Научная статья на тему 'Опыт Славянского Возрождения и современные проблемы «взаимности» славян'

Опыт Славянского Возрождения и современные проблемы «взаимности» славян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт Славянского Возрождения и современные проблемы «взаимности» славян»

О.П. Лопутько

(Новосибирский государственный педагогический университет)

Опыт Славянского Возрождения и современные проблемы «взаимности» славян

Современные процессы распадения славянской общности проявляются в переориентации многих славянских государств от исторического союза с Россией на сближение со странами далеко не дружественной по отношению к ним предшествующей, как зачастую и текущей истории. Подобные процессы обусловливают все большую «изоляцию России от славянских стран», что недавно констатировал председатель Всеславянского Собора Н.И. Кикешев.

Эти геополитические трансформации находятся в глубоком противоречии с долгосрочными перспективами развития славянских народов, с их подлинными национальными интересами. Что же касается овеянной многими славными и героическими воспоминаниями «славянской взаимности», черты которой видели просветители славянства в XIX в., то ее перспективы представляются теперь довольно туманными.

Таким образом, переживаемый кризис славянского единства - проблема утраты не только разноаспектных внешних связей, но и внутренней национальной идентичности. Более того, и современная Россия оказалась неспособной к исполнению своей традиционной интегрирующей роли в славянском мире вследствие нерешенности вопросов ее собственной национальной идентичности. Исследователи отмечают эрозию мировоззренческих основ ее национальной идентичности: «засорение языка, размывание и искажение коллективной памяти, формирование мировоззренческого "плюрализма"» (П.И. Смирнов), т. е. нарушения в области «субъективной» компоненты идентичности - культурной.

Культурологическая составляющая, о чем говорит не только теория, но и историческая практика, играет решающую роль в структуре идентичности. В истории же славянского мира она конкретизировалась как составляющая филологическая, которая ярко проявилась в период Славянского Возрождения. Почти все крупнейшие деятели Возрождения ХУШ-Х1Х вв. были выдающимися филологами: Й. Добровский, И. Юнг-ман, П. Шафарик, В. Караджич, Я. Коллар, Л. Штур и др. Филологами были и первые русские слависты - О.М. Бодянский, П.И. Прейс, И.И. Срезневский, В.И. Григорович.

Опыт этой плодотворнейшей в истории славянского единения эпохи может дать нам некоторые ключи и к решению сегодняшних проблем.

Во-первых, в нем содержится образец обеспечения политических решений интенсивной научно-исследовательской подготовкой в области языков, истории и культуры народов - при этом зачастую совместными усилиями и на началах взаимопомощи ученых различных государств. Так, составление словарей, алфавитов, грамматик южно- и западнославянских языков и диалектов происходило порой при непосредственном дружеском участии русских ученых, в процессе их исследовательских путешествий по славянским странам. Они же, в свою очередь, стажировались у своих европейских коллег, обращались к ним за советом и консультациями. Результатом стали филологические труды непреходящего научного и воспитательного значения - в частности, словари-хранилища славянской культуры Й. Добровского, В. Караджича, С. Линде, И.И. Срезневского, Н. Герова и др.

Во-вторых, опыт Славянского Возрождения демонстрирует, что национальная идентичность каждого из славянских народов формировалась как составная часть общей славянской идентичности. Не исключение - и русская идентичность, важным моментом становления которой стал, например, визит в 1819 г. Вука Караджича в Петербург, произведший огромное впечатление на общество и послуживший катализатором процессов национализации и демократизации русской культуры.

Итак, одним из путей восстановления Россией своих интеграционных функций в славянском мире может стать развитие исследовательской и образовательно-просветительской деятельности в области иден-тичностей славянских народов. «Поддержку стремления стран Центральной Европы и Балкан к сохранению своей идентичности» со стороны России и ее собственное участие в этом процессе К.В. Никифоров определяет как первостепенную задачу.

При всей сложности восстановления утраченного, внушает оптимизм то, что именно субъективная компонента национальной идентичности, по мнению многих исследователей, наиболее подвержена воздействию.

Для решения этой задачи современная отечественная славистика располагает теоретическими разработками, соизмеримыми по способности влиять на самосознание народов с идеями руководителей Славянского Возрождения. Таковы системные исследования древней церковнославянской письменности как самобытного творчества славянства, развернутые Е.М. Верещагиным; историко-лингвистические описания специфики славянской ментальности, осуществляемые В.В. Колесовым и его школой; восходящая к идеям Шафарика теория Центральноевропей-ской прародины славян, на современном уровне знания глубоко обосно-

ванная О.Н. Трубачевым, а недавно получившая дополнительное подтверждение со стороны польских генетиков, и др.

Но национальная идентичность - категория междисциплинарная, и объединительный потенциал названных, как и других идей современного славяноведения, в пространстве славянского мира могло бы увеличить сотрудничество ученых, представляющих как различные научные дисциплины, так и разные государства.

Активизация изучения и общественного обсуждения подобных фундаментальных проблем истории и культуры славянства поможет и самой славистике восстановить ослабленное в последнее столетие внутринациональное и международное внимание к ней, а славянской взаимности обрести новое дыхание.

Е.Ю. Гуськова

(Институт славяноведения РАН)

Тенденции взаимоотношений славянских народов на современном этапе

В мае в России Праздник славянской культуры и письменности отмечает 150-летний юбилей: в 1863 году Российский Святейший Синод установил ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая. В 1986 г. в СССР http://ru.wikipedia.org/wiki/1986 %Р0%Б3%Р0% ББ%00%Б4 день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».

Главная цель праздника - продемонстрировать единство славянских народов, вспомнить о корнях нашей общей культуры, этнической и языковой общности. Это особенно важно в современной Европе, где славяне разбрелись по своим квартирам и не слишком активно стремятся проявлять склонность к единству.

Можно ли в современных условиях говорить о единстве славянских народов или хотя бы о тенденции к единству?

В постсоциалистический период в бывших социалистических странах стали подчёркивать особенности исторической, религиозной, духовной и культурной жизни своих народов, менее всего обращая внимание на славянство. Охлаждение интереса к славянской идее становилось заметным. Между славянами появились линии разграничения. Сначала водораздел начал обозначаться по религиозной, географической системе координат. В 90-е годы внутри славянской группы чётко обозначилось разделение, прежде всего, на западных, южных и восточных славян. Именно тогда западные славяне достаточно цивилизованно решили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.