Научная статья на тему 'Опыт регулирования потока прямых иностранных инвестиций в мировых интеграционных группировках'

Опыт регулирования потока прямых иностранных инвестиций в мировых интеграционных группировках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INVESTMENT COOPERATION / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ / INTERNATIONAL INTEGRATION GROUPINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукушкин Дмитрий Сергеевич, Жихарева Алина Константиновна

В статье анализируются институциональные особенности регулирования потоков прямых иностранных инвестиций международными интеграционными группировками: ЕС, НАФТА, Меркосур, АСЕАН, ЭКОВАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in Regulating the Flow of Foreign Direct Investment in the World Integration Groups

This paper analyzes the institutional features of the regulation of foreign direct investment by international integration groups: the EU, NAFTA, Mercosur, ASEAN, ECOWAS.

Текст научной работы на тему «Опыт регулирования потока прямых иностранных инвестиций в мировых интеграционных группировках»

DOI: 10.31249/rsm/2018.02.09

Д.С. Кукушкин, А.К. Жихарева

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТОКА ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВКАХ

Аннотация. В статье анализируются институциональные особенности регулирования потоков прямых иностранных инвестиций международными интеграционными группировками: ЕС, НАФТА, Меркосур, АСЕАН, ЭКОВАС.

Ключевые слова: инвестиционное взаимодействие, прямые иностранные инвестиции, международные интеграционные группировки.

Кукушкин Дмитрий Сергеевич - старший преподаватель Московской школы экономики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МШЭ МГУ). E-mail: [email protected]

Жихарева Алина Константиновна - преподаватель Московской школы экономики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МШЭ МГУ). E-mail: [email protected]

D.S. Kukushkin, A.K. Zhihareva. Experience in Regulating the Flow of Foreign Direct Investment in the World Integration Groups

Abstract. This paper analyzes the institutional features of the regulation of foreign direct investment by international integration groups: the EU, NAFTA, Mercosur, ASEAN, ECOWAS.

Keywords: investment cooperation, foreign direct investment, international integration groupings.

Kukushkin Dmitriy Sergeevich - Senior Lecturer of Moscow School of Economics of Moscow State University (MSE MSU). E-mail: [email protected]

Zhihareva Alina Konstantinovna - Lecturer of Moscow School

of Economics of Moscow State University (MSE MSU).

E-mail: [email protected]

В период 1990-2013 гг. объем потока иностранных инвестиций (в первую очередь прямых иностранных инвестиций - ПИИ) вырос более чем в 7 раз, с 208 млрд до 1,45 трлн долл. [10]. Одновременно с этим процессом проходило интенсивное развитие мировых интеграционных группировок, на долю которых приходится свыше половины мировых ПИИ. Поэтому представляется важным проанализировать накопленный опыт по привлечению потоков ПИИ в основных мировых интеграционных объединениях: ЕС, НАФТА, Меркосур, ЭКОВАС.

В научной среде пока нет устоявшегося определения термина ПИИ. По нашему мнению, наиболее полным определением можно считать версию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

По эталонному определению ОЭСР, прямые иностранные инвестиции -это вид международных инвестиций, совершенных резидентом одной страны (прямым инвестором) с целью реализации своей долговременной заинтересованности в предприятии - реципиенте прямых инвестиций в другой стране. Мотивацией прямого инвестора является установление долговременных отношений с предприятием прямого инвестирования с целью оказания существенного влияния на управление этим предприятием.

В международной практике количественным порогом для выделения прямых иностранных инвестиций установлена доля участия инвестора в уставном капитале в размере не менее 10% голосующих акций [6]. Признавая это определение в качестве базового, ряд стран все же варьирует пороговое значение для ПИИ в диапазоне от 10 до 25%. Эмпирический опыт дает несколько иную картину - в 80% случаях вложения ПИИ доля голосующих акций, оказывающихся в руках инвестора, составляет 51% [там же].

Согласно приведенным данным (рис. 1), наибольшие потоки ПИИ в мировой экономике приходятся на ЕС и НАФТА. Однако следует отметить, что с 2006 г. наблюдается резкое снижение объемов и доли ПИИ в ЕС (с 50 до 19%). Потоки ПИИ в СНГ, АСЕАН и Меркосур характеризуются значительно меньшими объемами, хотя в посткризисные годы их доля в мировых ПИИ несколько выросла.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в 2011 г. действовало более 240 [11] преференциальных торговых соглашений, подавляющее большинство которых образовано на двусторонней основе. На основе разработанной методики ВТО далеко не все торговые соглашения, заключенные между государствами, можно отнести к числу исходно формирующих интеграционные объединения, только около трети зарегистрированных в ВТО

многосторонних торговых соглашений могут быть основой для интеграции. Из 240 торговых соглашений лишь 22 ставят задачу создания таможенных союзов, половина из них относится к ЕС и представляет собой соглашение между членами ЕС и третьими странами. На данный момент можно выделить ряд наиболее значимых с экономической и политической точек зрения интеграционных группировок, различающихся как по степени интеграции (согласно теории Б. Балашша), так и по целям своего создания.

60,0%

Ci C"i Ci Ci СП Ci Ci О О О О О О О О О г—1 *—1 *—1 г—■ *—I ^н

CiCiCiCCiCiCOOOOOOOOO^jSOCCOO

Рис. 1. Доли интеграционных группировок в мировом объеме ПИИ в 1993-2015 гг., в %

Источник: Составлено на основе данных ЮНКТАД [10].

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ В МИРЕ НА КОНЕЦ 2016 г.

Интеграционное объединение Стадия интеграции

Европейский союз - ЕС (European Union) Экономический и валютный союз

Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (North American Free Trade Agreement) Неполная зона свободной торговли

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association of Southeast Asian Nations) Зона свободной торговли с изъятиями

Общий рынок стран Южного Конуса - Меркосур (Mercado Comun del Sur - Mercosur) Общий рынок

Экономическое сообщество государств Западной Африки - ЭКОВАС (Economic Community of West African States) Экономический и валютный союз (полностью не функционирует)

Остановимся более подробно на анализе роли ПИИ в рамках отдельных интеграционных объединений. На рисунке 2 представлены отношения потоков ПИИ к ВВП исследуемых группировок.

3,0%

8,0%

0,0%

стстстсг.стслстоооооооооооооооо

гНгН^НтНгНгНгНГ^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^Г^

Рис. 2. Отношение потоков ПИИ к ВВП

в ЕС-27, НАФТА, Меркосур, АСЕАН, ЭКОВАС, СНГ, в %

Источник: Составлено на основе данных [10], [11].

Согласно приведенным данным, наибольшее влияние взаимные инвестиционные потоки имеют в экономике Европейского союза, Меркосур и АСЕАН (7,7, 5,4 и 6% ВВП этих интеграционных группировок соответственно). Для анализируемого 20-летнего периода характерна общая тенденция роста потоков ПИИ по отношению к ВВП. Влияние росло при определенных колебаниях в 2000-2008 гг. и наличии ярко выраженных пиков в конце 1990-х - начале 2000-х годов и 2006-2008 гг.

Методы регулирования притока ПИИ в основных интеграционных группировках также различаются.

Европейский союз (ЕС) на данный момент является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире, большинство членов которой входит в экономический и валютный союзы. В рамках созданного в начале 1990-х годов Общего рынка обеспечивается свобода движения товаров, услуг, 122

капитала и труда между странами - участницами объединения. Положения Маастрихтского договора (1992) вводят запрет на ограничение движения капитала как между странами ЕС, так и по отношению к взаимодействию стран - участниц ЕС с третьими странами, оставляя ряд исключений - угрозы стабильности экономического и валютного союзов.

Европейский союз - одна из немногих мировых интеграционных группировок, в которой отсутствует единый алгоритм регулирования потока ПИИ. Данный аспект внешнеэкономической деятельности регулируется в рамках отдельных юрисдикций стран ЕС. Национальным (европейским) и иностранным инвесторам гарантируется свобода предпринимательства и передвижения капитала внутри интеграционной группировки, учитывая отдельные особенности законодательства ряда стран-участниц [8]. В 2007 г. был принят Лиссабонский договор [9], однако и данный документ не вносит существенных корректив в процесс регулирования ПИИ в ЕС, оставляя инвестиционный вопрос в сфере Общей торговой политики, которая находится в особой компетенции ЕС. На основании вышеприведенных соглашений необходимо сделать вывод, что инвестиционную политику в рамках ЕС проводят не наднациональные органы власти, а правительства стран - участниц группировки. Тем не менее ЕС характеризуется высоким уровнем взаимных ПИИ по отношению к ВВП.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) представляет собою зону свободной торговли плюс (ЗСТ+), что означает - помимо более свободного передвижения товаров и услуг - и свободное движение капитала. Однако НАФТА не ставит перед собой цель перехода на более высокие стадии интеграции (экономический союз). Организация обладает достаточно проработанным механизмом привлечения и регулирования потоков ПИИ в сфере формирования, оценки и разрешения возникающих между участниками споров.

Инвестор, функционирующий на территории стран НАФТА, обладает полной свободой в сфере, касающейся перевода принадлежавших ему средств, полученных от инвестиционных вложений, от реализации инвестиционного капитала (в том числе дивидендов, доходов от капитала, платежей по инвестиционным проектам, компенсаций).

В НАФТА существует запрет на ПИИ иностранных инвесторов в проекты, которые противоречат экономическим интересам стран-участниц.

Иностранным инвесторам предоставляются гарантии от национализации финансовых ресурсов: «Ни одна из Сторон не может прямо или косвенно национализировать, или экспроприировать инвестиции инвестора другой Стороны на ее территории или принять меры равнозначные национализации или экспроприации таких инвестиций» [1]. Помимо этого разработан механизм судебных разбирательств в отношении возникающих исков.

Организация стран Латинской Америки Меркосур пытается сформировать наиболее благоприятный для притока ПИИ инвестиционный режим.

Согласно протоколу, подписанному в Буэнос-Айресе [5], страны-участницы не могут предоставлять другим странам большие инвестиционные льготы по сравнению с теми, которые разрешены в протоколе. Исключения вводятся лишь для инвесторов физических лиц стран-экспортеров, работающих более двух лет в принимающей стране.

Определение инвестиций в странах Меркосур отличается от эталонного; под инвестициями тут понимаются любые виды активов. Для допуска иностранных инвесторов необходимо стране, резидентами которой являются инвесторы, создать режим наибольшего благоприятствования в торговле со странами Меркосур.

Колонский протокол [7] определяет ряд отраслей, являющихся исключениями для вложения иностранных инвестиций:

- Аргентина (недвижимость, авиаперевозки, судостроение, центры ядерной энергетики);

- Бразилия (эксплуатация и добыча минерального сырья, здравоохранение, радио- и телевещание, другие телекоммуникационные услуги, финансовое страхование);

- Парагвай (средства массовой информации, перевозки воздушным, морским и сухопутным транспортом; электроэнергия, импорт и переработка нефтепродуктов);

- Уругвай (нефтехимия, атомная энергия, создание стратегических запасов сырья, финансовое посредничество, железнодорожный транспорт, телекоммуникации, радиовещание, аудиовизуальные услуги).

Протокол, подписанный в Буэнос-Айресе, вводит запрет на привилегии в рамках всего интеграционного объединения (отрасли, обеспечивающие национальную безопасность).

В рамках Меркосур не накладываются ограничения на переводы прибыли, дивидендов и других разновидностей дохода. В официальных документах регулируются случаи экспроприации финансовых ресурсов (исключительно в целях национальной безопасности). При этом инвесторы получают полную компенсацию осуществленных вложений.

Азиатский экономический кризис 1997 г., подразумевавший отток капиталов, привел к активному развитию общей инвестиционной политики стран -участниц Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Организация стимулирует приток ПИИ путем предоставления высоких налоговых льгот иностранным инвесторам. В 1998 г. страны-участницы принимают Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН, которое должно было стать основным катализатором для привлечения ПИИ. Члены АСЕАН открывали свои национальные экономики для стран, входивших в организа-124

цию, а в 2020 г. данный процесс должен был затронуть и третьи страны. В то же время для защиты ряда стратегических отраслей были разработаны «Деликатный список» и «Список временных исключений». В 2010 г. для членов организации были открыты все экономики стран-участниц; последними свои экономики открыли Мьянма, Вьетнам и Лаос. Однако ряд ограничений сохраняется для отраслей, обеспечивающих национальную безопасность [2].

По «Ханойскому плану действий» (1997) [4] инвесторы получают ряд преференций: временное освобождение от налога на прибыль, упрощение таможенных процедур, отмена пошлин на ввоз капитального оборудования, возможность найма иностранного персонала, льготы на аренду земли и на промышленные услуги (на срок не менее 30 лет).

При этом портфельные инвестиции, которые могут носить не стратегический, а лишь тактический характер, не получают этих привилегий, льготные условия относятся исключительно к ПИИ. Как и во многих других интеграционных объединениях, режим наибольшего благоприятствования предоставляется прежде всего странам - участницам группировки. Согласно ожиданиям АСЕАН, усиление инвестиционного взаимодействия может значительно улучшить положение организации.

В период 1998-2008 гг. странами АСЕАН были привлечены ПИИ на сумму свыше 48,6 млрд, что более чем в 2 раза выше аналогичных показателей конца 1997 г. (19,9 млрд долл.). Объем иностранных инвестиций в совокупности инвестиционных вложений составляет более 80% [3].

В Экономическом сообществе западноафриканских государств (ЭКОВАС) регулирование инвестиционного взаимодействия зиждется на двухуровневой системе, включающей Инвестиционный банк и национальное законодательство стран-участниц. В 1987 г. вступил в силу Инвестиционный кодекс ЭКОВАС, который во многом направлен на решение трех основных задач, стоящих перед государствами группировки:

- защита частного сектора;

- устранение дискриминации иностранных инвесторов (как для стран-участниц, так и для государств, не входящих в объединение);

- выработка и унификация инвестиционной стратегии привлечения иностранных инвестиций.

С целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов страны региона используют инструменты (различающиеся по интенсивности использования в разных государствах): особые экономические зоны, инвестиционные агентства, целевые механизмы привлечения инвестиций. Существует и ряд ограничений для иностранных инвестиций (собственность на землю и связанный с ней бизнес, отраслевые предприятия малого и среднего бизнеса), которые варьируются в зависимости от конкретной страны.

* * *

Подводя итоги, следует отметить, что мировые интеграционные группировки в исследуемый период характеризовались ростом потоков ПИИ, основная доля которых приходится на наиболее развитую из интеграционных группировок - ЕС (до 50%). В посткризисный период значительно увеличивается объем данных потоков в Меркосур и АСЕАН на фоне снижения данных потоков в ЕС.

Все исследуемые интеграционные группировки обладают разными механизмами по привлечению ПИИ. При этом сохраняется перечень ограничений для деятельности иностранных инвесторов в стратегических для национальной безопасности сферах.

В целом исследуемые интеграционные группировки можно разделить на две группы. В ЕС и НАФТА созданы наиболее действенные механизмы по привлечению ПИИ. Для НАФТА объясняется лидерством США и функционированием ЗСТ+, которая предоставляет более серьезные льготы по сравнению со стандартной ЗСТ. Развитость инвестиционного стимулирования в ЕС можно объяснить интеграционной развитостью группировки на фоне достаточно гибких национальных инвестиционных стратегий. Ко второй группе относятся Меркосур, ЭКОВАС и АСЕАН, механизмы привлечения ПИИ в которых находятся еще в стадии формирования.

Приведенный анализ дает возможность сделать вывод, что значительная часть инструментов, реализуемых в мировых интеграционных группировках, может быть использована в рамках интеграционных инициатив на постсоветском пространстве. Если для ЕврАзЭс наибольший интерес представляет опыт ЕС на этапе создания Общего рынка, то для СНГ более привлекателен опыт НАФТА и АСЕАН в качестве группировки для стран с формирующимся рынком.

Библиография

1. Agreement on investments, services and related issues in NAFTA // NAFTA Secretariat. URL: https://www.nafta-sec-alena.org/Home/Legal-Texts/North-American-Free-Trade-Agreement (Дата обращения: 15.12.2016.)

2. ASEAN Comprehensive Investment Agreement. A Guidebook for Businesses and Investors. Jakarta: ASEAN Secretariat, 2015. 102 p. URL: http://investasean.asean.org/files/upload/Final%20 ACIA%20Guidebook%20Business%20(Dec%202015).pdf (Дата обращения: 15.12.2016.)

3. ASEAN Economic Community. Chart book 2015 // ASEAN: Association of Southeast Asian Nations. Jakarta: ASEAN Secretariat, 2016. 52 р. URL: http://asean.org/storage/2012/05/ ASEAN-Chartbook-2015-rev-22-04-16.pdf (Дата обращения: 10.04.2017.)

4. Hanoi Plan of Action // Working Group for an ASEAN Human Rights Mechanisms. URL: http://www.aseanhrmech.org/downloads/Hanoi-Plan-of-Action.pdf (Дата обращения: 15.12.2016.)

5. MERCOSUR. Southern Common Market // Free Trade Area of the Americas: Official Website. URL: http://www.ftaa-alca.org/ngroups/ngin/publications/english99/MERCOSUR.asp (Дата обращения: 12.12.2016.)

6. OECD Benchmark Definition of Foreign Direct Investment: fourth edition. Paris: OECD publishing, 2008. 252 p. URL: http://www.oecd.org/industry/inv/investmentstatisticsandanalysis/ 40193734.pdf (Дата обращения: 25.11.2016.)

7. Protocol on Promotion and Protection of Investments Coming from Non-MERCOSUR State Parties // UiO: University of Oslo. 1994. May 8. URL: http://www.jus.uio.no/english/services/library/ treaties/09/9-02/mercosur_investment.xml (Дата обращения: 15.12.2016.)

8. Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1997. 144 p. URL: http://www.europarl.europa.eu/topics/treaty/pdf/ amst-en.pdf (Дата обращения: 15.12.2016.)

9. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 // Official Journal of the European Union. 2007. Vol. 50. Dec. 17. P. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/;ELX_ SESSIONID=ytJyTLThRdnhJDJlLGBG4sbwjLTnLBfs6ynMnf4m9Tp8r5JxzQJj!1204170132?uri= OJ:C:2007:306:TOC (Дата обращения: 15.12.2016.)

10. World Investment Report 2017: Annex Tables // UNCTAD: United Nations Conference on Trade and Development. 2017. URL: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20 Report/Annex-Tables.aspx (Дата обращения: 10.02.2017.)

11. World Trade Report 2016. Levelling the trading field for SMEs // WTO: World Trade Organization: Official Website. 2016. URL: http://www.wto.org/ENGLISH/res_e/publications_e/ wtr16_e.htm (Дата обращения: 10.03.2017.)

References

Agreement on investments, services and related issues in NAFTA // NAFTA Secretariat. URL: https://www.nafta-sec-alena.org/Home/Legal-Texts/North-American-Free-Trade-Agreement (Data obrashhenija: 15.12.2016.)

ASEAN Comprehensive Investment Agreement. A Guidebook for Businesses and Investors. Jakarta: ASEAN Secretariat, 2015. 102 p. URL: http://investasean.asean.org/files/upload/Final% 20ACIA%20Guidebook%20Business%20(Dec%202015).pdf (Data obrashhenija: 15.12.2016.)

ASEAN Economic Community. Chart book 2015 // ASEAN: Association of Southeast Asian Nations. Jakarta: ASEAN Secretariat, 2016. 52 р. URL: http://asean.org/storage/2012/05/ASEAN-Chartbook-2015-rev-22-04-16.pdf (Data obrashhenija: 10.04.2017.)

Hanoi Plan of Action // Working Group for an ASEAN Human Rights Mechanisms. URL: http://www.aseanhrmech.org/downloads/Hanoi-Plan-of-Action.pdf (Data obrashhenija: 15.12.2016.)

MERCOSUR. Southern Common Market // Free Trade Area of the Americas: Official Website. URL: http://www.ftaa-alca.org/ngroups/ngin/publications/english99/MERCOSUR.asp (Data obrashhenija: 12.12.2016.)

OECD Benchmark Definition of Foreign Direct Investment: fourth edition. Paris: OECD publishing, 2008. 252 p. URL: http://www.oecd.org/industry/inv/investmentstatisticsandanalysis/ 40193734.pdf (Data obrashhenija: 25.11.2016.)

Protocol on Promotion and Protection of Investments Coming from Non-MERCOSUR State Parties // UiO: University of Oslo. 1994. May 8. URL: http://www.jus.uio.no/english/services/ library/treaties/09/9-02/mercosur_investment.xml (Data obrashhenija: 15.12.2016.)

Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1997. 144 p. URL: http://www.europarl.europa.eu/topics/treaty/ pdf/amst-en.pdf (Data obrashhenija: 15.12.2016.)

Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 // Official Journal of the European Union. 2007. Vol. 50. Dec. 17. P. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/;ELX_ SESSIONID=ytJyTLThRdnhJDJlLGBG4sbwjLTnLBfs6ynMnf4m9Tp8r5JxzQJj!1204170132?uri= 0J:C:2007:306:T0C (Дата обращения: 15.12.2016.)

World Investment Report 2017: Annex Tables // UNCTAD: United Nations Conference on Trade and Development. 2017. URL: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20 Report/Annex-Tables.aspx (Data obrashhenija: 10.02.2017.)

World Trade Report 2016. Levelling the trading field for SMEs // WTO: World Trade Organization: Official Website. 2016. URL: http://www.wto.org/ENGLISH/res_e/publications_e/wtr16_e.htm (Data obrashhenija: 10.03.2017.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.