Научная статья на тему 'Опыт реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых программ'

Опыт реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЖНЕЙШИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБЪЕКТ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронкина Любовь Владиславовна, Иванова Ольга Васильевна, Рыбакова Людмила Ивановна

Под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации важнейшие инновационные проекты государственного значения выполняются с 2002 г. [1]. С 2005 г. эти проекты реализуются в рамках федеральных целевых программ. К концу 2006 г. завершилось выполнение большей части ВИП в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 гг.» Четыре проекта завершаются в 2007 г. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». Авторы статьи провели анализ первого практического опыта выполнения этих масштабных и долговременных проектов. Первые итоги выполнения ВИП в рамках ФЦП позволяют определить направления дальнейшего развития системы формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронкина Любовь Владиславовна, Иванова Ольга Васильевна, Рыбакова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых программ»

Воронкина Любовь Владиславовна

старший научный сотрудник сектора методического и информационного обеспечения мониторин-

Иванова Ольга Васильевна

старший научный сотрудник сектора методического и информационного обеспечения мониторинга

РИЭПП. Тел. (495) 917-86-66, info@riep.ru

га РИЭПП.

Тел. (495) 917-86-66,

info@riep.ru

Рыбакова Людмила Ивановна

старший научный сотрудник сектора методического и информационного обеспечения мониторинга

РИЭПП. Тел. (495) 917-86-66, info@riep.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ВАЖНЕЙШИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ В РАМКАХ ФЦП1

Консолидация усилий государства и коммерческого сектора экономики в целях создания наукоемкой продукции и высокотехнологичных производств в ходе выполнения важнейших инновационных проектов государственного значения (ВИП) продемонстрировала эффективность частно-государственного партнерства в сфере инноваций.

Под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации важнейшие инновационные проекты государственного значения выполняются с 2002 г. [1]. С 2005 г. эти проекты реализуются в рамках федеральных целевых программ. К концу 2006 г. завершилось выполнение большей части ВИП в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» Четыре проекта завершаются в 2007 г. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

В 2006 г. в рамках важнейших инновационных проектов, имеющих государственное значение, освоено производство 115 новых видов и образцов высокотехнологичной наукоемкой продукции, ранее не выпускавшихся отечественной промышленностью, что потребовало их разработки и внедрения на предприятиях, которые вошли в состав научно-производственной кооперации; а также -149 технологических инноваций, включая новые технологические процессы. Высокий уровень технической новизны созданных видов продукции и технологий ее изготовления подтвержден 84 патентами и заявками на патенты, в том числе международными, полученными и по-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 08-02-00290а).

данными организациями - исполнителями проектов по состоянию на конец 2006 г. [4].

Анализ реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, которые относятся к Минобрнауки России, показывает, что при вложенных бюджетных средствах на сумму 3,6 млрд руб. уже реализовано новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 9,0 млрд руб. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд. руб. При этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд руб. [4].

В частности, Минобрнауки России поддерживает проекты:

«Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения» (головной исполнитель: ЗАО «Унихимтек», г. Москва). Разработанные материалы нового поколения могут быть использованы в атомной и тепловой энергетике, на железнодорожном транспорте, в транспортном машиностроении, авиакосмической и нефтегазовой отраслях, химической промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве;

«Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» (головной исполнитель: ЗАО «Нанотех-нология МДТ», г. Зеленоград). Разработанная технология, произведенные приборы и оборудование могут быть использованы для оснащения предприятий и организаций, работающих в областях биотехнологии, наноди-сперсных материалов, новых медицинских препаратов, центров нанотехно-логии и зондовой микроскопии;

«Создание и организация серийного производства высокоэффективного экологически чистого унифицированного газогенератора для ряда газотурбинных двигателей мощностью 2,5-5-7,5-10 МВт и газотурбинного двигателя мощностью 2,5 МВт на его основе для привода электрогенератора» (головной исполнитель: ООО «Научно-инженерный центр "Керамические тепловые двигатели им. А. М. Бойко"», г. Санкт-Петербург);

- «Создание технологий и освоение промышленного производства конструкционных металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств» (головной исполнитель: ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей"», г. Санкт-Петербург). Проект под условным названием «Металл» обеспечил производство хладостойких марок стали, из которых уже сегодня построены «Приразломная», «Арктическая» нефтегазодобывающие платформы и ряд других конструкций. Объем бюджетного финансирования проекта - 200 млн руб., частные инвесторы вложили в этот проект в два раза больше, чем государство -400 с лишним млн руб. Объём производства за время выполнения проекта составил 1,5 млрд руб. В этом проекте было создано 12 объектов коммерциализации - это разного рода материалы для нефтегазодобывающих платформ, для танкеров, судов. Было получено восемь патентов [4].

«Развитие и массовое применение новых технологий диагностики социально-значимых заболеваний на основе молекулярных методов многопараметрического анализа» (исполнитель ООО «Биочип-ИМБ», г. Москва). В настоящее время эта технология и наукоемкая, и очень дорогостоящая, поэтому только одна страна в мире - США выпускает биочипы для постоянного медицинского сертифицированного использования. В рамках проекта удалось разработать биочипы в 10-20 раз дешевле американских аналогов. Применение биочипов позволяет существенно повысить эффективность профилактики и лечения социально значимых заболеваний и дает экономию бюджетных средств на лечение, в сотни раз превышающую стоимость самого биочипа. Продукция конкурентоспособна на мировом рынке [4].

Эти и другие проекты обеспечены существенным заделом опытно-конструкторских работ, что на стадии их реализации предопределяет возможность привлечения необходимых внебюджетных средств (свыше 50 % от общего объема) и позволяет создать на их базе в течение 2-3 лет крупномасштабные высокотехнологичные производства наукоемкой конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. По имеющимся оценкам, ежегодный вклад в ВВП от реализации высокотехнологичной продукции, созданной в результате осуществления указанных проектов, составит 5,4 млрд руб. в 2006 г.; 11-14 млрд руб. в 2007-2008 гг.; 18-21 млрд руб. в 2009-2010 гг. [3].

Учитывая первый практический опыт, полученный в итоге реализации ВИП в рамках ФЦНТП 2002-2006 гг., а также в рамках новой ФЦП на 2007-2012 гг., можно сгруппировать участников проектов вне зависимости от их организационно-правовой формы в следующие группы.

Первую группу составляют организации, которые осуществляют самостоятельно научные разработки и имеют свою производственную базу, т. е. различные научно-производственные комплексы. Такие организации приходили на конкурс с предложениями, уже имея опыт выполнения проекта и реализации продукции на товарных рынках. Они хорошо знакомы с маркетинговыми исследованиями рынка, имели обоснованные бизнес-планы и брались за выполнение всех задач в области коммерциализации проекта своими собственными силами. Таких организаций было немного, но они были.

Организации, составляющие вторую, большую на сегодня, группу потенциальных исполнителей проектов, - это госучреждения, в основном отраслевого сектора науки. Научные организации, которым по основному профилю работ несвойственно заниматься вопросами организации серийного производства, логистики, сервиса, рассчитывали, что им порекомендуют партнеров-соинвесторов из числа промышленных организаций, присутствующих на рынке. Интерес промышленных предприятий в выполнении важнейших инновационных проектов государственного значения заключается в том, что они получают практически безвозмездно интересовавший их научный результат, избегая при этом издержек и рисков, связанных с финансированием научной разработки, которые ложатся на федеральный бюджет. Среди первых ВИП домини-

ровала схема альянса традиционного профильного разработчика с промышленным партнером.

В рамках новой федеральной целевой программы также существуют мероприятия, которые призваны помочь разработчикам найти либо партнеров по коммерциализации продукции, либо познакомиться с лучшими образцами бизнес-планов и научиться с минимальным количеством собственных проб и ошибок управлять процессом коммерциализации.

В нынешних условиях без создания соответствующей системы управления процессами бизнес-планирования, трансфера технологий, своевременного финансового обеспечения и адекватного правового поля эффективность важнейших инновационных проектов государственного значения как инструмента инновационной политики государства во многом снижается.

В соответствии с федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» основные особенности важнейших инновационных проектов государственного значения заключаются в следующем:

- в рамках каждого проекта предусматривается реализация цикла работ от создания перспективного инновационного продукта, имеющего значительный потенциал для коммерциализации, до освоения промышленного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции и начала ее успешной реализации на рынке;

проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.

В новой ФЦП, реализуемой в период 2007-2012 гг, произошли некоторые изменения в условиях выполнения, установленных для важнейших инновационных проектов, по сравнению с предыдущей программой. Так, максимальный срок реализации проектов увеличился до 4-х лет (в предыдущей программе - 3 года). Общий объем финансирования из бюджета одного проекта увеличился до 0,7-2 млрд руб. (до 2006 г. на реализацию каждого проекта выделялись значительно меньшие суммы - 150-460 млн руб.). При этом объем внебюджетного финансирования, которое обязан привлечь головной исполнитель, - не менее 60 % бюджетных средств (ранее - не менее 50 %). Изменились индикаторы, достижение которых, по мнению разработчиков программы, может свидетельствовать о реализации поставленной цели.

В связи с изменениями в условиях формирования и реализации ВИП, прежде всего касающихся существенного роста объемов финансирования, возрастает роль процесса отбора важнейших инновационных проектов, выполняемых в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.». Конкурсная документация по важнейшим инновационным проектам государственного значения, опубликованная в бюллетене «Конкурсные торги» и на официальных сайтах Минобрнауки и Роснауки, позволяет ознакомиться с процедурой отбора.

В 2007 г. в рамках мероприятия 3.1 «Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям Программы» были проведены два конкурса на размещение заказа.

На первый конкурс (первая очередь) было подано 27 заявок от научно-технических организаций различных организационно-правовых форм и месторасположения. Победителями были объявлены две организации. С ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей"» (г. Санкт-Петербург) заключен государственный контракт на выполнение проекта «Создание высокопрочных трубных сталей и высокоэффективных технологий изготовления труб большого диаметра с категорией прочности до Х100, обеспечивающих проектирование, строительство, эксплуатацию и надежность крупнейших магистральных газо- и нефтепроводов страны и сварных арктических конструкций» в рамках приоритетного направления «Индустрия наносистем и материалов». На весь проект из бюджетных средств выделено 1134 млн руб., в том числе на 2007 г. - 234 млн руб. Объем внебюджетных средств всего по проекту должен составить 3100 млн руб. (73,2 %. от общего объема финансирования).

С ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт генетики и селекции промышленных микроорганизмов» (г. Москва) заключен государственный контракт на выполнение проекта «Производство реком-бинантных белков для медицинского применения на основе культур клеток животных и микроорганизмов с использованием высокоэффективных технологических платформ» в рамках приоритетного направления «Живые системы». Объем бюджетных ассигнований по проекту - 1080 млн руб., в том числе на 2007 г. - не более 230 млн руб. Внебюджетных средств должно быть привлечено 1375 млн руб. (56 % общей стоимости проекта).

На вторую очередь объявленного конкурса по мероприятию 3.1 Программы заявки подали 13 организаций. Победителями также были признаны две организации. С ОАО «Нижнекамскнефтехим» (г. Нижнекамск, Республика Татарстан) заключен государственный контракт по проекту «Разработка технологии и организация производства эластомеров для импортозамеще-ния, повышения экспортного потенциала и обеспечения конкурентоспособности продукции российских предприятий резинотехнической, автомобильной, электротехнической и других отраслей промышленности» в рамках приоритетного направления «Индустрия наносистем и материалов». Общая стоимость проекта составляет 1635 млн руб., из них на бюджетные средства приходится 705 млн руб. (или 43,1 %), на долю внебюджетных источников приходится 56,9 % (930 млн руб.).

С ФГУ «Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов» (г. Москва), повторно представившим свою заявку приблизительно с той же тематикой, что и на первую очередь, заключен контракт по проекту «Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка технологий и организация промышленного производства изделий из монокристаллических сверхтвердых материалов для приборостроения и инструментальной промышленности» в рамках приоритетного направления «Индустрия наносистем и материалов». Бюджетных ассигнований на выполнение проекта выделено 705 млн руб., в том числе на 2007 г.

- 119 млн руб. Сумма внебюджетных средств, привлекаемых на исполнение проекта, в целом должна составить 1135,38 млн руб. (61,7 % общего объема государственого финансирования).

Общая стоимость проектов составила 10164,38 млн руб., из них бюджетные средства, выделенные на весь период выполнения проектов (20072010 гг.), составили 3624 млн руб., а их доля в общей стоимости проекта соответствует 35,7 %. Стоит отметить, что эта сумма составляет 46 % бюджетных средств, предназначенных на финансирование ВИП в рамках всей программы до 2012 г. На работы по проектам в 2007 г. было выделено бюджетных ассигнований на сумму 702 млн рублей. Стоимость всех привлеченных внебюджетных средств для реализации четырех проектов составит 6540,38 млн руб., что соответствует удельному весу 64,3 % от общей стоимости работ по проектам.

Анализ соответствия представленных на конкурс Роснауки заявок на право участия в реализации ВИП в 2007 г. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» по пяти Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации (далее ПН) и Перечню критических технологий федерального уровня (далее КТ), выявил следующие тенденции. Большую часть заявок претенденты вполне корректно отнесли к одному из ПН данной ФЦП. Преобладали заявки по ПН «Индустрия наносистем и материалов» - 30,5 % от общего числа; «Энергетика и энергосбережение» - 22,2 %; «Рациональное природопользование» - 16,7 %; «Живые системы» - 8,3 %; по ПН «Информационно-коммуникационные системы» - 2,8 %. Что касается заявок, не отнесенных ни к одному из приоритетных направлений Программы (19,5 %), то они относились к ПН «Транспортные, авиационные и космические системы», реализация которого не предусмотрена в рамках анализируемой ФЦП, либо предлагалась тематика узко отраслевой направленности.

Небольшое количество заявок по ПН «Живые системы» и «Информационно-коммуникационные системы» свидетельствует в том числе и о том, что в этих перспективных областях у научно-технических организаций страны ощущается недостаток готовых к широкомасштабному внедрению инновационных продуктов, организация производства которых была бы способна окупиться за 4 года. Кроме того, сложно найти крупного соинвестора проекта (эта задача, по условиям конкурса, ложится на организацию-заявителя). В какой-то степени способствовать решению проблемы могла бы активизация финансирования прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок по данным ПН в рамках комплексных проектов, результаты выполнения которых могли бы стать источником для последующей коммерциализации в рамках выполнения важнейших инновационных проектов государственного значения. В процессе отбора и выполнения комплексных проектов можно было бы предварительно выявлять и заинтересованных инвесторов.

При сопоставлении заявленной тематики с перечнем из 34-х критических технологий, утвержденных Президентом РФ в мае 2006 г., получаем следующую картину. 25 % поданных заявок отнесены к базовым промыш-

ленным технологиям. При этом под базовыми понимались «технологии, лежащие в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанные с каким-либо видом конкретных технических систем», соответственно определению, принятому в ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.».

Наиболее крупная группа, включающая 58,3 % заявок, охватывает 14 критических технологий. Остальные заявки носили в основном отраслевой характер, были направлены на создание конкретного вида продукции и могли быть поддержаны в рамках отраслевых программ (транспорт, мелованная бумага, шпалы).

Из анализа проектов в поданных на конкурс заявках можно заключить, что структура инновационных технологий, готовых к внедрению и способных заинтересовать инвесторов, не в достаточной степени соответствует утвержденным критическим технологиям, хотя первоначально важнейшие инновационные проекты государственного значения задумывались как инструмент реализации именно критических технологий РФ. Видимо, следует стимулировать развитие исследований и разработок в области критических технологий, а также корректировать сам перечень КТ для реализации в форме ВИП. Целесообразно уточнить и принять в качестве нормативных документов порядок и методику разработки и корректировки Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации. Введение обязательной регулярной паспортизации критических технологий позволит избежать некорректного отнесения заявляемой на конкурсы тематики к конкретной КТ.

Победители конкурсов по ВИП в 2007 г. выполняют работы в рамках следующих критических технологий:

ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей"» - базовые промышленные технологии;

ФГУП «ГНИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов» -геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств;

ФГУ «Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов» - технологии создания и обработки кристаллических материалов;

ОАО «Нижнекамскнефтехим» - технологии создания и обработки полимеров и эластомеров.

ФГУП «ЦНИИ КТ "Прометей"», завершив выполнение важнейшего инновационного проекта в рамках ФЦНТП 2002-2006 гг., стал одним из победителей конкурса исполнителей ВИП в рамках новой программы. Безусловно, этот факт подтверждает как востребованность продукции предприятия в настоящее время, так и признание его успешности и надежности в качестве исполнителя крупных проектов коммерциализации технологий. Материалы сайта предприятия позволяют ознакомиться с основными направлениями его научных исследований и оценить его масштабы. Институт основан в Санкт-Петербурге в 1939 г., является комплексным материало-ведческим центром России и выполняет фундаментальные исследования и прикладные научно-исследовательские работы по приоритетным направле-

ниям развития науки и техники и критическим технологиям федерального уровня. Организация подчиняется Российскому агентству по судостроению и находится в федеральной собственности. ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» осуществляет разработку материалов и технологий для судостроения, авиации, автомобильного и железнодорожного транспорта, разработки для атомной энергетики, технологий и материалов, используемых при углубленной переработке нефти.

Среднесписочная численность работников предприятия (без совместителей) составляет более 1500человек. На предприятии работают специалисты высокой квалификации, в их числе: 18 докторов наук, 168 кандидатов наук и более 30 аспирантов. В ЦНИИ КМ «Прометей» функционируют шесть научных школ; аспирантура института, действующая уже около 60 лет, осуществляет подготовку научных кадров по семи научным специальностям. Институт имеет статус Государственного научного центра Российской Федерации (ГНЦ РФ).

Институт имеет уникальные исследовательские и экспериментальные комплексы, в их числе: радиационный материаловедческий комплекс, позволяющий решать материаловедческие проблемы атомной энергетики (единственный в России); комплекс по оценке конструктивной прочности крупногабаритных сварных конструкций; комплекс по использованию состава, структуры, физико-механических специальных свойств различных материалов и ряд других дорогостоящих комплексов, позволяющих проводить испытания материалов в условиях, практически полностью имитирующих воздействие всего спектра реальных эксплуатационных факторов на конструкции и изделия - морской воды и различных химически активных сред, циклических нагрузок, высоких температур, давлений и т. д., т. е. тех факторов, которые ответственны за деградацию свойств материалов и изделий в процессе эксплуатации.

На протяжении последних нескольких лет прослеживается тенденция наращивания объема работ, выполняемых институтом, в том числе за счет заключения договоров с заказчиками и уменьшения доли бюджетных средств в портфеле заказов организации.

Большой проект под условным названием «Магистраль» направлен на создание трубных сталей для строящихся и перспективных магистральных нефте- и газопроводов, которые сегодня в России не производятся. В рамках этого проекта будут разработаны 19 объектов для коммерциализации, планируется получить восемь патентов.

В процессе реализации ВИП выявился ряд проблем, о которых исполнители проектов информировали кураторов федеральной целевой программы в ходе совещания «Проблемы коммерциализации результатов НИОКР», состоявшегося 12 октября 2007 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

У предприятий, разработки которых обладают большим мультипликативным эффектом (ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей»), возникает вопрос - что считать конечным продуктом, объем производства которого должен пятикратно превысить бюджетное финансирование проекта. Например, что оценивать по проекту «Магистраль»: объем научно-технической продук-

ции (объектов интеллектуальной собственности), или выпуск новых марок стали, или произведенных из этой стали труб? Устранить разночтения по этому вопросу могла бы разработка и включение в пакет документов, регламентирующих процесс формирования и реализации ВИП, методики расчета объема конечной продукции.

Очевидно, не вполне корректен стандартный подход к оценке результатов такого проекта, как «Развитие и массовое применение новых технологий диагностики социально-значимых заболеваний на основе молекулярных методов многопараметрического анализа» (условное название «Биочипы»). Проект социально значим, ориентирован на государственную медицину. Целесообразно ли в данном случае требование пятикратного превышения объема выпуска продукции по отношению к вложенным в проект бюджетным средствам, косвенно подталкивающее разработчика к повышению цены на свою продукцию, если она предназначена для использования учреждениями Минздравсоцразвития? Разработанные в рамках проекта «Биочипы» технологии позволяют добиться экономии бюджетных средств, направляемых на лечение социально значимых заболеваний. Прямая экономия бюджетных средств в результате внедрения инновационных технологий непременно должна учитываться при оценке общего эффекта от реализации проекта.

Серьезные вопросы у привлекаемых к участию в реализации ВИП частных инвесторов вызывает пункт госконтракта, предусматривающий передачу полученных в ходе выполнения проекта разработок, по указанию заказчика, третьим лицам, если потребуется произвести продукцию для федеральных государственных нужд. Под федеральными государственными нуждами, в частности, подразумевается выполнение каких-либо других государственных контрактов. Условия и процедура передачи не оговорены, следовательно, частный инвестор не имеет гарантии того, что он сам сможет производить продукцию, в разработку и освоение которой он вложил собственных средств значительно больше, чем государство. Незащищенность частного инвестора приведет к тому, что он не захочет вкладывать деньги в реализацию важнейших инновационных проектов.

Первые итоги выполнения ВИП в рамках ФЦП позволяют определить направления дальнейшего развития системы формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения.

Необходим постоянный мониторинг развития критических технологий в России и в мире, наличия научно-технического задела по конкретной технологии в организациях страны, а также анализ реальных возможностей ее коммерциализации: степени готовности производства к внедрению технологии, заинтересованности в ней хозяйствующих субъектов, эффективности импортозамещения, наличия внутреннего и внешнего рынков для реализации нового продукта и т. п. Возможно и привлечение специалистов в области инновационного проектирования. Работа по обновлению перечня критических технологий для коммерциализации, а также отбор наиболее перспективных технологий в их рамках должны быть систематическими и стать основой для отбора тематики на конкурс ВИП.

Целесообразно предусмотреть обеспечение преемственности в формировании тематики между различными разделами Программы. Так, результаты реализации наиболее эффективных комплексных проектов из 2-го раздела ФЦП, на которые уже были затрачены государственные средства, могут стать источником для формирования ВИП 3-го раздела. Чтобы реализовать эту схему, необходимо постоянно анализировать тематику предыдущей программы и предыдущих этапов, в том числе с точки зрения того, какие запланированные цели в выполнении НИОКР достигнуты и заслуживают дальнейшей коммерциализации, а какие нет.

Выполнение важнейших инновационных проектов в рамках частно-государственного партнерства на практике сталкивается с отсутствием нормативно-правовой базы, способной разрешить возникающие проблемы с нарушением финансового обеспечения. Государственный контракт предусматривает только финансирование государственных закупок за счет бюджетных средств. В случае, если выполнение работ в рамках важнейших инновационных проектов государственного значения сорвано из-за отсутствия внебюджетных средств, выполнение проекта останавливается, а взыскать с головного исполнителя работ израсходованные бюджетные средства невозможно, так как действующим федеральным законодательством это не предусмотрено. Применение штрафных санкций к нарушителям коммерческих обязательств также невозможно, так как ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни соответствующие нормативно-правовые акты Минфина России такого вида поступлений в доходную часть федерального бюджета не предусматривают. Пожалуй, одной из мер, которая может быть реализована на практике в случае расторжения государственного контракта в связи с нарушениями условий его выполнения, является включение исполнителя проекта в реестр недобросовестных поставщиков. Данная мера не позволит таким организациям участвовать в конкурсах по государственным закупкам.

Остаются также правовые проблемы по вопросам владения и распоряжения интеллектуальной собственностью, созданной с использованием средств федерального бюджета. Вопрос о том, должны ли указанные выше проблемы быть урегулированы в специальном законодательном акте, например в обсуждаемом в настоящее время Законе о трансфере технологий, или найти свое отражение в изменениях и дополнениях к уже существующим правовым актам, например Гражданском кодексе, Законе о поставках продукции для федеральных государственных нужд, блоке законов об интеллектуальной собственности, не является принципиальным. Главное - создать частным компаниям стимулы для участия в частно-государственном партнерстве и снять правовые ограничения на его осуществление.

Литература

1. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 г. № 42.

2. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

3. Доклад Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 гг., Москва, декабрь 2007 г. // www.mon.gov.ru.

4. Стенограмма совещания «Проблемы коммерциализации результатов НИОКР», состоявшегося 12 октября 2007 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации // Электронное издание «Наука и технологии России»: www.strf.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.