Научная статья на тему 'Опыт решения задач в сфере комплексной безопасности региона при создании ситуационного центра главы субъекта РФ'

Опыт решения задач в сфере комплексной безопасности региона при создании ситуационного центра главы субъекта РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
482
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ (СРСЦ) / СЦ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РФ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / THE SYSTEM OF DISTRIBUTED SITUATION CENTERS (SDSC) / THE SITUATION CENTER OF THE HEAD OF A FEDERAL SUBJECT OF RUSSIA / COMPREHENSIVE SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысенко Эдуард Анатольевич

Описан опыт организации взаимодействия Губернатора Ярославской области, органов государственной власти Ярославской области, руководителей органов местного самоуправления, возглавляемых ими коллегиальных органов, а также решения задач информационно-аналитического обеспечения при выполнении функций государственного управления субъектом РФ и подчиненными муниципальными образованиями в сфере комплексной безопасности субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лысенко Эдуард Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in Solving Problems in the Area of Comprehensive Security of a Region when Creating the Situation Centre of the Head of an RF Subject

The author describes the experience of cooperation among the governor of the Yaroslavl region, the Yaroslavl region government bodies, heads of the local government bodies, their subordinate collegial bodies, and in providing information and analytical support for the governance functions of the federal subject of Russia and the subordinate municipal entities in the area of comprehensive security of the federal subject.

Текст научной работы на тему «Опыт решения задач в сфере комплексной безопасности региона при создании ситуационного центра главы субъекта РФ»

/16 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 3 (49) УДК 51-74, 519.673

Опыт решения задач в сфере комплексной безопасности региона при создании ситуационного центра главы субъекта РФ

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

Э.А. Лысенко

Аннотация

Описан опыт организации взаимодействия Губернатора Ярославской области, органов государственной власти Ярославской области, руководителей органов местного самоуправления, возглавляемых ими коллегиальных органов, а также решения задач информационно-аналитического обеспечения при выполнении функций государственного управления субъектом РФ и подчиненными муниципальными образованиями в сфере комплексной безопасности субъекта РФ.

Ключевые слова: система распределенных ситуационных центров (СРСЦ); СЦ главы субъекта РФ; комплексная безопасность.

Experience in Solving Problems in the Area of Comprehensive Security of a Region when Creating the Situation Centre of the Head of an RF Subject

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

E. Lysenko

Abstract

The author describes the experience of cooperation among the governor of the Yaroslavl region, the Yaroslavl region government bodies, heads of the local government bodies, their subordinate collegial bodies, and in providing information and analytical support for the governance functions of the federal subject of Russia and the subordinate municipal entities in the area of comprehensive security of the federal subject.

Key words: the system of distributed situation centers (SDSC); the situation center of the Head of a federal subject of Russia; comprehensive security.

Ситуационные центры (далее — СЦ) Глав субъектов Российской Федерации (далее — РФ), создаваемые и модернизируемые в регионах в рамках реализации общегосударственной программы по развитию системы распределенных ситуационных центров (далее — СРСЦ), предназначены для обеспечения деятельности руководителей субъектов РФ, руководителей органов государственной власти субъекта РФ, руководителей органов местного самоуправления, а также возглавляемых ими коллегиальных органов при выполнении функций государственного управления субъектом РФ и подчиненными муниципальными образованиями. Создание системы носит комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления в целом.

Обеспечение комплексной безопасности субъекта РФ является неотъемлемой задачей органов государственной власти региона и строится на основании принципов рациональной достаточности и эффективности.

Правительством Ярославской области, в тесном сотрудничестве с главным управлением МЧС России по Ярославской области, с 2008 года ведется планомерная работа по созданию и совершенствованию подсистемы мониторинга безопасности объектов (далее — ПМБО), которая обеспечивает решение задач безопасного развития региона: сбор и обработку информации о состоянии дел в регионе, мониторинг реализации стратегических национальных приоритетов, решение задач безопасного развития регионов, а также управление регионом в случае возникновения кризисных ситуаций и происшествий.

Правительство Ярославской области занимается миграцией системы со старой архитектуры в новую (более легкий вариант, с точки зрения присоединения новых рабочих мест). Сейчас туда мигрируют все исторические данные, и постепенно она вводится в режим повседневной деятельности с контуром: территориальные подразделения МВД России, МЧС России, МО России, ФСБ + ОМСУ (см. рис. 1).

Вместе с тем, как показывает этот опыт создания системы комплексной безопасности региона, нельзя останавливаться только на задачах текущего управления инцидентами (кризисными ситуациями и происшествиями).

В рамках второй очереди создания системы большое внимание будет уделено реализации функций средне- и долгосрочного планирования в сфере комплексной безопасности: мониторингу показателей обеспечения национальной безопасности, анализу и прогнозированию измеримых показателей, решению задач сценарного моделирования, территориальному планированию безопасного развития региона и планированию профилактических мероприятий в сфере комплексной безопасности.

Это позволит перейти на качественно иной уровень управления процессами в сфере комплексной безопасности: от решения задач управления инци-

дентами (кризисными ситуациями и происшествиями) к управлению рисками (т.е. ранжирование рисков угроз безопасности субъекта РФ, планирование комплексов мероприятий по достижению приемлемых рисков, планирование потребностей в людских, материальных, финансовых и иных ресурсах), а также управлению программами и проектами в сфере комплексной безопасности (т.е. решение задач стратегического планирования путем формирования и поддержания силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов).

Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений. На фоне структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задолженности, волатильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов.

Сейчас ведется работа по планомерной модернизации ПМБО. Реализованные в ней алгоритмы прогнозирования развития кризисных ситуаций, оценки возможного социального и экономического ущерба, оценки потребности в необходимых силах и средствах уже сейчас позволяют решать весь спектр задач управления инцидентами (кризисными ситуациями и происшествиями).

Дальнейшее развитие системы видится в решении следующих задач:

1. Интеграция ПМБО с автоматизированными системами в целях формирования единого информационного пространства сбора и обработки информации в целях информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений в сфере комплексной безопасности субъекта РФ (см. рис.), включая:

системы комплексного мониторинга обстановки на территории субъекта РФ;

автоматизированные системы территориальных органов ФОИВ;

информационно-аналитические системы, обеспечивающие функции государственного управления субъектом РФ в социально-экономической и общественно-политической сферах;

совершенствование функционала ПМБО, в том числе:

реализация задач планирования государственных программ и иных мероприятий;

оценка ресурсообеспеченности осуществляемых программ и проектов, а также планирование, создание, освежение, использование и утилизацию необходимых запасов материальных, технических, финансовых и иных ресурсов;

/18 См! SecurityTechnology, Уо1. 13, 2016, N0. 3 (49)

Рис. Организация взаимодействия Губернатора Ярославской области, органов государственной власти Ярославской области, руководителей органов местного самоуправления, а также возглавляемых ими коллегиальных органов при выполнении функций государственного управления субъектом РФ и подчиненными муниципальными образованиями

в сфере комплексной безопасности субъекта РФ.

контроль исполнения и оценка эффективности осуществляемых государственных программ и иных мероприятий;

2. Мониторинг показателей национальной безопасности в целях реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защиты национальных интересов, в том числе:

долго- и среднесрочное планирование безопасного социально-экономического развития субъекта РФ;

контроль реализации документов стратегического планирования субъекта РФ;

оценка эффективности реализуемых программ и проектов на основе анализа динамики изменения программных показателей.

Решение вышеперечисленных задач позволит в полной мере реализовать требования действующих нормативно-правовых актов и нормативно-методических документов, регламентирующих обеспечение функций государственного управления субъектом РФ в целях безопасного развития региона.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 2.07.2005 № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2010№ 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия».

5. Распоряжение Президента Российской Федерации от

3.10.2013 № Пр-2308 «О концепции создания системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту».

6. Распоряжение Президента Российской Федерации 15.11.2011 № Пр-3400 «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения РФ и защищенности КВО и ПОО от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года».

7. «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утверждена поручением Президента Российской Федерации от 20.11.2013 № Пр-2685).

8. Поручение Президента Российской Федерации от 01.06.2011 № Пр-1857 «О подготовке предложений по организации взаимодействия в системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

11. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

12. Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.12.2005 № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 8.09.2010 № 697 (ред. от 19.03.2014) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от

3.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения

и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»».

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации».

19. Концепция Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, утверждена в 2010 году руководителями МВД России, МЧС России, ФСБ России.

20. Методические рекомендации «АПК «Безопасный город», построение (развитие), внедрение и эксплуатация», утвержденные МЧС России от 22.02.2015 № 2-4-87-12-14.

21. Временные единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденные МЧС России от 29.12.2015 № 14-7-5552.

Сведения об авторе

Лысенко Эдуард Анатольевич: зам. Губернатора Ярославской области — директор департамента информатизации и связи, Правительство Ярославской области. 150000, г. Ярославль, Советская пл., д. 3. E-mail: LysenkoEA@region.adm.yar.ru

Information about authors

Lysenko Edward A.: Deputy Governor of the Yaroslavl Region — Director of Information and Communications Department, Government of the Yaroslavl region. 150000, Yaroslavl, Sovetskaya Sq., 3. E-mail: LysenkoEA@region.adm.yar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.