Научная статья на тему 'Опыт реализации психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у курсантов военного вуза средствами физической культуры и спорта'

Опыт реализации психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у курсантов военного вуза средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
242
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни у курсантов военного вуза средствами физической культуры и спорта»

мировать у студентов ценностное отношение к своему здоровью, развить способность к проектированию и реализации собственных программ (на основе развитых рефлексивных способностей) занятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Этим значительно облегчается процесс проведения занятий, сокращаются сроки реализации поставленных целей, а также достигается полное взаимопонимание и единство в деятельности преподавателя и студентов. Процесс педагогического содействия становлению культуры здоровья студентов все больше ориентирует молодых людей на самовоспитание, самообучение и саморазвитие, стимулирование творческой активности субъекта.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что каждое из выделенных педагогичес-

ких условий способствовало качественному повышению уровня культуры здоровья, однако применение их в совокупности дает значительный педагогический эффеет, что позволяет сделать вывод о достоверности выдвинутых положений в гипотезе исследования.

Библиографический список

1. Жолдак В.И. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 8. -С. 2-7.

2. Загвязинский В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования // Образование и нау ка.-2000,-№ 1.-С. 100-105.

3. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей: Опыт валеологического исследования. -СПб.: СПбГУЛМ, 1995 -С. 53.

И.Н. Смирнов

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе обшекультур-ных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни.

Решение задачи формирования элементов здорового образа жизни особенно важно для такой категории молодежи, как курсанты высшего военного учебного заведения, поскольку современный военный специалист должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но хорошим здоровьем.

Здоровый образ жизни понимается нами как эталон, образец, вошедший в структуру личностной идентичности. Его формирование достигается такой организацией социально-педагогического процесса, в ходе которой комплексное, сис-

темное и последовательное применение средств физической культуры и спорта способствует идентификации личности с образцом.

Достижение целей формирования здорового образа жизни у курсантов военных учебных заведений, согласно нашему предположению, может быть достигнуто если:

- обеспечивается постоянное предъявление образца здорового образа жизни для индивидуальной ориентировки личности;

— организуется погружение индивида в коллективную жизнедеятельность, включающей физическую культуру и спорт как неотъемлемый нормативно-ценностный элемент;

- стимулируется индивидуальный прирост физических возможностей личности, сопровождаемый адекватным позиционированием в системе межличностных отношений;

-- поддерживается демонстрация, проявляемых во внешнем облике, признаков здорового образа жизни в социальном окружении;

— осуществляется коррекция процесса идентификации личности с образцом здорового образа жизни.

Результативность реализации социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни средствами физической культуры

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

О И.Н. Смирнов, 2008

и спорта проявляется как в объективированных показателях позитивных изменений в физических возможностях индивида, так и в мере вхождения здорового образа жизни в структуру индивидуальной идентичности, измеряемой уровнем самооценки личности.

Факторами влияющими на стимулирование индивидуального прироста физических возможностей личности курсанта вуза являются:

- физическая культура и личная подготовленность будущих офицеров к проведению занятий по физической подготовке с военнослужащими как необходимые компоненты профессиональной деятельности и как средства выполнения поставленных задач;

- физическое воспитание, имеющее четкую ориентацию на формирование у курсантов потребности в своем физическом совершенствовании, как в годы учебы, так и в последующей профессиональной деятельности;

- система соревнований, включающая в себя все виды профессиональной и спортивной деятельности, предполагающая творчество курсантов в использовании средств физической культуры и физического самовоспитания.

Стимулированием к выполнению физических упражнений является повышение своих результатов, от которых зависит положение курсанта в подразделении: чем выше его показатели в оценочной шкале по физической подготовке, чем выше его результат в соревнованиях, тем более уверенную позицию он занимает среди своих сокурсников. От этого напрямую зависит место курсанта в рейтинге у командующего состава, а соответственно и отношение командиров к нему.

Это можно увидеть на примере роста физической подготовки некоторых курсантов. Если посмотреть на курсантов, активно участвующих в спортивной деятельности вуза и выполняющих нормативы программы по предмету «Физическая культура», улучшающих свои результаты равномерно от семестра к семестру, то можно увидеть, что каждый новый достигнутый «личный рекорд» стимулирует курсанта к совершенствованию своей физической формы и формированию здорового образа жизни. Даже курсанты, отличающиеся неуспеваемостью по предмету «Физическая культура», добиваясь небольших сдвигов в выполнении нормативов, чувствуют уверенность в своих возможностях, а также свой растущий рейтинг в подразделении. У курсанта

появляется желание к поддержанию своей физической формы путем систематических занятий физической культурой и спортом. В дальнейшем это влияет на его осознанное отношение к самостоятельным занятиям в стенах Академии и вне их, в том числе и во время каникулярного отпуска.

В ходе опытной работы по организации процесса формирования здорового образа жизни у курсантов средствами и методами физической культуры, мы проводили коррекцию в отношении самоопределения в образе жизни курсанта, в его поиске нравственного идеала, определении для себя социальных ценностей, жизненного призвания. Курсантам оказывалось содействие в совершенствовании знаний и умений, полученных ранее, с позиции их практического применения в служебной деятельности, в формировании индивидуального образа жизни. Внимание испытуемых было сконцентрировано как на выполнении уставов, наставлений и директив старших начальников, так и на личной заинтересованности в своем индивидуальном здоровье. Преподаватели не навязывали элементы ЗОЖ курсантам. Военнослужащие, при полной осведомленности об образе жизни, самостоятельно определялись в его выборе. Задача преподавателя заключалась в предоставлении научно-обоснованных фактов при характеристиках здорового и нездорового образа жизни.

Обеспечивая выполнение курсантами нормативов по физическим упражнениям, а также всех составляющих физической подготовки в военной жизни (утренняя физическая зарядка, спортивная работа, самостоятельная работа по физической подготовке), можно наблюдать как на физиологическом уровне появляется потребность организма выполнять физическую нагрузку, повышается уровень физической подготовленности, повышается уровень по основным физическим качествам, что выливается в идентификацию личности с образцом здорового образа жизни будущего офицера.

Потребность в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика ♦ № 5

151

в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности.

Одним из показателей результативности работы, которую мы проводили, выступают изменения уровня самооценки курсантов. Для ее измерения курсантам было предложено ранжировать десять качеств, отобранных ранее методом экспертной оценки, отвечая на вопрос: «Человек, которому присущ здоровый образ жизни, выглядит?» Качества, которые подлежали ранжированию были следующие: активный, энергичный, доброжелательный, жизнерадостный, организованный, подтянутый, ухоженный, благополучный, спортивный, крепкий. Второе задание, которое было предложено курсантам, заключалось в том, что они должны были проранжировать данные качества, ответив на вопрос «Какие качества присущи им сегодня».

Показатель самооценки вычислялся путем измерения уровня взаимосвязи между двумя ранжированными рядами. Применялся коэффициент корреляции Спирмена. Кроме этого курсантам было предложено проранжировать качества второго вопроса: «Человек, которому присущ здоровый образ жизни, ощущает себя...»: здоровым, одухотворенным, бодрым, стройным, индивидуальным, волевым, опрятным, дисциплинированным, физически развитым, гармоничным.

Рассматривая полученные результаты, мы наблюдаем изменение самооценки от курса к курсу и на основе этих изменений можно сделать следующие выводы. Приходя в стены военного вуза, 51,6% первокурсников характеризуются низкой самооценкой при ответе на первую часть нашего опроса. Видимо, попадая в воинский коллектив, они наблюдают новые, более высокие образцы людей ведущих здоровый образ жизни. Низкая самооценка проявилась и у курсантов, которые при сдаче вступительных экзаменов и первой экзаменационной сессии уступали в физических данных своим сокурсникам.

Среднюю самооценку имели 35,5% курсантов первого курса, прежде всего это курсанты, сдавшие физическую подготовку на «хорошо» и «отлично» и регулярно занимающиеся физической культурой и спортом как перед поступлением в ВВУЗ, так и на протяжении первого кур-

са. Высокую самооценку имеют 12,9% первокурсников. Это связано с тем, что помимо абитуриентов поступающих после школы есть курсанты, которые отслужили срочную службу в Вооруженных Силах и проходят ее по контракту. Соответственно на первом году службы они занимают более высокую позицию, как в физической подготовке, так и среди курсантского коллектива, являясь сержантами. Также высокую самооценку в физической подготовке имеют курсанты, которые добились результатов в спорте высоких достижений до учебы в ВВУЗе.

Рассматривая самооценку второкурсников, мы можем наблюдать следующие результаты: низкая у 45,2%, средняя - 45,2%, высокая у 9,7% испытуемых. Сравнивая их с результатами 1 курса, мы видим следующие изменения: увеличивается на 6% количество военнослужащих с низкой самооценкой, как мы полагаем, за счет повышения критичного отношения к себе, что связано со сложностью сдачи 2-ой сессии 1 курса, где курсанты впервые на экзамене начали сдавать нормативы по военно-прикладным упражнениям. У некоторых военнослужащих по ряду причин это не совсем хорошо получилось. Глядя на среднюю степень самооценки, мы наблюдаем, рост практически на 10%. Высокая степень самооценки возросла на 3%.

На третьем курсе обучения курсантов после опроса мы располагаем следующими результатами: низкая степень самооценки сравнялась с показателями 1 курса, т.е. стала выше в процентном соотношении, средняя степень самооценки понизилась на 29%, а высокая повысилась до 19,4%. Как видим, низкая и высокая степень увеличились в процентном соотношении.

На четвертом курсе, согласно нашего опроса, мы можем наблюдать следующую ситуацию. Низкая самооценка у курсантов уменьшилась до минимального уровня - 32,2%, средняя самооценка наоборот выросла - 61,3%, а высокая снизилась до 6,5%. Следовательно, это может связать с вовлечением курсантов в физкультурно-оздоровительную деятельность, а также с постоянным предъявлением образца здорового образа жизни и ведение ими ЗОЖ на подсознательном уровне.

Рассматривая вторую часть нашего опроса по вопросу «Человек, которому присущ здоровый образ жизни, ощущает себя...», мы выявили следующие результаты, которые по соотношению с первой частью опроса были очень схожи. Так

152

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

мы наблюдаем, что 25,8% первокурсников дают низкую самооценку. Средняя самооценка равна 64,5%, в этой группе находится самое большое количество первокурсников. Высокая самооценка ~ 9,7%, поэтому вопросу она на протяжении двух лет практически остается без изменения и только на третьем курсе происходит скачок до 19,4%, что подтверждается «набором» хорошего физического состояния и другими различными качествами курсантов.

Низкая самооценка на втором достигает 54,8%, здесь происходит увеличение на 29% так как курсанты осознают свое физическое и моральное состояние по сравнению с курсантами старших курсов и офицерами являющихся для них образцом для подражания.

Низкая самооценка на третьем курсе снижается на 13%, что составляет 41,9% от числа всех

опрашиваемых. Курсанты начинают вести самостоятельно здоровый образ жизни, реально оценивая его для себя. На четвертом курсе доля низких самооценок снижается до 19,4%. Доля средних самооценок, которая очень сильно понижается к третьему курсу (9,7%) взлетает до 71 % на четвертом курсе. Высокая самооценка на четвертом курсе понижается до 9,7%, т.е. становится на уровень первого курса, но уже более осознанно.

Все это связано с выполнением условий нашей гипотезы, где здоровый образ жизни понимается как эталон, образец, вошедший в структуру личностной идентичности. Его формирование достигается такой организацией социально-педагогического процесса, в ходе которой комплексное, системное и последовательное применение методов и средств физической подготовки способствует идентификации личности с образцом.

Н.А. Павленко ТЕМПЕРАМЕНТ И УВЛЕЧЕННОСТЬ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

В настоящее время в исследуемой литературе нет общепринятого определения понятия «экстремальные виды спорта», не выявлены его особые свойства, не разработана типовая и примерная модель организации тренировочных занятий, нет показателей влияния экстремальных видов спорта на организм и психологию человека. Это делает крайне важ-

ным необходимость исследования экстремальных видов спорта.

Мы предположили, что люди, занимающиеся экстремальными видами спорта и экстремальной деятельностью, обладают определенным типом темперамента.

Темперамент (лат. lemperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю

1 2 3 4 5 6 7 8

Рис. 1. Соотношение количества людей, занимающихся экстремальными видами спорта и развлечениями, в про центах (п= 100).

1 - приключенческие гонки (29%); 2 - горный велосипед (16%); 3 - горные лыжи (13%);

4 -■ скалолазание (12%); 5 - «банди-джампинг» (прыжки с тарзанкой) (10%); 6 - сноуборд (9%); 7 - каякинг (8%); 8 - прыжки с парашютом (3%)

© Н.А. Павленко, 2008

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.