Научная статья на тему 'Опыт реализации компетентностного подхода подготовки специальных педагогов в системе среднего профессионального образования'

Опыт реализации компетентностного подхода подготовки специальных педагогов в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ / COMPETENCE APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STAGES OF THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидович Елена Александровна

В статье раскрываются особенности внедрения и реализации компетентностного подхода в образовательном процессе педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of the Competence Approach Realization in Training Special Pedagogues in the Suystem of Secondary Professional Education

The article discusses peculiarities of implementation and realization of the competence approach in the process of specialists preparation in pedagogical colleges.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации компетентностного подхода подготовки специальных педагогов в системе среднего профессионального образования»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 377.6

ББК 448-951.85 ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК 13.00.01

Е. А. Демидович E. A. Demidovich

Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

WAYS

OF THE COMPETENCE APPROACH REALIZATION IN TRAINING SPECIAL PEDAGOGUES IN THE SUYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье раскрываются особенности внедрения и реализации компетентностного подхода в образовательном процессе педагогического колледжа.

Ключевые слова: компетентностей подход, коммуникативная компетентность, этапы разработки и внедрения.

Сведения об авторе: Демидович Елена Александровна, аспирант.

Место работы: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноярский педагогический колледж №2», преподаватель; 660100, Красноярск,

Контактная информация: еМеп

Abstract. The article discusses peculiarities of implementation and realization of the competence approach in the process of specialists preparation in pedagogical colleges.

Key words: competence approach, communicative competence, stages of the development and implementation.

About the author: Demidovich Elena Aleksandrovna.

Place of employment: Teacher at the State Budget Educational Establishment of Secondary Professional Education «Krasnoyarsk Pedagogical College № 2», Krasnoyarsk.

[email protected].

Решение проблемы перехода образовательной парадигмы от технократической к гуманистической связано с оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, а следовательно, и с переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации для Европы определил

© Демидович Е. А., 2011

те основные компетенции, которые в результате образования должны освоить современные специалисты.

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. предусмотрено создание механизма устойчивого развития. Ставится задача обновления профессионального образования на компе-тентностной основе путем усиления практической направленности

профессионального образования при сохранении его фундаментальности.

Развитие профессионального образования предполагает освоение компетентностного подхода к разработке и реализации Федеральных образовательных стандартов.

Одной из основных компетенций является коммуникативная компетентность, рассматриваемая как ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [9, с. 124].

В составе коммуникативной компетентности выделяются следующие субкомпетенции: лингвистическая (языковая), дискурсивная (умение организовывать речь, поддерживать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), учебная, стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), социальная (умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией).

Общение учителя с учениками должно снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содей-

ствовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» [2, с. 36].

В основу формирования коммуникативной компетентности у студентов положен деятельностный подход. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Вряд ли можно обучить компетентности. Таковым он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта [1, с. 8].

Целесообразность применения компетентностного подхода очевидна при обучении студентов по различным специальностям, а особенно там, где необходима интеграция не только общекультурных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, но и медицинских, как на специальности «Специальное дошкольное образование».

Деятельность по разработке и внедрению компетентностного подхода можно разделить на три этапа [4, с. 34].

Первый этап — подготовительный.

В рамках реализации данного этапа нами решались задачи:

1. Утверждение темы деятельности рабочей группы.

2. Изучение нормативной документации, ориентированной на компетентностный подход в образовании.

3. Выделение ключевых компетенций.

4. Организация системы обучения педагогического коллектива по данной проблеме.

Для внедрения и апробации компетнтностного подхода обучения студентов нами был разработан план и согласован на заседании ПЦК, утвержден на заседании учебно-методического совета педагогического колледжа. Г руппой разработчиков изучена норматив -ная документация, отражающая специфику применения данного подхода в образовательном процессе профессионального учреждения.

К участию в деятельности рабочей группы мы привлекли преподавателей, которые выразили заинтересованность и были готовы к совершенствованию собственной профессиональной преподавательской деятельности. Также мы преследовали задачу формирования коммуникативной компетентности студентов в течение всего периода профессионального обучения. В состав рабочей группы вошли преподаватели, осуществляющие профессиональную деятельность на 1-3 курсах реализации учебного плана. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности реализовывалось на общих гуманитарных и социально экономических; общих профессиональных дисцип-

линах; дисциплинах предметной подготовки. Перечислим некоторые из дисциплин: «Основы права»; «Иностранный язык»; «Основы

специальной психологии»; «Основы специальной педагогики»; «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»; «Методика

развития детской речи»; «Методика развития детского изобразительного творчества»; «Методика физического воспитания и развития детей»; «Методика развития слухового и зрительного восприятия»; «История специального образования в России»; «Профессиональная деятельность и здоровье педагога».

В рамках изучения теоретических основ технологии обучения нами была разработана и проведена серия межструктурных семинаров и консультаций по разработке и реализации компетентностного подхода в образовательный процесс (методические семинары «Методологические основы интерактивного обучения студентов», «Возможности применения неимитационных и имитационных методов обучения в образовательном процессе»; консультации: «Методические реко-

мендации по реализации интерактивного обучения студентов»; «Разработка содержания интерактивных методов обучения студентов»; семинар: «Представление результатов апробации интерактивных технологии обучения студентов»).

Второй этап — экспериментальный. На данном этапе решаются задачи:

1. Разработка образовательных технологий, формирующих компе-

тенции, диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компетенций.

2. Апробация разработанных элементов образовательных технологий и диагностического инструментария в творческой группе педагогов, учебных группах на занятиях.

3. Фиксация накопленного опыта по результатам работы творческой группы в локальных документах, технологических схемах, дидактическом материале, методических рекомендациях.

В качестве генеральной технологии обучения мы выбрали интерактивные технологии обучения студентов. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом [7, с. 95]. Они ориентированы на самостоятельное добывание студентами знаний, на активизацию познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Особенность активных методов обучения в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности [5, с. 74].

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаи-

модействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.

При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации [3, с.218].

В интерактивных формах обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций) [3,

с. 218].

При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

В образовательном процессе нами применялись неимитационные методы обучения (проблемная лекция, дискуссия, пресс-конференция, конференция, диспут, мозговая атака) и имитационные (анализ конкретных ситуаций, метод разыгрывания ролей, блиц-игра, деловая игра, эвристическая беседа, выполнение индивидуальных зада-

ний в процессе производственной практики).

В процессе обучения студентам предлагались межпредметные задачи, имитационно-моделирую-щие, проектные и контекстные способы обучения, которые не могут быть решены средствами одной дисциплины. Это понимание сути освоения учебного материала находит свое отражение не только в содержании текущих зачетов и экзаменов, но и в итоговой государственной аттестации.

Преподаватели имели возможность ознакомиться со спецификой реализации технологии обучения в дистанционной и очной формах, во время участия в мастер-классах. Педагоги могли посетить занятия, проводимые их коллегами. Таким образом реализовывалась цель взаимосвязи между отдельными дисциплинами и видами занятий, реализуя комплексный подход к достижению основных образовательных целей.

Система педагогического управления процессом формирования коммуникативной компетентности в ходе обучения должна включать следующие факторы:

- постоянный учет коммуникативной природы профессии будущего педагога с момента его поступления и до его окончания (Е. А. Запорожец);

- укрепление взаимосвязи формирования коммуникативной компетенции с другими направлениями профессиональной подготовки специалиста и компонентами образовательного процесса;

- организация специального непрерывного и целостного коммуникативного обучения.

Участниками рабочей группы было осуществлено структурирование содержания образовательного процесса на связанные между собой процедуры, этапы, операции; разработано содержание (форм и методов) реализации данного подхода.

При разработке диагностического инструментария мы исходили из того, что компетенции формируются и проявляются в деятельности, следовательно, результат освоения необходимо отслеживать через оценку реализации самой деятельности и продуктов деятельности. Для оценки уровня сформи-рованности коммуникативной компетентности мы применяли три группы методов. Первая группа — организационные методы: комплексный, сравнительный и формирующий. При применении комплексного метода организация измерений каждого респондента осуществляется по разноуровневым параметрам, относящимся к свойствам субъекта деятельности и личности. Сравнительный метод позволил нам сопоставить особенности коммуникативной компетентности у разных групп испытуемых.

Вторая группа — эмпирические методы, была представлена следующими тестами: «Тест оценки коммуникативных умений» [6, с. 185]; «Тест для диагностики

коммуникативных способностей» [8, с. 234]; «Тестовая карта для оценки коммуникативной деятель-

ности студента во время практики» (по А. А. Леонтьеву).

При компетентностном подходе контроль результатов осуществляют представители педагогического и студенческого коллективов, сам студент.

Для выявления уровня сфор-мированности коммуникативных умений во время практики мы применяли метод экспертной оценки. Данный метод позволяет использовать знания, умения и опыт специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в области специального дошкольного образования с целью получения оценки сформированных компетенций у будущих специалистов.

Показателями экспериментальной деятельности явились:

- положительная динамика уровня сформированности коммуникативной компетентности у студентов;

- освоение преподавателями компетентного подхода повышает уровень их педагогического мастерства.

При реализации третьего этапа — рефлексивного, мы решали задачи:

1. Издание материалов проектной деятельности и методических наработок преподавателей, подготовка публикаций в научных изданиях.

2. Реализация системы оценки достижений студентов с целью внедрения ее в практику деятельности педагогов педагогического колледжа.

Результатом данного этапа явилось создание банка данных по

эффективным технологиям и дидактическому материалу в рамках исследуемой темы. Педагогами

оформлены инструктивные карты по различным формам активных методов обучения, подготовлены компьютерные презентации с результатами и обобщениями исследовательской деятельности.

Результаты деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов обсуждалась на заседаниях предметноцикловой комиссии, учебно-

методического совета, совете педагогического колледжа; докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева.

С целью обобщения опыта применения технологии обучения разработаны методические материалы, создано учебно-

методическое пособие с привлечением авторских разработок преподавателей, студентами проведены учебные исследования в рамках профессионального воспитания будущих специалистов, по результатам которых оформлены курсовые и выпускные квалификационные работы; преподавателями подготовлены и представлены доклады на всероссийских и международных научно-практических конференциях.

Литература

1. Болотов, В. А. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10.

2. Гилевич, И. М. К проблеме ин- 6.

теграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха) / И. М. Гилевич,

Л. И. Тигранова // Дефектология. — 1996. — № 6. 7.

3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязин-ский — М. : Академия, 2006.

4. Маскин, В. В. Алгоритм перехода образовательного учреж- 8

дения к компетентностному подходу: практическое посо-

бие / В. В. Маскин, А. А. Петренко, Т. К. Меркулова ; под ред. В. В. Маскина. — М. : АРКТИ, 2006.

5. Морева, Н. А. Педагогика сред- 9. него профессионального образования / Н. А. Морева. — М. : Академия, 2001.

Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие / Л. С. По-дымова, Е. А. Ларина, О. А. Ши-ян ; под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стер. — М. : Акаде-мия,2006.

Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. — М. : Мастерство, 2001.

Ратанова, Т. А. Методы изучения и психодиагностика личности: учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. — 2-е изд., испр. — М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2000.

Словарь по социальной педагогике : учеб пособие / сост. Л. В. Мардахаев. — М. : Академия, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.