I.S., P'yanzina I.P. Influence of micellar bioelement complex alone and in combination with bioorganic silicone-containing preparation on clinical and physiological status of suckling pigs. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 6(112): 395-8. (in Russian)
3. Paymerova I.S. Using the Complex of Bioelements in Micellar form Alone and in Combination with Bioorganic Silicone-containing Food Additive for Growing Piglets: Diss. Dubrovitsy; 2011. (in Russian)
4. Fomichev Yu.P., Torshkov A.A., Grechkina V.V. The content of trace elements in blood of broiler chickens after mitsellat supplementation with food. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2011; 31(3): 354-7. (in Russian)
5. Permyakova N.E., P'yanzina I.P., Volkov G.S. Morphological study of usage calcium and magnesium carbonates preparation "Mitsellat" at experimental traumatic defects of jaws. In: Proceedings of International Scientific Internet Conference "Perspective Innovations in Science, Education, Manufacture and Transport '2012", 19-30 June 2012 [Materialy Mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii «Perspe-ktivnye innovatsii v nauke, obrazovanii, proizvodstve i transporte '2012», 19-30 Iyunya 2012]. Available at http://www.sworld. com.ua/konfer27/184.pdf (in Russian)
6. Alekseeva A.V., Savostikova O.N., Kamenetskaya D.B., Ivanov V.I. Influence of calcium carbonate in micellar form on biochemical markers of rat blood and tissues. In: Proceedings of Plenum of Scientific Council on Human Ecology and Environmental Health of the Russian Federation "Priorities of Preventive Health Care in a Sustainable Development of an Society: State and Solution of Problems". Moscow, December 12-13. 2013 [ Materialy plenuma nauchnogo soveta po ekologii cheloveka i gi-giene okruzhayushchey sredy RF "Prioritety profilakticheskogo zdravookhraneniya v ustoychivom razvitii obshchesta: sostoya-nie i reshenieproblem". Moskva, 12-13 dek. 2013 g.]. Moscow; 2013: 19-21. (in Russian)
7. Rakhmanin Yu.A., Mikhaylova R.I., Filippova A.V., Fel'dt E.G., Belyaeva N.N., Lamentova T.G. et al. On some aspects of bio-
logical effects of distilled water. Gigiena i sanitariya. 1989; 3: 92-3. (in Russian)
8. Kozisek F. Health risks from drinking demineralised water. In: Nutrients in drinking water. WHO, Geneva; 2005: 148-63.
9. Pais I., Benton J. The Handbook of trace elements. Boca Raton: SLPress; 1997.
10. Sokolov V.A., Bestuzhev M.A., Tikhomolova T.V. The Chemical Composition of Oil and Natural Gas in Relation to their Origin [Khimicheskiy sostav neftey i prirodnykh gazov v svyazi s ikh proiskhozhdeniem]. Moscow : «Nedra»; 1972. (in Russian)
11. Behar F., Vandenbroucke M. Chemical modelling of kerogens. Org. Geochem. 1987; 11(1): 15-24.
12. Rakhmanin Yu.A., Khripach L.V., Mikhaylova R.I., Koganova Z.I., Knyazeva T.D., Zheleznyak E.V. et al. Comparative study of nano- and ionic silver influence on biochemical markers in laboratory animals. Gigiena i sanitariya. 2014; 1: 45-50. (in Russian)
13. Reginster J.Y, Denis D., Bartsch V, Deroisy R., Zegels B., Franchi-mont P. Acute biochemical variations induced by four different calcium salts in healthy male volunteers. Osteoporosis Int. 1993; 3(5): 271-5.
14. Gonnelli S., Cepollaro C., Camporeale A., Nardi P., Rossi S., Gennari C. Acute biochemical variations induced by two different calcium salts in healthy perimenopausal women. Calcif. Tissue Int. 1995; 57(3): 175-7.
15. Song Y.M., Sheu W.H., Lee W.J. Acute biochemical variations induced by calcium citrate and calcium carbonate in Type 2 diabetic patients: impaired calcium absorption in Type 2 diabetic patients with prolonged gastric emptying time. J. Diabetes Complications. 2001; 15(2): 97-102.
16. Khripach L.V., Rakhmanin Yu.A., Mikhaylova R.I., Knyazeva T.D., Koganova Z.I., Zheleznyak E.V. et al. Biochemical effects in blood of rats induced by chronic peroral administration of carbon nanotubes and activated charcoal with drinking water. Gigi-ena i sanitariya. 2014; 5: 36-43. (in Russian)
17. Yousef J., Hendi H., Hakami F.S., Awad M.A., Alem A.F., Hendi A.A. et al. Toxicity of silver nanoparticles after injected intra-peritoneally in rats. J. Am. Sci. 2012; 8(3): 589-93.
Поступила 12.02.15
Гигиена детей и подростков
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.955:616-092.11-02
Иванов А.В.1, Тафеева Е.А.1, Васильев В.В.2
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ
'ГБОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет Минздрава России, 420012, Казань, Россия; 2ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, 440026, Пенза, Россия
В работе представлены данные об опыте реализации образовательной программы для школьников «Быть здоровым - модно!». Программа апробирована на территории Пензенской области. Показано, что за 3 года реализации программы информированность учащихся о факторах, влияющих на здоровье, возросла на 15,8%. Число школьников, принимающих систематическое участие в спортивных соревнованиях, увеличилось на 3,8%; занимающихся различными видами спорта и физкультурой в спортивных секциях и кружках - на 2,6%; распространенность регулярного курения среди учащихся школ снизилась на 4,1%.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьники, программа, эффективность. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 55-57.
IvanovA.V.1, Tafeeva E.A.1, Vasilev V.V.2 OPERATIONAL EXPERIENCE FOR THE PROGRAM FOR THE FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE SKILLS AMONG SCHOOLCHILDREN
Kazan State Medical University, Kazan, Russian Federation, 420012; 2Penza State University, Penza , Russian Federation, 440026
[гиена и санитария 7/2015
In the paper there are presented data concerning the experience of the implementation of educational programs for schoolchildren "Being healthy is fashionable".The program has been tested in the territory of the Penza Region. The awareness of students about the factors affecting health was shown to increase by 15,8% over three years of the realization of the program. The number of students taking systematic participation in sports competitions has increased by 3,8%, going in for various sports and physical exercises in sports sections and circles has increased by 2,6%. The prevalence of regular smoking among schoolchildren decreased by 4,1%.
Key words: healthy lifestyle; schoolchildren; program; effectiveness. For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(7): 55-57. (In Russ.) For correspondence: Elena A. Tafeeva; e-mail: [email protected] Received 19.03.15
В последние несколько лет в Российской Федерации стали значительное внимание уделять образу жизни населения. Законодательно закреплен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, снижения потребления алкоголя, табака, наркотических и психотропных средств. Так, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» указана необходимость создания условий для здорового образа жизни, улучшения качества жизни населения, усиления профилактической направленности здравоохранения, ориентации на сохранение здоровья человека. В Федеральном законе №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также указана необходимость формирования здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста. Это должно быть обеспечено путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни и создания условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. В российском обществе все отчетливее складывается понимание того, что успех в развитии и государства, и бизнеса, и каждого гражданина во многом зависит от здорового образа жизни. Не может быть сильного государства без духовного и физического здоровья населения [1, 2].
К сожалению, до недавнего времени в нашей стране отсутствовала мода на здоровье. Понимание же ценности здоровья, соблюдение правил здорового образа жизни, непримиримое отношение к вредным привычкам не возникают сами по себе, их необходимо прививать с детства. Целесообразно начинать разъяснительную работу с малых лет и комплексно продолжать ее в школе, поскольку именно в этом возрастном периоде формируется стиль жизни. Гигиеническое обучение и воспитание населения должны быть определены в качестве самостоятельного направления в общем комплексе общего и профессионального обучения и воспитания человека. Поэтому весьма актуальной задачей являются разработка и внедрение в процесс обучения программы и учебно-методического комплекта по формированию осознанного здоровьесберегающего поведения у учащихся, учитывающих возрастные особенности различных групп детей и подростков.
Нами при участии педагогов разработана программа «Быть здоровым - модно!», состоящая из трех подпрограмм, рассчитанных для детей младшего школьного возраста, учащихся 5-9-х и 10-11-х классов. При этом осуществлен индивидуальный подход к каждой возрастной группе с учетом их физиологических и психологических характеристик, имеющегося жизненного опыта.
Для корреспонденции: Тафеева Елена Анатольевна; [email protected]
Задачи программы: расширение представлений о здоровье как личностной ценности, непременного условия для самореализации, социальной успешности; развитие понимания роли личной ответственности человека за собственное здоровье и здоровье окружающих; приобретение опыта анализа своего образа жизни, его взаимосвязи с состоянием здоровья. В процессе обучения у учащихся формируются: понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; ценностное отношение к собственному здоровью и ответственное отношение к здоровью окружающих; понимание роли личной ответственности за собственное здоровье; анализ своего образа жизни, его взаимосвязи со здоровьем; навыки управления своим здоровьем; культура питания; умение противостоять вредным привычкам; потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Учебно-методическое пособие «Быть здоровым -модно!» [3] укомплектовано рабочей тетрадью [4] и предназначено для учащихся средней школы (5-9-е классы). Для успешной деятельности учащихся по формированию навыков здорового образа жизни авторами программы было подготовлено методическое пособие «Дневник здоровья. Учусь понимать себя» [5]. Методическое пособие направлено на развитие у подростков интереса к познанию своего организма, характера, своих возможностей. Благодаря пособию школьники могут в доступной форме изучить себя, оценить свой опыт по сохранению здоровья. Система занятий поможет подросткам выстроить индивидуальную программу самосовершенствования, что позволит им сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни. Опыт использования «Дневника» позволяет с уверенностью сказать, что школьникам нравится изучать себя. «Какой я?», «Какие во мне силы и способности?», «Что я умею делать?», «Как воспринимают меня окружающие?» -эти и другие вопросы волнуют всех школьников, независимо от их возраста. Дневник предлагает ребенку понаблюдать за собой, оценить свои поступки, привычки, представить себя в разных ситуациях.
Работа по активной пропаганде здорового образа жизни началась с 2004 г. Первоначально в высших учебных заведениях Казани и Пензы были организованы конкурсы «Здоровый образ жизни и физическая культура населения - залог здорового поколения». Это способствовало, во-первых, формированию компетентности здоровьесбережения у участников конкурсов, во-вторых, позволила привлечь их к волонтерскому движению. И в настоящее время волонтеры из числа студентов Казанского ГМУ успешно занимаются пропагандой здорового образа жизни среди студентов других вузов и школьников.
Образовательная программа «Быть здоровым -модно!» была разработана в 2006 г. Территорией для апробации стала Пензенская область. В 2007 г. Пра-
% 120-i
78 94 3 i 1 m ,1 84 5 )6 i 4 26 S3 2 32 ■1 Q С 21 ,1 9 2 8,7 16,8145
1 ' 2 ' 3 ' 4 ' 5 ' 6 ' 7 ' 8 ' 9 '
Щ 2007 г. Щ 2010 г.
Результаты реализации программы непрерывного образования в области здоровьесбережения «Быть здоровым - модно!».
1 - информированность учащихся о факторах, влияющих на здоровье;
2 - информированность учащихся о вреде табакокурения, потребления энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании для здоровья; 3 - число учащихся, занимающихся утренней гимнастикой; 4 - число учащихся, занимающихся различными видами спорта и физкультурой в спортивных секциях и кружках; 5 - число учащихся, занимающихся закаливанием; 6 - число учащихся, принимающих систематическое участие в спортивных соревнованиях; 7 - число учащихся, исключивших из своего рациона питания газированные напитки, жареные во фритюре пищевые продукты и изделия; 8 - распространенность регулярного курения среди учащихся школ; 9 - распространенность потребления пива и энергетических напитков чаще, чем 1 раз в месяц среди учащихся.
вительство Пензенской области после рассмотрения и согласования данной образовательной программы Законодательным собранием обеспечило частичное финансирование проекта. В 2008 г. Министерством образования и науки Пензенской области было направлено письмо (№847/01-18 от 17.07.2008) в адрес руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений о возможности включения «Программы непрерывного образования в области здоровьесбережения с комплектом учебно-методических пособий «Быть здоровым - модно!» в перечень факультативных и элективных курсов. С 1 сентября 2008 г. программа успешно реализуется в ряде школ города Пензы и районов области.
Для анализа ситуации, предшествующей реализации программы непрерывного образования в области здоро-вьесбережения с комплектом учебно-методических пособий «Быть здоровым - модно!», в 2007 г. проведено изучение распространенности поведенческих факторов риска среди учащихся школ. С этой целью по специально разработанной анкете был проведен анонимный опрос учащихся 5-11-х классов в 38 общеобразовательных учреждениях Казани, Пензы и Бековского района Пензенской области. Всего было опрошено 2937 учащихся. Как показало проведенное исследование, распространенность регулярного курения среди пятиклассников составила 11,1%, среди учащихся 11-х классов -45,2%. Опрос также позволил выявить недостаточную работу учреждений образования по пропаганде здорового образа жизни. Так, 12,5% учащихся 5-х классов и 19,5% учащихся 11-х классов ответили, что они в школе не получили достаточную информацию о вреде курения, потребления алкоголя, пива, энергетических напитков. Каждый четвертый учащийся, как среди 5-х, так и среди 11-х классов не считают вредным курение сигарет для своего здоровья.
В 2010 г. после прохождения курса учащиеся были опрошены с помощью анкет. Опыт использования пособия показывает высокую эффективность всех направлений программы (см. рисунок).
Как видно на рис. 1, уже через 3 года реализации образовательной программы информированность учащихся о факторах, влияющих на здоровье, выросла на 15,8%. Значительно возросло число учащихся, занимающихся в спортивных секциях, закаливанием. Они стали активнее принимать участие в спортивных соревнованиях (рост на 3,8%), значительно сократилось число учащихся с вредными привычками (курение, потребление энергетических напитков).
В настоящее время в пропаганде здорового образа жизни среди школьников активное участие принимают студенты Казанского ГМУ. Студенты выступают перед школьниками, в последующем из числа наиболее активных учащихся формируются бригады, которые уже работают со школьниками младшего возраста. Как показывает опыт, обучение детей по принципу «равный учит равного» дает очень хорошие результаты.
Все это позволяет говорить о высокой эффективности внедренной программы непрерывного образования в области здоровьесбережения с комплектом учебно-методических пособий «Быть здоровым - модно!».
Литер атур а
1. Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Проблема формирования здорового образа жизни как ценностной модели воспитания (ЗОЖ-модели), соответствующей современной социальной ситуации. Образование личности. 2014; 2: 48-54.
2. Стрижов С.А. Здоровый образ жизни - путь к повышению качества жизни. Социология власти. 2010; 3: 36-42.
3. Амиров Н.Х., Иванов А.В., Васильев В.В., Дмитриев А.П., Давлетова Н.Х. Быть здоровым - модно: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. Пенза; 2007.
4. Амиров Н.Х., Иванов А.В., Васильев В.В., Дмитриев А.П., Давлетова Н.Х. Быть здоровым - модно. Рабочая тетрадь. Пенза; 2007.
5. Кудряшова И.А., Миронова Е.В., Созинов А.С., Моисеев В.Б., Васильев В.В., Амиров Н.Х. и др. Дневник здоровья. Учусь понимать себя: методическое пособие для учащихся 5-6-х классов. Пенза; 2006.
References
1. Belyaev G.Yu., Belyaeva A.V. Problem of creating a healthy lifestyle as a value model of education (HLS-model), corresponding to modern social situation. Obrazovanie lichnosti. 2014; 2: 48-54. (in Russian)
2. Strizhov S.A. Healthy life-style as a way of improving living standarts. Sotsiologiya vlasti. 2010; 3: 36-42. (in Russian)
3. Amirov N.Kh., Ivanov A.V., Vasil'ev V.V., Dmitriev A.P., Dav-letova N.Kh. Being Healthy is a Fashionable: Textbook for Schoolchildren [Byt'zdorovym - modno: Uchebnoe posobie dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol]. Penza; 2007. (in Russian)
4. Amirov N.Kh., Ivanov A.V., Vasil'ev V.V., Dmitriev A.P., Davletova N.Kh. Being Healthy is a Fashionable: Workbook [Byt' zdorovym - modno. Rabochaya tetrad']. Penza; 2007. (in Russian)
5. Kudryashova I.A., Mironova E.V., Sozinov A.S., Moiseev V.B., Vasil'ev V.V., Amirov N.Kh. et al. Diary of Health. Learning to Understand Yourself: Handbook for Schoolchildren Grades 5-6 [Dnevnik zdorov'ya. Uchus'ponimat'sebya: metodicheskoe poso-bie dlya uchashchikhsya 5-6 klassov]. Penza; 2006. (in Russian)
Поступила 19.03.15