Научная статья на тему 'Опыт развитых стран в формировании креативного мышления и анализ тестов для улучшения креативного потенциала студентов педагогического направления'

Опыт развитых стран в формировании креативного мышления и анализ тестов для улучшения креативного потенциала студентов педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ВУЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТЕСТ / АНАЛИЗ / ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИКА / МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Камола Нуриддиновна

В статье сказано о формировании креативного мышления у студентов-педагогов. Приведены примеры некоторых развитых стран мира по развитию креативности у молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт развитых стран в формировании креативного мышления и анализ тестов для улучшения креативного потенциала студентов педагогического направления»

подготовки, увеличение вариативности методов и способов обучения студентов вуза. Важной задачей, стоящей сегодня перед мировым сообществом, является создание единой стратегии подготовки будущих специалистов, которая будет интегрирована и объединена с моделями подготовки студентов других стран, где накоплен опыт в формировании информационной среды и воспитании информационной культуры у студентов.

Список литературы

1. ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу: Итоговый документ международной конференции. 17-19 мая 2005 года. М.: Институт развития информационного общества, 2005. 32 с.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book101.pdf/ (дата обращения: 01.05.2020).

ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И АНАЛИЗ ТЕСТОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Юсупова К.Н.

Юсупова Камола Нуриддиновна — докторант,

Институт инноваций управления и переподготовки педагогических кадров профессионального образования,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье сказано о формировании креативного мышления у студентов-педагогов. Приведены примеры некоторых развитых стран мира по развитию креативности у молодёжи. Ключевые слова: формирование, студент, вуз, преподаватель, тест, анализ, потенциал, педагогика, мышление, креативность.

В современном обществе вопрос формирования креативного мышления считается необходимой педагогической задачей. Изучение этой проблемы направленно на решение насущных вопросов высшего образования, поскольку процесс усовершенствования системы образования накладывает новые требования в обучении студентов педагогического направления, готовых креативно справиться с проблемами, возникающими в профессиональной деятельности.

В отечественной и зарубежной литературе научные представления о содержании понятий «креативность», «креативное мышление» определяются как свойство личности. Оно проявляется в интеллектуальной активности, состоит в генерировании новых идей, поиске путей практического решения оригинальных ситуативных задач, выборе наиболее продуктивных стратегий деятельности педагога.

Во многих странах мира интенсивно разрабатываются инновационные образовательные технологии, соответствующие новой модели образования. За доминанту инновационно-организованного образовательного процесса принимается развитие креативного педагога в самом широком смысле, включая его когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностную составляющие.

Процесс развития креативности - это непрерывный процесс, важнейшим этапом которого является период получения образования.

Репродуктивная образовательная модель продолжает транслировать знания, формировать репродуктивные умения и навыки и контролировать их овладение. Но в итоге только определенный процент специалистов оказываются креативными. Именно поэтому во многих развитых странах мира в последние время проводят тренинги и семинары по развитию креативности специалистов. На них с помощью креативных техник (mindmapping, brainstorming, problem solving и др.) пытаются развить творческие способности педагогов. Но для реализации завоевывающей всё большую популярность идеи о построении креативного общества этого недостаточно. Более продуктивным решением является ориентация на креативный подход образования, которое в идеале должно диагностировать, поддерживать и развивать творческий потенциал каждого учителя. Данная проблема актуальна практически для всех образовательных систем в мире. Оценку американской системе образования дал Т. Питерс: «Наша школа учит тому, «что есть» и совсем не умеет учить тому, «что может быть» [1]. Видный ирландский политик М.Д. Хиггинс считает, что «корни креативного общества следует искать в общем образовании. Следует так изменить методы обучения, чтобы студенты стремились не только

«знать как» («know how»), но и «знать, почему и зачем» («know why»)». Правительство Великобритании ставит перед своей системой образования задачу превращения страны в мировой центр креативности. На основе образовательных технологий планируется сформировать основу стратегии креативности в образовании, где большое внимание будет уделяться личностному развитию молодых людей для подготовки их к жизни. В докладе «Развитие креативности молодежи», который был подготовлен Министерством культуры, средств массовой информации и спорта совместно с Департаментом образования и представлен правительству России, основная цель образовательной системы страны формулируется предельно конкретно. Это содействие в построении конкурентоспособной экономики и открытого общества через обеспечение возможностей для формирования индивидуального образовательного маршрута, раскрытия творческого потенциала личности с целью наиболее полной самореализации, достижения наивысшего качества образовательных стандартов и уровня профессиональной подготовки. Значит, развитые страны мира предпринимают серьезные меры по формированию креативного мышления у студентов.

Для сопоставления показателей уровня развития креативного мышления до и после эксперимента испытуемые были протестированы с помощью комплекса методов. При анализе результатов тестирования выявилось, что испытуемые с низкой креативностью, прошедшие занятия по экспериментальной программе, предпочли использовать те же ответы, что и в первый раз. Студенты со средними и высокими значениями креативного мышления, входившие в состав экспериментальной группы, реагировали по-иному: многие не только завершили линии иным сюжетом, но и повысили свой индекс оригинальности, а некоторые поднялись на ступень выше, изменив и индекс уникальности. Показатель уровня развития аналитических операций мышления изменился незначительно.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newtonew.com/school/chetyre-vazhnye-veshchi-kotorym-uchit-shkola/ (дата обращения: 1.05.2020).

PERCEPTION CHARACTERISTICS OF PLOT PICTURES AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT Marutyan M.R.1, Azatyan A.V.2

'Marutyan Marine Karlenovna — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lecturer, DEPARTMENT OF SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY;

2Azatyan Anahit Vahramovna - Master's degree Student, TIFLO PEDAGOGIC DEPARTMENT, FACULTY OF SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION, ARMENIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER KHACHATUR ABOVYAN, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article reveals a perception characteristics of plot pictures among visually impaired primary school children. Besides, it highlights RA specialists opinion on perception of plot pictures and the effectiveness of our purposed pedagogical means and their terms of use.

Keywords: children with visual impairment, plot pictures, perception characteristics, pedagogical means, primary school children, research, survey, respondents.

One of the preconditions for quality study, upbringing and development of visually impaired primary school children is the specialists exact perception of each primary school children visual function characteristics and their registration in all types of psychological and pedagogical impact system.

Perception is one's reflection of a complete object or phenomenon under the direct influence of his sensory organs. First of all, a perception is associated with the analyzers, that affect the human nervous system. A perception is a set of emotions. To perceive something means to see a set of relatively stable particles that are familiar to a person and for the given classification.

Several authors have mentioned in their research that a child's perception of a plot picture primarily depends on its content, whether the child is more or less familiar with the picture, its structure, and whether the plot is dynamic or static. It also depends on how the adult formulates the question. When asking the child what he sees in the picture, the adult guides him to list any object, both primary and secondary, in any sequence. For instance "what do you see in this picture?" directs the child to discover the functional connections in the picture, that is, the actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.