Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕШЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ САХАЛИНСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ'

ОПЫТ РЕШЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ САХАЛИНСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SECURITY / ОСВОЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ / DEVELOPING OF OIL AND GAS RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Надеин В.А., Путилов М.Ф., Кузьмин Ю.О., Никонов А.И., Дроздов Ю.Н.

Рассмотрены вопросы обеспечения экологической безопасности при освоении нефтегазовых ресурсов Сахалина. Показаны возможности для снижения сейсмических и других нагрузок на стационарные морские платформы и магистральные трубопроводы. Результаты исследований были доложены на международной конференции «Современная геодинамика недр и эколого-промышленная безопасность объектов нефтегазового комплекса» (Москва, 7-9 декабря 2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Надеин В.А., Путилов М.Ф., Кузьмин Ю.О., Никонов А.И., Дроздов Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in solving problems of oil and gas geodynamic Sakhalin projects

The problems of environmental security in developing oil and gas resources of Sakhalin are considered. The possibilities for reducing seismic and other loads on fixed offshore platforms and pipelines are shown.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕШЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ САХАЛИНСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ»

ОПЫТ РЕШЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ САХАЛИНСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ

В.А. Надеин1, М.Ф. Путилов1, Ю.О. Кузьмин2, А.И. Никонов3, Ю.Н. Дроздов 4,

В Н. Пучков 4

1 - «НГБ-Энергодиагностика»; 2 - ИФЗ РАН; 3 - ИПНГ РАН; 4 - ИМАШ РАН

В статье рассмотрено решение сложных научно-технических проблем сооружения трубопроводной системы для транспорта нефти и газа от Пильтун-Астохского и Лунского месторождений до завода по производству сжиженного природного газа (СИГ) в район Южно-Сахалинска и добывающих платформ, расположенных на морском шельфе восточного берега о-ва Сахалин в Охотском море. Природные условия Сахалина и его шельфа характеризуются не только разнообразием растительного и животного мира, обилием морепродуктов, наличием краснокнижных морских млекопитающих, но и суровым климатом, высокой сейсмической опасностью, сложными тектоническими, инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием опасных геологических явлений и процессов. Кроме того, в результате реализации сахалинских проектов по освоению углеводородных месторождений на шельфе острова существенно возрастает техногенная нагрузка на недра, что может привести к активизации природных геодинамических процессов с возможными значительными негативными последствиями. В этих условиях приобретают исключительное значение вопросы обеспечения промышленной и, как следствие, экологической безопасности при освоении Пильтун-Астохского и Лунского нефтегазовых месторождений в рамках реализации проекта «Сахалин-2».

С учетом грунтовых условий площадок размещения морских стационарных платформ Лун-А и ПА-Б определены следующие значения пиковых горизонтальных ускорений грунта, которые передаются на опорный блок платформы - железобетонное гравитационное основание:

Платформа Лун-А

• атах = 0,235 g - для проектного землетрясения (ПЗ),

• атах = 0,595 g - для максимального расчетного землетрясения (МРЗ).

Платформа ПА-Б

• amax = 0,207 g - для ПЗ,

• amax = 0,482 g - для МРЗ.

Для защиты верхних строений морских стационарных платформ и размещенного на них оборудования от сильных сейсмических воздействий в проектной документации на строительство платформ Лун-А и ПА-Б предусмотрена установка фрикционных маятниковых подшипников (ФМП) компании «Earthquake Protection Systems, Inc.» (далее EPS), по одному на опорную колонну.

На решение применить в проекте «Сахалин-2» ФПМ повлияла также возможность с их помощью снизить не только сейсмические нагрузки на верхнее строение, но и устранить воздействие на них ударных нагрузок, вызываемых арктическими льдами и штормовыми волнами, так как в этих подшипниках действуют относительно малые силы трения.

ФМП устанавливаются между конструкциями, которые должны быть сейсмически развязаны: между верхним строением и его опорным блоком (рис. 1, см. Приложение).

Во время землетрясения шарнирный ползун внутри подшипника скользит вдоль вогнутой поверхности из нержавеющей стали, заставляя опору двигаться в пределах малых перемещений маятника. Поскольку вызванные землетрясением смещения возникают первоначально в подшипниках скольжения с низким трением, боковые нагрузки и колебательные движения, передаваемые на поддерживаемое сооружение, существенно уменьшаются.

Действие фрикционного маятникового подшипника позволяет верхнему строению и опорному блоку платформы оставаться параллельными друг другу и перемещаться относительно друг друга во время сейсмических колебаний.

Северо-восточное побережье Сахалина и примыкающая к нему часть континентального шельфа в окрестностях зоны восточно-сахалинского разлома, к которой относятся территории Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, характеризуются 9-балльной сейсмичностью.

Система морских и береговых нефтепроводов, газопроводов протянулась на 800 км от 53°с.ш. по меридиану на юг вдоль восточного побережья (рис. 2, см. Приложение).

Как показано на схеме, северная часть нефтепроводов и газопроводов до объединенного берегового технологического комплекса (БТК) выполнена из труб диаметром 20". Магистральный нефтепровод диаметром 24" и газопровод диаметром 48" от БТК до терминала отгрузки нефти и завода СПГ имеют соответственно протяженность 617,6 и 615,6 км. Магистрали проложены параллельно. Рабочее давление в магистральных трубопроводах 100 bar. Трассы трубопроводов уникальны по сложности природно-климатических условий. Они проложены по территории высокой сейсмической активности (до 9-10 баллов по MSK-64), пересекают множество рыбоохранных нерестовых рек и ручьев, участки, грунты которых разжижаются при землетрясении, гористую местность с неустойчивыми оползневыми склонами в 50° и др.

Но основную техническую сложность представляет пересечение трубопроводами 19 активных тектонических разломов, в том числе:

♦ 10 пересечений Ключевского разлома;

♦ 8 пересечений в поднятом крыле Ключевского разлома;

♦ одно пересечение Гаромайского разлома.

Активность тектонических разломов характеризуется наличием поверхностных смещений в голоценовый период (в течение последних 10 000 лет).

При этом рассматривалась вероятность землетрясения за 200;500;1000 и 2 000 лет. Максимальная сила землетрясений за 200 и 1000 лет была определена в 8,5 и 9,8 баллов по шкале MSK-64. Им соответствовали пиковые ускорения грунта 0,3 g и 0,69 g (g - ускорение свободного падения). Максимальные подвижки грунта, проектные смещения разломов:

- Ключевской разлом от 1 до 4,2 м;

- Разрывы в поднятом крыле Ключевского разлома от 0,7 до 2,1 м;

- Гаромайский разлом - 5,5 м.

- Проектные смещения соответствуют землетрясению с моментной магнитудой от 6,9 до 7,1 (Mw).

При землетрясениях возникают горизонтальные и вертикальные взаимные подвижки пластов грунта. Горизонтальные — вдоль разломов, образовывая сбросы по простиранию. Подвижки поперек разлома вызывают вертикальные взбросы/сбросы. Возможны также их различные комбинации.

Важнейшими факторами сейсмоопасности, которые могут повлиять на механическую целостность трубопроводов, являются: движение взбросов/сбросов, разжижение грунта, неустойчивость склонов (оползни), распространение сейсмических волн и сотрясение грунта.

Среди перечисленных опасностей наибольшую представляют пересечения активных тектонических разломов. Трубопроводы, пересекающие зоны разломов, должны выдерживать продольные деформации и деформации изгиба, связанные со смещением поверхности грунта.

Проектирование переходов через зону разломов основано на использовании способностей сварных стальных трубопроводов деформироваться в соответствии с движением грунта.

Дополнительные инженерно-геологические изыскания, проведенные во время этапа рабочего проектирования, заставили пересмотреть геотектонику разломов и практически увеличить расчетные смещения разломов, в некоторых случаях выходя за рамки решений предварительного проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровский Д.И., Кузьмин Ю.О., Надеин В.А., Никонов А.И. Опыт создания системы геодеформационного мониторинга в рамках реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» // Геодинамика в решении экологических проблем развития нефтегазового комплекса: Материалы IV Междунар. совещ. (Санкт-Петербург, сентябрь 2003). Т. 2. М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2004. С. 49-54.

2. Махутов Н.А., Надеин В.А., Щеглов Б.А., Семьянистов А.И. Устойчивость магистрального трубопровода при продольном сейсмическом сжатии // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2008. № 4. С.103-110

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Работа фрикционного маятникового подшипника скольжения

Рис. 2. Схема трубопроводной системы «Сахалин-2»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.