Научная статья на тему 'Опыт Школы-студии МХАТ по проведению международных театральных образовательных программ'

Опыт Школы-студии МХАТ по проведению международных театральных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / МОБИЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО / ШКОЛА-СТУДИЯ МХАТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATION / INTERNATIONAL PROGRAMS / MOBILITY / MOSCOW ART THEATRE SCHOOL / STANISLAVSKY''S SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурденко Елена Викторовна, Арцис Ирина Израилевна, Ильющенко Наталья Степановна

В статье рассмотрены результаты исследования создания, развития и проведения международных театральных образовательных программ, организованных Школой -студией МХАТ совместно с ведущими американскими университетами. Рассмотрена первая международная магистерская театральная программа, проводившаяся совместно с Университетом Карнеги-Меллон. Уделено внимание международной магистерской театральной программе, которая проводится совместно с Американским репертуарным театром при Гарвардском университете в настоящее время. Проведен анализ краткосрочной международной театральной образовательной программы, проводимой совместно с Wayne State University в Детройте (штат Мичиган), «Месяц в деревне» («Month in the country»). Полученные результаты подтверждают необходимость проведения международных театральных образовательных программ, которые способствуют глобальной мобильности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF MOSCOW ART THEATRE SCHOOL FOR THE INTERNATIONAL THEATRE EDUCATIONAL PROGRAMS

The article is concerned with the research results regarding the creation, development and implementation of the international theatrical educational programs organized by the Moscow Art Theatre School together with leading American universities. The article also considers the first international Master's theatre program carried out together with Carnegie Mellon University. Special attention is paid to the international Master's theatre program, which is currently being carried out together with the American Repertory Theatre at Harvard University. The article further analyses the short -term international theatrical educational program carried out together with Wayne State University in Detroit (the State of Michigan), which is called "Month in the Country". The results obtained confirm the necessity of carrying out international theatrical educational programs which is facilitated by the ongoing rise in global student mobility.

Текст научной работы на тему «Опыт Школы-студии МХАТ по проведению международных театральных образовательных программ»

ОПЫТ

ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖД УНАРОДНЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Елена Викторовна БУРДЕНКО,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки

Российского экономического университета им. Г В. Плеханова,

почетный работник высшего профессионального образования, Москва, Россия

e-mail: Burdenko-EV@yandex. ru

Ирина Израилевна АРЦИС,

доцент кафедры иностранного языка Школы-студии (институт)

им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова, Москва, Россия

e-mail: slava75914@gmail. com

Наталья Степановна ИЛЬЮЩЕНКО,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранного языка Школы-студии (институт)

им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова, Москва, Россия

e-mail: ilnatali77@mail. ru

В статье рассмотрены результаты исследования создания, развития и проведения международных театральных образовательных программ, организованных Школой-студией МХАТ совместно с ведущими американскими университетами. Рассмотрена первая международная магистерская театральная программа, проводившаяся совместно с Университетом Карне-ги-Меллон. Уделено внимание международной магистерской театральной программе, которая проводится совместно с Американским репертуарным театром при Гарвардском университете в настоящее время. Проведен анализ краткосрочной международной театральной образовательной программы, проводимой совместно с Wayne State University в Детройте (штат Мичиган), «Месяц в деревне» («Month in the country»). Полученные результаты подтверждают необходимость проведения международных театральных образовательных программ, которые способствуют глобальной мобильности студентов.

Ключевые слова: образование, культура, искусство, мобильность, студенты, система Станиславского, Школа-студия МХАТ, международные программы.

THE EXPERIENCE OF MOSCOW ART THEATRE SCHOOL FOR THE INTERNATIONAL THEATRE EDUCATIONAL PROGRAMS

Е. V. Burdenko, Ph. D. (Economics), Associate Professor of Department of Political Economy and History of Economic Science, Russian Economic University G. V. Plekhanov, an honorary worker of higher professional education

e-mail: Burdenko-EV@yandex. ru

I. I. Artsis, Associate Professor of Department

of Foreign Language School-studio (Institute) named Vl. I. Nemirovich-Danchenko at the Moscow Art Academic Theater named after A. P. Chekhov

e-mail: slava75914@gmail. com

N. S. Il'yushchenko, Ph. D. (Philology), Associate Professor of Department of Foreign Languages School-Studio (Institute) named Vl. I. Nemirovich-Danchenko at the Moscow Art Academic Theater named after A. P. Chekhov

e-mail: ilnatali77@mail. ru

The article is concerned with the research results regarding the creation, development and implementation of the international theatrical educational programs organized by the Moscow Art Theatre School together with leading American universities. The article also considers the first international Master's theatre program carried out together with Carnegie Mellon University. Special attention is paid to the international Master's theatre program, which is currently being carried out together with the American Repertory Theatre at Harvard University. The article further analyses the short-term international theatrical educational program carried out together with Wayne State University in Detroit (the State of Michigan), which is called "Month in the Country". The results obtained confirm the necessity of carrying out international theatrical educational programs which is facilitated by the ongoing rise in global student mobility.

Key words: Education, International Programs, Mobility, Moscow Art Theatre School, Stanislavsky's System.

Система работы актера над ролью была впервые описана самим К. С. Станиславским в книге «Моя жизнь в искусстве» в 1925 году и опубликована в Америке [15, 16]. Исследованием жизни и творчества К. С. Станиславского занимались такие ученые как О. А. Радищева, И. Н. Виноградская, Е. Я. Басин, А. М. Смелянский и другие [4, 12]. Серьезное влияние на становление и формирование Московского художественного театра оказал А. П. Чехов [5, 9, 10]. Исследование творческого пути А. П. Чехова отразилось в работах таких исследователей как А. А. Нинов, Вл. А. Ковалев и другие [7]. Проблемы высшего образования рассматриваются в трудах Е. В. Бурденко, Т. Е. Кузовлевой, Н. В. Песочинского, А. П. Кулиш, В. В. Базанова, Т. Н. Горина, Л. Г. Сундстрема, М. А. Перротта, Дж. Р. Хэмилтона и других ученых [1, 2, 3, 6, 17, 18]. История появления и развития международных театральных образовательных программ, проводимых Школой-студией МХАТ, нашла свое отражение в «Семейных альбомах», которые издаются к юбилейным датам [13, 14]. Но комплексное исследование, а также анализ развития и проведения международных театральных образовательных программ проводится впервые. Поэтому целью данного исследования является изучение создания, проведения и развития международных

театральных образовательных программ, организованных Школой-студией МХАТ в период с 1992 года по 2016 год.

В 1992 году у Олега Табакова и Роберта Очерда родилась идея создания Летней театральной школы Станиславского. Летом 1992 года была набрана первая группа из 17 человек. Проводилась эта краткосрочная программа в Кембридже. В течение месяца слушатели занимались актерским мастерством и сценическим движением с педагогами Школы-студии МХАТ. Программа оказалась интересной, и уже через год количество студентов увеличилось вдвое, появилось новое помещение, а сама программа расширилась. В программу был добавлен курс «История театра». Кроме актеров стали обучаться еще режиссеры.

Интерес к программе существует и в настоящее время, поэтому каждое лето в Кембридж приезжают педагоги из России. Сейчас программа длится 5 недель, в течение которых российские педагоги передают свои знания и опыт американским слушателям. В программу входят следующие предметы: сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство и история театра. Часто слушатели Летней театральной школы Станиславского после прохождения курса приезжают в Москву и продолжают свое знакомство с русским театром уже в Москве [1]. Проведение Летней театральной школы Станиславского послужило толчком для создания международных магистерских театральных программ.

Первая международная магистерская театральная программа была задумана в 1994 году и начала проводится с 1995 году Школой-студией МХАТ совместно с Университетом Карнеги-Меллон. Обучение было рассчитано на 11 месяцев, из которых два летних месяца проводились в Кембридже, в Летней школе имени Станиславского. Осенний семестр студенты учились в Питтсбурге, куда приезжали педагоги Школы-студии. На весенний семестр студенты приезжали в Москву. Таким образом, получалось, что студенты в течение всего времени обучения работали с педагогами из России.

Педагогами Школы-студии для работы с магистрантами была разработана специальная программа обучения. Помимо этого студенты привозили с собой готовый спектакль, поставленный русским педагогом, который играли для московской публики. За весенний семестр готовились и выпускались второй спектакль и класс-концерт. Первая поездка студентов Университета Карнеги-Меллон состоялась в 1995 году. Именно с этого года в репертуаре Учебного театра Школы-студии МХАТ появились спектакли на английском языке. Интерес зрителей был колоссальный, спектакли получали награды, критики писали рецензии. Совместная магистерская программа с Университетом Карнеги-Меллон просуществовала 4 года (1995-1998) и перестала проводиться в результате смены руководства театрального факультета. За период проведения программы обучение прошли 73 американских студента. Эта программа, безусловно, имела большое значение в истории развития международных театральных образовательных программ Школы-студии МХАТ. Интерес к деятельности «Американской студии» рос и в Москве, и со стороны США. Международные театральные образовательные программы стали своего рода примером русско-американских взаимоотношений в области образования и искусства.

В 1996 году Школа-студия МХАТ получает предложение открыть новую международную магистерскую театральную программу с Американским репертуарным театром при Гарвардском университете.

В 1997 году стартовала совместная международная магистерская театральная программа Школы-студии МХАТ с Американским репертуарным театром при Гарвардском университете, которая позволяет продолжить обучение актерскому мастерству. Данная программа дает высший уровень обучения актерской профессии. Отбор студентов проходит в четырех основных театральных центрах США: Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско. Каждый год набирают 18 актеров, а также несколько завлитов @гатаШ^) и педагогов по сценической речи.

Благодаря этой программе в Школе-студии МХАТ появилась Американская студия. Руководство международной магистерской программы и Американский репертуарный театр разработали проект реконструкции помещения для занятий, вложили средства и осуществили этот проект. В результате в мансарде дома 3а в Камергерском переулке был сделан ремонт, построен репетиционный зал, комната для занятий и небольшой кабинет. Все как в настоящем театре. Теперь все приезжающие в Школу-студию МХАТ американские студенты имеют собственное помещение для занятий.

На магистерскую программу поступают артисты, уже окончившие колледж и имеющие профессиональный актерский опыт. В магистратуре студенты учатся два года и три месяца. Педагоги Школы-студии МХАТ принимают участие в программе в течение всего срока обучения. Летом в Кембридж приезжает педагог Школы-студии МХАТ по актерскому мастерству, который начинает программу в Гарварде. Кроме актерского мастерства летом студенты занимаются с русскими педагогами сценической речью и движением. Сразу в начале обучения студентов начинают знакомить с системой образования Школы-студии МХАТ, объясняют, из чего состоит обучение. После этого студенты учатся осенний семестр с американскими педагогами [8]. При этом на весенний семестр первого года обучения американские студенты обязательно приезжают учиться в Москву.

Приезжающие в Москву студенты уже выбрали профессию, поэтому им важно освоить дополнительные навыки, вырасти в профессиональном плане. Программа предполагает интенсивные занятия с утра до вечера. В конце семестра по изучаемым дисциплинам сдаются контрольные уроки, на которые приезжают руководители программы из Гарварда, что дает возможность объективно оценить результаты проделанной работы за московский семестр. Учебный план весеннего семестра не сильно отличается от осеннего семестра. Но магистерская программа предполагает, что студенты в сжатые сроки должны освоить то, что российские студенты проходят за четыре года.

В течение этого семестра студенты не только учатся, но и репетируют спектакли, которые потом показывают на сцене Учебного театра. Благодаря магистерской программе в репертуаре Учебного театра Школы-студии МХАТ появились спектакли на английском языке. Фактически Американская студия Школы-студии МХАТ стала единственным постоянно действующим англоязычным театром в Москве. За это время у неё появилась группа постоянных зрителей. Постановки Американской студии привлекают зрителей возможностью приобщиться к американской культуре и к американскому театру. Спектакли на английском языке принимали участие в различных театральных фестивалях России:

• в 2010 году спектакль «Алиса против страны чудес» принимал участие в театральном фестивале «Твой шанс» в Москве и был награжден;

• в 2012 году спектакль «Мнимый больной» принимал участие в театральном фестивале «Твой шанс» в Москве и в театральном фестивале «Будущее театральной России» в Ярославле, где получил положительные отзывы;

• в 2014 году спектакли «Иванов» и «Дядя Ваня» принимали участие в фестивале «Мелиховская весна».

С момента проведения программы сложилась практика предварительной подготовки спектакля с американским режиссером в США, который потом переносился на московскую сцену. Но в 2014 году решили изменить порядок подготовки выпускного спектакля. Режиссер из России приезжает в Америку и в течение зимнего семестра начинает работу над спектаклем, которую потом заканчивает в марте уже на московской сцене. В результате в 2014 году был выпущен спектакль «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского (режиссер Марина Брусникина), в 2015 году выпустили два спектакля: «Одинокий голос» по рассказам и письмам И. Бунина и «Доходное место» по пьесе А. Островского (в обоих спектаклях режиссер Илья Бочарников). Подобная практика оказалась очень трудоемкой. Абсолютно новый спектакль не переносится с одной сцены на другую, а создается в Москве за очень короткий срок. Необходимо не только выучить роли, отрепетировать, но и подобрать костюмы, построить декорации, выставить свет, настроить звук. В процессе выпуска спектакля все магистранты получают бесценный профессиональный опыт.

Для помощи в организации процесса выпуска спектакля Американской студией привлекаются студенты продюсерского факультета. За художественное оформление спектакля отвечают студенты факультета сценографии и театральной технологии. Участие в программе помогает российским студентам получить новый профессиональный опыт.

Кроме актеров в рамках магистерской программы обучаются также dramaturgs. В американской системе профессия (ЗгатаШгдэ предполагает тесное сотрудничество с режиссером и автором литературного произведения. В его обязанности входит сбор всей необходимой информации об авторе произведения, истории постановок, работа над литературным контекстом, исторической канвой произведения, написание аннотации к спектаклю и др. Поэтому важной частью обучения ^атаШ^ является посещение большого количества спектаклей. Главная цель посещения спектаклей - это увидеть различные интерпретации литературных произведений, познакомиться с новыми театральными течениями. Dramaturgs более интенсивно занимаются изучением русского языка, что необходимо для просмотра спектаклей. В рамках программы они изучают историю русского театра, историю драмы, современную драматургию, историю искусств, историю сценографии. Все изучаемые дисциплины направлены на более глубокое понимание русского театра и русской культуры.

На протяжении всего семестра dramaturgs ведут дневники о своем пребывании в Москве. Эти дневники публикуются на сайте Школы-студии МХАТ. Каждый желающий может прочитать и узнать мнение молодых американцев о том или другом театральном событии, режиссере или просто о России. Обязательным элементом обучения является участие одного из dramaturgs в работе над спектаклем, который выпускается в Москве. Он должен собрать всю необходимую информацию, работать с режиссером, художником и артистами. По окончании магистерской программы студенты получают диплом магистра Школы-студии МХАТ, а Гарвардский универ-

ситет предоставляет возможность вступления в актерский профсоюз (American Equity Association, AEA).

За период с 1997 года по 2017 год было обучено почти 400 американских студентов. Численность американских студентов, обучавшихся в период с 2000 г. по 2016 г. представлена на рис. 1.

год

Рис. 1. Численность американских студентов, обучившихся по международной магистерской театральной программе Школы-студии МХАТ и Гарвардского университета в период с 2000 по 2016 год, человек1

В результате сотрудничества Школы-студии МХАТ с Wayne State University в Детройте (штат Мичиган) появилась краткосрочная международная театральная образовательная программа, которая проводится ежегодно в июне. Сотрудничество началось в 2003 году и продолжается до сих пор. Инициатором программы стал Джеймс Томас, который руководит этой программой с американской стороны. Свое название программа получила от названия пьесы И. Тургенева «Месяц в деревне». По этой программе обучаются не только студенты-актеры, но и театральные художники, театральные менеджеры и др. Джеймс Томас набирает на эту программу не только студентов своего университета, но и университета Виндзор в Канаде, поэтому в состав группы входят американские и канадские студенты. В этой программе принимают участие не только студенты, получающие степень бакалавра, но и студенты-магистранты. Обучение длится четыре недели.

1 Составлено авторами.

Программа «Месяц в деревне» является очень важной для будущих артистов, поскольку позволяет познакомиться с обучением в Школе-студии МХАТ, русской культурой и искусством. Программа предполагает активное обучение с утра и до вечера, а также посещение театров вечером или в свободное время.

За период проведения программы с 2003 по 2016 год более 220 студентов прошли обучение. Численность американских студентов, обучившихся по международной театральной образовательной программе «Месяц в деревне» в Школе-студии МХАТ с 2004 по 2016 год, показана на рис. 2. Программа пользуется заслуженным интересом среди американских студентов.

я о

год

Рис. 2. Численность американских студентов, обучившихся по международной театральной образовательной программе «Месяц в деревне» в Школе-студии МХАТ с 2004 года по 2016 год, человек1

Школа-студия МХАТ является хранителем лучших достижений театрального искусства. Поэтому международные театральны е образовательные программы стали такими популярными среди иностранных студентов. Современная русская театральная школа использует различные методы воспитания актера, фундаментом которого является система Станиславского, которая включает «этюдный метод», «метод физического действия», «метод действенного анализа» [11]. Наши педагоги сочетают и индивидуально применяют при работе со студентами все перечисленные методы, что принципиально отличается от театрального обучения в других странах. Например, в США студенты проходят обучение в нескольких мастерских с разной художественной программой. В международной театральной образовательной программе Школы-студии МХАТ

1 Составлено авторами.

осуществляется синтез основных театральных направлений, что делает программу особенно уникальной. Это дает возможность студентам обучаться разным способам игры, в основе которой лежит система Станиславского, позволяет студентам-актерам приобрести основы профессиональных навыков за довольно короткий период обучения (один семестр осень - зима, или летом в течение одного месяца). Основная задача международных театральных образовательных программ - научить актера «действовать вживую». Наши педагоги осуществляют творческий процесс воспитания синтетических актеров. Сценическое действие актера воспринимают как логический, последовательный процесс, который происходит в определенных «предполагаемых обстоятельствах». Этюдный метод, который активно используется при обучении, помогает студентам овладеть системой Станиславского в ее современном понимании.

Наряду с коллективной работой педагоги по мастерству работают индивидуально с каждым студентом, помогая подготовить монологи из пьес А. П. Чехова для будущего показа (кастинга) в театры Америки или других стран. Это помогает студентам лучше понять замысел произведения, используя различные выразительные формы, что дает им необходимое ощущение свободы и возможность самовыражения. Все это делает международную театральную образовательную программу особенно интересной для иностранных студентов.

Международные театральные образовательные программы по обучению иностранных студентов предлагают чередование материала и задач, которые ставятся при прохождении каждой части программы, что вносит разнообразие в подачу материала и позволяет использовать различные виды работ. Все упражнения программы построены в порядке нарастания трудностей и постепенного перехода от более простых упражнений к этюдам, а затем и к отрывкам из различных произведений русских классиков, что позволяет студентам значительно быстрее и продуктивнее осваивать материал. Многие упражнения рассчитаны на самостоятельную работу студентов, расширяют их кругозор, а также обсуждаются в аудитории со студентами и профессорами. Это делает международные театральные образовательные программы особенно привлекательными для иностранных студентов, для которых знакомство с психологическим русским театром становится поистине открытием и позволяет им глубже проникнуть в создание различных образов, расширяет их творческий потенциал.

Исследование выявило стабильный ежегодный рост количества студентов и расширение географии приезжающих студентов из различных штатов Америки и других стран. При проведении исследования были использованы системный подход и количественный анализ. В результате можно сделать вывод о том, что российское высшее образование может занять свою нишу в мировом рынке образовательных услуг, а международные театральные образовательные программы являются конкурентоспособными.

Литература

1. Бурденко Е. В., Арцис И. И., Ильющенко Н. С. Международная театральная образовательная программа: 25 летний опыт // Высшее образование в России.-2017.- № 8-9.- С. 143-151.

2. Бурденко Е. В. Индекс глобальных инноваторов как характеристика использования преимуществ экономики знаний // Креативная экономика.- 2017.- Т. 11.- № 8.-С. 813-824. doi: 10.18334/се.11.8.38236

3. Бурденко Е. В. Качество образовательных услуг в инновационной экономике // Федеральный бюджет на 2012-2014 годы: инструмент модернизации российской экономики (наука и образование): (по материалам круглого стола), 7 октября 2011 г.- Москва: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011.- С. 90-95. doi: 10.18411/b-2016-002

4. Виноградская И. Н. Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись. Т. З.Москва: МХТ, 2003.

5. Немирович-Данченко Вл. И. Творческое наследие: в 4 т. Письма из прошлого.-Москва: Московский художественный театр, 2012.

6. История художественного образования в России / ред-кол. Е. П. Костина, О. А. Па-шина, Е. И. Струтинская, А.А. Ушкарев.- СПб.: Композитор, 2007.- 624 с.

7. Ковалев Вл. А. Творческий Путь А. П. Чехова.- Москва: Изд-во Московского университета, 1991.

8. Лисина Е. В. Три условия «выживания» студентов театральных факультетов американских университетов в Москве во время их стажировки в Школе-студии МХАТ // Вестник Северо-восточного университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия.- 2016.- № 2.- С. 18-22.

9. Михаил Чехов, путь актера, жизнь и встречи.- Москва: Хранитель, 2007.

10.Письма О. С. Бокшанской Вл. И. Немировичу-Данченко: в 2 т.- Москва: МХТ, 2005.

11. Психологические основы системы Станиславского.- Москва: Академия Гуманитарных Исследований, 2009.

12.Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений: 1917-1938.- Москва: Артист. Режиссер. Театр, 1999.

13.Семейный альбом.- Москва: Московский художественный театр, 2003.- 240 с.

14.Семейный альбом.- Москва: Московский художественный театр, 2013.- 416 с.

15.Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9 т.- Москва: Искусство, Московский Художественный театр, 1999.- Т. 9. Письма 1918-1938.

16.Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве.- Москва: АСТ: Зебра Е, 2009.

17.Hamilton J. R. The Art of Theater. 2007. DOI: 10.1002/9780470690871.

18.Perrotta M.A. Theater School: Students as Actors and Writers for the Stage. IGI. 2013. DOI: 10.4018/978-1-4666-2122-0. ch041.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.