Иерей Алексей Николаевич Харин «Опыт служения Русской Православной Церкви в психиатрических больницах (на примере БУЗ ОКПБ им. Н.Н. Солодовникова)»
УДК 616.89 / 261.7
ОПЫТ СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПСИХИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНИЦАХ (НА ПРИМЕРЕ БУЗ ОКПБ ИМ. Н.Н. СОЛОДОВНИКОВА)
Иерей Алексей Николаевич Харин,
выпускник Омской духовной семинарии
Аннотация. В статье рассматриваются особенности пастырского попечения и социального служения Русской Православной Церкви в психиатрических больницах. Автор анализирует с позиции православного учения генезис возникновения психических заболеваний, отмечая, что они могут иметь и духовные причины. В работе выделяются основные обязанности православного священника в отношении душевнобольных, а также раскрывается опыт пастырского служения в БУЗ ОКПБ им. Н.Н. Солодовникова. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, психиатрия, душевнобольные, грех, обязанности священника, пастырское попечение.
THE EXPERIENCE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH MINISTRY IN PSYCHIATRICHOSPITALS (ON THE EXAMPLE OF REGIONAL CLINICAL PSYCHIATRIC HOSPITAL NAMED AFTER N.N. SOLODOVNIKOV)
Priest Alexey Nikolaevich Kharin,
graduate of Omsk Theological Seminary
Abstract. The article examines the features of pastoral care and social ministry of the Russian Orthodox Church in psychiatric hospitals. The author analyzes the genesis of mental illnesses from the standpoint of Orthodox teaching, noting that they may also have spiritual causes. The work highlights the main duties of an Orthodox priest in relation to the mentally ill, and also reveals the experience of pastoral ministry in the regional clinical psychiatric hospital named after N.N. Solodovnikov.
Key words: Russian Orthodox Church, psychiatry, mentally ill, sin, duties of a priest, pastoral care.
астырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных [4] осуществляется согласно документу Комиссии Межсоборного Присутствия по церковному просвещению и диаконии, принявшим свою силу в 2020 году.
В данном документе изложена позиция Русской Православной Церкви по вопросам, связанным не только с пастырским душепопечением о людях, страдающих психическими расстройствами, но и принципами работы с ними. Зачастую на практике происходит встреча духовенства и психически нездоровых людей.
«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной
П
№ 2 (13), 2022
структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами» [3].
Церковь всегда заботилась и заботится о здоровье человека. В настоящее время за психическое здоровье людей несут ответственность не только врачи-психиатры, но и специалисты служб психического здоровья, духовенство. Зачастую происходит подмена психиатра священником, так как форма психического заболевания принимается за форму бесоодержимости. Несвоевременная медицинская помощь имеет своё основание и базируется на предрассудках и мифах в области психиатрии.
Если рассматривать отношение Церкви к психиатрическим расстройствам, то необходимо отметить определение, которое дается психическим заболеваниям. «Психические заболевания - это состояния человека, которые проявляются в нарушении способности сохранять свое внутреннее единство и свою целостность, а также в невозможности поддерживать оптимальный эмоциональный фон, адекватность суждений, поведения и восприятия окружающей действительности» [4].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье человека - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5].
«Церковь также рассматривает здоровье человека как целостность всех аспектов его существования, исконно присущую богозданной природе человека по благости, мудрости и милости Бога» [4].
Богословский и медицинский аспект дополняют друг друга на проблему причин возникновения психических болезней. Неверно сводить духовные и душевные проявления жизни человека только к биологическим процессам.
Как отмечает Д.А. Авдеев в своей книге «Размышления православного врача»: «Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей - алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов и в зависимости от причины применять нужное врачество» [1, с. 148].
Церковь утверждает, что пациент, имеющий психическое расстройство, продолжает являться носителем образа Божия, при этом по-прежнему оставаясь собратом. При различных расстройствах поведения, мышления, памяти нездоровый человек не теряет способности отзываться на любовь или различать как добро, так и зло.
Предпосылки для духовной жизни сохраняются у психически больных людей. Несмотря на ограниченные возможности вследствии психического заболевания, человек все равно стремится следовать нравственному совершенствованию. Более того, как отмечает В.Г. Каледа в своей книге «Основы пастырской психиатрии»: «Психическое заболевание не является абсолютным препятствием для полноценной духовной жизни и достижения святости. В некоторых подробных житиях святых описа-
Иерей Алексей Николаевич Харин «Опыт служения Русской Православной Церкви в психиатрических больницах (на примере БУЗ ОКПБ им. Н.Н. Солодовникова)»
ны специфические симптомы тяжелых психических заболеваний» [2, с. 26]. Для священнослужителя цель заключается в поддержании у такого человека чувства любви, достоинства, образа Божия и духовного возрастания. Задача пастыря заключается в принятии факта заболевания и помощи болящему.
Психическое заболевание рассматривается как крест, посланный для спасения, а не признак оставленности человека Богом. Священник должен настаивать на обследовании или лечении. Опыт Церкви, основываясь на научных исследованиях, говорит о том, что улучшение психического состояния может приобрести и нездоровый человек через участие в церковных таинствах. Важным личностным ресурсом является вера православная. Она позволяет преодолеть болезни или просто сохранить достоинство.
В то же время необходимо четко разграничить зону ответственности врача-психиатра и священника. Последний в свою очередь не должен вмешиваться в терапию врачей. Считается недопустимым применение психотерапевтических методик, которые базируются на подавлении и манипулировании личности больного. В праве священнослужителя участвовать в диалоге между медицинскими работниками, родственниками и пациентом, для того чтобы последний приобрел смысл в жизни и преодолел симптомы болезни. Врач и священник в доверии и согласии осуществляют помощь больному.
Можно выделить следующие основные обязанности священника в отношении душевнобольных:
1. Помочь человеку осознать, что имеющиеся у него переживания носят болезненный, а не духовно-мистический характер.
2. Помочь больному принять, что психическое заболевание есть крест, посланный человеку для его спасения, и ему необходимо смириться перед тайной Домостроительства Божия. При этом побудить больного к чёткому осознанию того, что психическое заболевание не позор, не свидетельство богооставленности или порочности и перед ним не закрыто ни Царство Божие, ни возможность полноценного участия в жизни Церкви.
3. Содействовать обращению больного к врачу-психиатру для обследования и при необходимости для систематического лечения. Помочь человеку бороться с болезнью, а в ряде случаев жить с некоторыми её симптомами, а также способствовать критическому осознанию и преодолению аномалий характера и коррекции поведения.
4. Пробудить активность больного в отношении участия в жизни как церковной общины, так и семьи, а также в социально-трудовой деятельности.
Часто священник сталкивается с искривлением духовной жизни, это затрагивает не только психические заболевания, но и религиозный фанатизм, критическое отношение к личности, патологическое религиозное поведение. В тот же момент религиозность может восприняться неверующими людьми как своеобразное психическое расстройство. В связи с данными обстоятельствами необходимо проводить просветительскую работу среди студентов медицинских колледжей и вузов.
Особой заботой должны окружить больных прихожан в приходе. Она заключается в поддержке и интеграции в общину, необходимо дать почувствовать психически больному, что он полноценный член Церкви, имеющий во Христе сестер и братьев. В первом послании к Коринфянам сказано: «страдает... один член, то сострадают с ним все члены» (1Кор. 12:26).
№ 2 (13), 2022
Внимание требуется на обращение душевного и духовного состояния членов семьи больных. Болезнь связана с крушением планов на близкого человека. При благоприятном течении болезни психические заболевания раскрывают духовный смысл недуга. От священника постоянно требуется сострадание и оказание всяческого содействия. Безусловно, психически больным трудно принимать участие в богослужениях и совершать молитвенное правило. В каждом отдельном случае решается вопрос о посещении храма. Взаимодействие с врачом в принятии решения позволит качественнее оказать духовную помощь. Пастырю необходимо помочь человеку приобрести понимание в осознании значения таинств.
В Пастырском попечении в Русской Православной Церкви о психически больных указано, что «Психические расстройства не являются препятствием для принятия таинств Крещения и Миропомазания, за исключением случаев, когда психически больные люди хулят имя Божие или своим поведением могут нечестиво отнестись к самому таинству. Катехизация душевнобольных проводится сообразно их возможностям к духовному просвещению и образованию. В случаях выраженного врожденного или приобретенного слабоумия душевнобольного крестят по вере его восприемников при согласии его родственников или опекунов» [4].
Таким образом человек с психическим заболеванием, приступая к таинству покаяния, может не осознавать о нравственных последствиях совершенных грехов. Основная задача священника заключается в том, чтобы человек осознал грех, это позволит судить о готовности к принятию Святых Христовых Таин.
Организация социального служения в загородном отделении БУЗ ООКПБ им. Н.Н. Солодникова
Человек, находясь в больнице, вырван из привычного жизненного уклада. Он окружен неизвестностью, переживанием болезни, незнакомыми людьми - соседями по палате, медперсоналом. Он видит рядом с собой и другие болезни, а иногда и смерть. Он не знает, чем закончится его болезнь, когда его выпишут.
Все это гнетет пациента. Вместе с тем у него появляется свободное время для раздумий о смысле жизни, смысле страданий. Врачи могут полностью или частично исцелить тело, но вряд ли смогут объяснить страдальцу смысл происходящего. Священник может помочь понять, что попущенная ему болезнь - это призыв Божий изменить свою жизнь.
Священническое окормление пациентов в условиях загородного отделения БУЗ ООКПБ им. Н.Н. Солодникова началось в 1990-е годы. Тогда в этом особенно нуждались наркологические пациенты. Для этого часть актового зала была приспособлена под проведение молебнов. Несколько раз в месяц по субботам приезжал священник Кормиловского благочинья. Это помогало части пациентов в вере находить замену их вредным пристрастиям, положить начало воцерковления. Проведение молебнов, чтение акафистов вносили атмосферу умиротворения, улучшали психологический климат во взаимоотношениях между пациентами и персоналом. Тогда же возникла идея строительства храма.
Из пациентов и сотрудников больницы организовалась небольшая община. По ее инициативе совместно с благочинным Кормиловского района иереем Сергием обратились к главному врачу БУЗ ООКПБ А.И. Чеперину. После встречи приняли ре-
Иерей Алексей Николаевич Харин «Опыт служения Русской Православной Церкви в психиатрических больницах (на примере БУЗ ОКПБ им. Н.Н. Солодовникова)»
шение о строительстве часовни, и 15.06.2015 года установили крест на территории Загородного отделения больницы БУЗ ООКПБ на месте строительства. Возведение часовни в честь св. вмч. и цел. Пантелеимона благословил Митрополит Омский и Тар-ский Феодосий.
Строительство постоянно курировал епископ Калачинский и Муромцевский Петр, который настоял на важности строительства полноценного храма, где было бы возможно служение Литургии. На протяжении всего строительства службы проводились еженедельно клириком Кормиловского благочинья иереем Дионисием. Встал вопрос о священнослужителе для больничного храма. По благословению епископа Петра, заведующий Загородным отделением БУЗ ООКПБ был направлен на обучение в Омскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 2022 году.
На сегодняшний день с помощью привлечения средств прихожан, родственников пациентов и других благотворителей храм практически построен.
После рукоположения заведующего Загородным отделением БУЗ ООКПБ в июне 2021 года в иереи богослужения проводятся регулярно.
Создание общины и строительство храма значительно повлияло на жизнь отделения больницы. Начала работать православная группа, в которой еженедельно по вторникам проводятся занятия воскресной школы. С помощью волонтеров от общины (социальные работники больницы) оказывается помощь пациентам по восстановлению родственных связей, утраченных документов, оформляются группы инвалидности, пенсий. На психосоциальных и психо-образовательных группах восстанавливаются навыки самостоятельного проживания. Все это проводится во славу Божию с привлечением средств прихода. Кроме того, отмечаются церковные двунадесятые праздники, устраиваются конкурсы, турниры, дарятся подарки.
Благодаря привнесению православных традиций членами общины изменился психологический климат отделения, уменьшилось сквернословие, осуждается курение, развивается взаимопомощь. На благотворительные средства проводится оформительская и культурно-досуговая деятельность в отделении больницы. Пациенты охотно посещают храм и богослужения в нем. Наличие храма в нашем Загородном отделении привлекает пациентов городских психиатрических отделений. Более того, жизнь православной общины позволяет привлечь к решению проблем отделения больницы благотворителей разного уровня.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев Д.А. Размышления православного врача. - М., 2008. - 269 с.
2. Каледа В.Г. Основы пастырской психиатрии. Руководство для священнослужителей. - М., 2021. - 232 с.
3. Основы Социальной концепции РПЦ // Эл. публикация www.mssian-orthodox-church.org.ru
4. Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных [Электронный ресурс] /Русская Православная Церковь. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. - Режим доступа: https://www.diaconia. ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh?
5. Юдин Б.Г. Здоровье [Электронный ресурс] /Большая российская энциклопедия. - Режим доступа: https://bigenc.ru/sociology/text/1991152?