УДК [378.147:616.5-083.4]:378.661(470.56)
Башмалух Н.В. ассистент кафедра дерматовенерологии Николаева Т.В., доктор медицинских наук
доцент, профессор кафедра дерматовенерологии Воронина Л.Г., доктор медицинских наук профессор, заведующая кафедрой дерматовенерологии
Пострелко М.Д., к.мед.н.
доцент
кафедра дерматовенерологии
Гусева О.В. ассистент кафедра дерматовенерологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
Россия, г. Оренбург ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ «КОСМЕТОЛОГИЯ» В статье представлен опыт преподавания дисциплины при реализации дополнительных профессиональных программ «Косметология», применяемые на кафедре дерматовенерологии ФГБОУ ВО ОрГМУ. Делается акцент на необходимости междисциплинарного подхода при формировании профессиональных компетенций врача-косметолога.
Ключевые слова: обучение, подходы, косметология
Bashmaluch N. V. Assistant of Department of Dermatovenereology Orenburg State Medical University Russia, Orenburg Nikolaeva T. V., Doctor of Medical Sciences Professor of the Department of Dermatovenereology Orenburg State Medical University Russia, Orenburg
Voronina L. G., Doctor of Medical Sciences, Professor Head of the Department of Dermatovenereology Orenburg State Medical University Russia, Orenburg
Postrelko M.D., Candidate of Medical Science, Associate Professor Associate Professor of the Department of Dermatovenereology
Orenburg State Medical University Russia, Orenburg Guseva O.V.
Assistant of Department of Dermatovenereology
Orenburg State Medical University Russia, Orenburg EXPERIENCE IN REALIZING ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS "COSMETOLOGY"
The article presents the experience of teaching the discipline in the implementation of additional professional programs "Cosmetology", used at the Department of Dermatovenereology, Orenburg State Medical University. The emphasis is on the need for an interdisciplinary approach in the formation of professional competencies of a cosmetologist.
Keywords: training, approaches, cosmetology
На современном этапе косметология - одна из самых развивающихся областей медицины и востребованная медицинская специальность. Целью реализации образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемых на кафедре дерматовенерологии ОрГМУ является формирование и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, соответствующих специальности «Косметология».
Одно из важных направлений подготовки - приобретение навыков постановки косметологического диагноза, проведения дифференциальной диагностики дерматовенерологической патологии, выявление соматической и эндокринной патологии. Это обосновано тем, что в настоящее время не только коррекция инволютивных изменений кожи, но и комплексное лечение таких распространенных дерматологических заболеваний, как акне, розацеа, новообразования вирусной природы невозможно представить без косметологических методик. Вместе с тем, выбор тех или иных методов коррекции должен базироваться на глубоких знаниях теоретической косметологии, дерматовенерологии, с учетом сопутствующей патологии. При этом теоретические знания должны закрепляться путем применения современных образовательных технологий.
Учитывая особенности работы врача-косметолога, который часто остается один на один с пациентом, возрастает значимость постоянной актуализации навыков оказания неотложной помощи. В связи с этим в образовательные программы, реализуемые на кафедре дерматовенерологии ОрГМУ включен «Симуляционный цикл: неотложная помощь». Практические навыки сердечно-легочной реанимации, неотложной помощи при синдроме повреждения заболеваниях сердечно-сосудистой системы, синдроме острой дыхательной недостаточности и при неотложных состояниях при заболеваниях центральной нервной системы совершенствуются под руководством преподавателей «Обучающего симуляционного центра» ОрГМУ на современных симуляторах.
Практическую подготовку на клинической базе предваряет модуль «Симуляционный курс: инъекционные методики в косметологии». В симуляционном центре обучающиеся отрабатывают практические навыки
инъекционных методик введения ботулотоксина, мезо-препаратов, филлеров с помощью канюльной и игольной техник на искусственной коже. Перед началом симуляционного курса обучающиеся проходят курс анатомии с последующей сдачей зачета, который является обязательным условием для допуска к данным практическим занятиям. Неотъемлемым разделом этого модуля являются семинары, посвященные инфекционному контролю и инфекционной безопасности. Занятия проводит практикующий врач-эпидемиолог непосредственно на клинической базе. Такой подход позволяет обсудить практические аспекты применения нормативных актов, для создания надлежащих условий оказания косметологической помощи.
Необходимым условием оказания качественной медицинской помощи является отработка практических навыков, поэтому особое внимание отводится практическим занятиям. При этом у обучающихся формируется навык постановки косметологического диагноза, позволяющего комплексно подходить к коррекции морфофункциональных нарушений кожи, признаков преждевременного и естественного старения, инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата. Обучающиеся самостоятельно отрабатывают все виды массажа, чисток лица, проходят обучение следующим аппаратным методикам: микротоковая терапия, алмазная дермабразия, лазерные методики на СО2-лазере, удаление кожных новообразований вирусной природы методом электрокоагуляции и лазерной деструкции. Из инъекционных методик на практике тщательно разбираются показания, противопоказания и ограничения, возможные побочные эффекты и их коррекция, ошибки при проведении ботулинотерапии, мезотерапии кожи лица и волосистой части головы, биоревитализации, контурной пластики и плазмотерапии.
В рамках самостоятельной работы обучающиеся готовят курсовые работы, тематика которых касается компонентному анализу препаратов, используемых в косметологической практике, что позволит врачу-косметологу в дальнейшем обдуманно подходить к выбору косметологических препаратов.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций врача -косметолога должно включать междисциплинарный подход, при преподавании теоретических основ косметологии акцент должен делаться на необходимость глубокого понимания патогенеза морфофункциональных нарушений кожи и косметологических дефектов, комплексного и индивидуального подхода к пациенту, знания механизмов действия физиотерапевтических и инъекционных методов, безопасности косметологических процедур, первоначальной отработки практических навыков на базе симуляционного центра, с последующим их совершенствованием в условиях косметологической клиники.