УДК 378.14
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ВУЗЕ
ПрохороваМ.П., СундееваМ.О., ТатаренкоМ.А.
Статья посвящена описанию опыта реализации дополнительного образовательного программы для студентов вуза. Описаны модули дополнительного образовательного программы. Приведены результаты ог\енки слушателями востребованности программы с позгщигО значимости для профессионального деятельности, развития личностных качеств, востребованности потенгщальнылш работодателями.
Ключевые слова: дополнительная образовательная программа; вуз; студенты.
EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM IN THE UNIVERSITY
Prokhorova M.P., Suncleeva M.O., Tatarenko M.A.
The article is devoted to the description of the experience of implementing an additional educational program for university students. Modules of the additional educational program are described. The results of students ' assessment of the relevance of the program from the perspective of importance for professional activity, the development of personal qualities, and the demand for potential employers are presented.
Keywords: additional educational program; university; students.
Введение
Дополнительные образовательные программы для студентов, предлагаемые им в процессе обучения в вузе, становятся все более
востребованным направлением развития образовательных услуг [2]. Освоение подобных программ возможно, в первую очередь, за счет их построения по модульному принципу, позволяющих студентам последовательно выбирать и осваивать отдельные интересующие модули, и получать документ о дополнительной профессиональной подготовке государственного образца [1].
Цель статьи - описать опыт реализации дополнительной образовательной программы для студентов вуза. Задачи статьи: описать дополнительную образовательную программу; представить результаты оценки эффективности данной программы со стороны студентов, сделать выводы о возможности её дальнейшей реализации.
Материалы и методы исследования
При исследовании использовались теоретические методы (анализ источников по практике дополнительного образования, обобщение практического опыта реализации дополнительной образовательной программы), метод анкетирования (для оценки выпускниками программы её эффективности). Исследование было проведено среди 36 слушателей дополнительной образовательной программы.
Результаты исследования
В начале исследования кафедрой инновационных технологий менеджмента Мининского университета была разработана дополнительная образовательная программа «Современные технологии управления», включающая 4 модуля: «Тренинг активных продаж», «Продвижение бизнеса в социальных сетях», «Тайм-менеджмент», «Тренинг командообразования». Каждый модуль программы рассчитан на 18 часов. Разработанная программа реализовывалась на кафедре с 2016 г. для направлений подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.01 Экономика.
Затем была проведена оценка эффективности предложенных к освоению модулей с точки зрения развития личностных качеств, с позиций их полезности для будущей профессиональной деятельности и интереса потенциальных работодателей (рисунок 1).
Значимость для будущей профессиональной деятельности
Развитие личностных качеств
Востребованность модуля с позиций работодателя
■ Модуль 4, % обучающихся
■ Модуль 3, % обучающихся
■ Модуль 2, % обучающихся
■ Модуль 1, % обучающихся
О 20 40 60 80 100
Рис. 1. Оценка студентами значимости модулей дополнительной образовательной программы
Процент студентов, освоивших все модули дополнительной образовательной программы, составил 46%, доля освоивших 3 и 2 модуля программы составили 23% и 15% соответственно. Модули, связанные с развитием навыков активных продаж и командной работы, наиболее востребованы с точки зрения значимости для будущей профессиональной деятельности; модули, связанные с освоением приёмов тайм-менеджмента и продвижением бизнеса в социальных сетях, более интересны с позиций развития личностных качеств.
Полученный опыт реализации дополнительной образовательной программы свидетельствует о востребованности подобного рода программ для студентов, заинтересованных в дальнейшем личностном и профессиональном развитии. Опыт, полученный преподавателями при разработке содержания дополнительной программы, может быть с успехом применен для совершенствования основных образовательных программ.
Список литературы 1. Лапшова A.B. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
Заключение
2. Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в вузе: подходы и особенности // В мире научных открытий. 2011. № 6.1. С. 317.
References
1. Lapshova А.V. Kriterii i pokazateli professionalizma pedagoga v sisteme dopolniternogo obrazovaniya [Criteria and indicators of teacher's professionalism in the system of additional education] // Vestnik Mininsk-ogo universiteta. 2014. No. 4 (8). P. 31.
2. Prokhorova M.P Innovatsionnyy menedzhment v vuze: podkhody i os-obennosti [Innovative management in the university: approaches and features] //V mire nauchnykh otkrytiy. 2011. No. 6.1. P. 317.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Прохорова Мария Петровна, доцент, к.пед.н., доцент
ФГБОУВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, 1, г. Н. Новгород, 603950, Россия masha.proh(a),mail. т
Сундеева Марина Олеговна, магистрант
ФГБОУВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, 1, г. Н. Новгород, 603950, Россия marika451 Щтай. ги
Татаренко Мария Андреевна, магистрант
ФГБОУВО Нижегородский государственный педагогический
университет им. К. Минина
ул. Ульянова, 1, г. Н. Новгород, 603950, Россия
tatarenko. mariva. 1995(a)mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ul'janova Str., N. Novgorod, 603950, Russia masha.proh(a),mail. ru ORCID: 0000-0003-0357-4213
Sundeeva Marina Olegovna , graduate student
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ul'janova Str, N Novgorod, 603950, Russia marika451 (e-mail. ru ORCID: 0000-0001-7356-8607
Tatarenko Maria Andreevna, graduate student
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ul'janova Str, N Novgorod, 603950, Russia tatarenko. many a. 1995(e-mail, ru ORCID: 0000-0002-9664-8041