Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ / DEAFS AND CHILDREN HARD OF HEARING / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова А. М., Подвальная Е. В.

В статье рассматривается проблема дополнительного образования обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната как целевая программа подготовки детей с особыми потребностями к их социализации в обществе. Приводится опыт реализации различных форм дополнительного образования и их влияние на становление всех сфер жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова А. М., Подвальная Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMS OF ADDITIONAL EDUCATION WHICH ARE TRAINED WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE CONDITIONS OF BOARDING SCHOOL

In article the problem of additional education trained in the conditions of special (correctional) boarding school as the target program of training of children with special needs to their socialization in society is considered. Experience of realization of various forms of additional education and their influence on formation of all spheres of activity of children with limited opportunities of health is given.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 371.398+376.1:356

А. М. Данилова, Е. В. Подвальная

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В системе российского образования многое делается для организации качественного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 гг. предусмотрены средства на поддержку талантливых детей и молодежи, их активное вовлечение в различные формы внеурочной деятельности, в том числе в социальную практику [1].

Важно, что в последние годы всё больше внимания уделяется доступности не только общего, но и дополнительного образования детей-инвалидов. Являясь составной частью единого образовательного процесса, дополнительное образование способно значительно расширить возможности творческого развития школьников с ОВЗ, выявляя их интересы и предпочтения, мотивируя к развитию и самообразованию, а в дальнейшем и к социальному и профессиональному самоопределению [2].

В специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждениях Москвы накоплен положительный опыт дополнительного образования детей с ОВЗ. Примером такого учреждения является Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52» (СКОШИ), где в настоящее время более 80% воспитанников посещают различные занятия по дополнительному образованию. В детских объединениях занятия с обучающимися проводятся по ряду направлений: физкультурно-спортивному, художественному, техническому и социально-педагогическому.

Дополнительные общеразвива-ющие программы для детей с нарушением слуха способствуют формированию обшей культуры обучающихся, расширению их знаний об окружающем мире и о себе, удовлетворению познава-

тельного интереса и расширению знаний обучающихся в конкретной образовательной области. Разработанные и реализуемые школой-интернатом программы дополнительного образования направлены на оптимальное развитие личности с опорой на индивидуальный подход к глухим и слабослышащим обучающимся, детям после кохлеарной имплантации в условиях специально организованной образовательной деятельности. В процессе занятий происходит накопление обучающимися с ОВЗ, проживающими в условиях интерната, социального опыта и обогащение их навыками общения со слышащими в ходе совместной деятельности.

Остановимся подробнее на задачах и содержании работы детских объединений, руководимых педагогами дополнительного образования СКОШИ № 52.

Жестово-хореографическая студия «Чудеса» (руководители Е. И. Митрофанова, М. Г. Летян-ская). Педагоги студии ставят перед собой задачи: развитие творческих способностей ребёнка, знакомство обучающихся со средствами жестово-хореографическо-го исполнения песенного произведения. Одним из основных видов музыкально-исполнительской деятельности являются движения под музыку, обучение которым способствует эстетическому и нравственному воспитанию

школьников, приобщению их к музыкальной культуре, искусству танца, развитию двигательной и эмоциональной сферы, психических функций, художественно-творческих способностей. Работа с учащимися 1—12 классов проводится как в группах, так и индивидуально в зависимости от психофизических и возрастных особенностей развития детей, а также сложности номеров. Обучение жестовому языку и движениям под музыку детей с нарушением слуха является одним из важных направлений коррекционной работы, которое оказывает влияние на формирование и всестороннее развитие личности, включение воспитанников в широко распространённые в обществе виды художественной деятельности и досуга. Использование музыки и движений имеет огромное значение для развития слухового восприятия обучающихся, для преодоления таких нарушений в двигательной сфере, как недостаточная точность и ритмичность двигательных актов, нарушения координации, затруднения в запоминании последовательности движений и др.

Участники студии «Чудеса» неоднократно становились победителями и призёрами различных городских и окружных творческих конкурсов и среди детей с нарушением слуха, и среди нормально слышащих детей.

Фольклорный ансамбль «Казачата» (руководитель О. В. Власова).

Занимаясь музыкой и вокалом с учащимися младшего школьного возраста, руководитель ансамбля школы-интерната работает не только над развитием музыкальных способностей особых детей. Его цели гораздо шире: стимулирование речи, общения, формирование коммуникативных навыков воспитанников, развитие слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, двигательной координации посредством музыкальных занятий.

На материале русских народных музыкальных произведений, детских песен, романсов, современных эстрадных песен отечественных поэтов и композиторов углубляются и систематизируются представления и понятия детей с ОВЗ о певческой культуре, прививаются любовь и уважение к духовному наследию, знанию и пониманию певческих традиций. Большое внимание на занятиях уделяется изучению основ музыкальной грамоты, двух- и трехголосному исполнению песен и романсов. В процессе организации и проведения репетиций и выступлений воспитанники знакомятся со сценической культурой.

Решение образовательных, кор-рекционно-развивающих и воспитательных задач осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях через различные виды деятельности, главными из которых являются сольное и ансамблевое

пение, слушание различных интерпретаций исполнения музыкальных произведений, пластическое интонирование, движения под музыку, элементы импровизации и театрализации. Фольклорный ансамбль «Казачата» проводит совместные репетиции и выступления со сводным хором ветеранов Великой Отечественной войны Северного административного округа, студентами медицинского училища, педагогами ГКОУ СКОШИ № 52.

Секция «Мини-футбол» (тренер А. С. Курилкин). Воспитанники школы-интерната имеют возможность получить навыки игры в мини-футбол. Занятия секции проводятся во второй половине дня в теплое время года на футбольной площадке или в большом спортивном зале в холодную погоду. В процессе обучения дети знакомятся с правилами и особенностями игры, её отличиями от других видов спорта.

Основными задачами спортивных занятий являются привлечение для систематических занятий мини-футболом максимально возможного числа обучающихся в школе-интернате, формирование у воспитанников интереса к занятиям физической культурой, поддержание высокого уровня спортивной мотивации, создание условий для занятий и проведения соревнований по мини-футболу по месту учебы.

Особое внимание на тренировочных занятиях уделяется оздо-

ровительному и общеразвивающе-му направлениям. Оздоровительное направление ориентировано на укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости, коррекцию осанки, воспитание привычки к самостоятельным занятиям физической культурой. Общеразвивающее направление ориентировано на овладение воспитанниками основными техническими и тактическими действиями, физическими упражнениями и умениями использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Обучающиеся, посещающие секцию по мини-футболу, систематически выезжают на соревнования среди детей и молодежи с нарушением слуха.

Студия изобразительной деятельности «Юный художник» (руководитель С. В. Петрикова). Занятия в студии позволяют познакомить ребёнка с арсеналом инструментов и материалов, используемых в изобразительной деятельности. В студии воспитанники всех возрастов учатся рисовать карандашами, пастелью, гуашью, акварелью, лепить из пластилина, солёного теста, создавать композиции из природных материалов, ткани, бросового материала и т. п.

В ходе занятий педагог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на расширение активного и пассивного словаря, уточнение значений слов и

фраз, понимание и развитие самостоятельной диалогической и монологической речи воспитанников школы-интерната. Правильно организованная продуктивная деятельность глухого или слабослышащего ребёнка носит развивающий характер и также является основой для формирования и развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Члены объединения «Юный художник» с удовольствием принимают участие в школьных, окружных и городских творческих конкурсах. Рисунки, аппликации, макеты воспитанников украшают помещения школы и интерната. В выставочном зале школы систематически обновляются экспозиции детских работ, выполненных на занятиях в студии.

Помимо описанных выше детских объединений в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52» дополнительное образование представлено также кружками «Лего-конструирование» для учащихся 1—3 классов (руководитель А. Л. Рудинский), «Игротерапия» для школьников 1—2 классов (руководитель Е. А. Тимошенко). В школе действуют Музыкально-литературная гостиная «Встреча», целевой аудиторией которой являются старшеклассники (руководитель Н. Н. Ежова), спортивная секция «Здоровье и сила» для

обучающихся 8—12 классов (руководитель Г. А. Алексеевский).

С целью реализации программы дополнительного образования технической направленности в 2016— 2017 учебном году школа начала сотрудничество с ГАПОУ «Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И. Ф. Павлова» г. Москвы. Совместная деятельность двух образовательных учреждений связана с тем, что в школе-интернате отсутствует материально-техническая база для самостоятельной реализации нового проекта-кружка «Прототипирование»1. Программой кружка предусмотрено знакомство воспитанников с современными компьютерными технологиями, 3D-печатью. В работе данного детского объединения будут задействованы педагоги

колледжа, реализующие образовательную часть проекта, и воспитатели школы-интерната, основная задача которых связана с организацией общения руководителя кружка с детьми с нарушениями слуха посредством жестовой и дак-тильной речи2.

Обобщение опыта дополнительного образования воспитанников ГКОУ СКОШИ № 52 позволяет сделать вывод о том, что специальное (коррекционное) учреждение в полной мере становится местом, где дети с особыми образовательными потребностями под руководством талантливых педагогов могут получить безграничные возможности в реализации когнитивного и личностного развития.

1 Прототипйрование (англ. prototyping от др.-греч. лрюто;;—первый и тило; — от-печагок, оттиск; первообраз) — быстрая «черновая» реализация базовой функциональности для анализа работы системы в целом. На этапе про-тотипирования малыми усилиями создается работающая система (возможно неэффективно, с ошибками, и не в полной мере). Во время прото-типирования видна более детальная картина устройства системы. Термин «прототипирование» активно используется в индустрии компьютерных систем. Прототипирование в разработке программного обеспечения является важным этапом в жизненном цикле программного обеспечения [3].

2 Дактильная речь — это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос — в переводе с греческого «палец». Каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев. Дактилология используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство общения детей с нарушением слуха [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 годы». [Электронный ресурс] // http://base. garant.ru/71044750/ (дата обращения 05.07.2016).

2. Поликашева Н. В. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие творческого развития личности ребёнка / Н. В. Поликашева // Проектирование

системы дополнительного образования детей с ОВЗ в учреждениях различных типов и видов // Сборник на-уч.-метод. материалов / под ред. О. Е. Булановой и Н. В. Поликашевой / М.: Федеральный институт развития образования, 2012. С. 85—95.

3. https://ra.wiHpedia.org/wiH/Про-тотипирование (дата обращения 18.05.2016).

4. https://ra.wikipedia.org/wiki/Дак-тилология (дата обращения 18.05.2016).

REFERENCES

1. The resolution of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 No. 497 "About the Federal target program of a development of education for 2016—2020". [Electronic resource] // http://base .garant.ru/71044750/(date of the address 05.07.2016).

2. Polikasheva N. V. Professionalism of the additional education teacher as a condition of creative development of the identity of the child / N. V. Polikasheva// Design of system of additional education of children with OVZ in establishments of

various types and types // The collection of scientific and methodical materials / Under O. E. Bulanova and N. V. Polikasheva / M.: Federal institute of a development of education, 2012. P. 85-95. (In Russ.).

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/npo-тотипирование (date of the address 18.05.2016).

4. https://ra.wikipedia.org/wiki^aK-тилология (date of the address 18.05.2016).

Поступила в редакцию 31.01.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.