, и на стадии исследования, и на стадии утверждения проектов, а также в самом генеральном плане присутствуют недочеты. Например, народ не участвует в исследовании и утверждении градостроительных проектов, проекты не представляются в экспозициях и на выставках, кроме того, отмечается слабая роль и бесправие муниципалитета и городского совета, их неучастие в процессе согласования, что ставит под угрозу утверждение градостроительных проектов и особенно его реализацию.

Опыт других стран

Изучение мирового опыта согласования градостроительных планов дает основание составить последовательность необходимых операций. Операции включают в себя:

- получение задания на проектирование той или иной территории;

- составление проекта трансформации этой территории исходя из этих требований заказчика;

- согласование проекта с соответствующими органами, включая население данного жилого образования;

- рассмотрение проекта компетентной экспертной группой, а также администрацией данного города (региона).

Далее следует утверждение (или неутверждение) проекта, решение вопросов финансирования и наконец его осуществления.

Особое внимание следует уделить российскому опыту формирования и утверждения генеральных планов городов. Так же как и в любой другой стране, градостроительное проектирование начинается с разработки многогранного задания на проектирование. Затем идет разработка самого проекта. Она осуществляется с учетом:

- инженерных изысканий;

- ограничений, содержащихся в схемах территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных районов;

- предложений заинтересованных лиц;

- технических регламентов;

- комплексных программ развития муниципальных образований;

- региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.

После завершения проекта следует стадия согласования. Согласование проводится с фдеральными органами власти, если проект предполагает изменения границ земель лесного фонда, границ земель обороны и безопасности, а также с

высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, если проект предполагает изменения:

- границ земель сельскохозяйственного назначения;

- границ участков, находящихся в собственности;

- границ земель особо охраняемых природных территорий;

- границ территорий объектов культурного населения;

- границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Это может произойти:

- на указанных землях, территориях и участках;

- на территории субъекта РФ;

- на территориях таких муниципальных образований;

- на территории такого муниципального района.

Естественно, что в этот период архитектурно-градостроительное управление данного региона дает свою оценку профессионального качества проекта.

По решению главы администрации может создаваться согласительная комиссия (в течение 30 дней после истечения 3-месячного срока согласования, срок работы согласительной комиссии - не более 3 месяцев). Согласительная комиссия должна урегулировать все возникшие на этой стадии недоразумения.

Иран. Этапы развития города Шираза

90 2 2009

Затем следует обязательное опубликование проекта, например, на сайте. Срок утверждения проекта должен отсчитываться не менее чем через 3 месяца от момента вышеуказанной публикации.

После публикации проекта должны проходить публичные слушания. Порядок проведения слушаний устанавливается уставом муниципального образования или нормативно правовыми актами представительного органа, срок проведения не может быть менее 1 месяца и более 3 месяцев. Кроме того, заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию.

Далее следует решение главы администрации. Если план принимается - он направляется в соответствующий представительный орган городской власти. Если генеральный план имеет существенные недостатки, он отклоняется или посылается на доработку проектной организацией.

Если представительный орган утверждает проект (генеральный план) - наступает момент реализации проекта, при этом проект должен быть опубликован в новом, доработанном варианте.

В принципе изложенная выше система согласования может быть применима в Иране. Однако должен быть учтен целый ряд особенностей, отражающих социо-экономичес-кую стадию развития Ирана, а также национальную и религиозную специфику.

Исследования показали следующее.

1. Ряд законодательных актов, касающихся градостроительных проблем, должны быть дополнены и уточнены.

2. Необходимо подготовить и внедрить в органы, принимающие градостроительные решения, значительное число высококвалифицированных специалистов, поскольку сейчас их очень мало.

3. Необходимо разработать предложения по ускорению рассмотрения и согласования проектов, определить порядок следования этапов согласований и уровень ответственности лиц, проводящих экспертизы.

4. Необходимо уточнить функции Высшего совета по архитектуре и градостроительству. Совет должен ограничиться согласованием градостроительных планов и утверждением градостроительной общественной политики. Совет не должен заниматься анализом детальных планировок; в его функции должны входить наблюдение, контролирование и согласование наиболее крупных градостроительных проектов.

5. Согласованием и утверждением детальной планировки должны заниматься исключительно местные структуры, так как они знают окружающие условия и проблемы своих городов.

6. Следует резко повысить роль общественных организаций в процессе принятия того или иного градостроительного решения. Предлагается, чтобы каждая общественная организация на стадии согласования предпроекта вносила свои пожелания для полноценного учета интересов общества, т.к. эффективное участие общественных организаций в утверждении и согласовании градостроительных проек-

тов является гарантом успешного разрешения многих проблем, содержащихся в проектах.

7. Необходимо учесть, что особую роль в градостроительной политике Ирана играет религиозный фактор. Поскольку Иран - исламское государство, в согласовательных органах должны присутствовать представители исламских организаций. Любой вопрос расположения, подвижки, перенесения или реставрации того или иного реализованного объекта должен решаться с их участием. Представителями исламских организаций также контролируются вопросы размещения и доступности религиозных зон городов и иных зон расселения.

Впоследствии данные исследования должны лечь в основу создания норм и правил, касающихся утверждения градостроительных проектов. Помимо этого должны быть созданы органы, контролирующие экспертный процесс оценки проекта, его утверждения и, в конечном счете, его реализации.

Литература

1. S.Hossein.Bahrainy. Urban space analysis. 1996.

2. Secretariat of the urban planning and architecture higher council of Iran. Collection of ranification from 1991 till 2000. 2004.

3. Secretariat of the urban planning and architecture higher council of Iran. Collection of ranification from 1964 till 1990. 2004.

4. Ministry of country. Application manner of the urban development plan. 2003.

5. Firouz Tofigh. Spital planning. International Experience. Тегеран, 2005.

6. Faludi Andreas. A decinion centre view of environmental planning. 1977.

7. Ахмади Хасан. Рассмотрение критерий оценки проектов развития города. Тегеран, 1991.

8. Ахмади Хасан. Образцы городского планирования в мире. Тегеран, 1990.

The Experience of Harmonization of Iran Urban Development Plans and their Comparison with the Russian Practice. By Hadi Keshmiri.

There has been significant urban activity in Iran during the recent years.This research should serve as the basis for creation of better rules ofapproving town planning projects. For this purpose, the author examines in detail the practice that exists in Iran, researches the world experience of harmonization of urban development projects, paying particular attention to the experience existing in Russia. The author notes the points of international experience, which should be applied in Iran, and identifies specific problems associated with the creation, evaluation and harmonization of urban development projects. These are the financial, social, organizational, and especially religious issues. On the whole the work is directed to the improvement of the urban development in Iran.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.