Научная статья на тему 'Опыт развития социального партнёрства в регионе'

Опыт развития социального партнёрства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт развития социального партнёрства в регионе»

ально-экономических систем сегодня является приоритетным и перспективным, предполагающим на следующем этапе решения вопросов взаимоотношения с амбициозным бизнесом, потерявшим разумные представления о своей значимости в жизни людей.

И.Д. Колмакова

ОПЫТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В РЕГИОНЕ

В современной экономической литературе социальное партнерство рассматривается как проверенный опытом большинства западных стран метод решения в условиях рынка социально-экономических проблем и регулирования противоречий между работниками, работодателями и государством, опирающийся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений при регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений. Социальное партнерство рассматривается также и как новая идеология взаимоотношений работодателей и работников, пришедшая на смену идеологии классовой борьбы, как специфический тип общественных отношений, цель которых - найти баланс интересов противоположных классов.

Система социального партнерства в России включает различные уровни:

1) генеральное соглашение;

2) региональные соглашения;

3) отраслевые (тарифные) соглашения;

4) коллективные договоры.

По мере развития системы социального партнерства появилась острая необходимость становления институтов системы социального партнерства на территориальном уровне, что во многом определяет и развитие социального диалога в регионе и на предприятиях. Успешно проводится работа по организации деятельности комиссий в районах и крупных городах в Республике Мордовия, Чувашской Республике, Брянской, Кировской, Московской, Самарской областях. В соответствии с законом Республики Мордовия «О социальном партнерстве» во всех районах и городах республики постановлением глав районов и городов утверждены положения о районных и городских трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений. Аналогичные положения разработаны в Свердловской области. Трехсторонней комиссией Кировской области разработаны рекомендации администрациям районов и городов области по формированию представителей сторон социального партнерства, созданию трехсторонних районных и городских комиссий. Сторону работников в таких комиссиях представляют, как правило, отраслевые профсоюзы работников образования, агропромышленного комплекса и др. Сторону работодателей представляют их территориальные объединения. В рамках комиссий созданы рабочие группы или советы по изучению социально-экономических вопросов, осуществлению контроля за выполнением решений комиссии, обязательств (по разделам) регионального трехстороннего соглашения.

Отраслевые (межотраслевые) тарифные (профессионально-тарифные) соглашения, заключаемые на федеральном уровне, преследуют одну общую цель - защиту профессиональных интересов работников отрасли в вопросах занятости, оплаты труда, создания нормальных и безопасных условий труда. На начало 2000 года в стране было заключено 77 региональных, 2062 отраслевых (межотраслевых) профессиональных тарифных соглашений, заключаемых в регионе, и 827 территориальных соглашений [1]. Региональные соглашения имеют 87 - 88% субъектов Российской Федерации. В 2001 году по сравнению с 1993 годом количество заключенных территориальных соглашений увеличилось в 15,5 раза, а количество зарегистрированных коллективных договоров - в 2,6 раза [2].

В отраслевых тарифных соглашениях, как правило, фиксируются:

- минимальный отраслевой уровень оплаты труда;

- соотношение тарифных ставок по квалификационным разрядам рабочих;

- система доплат и надбавок, обусловленная характером и условиями труда в отрасли;

- механизм индексации заработной платы в связи с инфляцией и др.

Если для профсоюзов трипартизм - это возможность добиться легитимным путем улучшения положения работников, то для работодателей - это способ активного участия в формировании социально-экономической политики страны, региона и территории посредством консолидации сил для лоббирования своих интересов, получения госзаказов, льготных кредитов под гарантии правительства, региональных и городских администраций. Для крупного бизнеса стабильность и большая определенность в отношениях с государством сегодня становятся крайне важными. В ноябре 2002 г. был принят Федеральный закон « Об объединениях работодателей». Действие данного закона распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. С принятием этого закона фактически завершено формирование правовой базы социального партнерства в России. В соответствии с новым законом объединение работодателей является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации, члены которой в отличие от других некоммерческих организаций несут ответственность за выполнение заключенных объединением соглашений. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (п.1 ст.4).

Основными задачами объединения работодателей являются: ведение коллективных переговоров по подготовке и заключению соглашений, проведение консультаций по вопросам регулирования социально-трудовых отношений; участие в разработке и реализации законов и иных нормативно-правовых актов и программ в области социально-экономического развития; представление интересов своих членов в комиссиях по ведению коллективных переговоров по заключению соглашений, регламентирующих социально-трудовые отношения; подготовка предложений по созданию правовых и социальных гарантий деятельности работодателей; содействие разрешению коллективных трудовых споров. Имеются положительные примеры деятельности таких объединений. Например, создана Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС) - одна из влиятельнейших организаций, объединяющих работодателей. В конце декабря 2000 года Центральный Совет горно-металлургического профсоюза России и Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России заключили Отраслевое тарифное соглашение на 2001 - 2002 годы. При этом Ассоциация представляла 70% металлургических предприятий России.

Отраслевое тарифное соглашение регулирует социально-трудовые отношения между работодателями и работниками, устанавливает нормы оплаты труда и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для трудящихся. Его нормы определяют нижнюю границу социальной защищенности. Как отмечают эксперты, отраслевые тарифные соглашения охватывают, как правило, чрезмерно большое количество отраслей и подотраслей экономики, т.е. множество предприятий, расположенных на всей огромной территории России (характерные примеры - соглашения по машиностроительному комплексу, а также соглашение по текстильной, легкой, включающей швейную, кожевенную и обувную подотрасли, и фарфорово-фаянсовой промышленности). Отраслевым тарифным соглашениям недостает конкретности в том, что касается обязательств работодателей по части оплаты труда, обеспечения благоприятной производственной среды и т.п. Лишь четверть отраслевых тарифных соглашений заключается профсоюзами с ассоциациями работодателей; в трех случаях из четырех одним из партнеров или единственным партнером профсоюза является министерство или ведомство.

Заключаемые ныне в России генеральные, отраслевые, региональные соглашения между профсоюзами и ассоциациями работодателей и государственными ведомствами и колдогово-ры на предприятиях не образуют пока единую систему колдоговорного регулирования трудовых отношений. Непомерно велико количество предприятий, особенно средних и малых, работники которых фактически находятся вне колдоговорного регулирования трудовых отношений. Представляется необходимым дополнить существующие отраслевые тарифные соглашения региональными отраслевыми тарифными соглашениями. Это вызвано территориальной спецификой России. Вопросы, охватываемые общенациональными и региональными отрас-

левыми тарифными соглашениями, будут различаться. Стратегические проблемы (цена рабочей силы, демократизация трудовых отношений и развитие человеческих ресурсов) станут предметом переговоров на федеральном уровне. Конкретные вопросы оплаты труда, регулирования рабочего времени, обеспечения благоприятной производственной среды и т.п. должны найти отражение в региональных отраслевых тарифных соглашениях (в некоторых случаях при высокой концентрации предприятий данной отрасли может быть целесообразным заключение городских соглашений). Региональные соглашения по вопросам оплаты труда устанавливают размер прожиточного минимума в регионе, устанавливают повышенный минимальный размер оплаты труда для отдельных категорий работающих (например для врачей, учителей), вводят льготы, компенсационные выплаты, дотации для малообеспеченных граждан.

Одним из первых регионов России, где подписано отраслевое тарифное соглашение, стала Свердловская область. В мае 2002 года было подписано отраслевое тарифное соглашение между Свердловским областным комитетом горно-металлургического профсоюза, среднеуральским союзом металлургов и министерством металлургии Свердловской области. Данный документ должен регулировать социально-трудовые отношения работников и работодателей, нормы оплаты труда, социальные гарантии и льготы. В частности, в соглашении отражены вопросы формирования тарифных ставок, индексации заработной платы и других социальных гарантий для рабочих.

Коллективные договоры в 1 полугодии 2000 года были заключены на 149,6 тыс. предприятиях (что составляет 23,3 % всех предприятий России). Ими охвачено 53 % работников [3]. По российскому законодательству коллективный договор может быть заключен на любом предприятии независимо от формы собственности и численности работников. Наибольший процент охвата коллективными договорами предприятий приходится на долю государственной собственности (42 %), муниципальной (46 %), смешанной формы собственности без участия иностранного капитала (23 %), и лишь 7 % предприятий частной собственности и 2 % предприятий смешанной формы собственности с участием иностранного капитала имеют коллективные договоры [1], т.е. коллективные формы регулирования трудовых отношений присущи новому частному сектору в значительно меньшей степени, нежели государственному. Коллективные договоры реже заключаются в непромышленных отраслях экономики и на малых предприятиях. В коллективный договор включаются взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: гарантии реального участия работников в управлении производством и получения согласованной доли прибыли, совершенствования организации производства, повышения квалификации, формы, системы и размера оплаты труда, пособий, компенсаций, доплат, механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, условий выполнения коллективного договора и т. д.

Процесс формирования социального партнерства в Челябинской области является характерным для большинства регионов России. Социальное партнерство в Челябинской области на новых принципах стало развиваться с 1992 года на областном, отраслевом, территориальном уровнях и на уровне предприятий, организаций. На областном уровне это выразилось в заключении региональных соглашений между профсоюзами, работодателями и администрацией области, формировании правовой основы функционирования социального партнерства, работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.

В целом структура действующей системы социального партнерства Российской Федерации и Челябинской области представлена в приведённой таблице.

Развитие социального партнерства в регионах должно быть направлено на выполнение следующих основных задач:

- обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в регионе;

- создание системы гарантий уровня жизни и ответственности за их выполнение;

- проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций по выполнению Регионального соглашения;

- обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством на всех уровнях социального партнерства;

- предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.

Организационная структура действующей системы социального партнерства в Российской Федерации и Челябинской области

Уровни коллективно-договорного регулирования трудовых отношений Виды соглашений Участники соглашений

Федеральный уровень Челябинская область Организация Генеральное соглашение Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение Областное трехстороннее соглашение Коллективный договор Общероссийские объединения профсоюзов Соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения Федерация профсоюзных объединений Челябинской области Работники организации (от лица работников организаций -первичные профсоюзные организации, иные уполномоченные работниками представительные органы) Общероссийские объединения работодателей Общероссийские объединения работодателей Объединения (ассоциации) работодателей Челябинской области. (Ассоциация промышленных предприятий и банков - «ПромАсс») Работодатель или его полномочные представители Правительство РФ Министерство труда и социальных отношений РФ Администрация Челябинской области

Список использованной литературы

1. Коллективные договора // Экономика и жизнь. 2000. № 3. С. 30.

2. Долгова А., Жукова И. АИАС «Социальное партнёрство»: условия функционирования // Человек и труд. 2003. № 6. С. 83.

3. Социальное партнёрство в сфере труда // Библиотечка профсоюзного актива. 2000. № 12. С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.