Научная статья на тему 'Опыт развития органов местного самоуправления'

Опыт развития органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЕТЬ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ IQNET / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТЫ СЕРИИ ISO 9000 / LOCAL AND REGIONAL GOVERNMENT / NETWORK OF IQNET CERTIFICATION BODIES / ECONOMY MODERNIZATION / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / ISO 9000 STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никаноров Павел Анатольевич

Изложен анализ опыта развития органов местного самоуправления. Определено, что построение гражданского общества является одной из приоритетных задач, без которой будет невозможна модернизация экономики и государства в целом. Проведен анализ Реестра сертифицированных организаций Международной сети органов по сертификации IQNet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никаноров Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT EXPERIENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

The article presents the analysis of the development experience of local self-government bodies. It is determined that building of a civil society is a priority, crucial for the upgrading of the economy and the state as a whole. The author carries out the analysis of the Register of certified organizations of the International Network of certification bodies IQNet.

Текст научной работы на тему «Опыт развития органов местного самоуправления»

решение любой проблемы начинается с ее признания и поиска путей преодоления. В отношении поднятой проблемы списывать со счетов преимущества лизинга

Библиографический список

- это потерять время и проекты, что недопустимо в условиях кризиса.

1. www.raexpert.ru

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учебное пособие. М.: Издательство «Дело» АХН, 2009.

3. Инвестиции: учебник. /С.В. Валдайцев., П.П. Воробьев [и др.] / под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.

4. Инвестиционная оценка. Асват Дамодаран. 2-е изд., исправленное. Альпина Бизнес Букс, 2005.

УДК 621.01(07)

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ П.А.Никаноров1

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 8.

Изложен анализ опыта развития органов местного самоуправления. Определено, что построение гражданского общества является одной из приоритетных задач, без которой будет невозможна модернизация экономики и государства в целом. Проведен анализ Реестра сертифицированных организаций Международной сети органов по сертификации IQNet. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: местное и региональное управление; сеть органов по сертификации IQNet; модернизация экономики; система менеджмента качества; стандарты серии ISO 9000.

DEVELOPMENT EXPERIENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES P.A. Nikanorov

Certification Association "Russian Register" 8, Palace Embankment, Saint-Petersburg, 191186.

The article presents the analysis of the development experience of local self-government bodies. It is determined that building of a civil society is a priority, crucial for the upgrading of the economy and the state as a whole. The author carries out the analysis of the Register of certified organizations of the International Network of certification bodies IQNet. 6 sources.

Key words: local and regional government; network of IQNet certification bodies; economy modernization; system of quality management; ISO 9000 standards.

В настоящее время Россия переживает период становления свободного рыночного демократического общества. Несмотря на значительное количество проблем, оставшихся новой России от предыдущего советского строя - многие неразвитые отрасли экономики, не в полной мере гармонизированное с прогрессивным международным сообществом законодательство в различных областях, неокрепшая партийная система, недостаточно прозрачное гражданское общество - наше государство развивается в направлении построения свободного, демократического, социально-ориентированного общества. Построение гражданского общества является одной из приоритетных задач, без решения которой невозможна модернизация экономики и государства в целом.

Отсутствие такого общества не позволит нашей стране в XXI веке на равных конкурировать на мировой арене и занять достойное место в списке ведущих держав. Одной из важных основ социально-ориентированного гражданского общества является создание института местного самоуправления. Этому вопросу руководство страны в настоящее время уде-

ляет большое внимание.

В своих посланиях Федеральному собранию России и иных выступлениях президент России уделяет особое внимание вопросам развития органов местного самоуправления, их финансирования и взаимодействия с государством и обществом, их роли в построении и модернизации современного общества. Следует отметить, что действующий Федеральный закон ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления широкими полномочиями и ответственностью. В рамках проводимой административной реформы предпринимается ряд других шагов по развитию и повышению качества работы органов местного самоуправления. Основой успешной их деятельности местного самоуправления является качество услуг, оказываемых гражданам, бизнес-сообществу и прочим заинтересованным сторонам.

Как уже было отмечено выше, негативные последствия предыдущего государственного строя ощущаются в России по сей день, в том числе и в вопросах развития местного самоуправления. В течение всего

1Никаноров Павел Анатольевич, зам. директора по развитию, e-mail: nikanorovpavel@gmail.com Nikanorov Pavel, Deputy Director of Development, e-mail: nikanorovpavel@gmail.com

[$] Экономика

советского исторического периода местное самоуправление в лице местных советов являлось частью жесткой социалистической вертикали власти, подчиненной интересам этой власти и не направленной на качественное оказание услуг населению - т.е. на максимальное удовлетворение его потребностей. Закон от 9 апреля 1990 года о местном самоуправлении определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности в качестве органов местного самоуправления. В соответствии с данным законом в Конституции СССР и РСФСР был внесен целый ряд изменений. Законом 1990г. провозглашалось осуществление местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц. Можно сказать, что данный закон открыл путь децентрализации местных органов на демократической основе и положил начало современной системе органов местного самоуправления в России, которая продолжает развиваться и модернизироваться в настоящее время.

В России создана законодательная база местного самоуправления. В основе местного самоуправления лежит Конституция Российской Федерации, определяющая место местного самоуправления в обществе, а также принятое Россией международное право. Основным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления и определяющим задачи, функции, права и обязанности органов местного самоуправления в России по решению вопросов местного значения, является ФЗ-131 «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году.

На рис.1 представлена законодательная основа местного самоуправления в России.

В то же время, несмотря на развитие законодательства, обзор текущего положения дел в области местного самоуправления показывает, что многие

проблемы, и в частности в области качества оказываемых услуг, не решены, граждане, бизнес-сообщество и иные заинтересованные стороны не удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления и уровнем оказываемых услуг.

Для того чтобы решить данные проблемы, следует обратиться к мировому опыту развития местного самоуправления. В развитых странах, где местное самоуправление имеет многовековую традицию и успешно функционирует, отвечая требованиям и нуждам граждан, накоплен значительный опыт в области обеспечения качества услуг органов местного самоуправления и удовлетворения потребностей граждан и иных заинтересованных сторон.

В последние десятилетия местное самоуправление в развитых странах все чаще обращается к мировой науке в области менеджмента, постоянно развивается, предлагая все новые модели и инструменты управления с целью повышения качества продукции и услуг организаций различных сфер деятельности, снижения издержек и т.д. В определенный момент истории данное развитие захватило и местное самоуправление, предложив данной сфере деятельности весь накопленный опыт и знания в этой области. Органы местного самоуправления развитых стран активно восприняли инновационные подходы, предлагаемые современной наукой управления, и помимо развитого и испытанного временем постоянно развивающегося законодательства, регулирующего и регламентирующего их деятельность, получили дополнительные инструменты для развития и совершенствования своей деятельности и повышения качества оказываемых услуг.

Среди таких инструментов можно выделить несколько, на наш взгляд, наиболее «прижившихся» в органах местного самоуправления в мире.

Модели самооценки. Существует достаточно

Международное законодательство

Федеральные законы, акты и распоряжения Президента и Правительства Российской Федерации

Конституции, Уставы, Законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Акты муниципальных образований, регулирующие деятельность органов местного самоуправоения (в том числе регламенты и стандарты оказания услуг)

Рис. 1. Законодательная основа местного самоуправления в России

С$1 Экономика

много моделей совершенствования и повышения качества оказываемых услуг/продукции, основанных на проведении самооценки в соответствии с определенными критериями. К таким моделям можно отнести модель премии Малькольма Болдриджа (США), модель премии Эдварда Деминга (Япония), Модель Европейского фонда управления качеством (ЕС), модель премии Правительства РФ в области качества и целый ряд других.

На основе модели самооценки Европейской премии в области качества Европейского фонда управления качеством (БРОМ) разработаны критерии и модель самооценки для общественных организаций, в том числе органов местного самоуправления - САР. Взятая за основу модель БРОМ была модифицирована и расширена с учетом особенностей деятельности органов общественных организаций и в том числе органов местного самоуправления.

На настоящий момент более пяти тысяч организаций общественного сектора, и в их числе органы местного самоуправления, внедрили модель БРОМ, около 30 организаций стали лауреатами Европейской премии БРОМ в области качества. Кроме этого, более тысячи организаций внедрили модель САР. На рис. 2 представлена модель делового совершенствования САР.

возможности

Особо востребованной для целей стандартизации является серия стандартов ISO 9000, Системы менеджмента качества. Данная серия стандартов, основной из которых - стандарт ISO 9001:2008 - внесен в Книгу Рекордов Гиннеса как самый востребованный стандарт в области управления, содержит описание и требование к модели системы менеджмента качества организации, направленной на максимальное удовлетворение требований потребителей.

Начиная с 1994 года, когда орган местного самоуправления, расположенный в Канаде, первым (насколько удалось определить) внедрил модель стандартов ISO серии 9000 и сертифицировал её в независимом органе по сертификации, популярность данной модели среди органов местного самоуправления растет с каждым годом. В настоящее время тысячи органов местного самоуправления воспользовались данной моделью, основанной на процессном и системном подходах и принципах постоянного улучшения, для того чтобы совершенствовать свою деятельность и повышать качество оказываемых услуг.

Автором был проведен анализ Реестра сертифицированных организаций Международной сети органов по сертификации IQNet, крупнейшего объединения, включающего 37 органов по сертификации из 35 стран мира и занимающего около четверти всего рын-

РЕЗУЛЬТАТЫ

Людские Людские

ресурсы результаты

о

р о о. ш чд S Стратегия и Процессы Результаты ориентации на Результаты ключевой деятельности

планирование жителей-потребителей

Партнерство и Общественны

ресурсы е результаты

ИННОВАЦИИ И ОБУЧЕНИЕ Рис. 2. Модель делового совершенствования CAF

Стандартизация систем управления на основе международных стандартов. Стандартизация систем управления на основе международных стандартов приобрела особую популярность среди органов местного самоуправления по всему миру. Современная наука менеджмента разработала стандарты, описывающие модели управления различных аспектов деятельности организации.

Многие из этих стандартов применимы к деятельности органов местного самоуправления, и их модели могут служить прекрасным дополнением к законодательной основе, регулирующей их деятельность, позволяющим совершенствовать различные аспекты деятельности органов. На рис.3 представлены некоторые международные стандарты, применимые в деятельности органов местного самоуправления.

ка услуг по сертификации систем менеджмента в мире. На рис. 4 показаны организации, сертифицированные IQNet по коду 36, Государственное управление.

Из рис. 4 видно, что в России модели, основанные на стандартах серии ISO 9000, в органах власти и местного самоуправления используются достаточно слабо, особенно с учетом того, что в ряду учтенных 34 российских организаций большинство являются региональными органами исполнительной власти (около 25), но не органами местного самоуправления.

В то же время, проведенный автором опрос ряда зарубежных органов местного самоуправления, внедривших систему менеджмента качества, показал, что внедрение и последующая сертификация на соответствие стандарту ISO 9001 позволили данным органам

Рис. 3. Стандарты, применимые в деятельности органов местного самоуправления

добиться стоящих перед ними целей. Из 20 органов местного самоуправления, внедривших и сертифицировавших систему менеджмента качества, на запрос ответили четыре:

• Совет города Banyule City (Австралия);

• Совет города Fredericton (Канада);

• Совет города Cork (Ирландия);

• Совет города Leeds (Великобритания).

Обобщая предоставленную данными органами

информацию, можно заключить, что в результате были реализованы следующие цели:

• обеспечено структурирование внутренних процессов органов, повышение качества услуг;

• повышен общий уровень знаний муниципальных служащих;

• гражданам, представителям бизнес-сообщества, региональным властям и инвесторам продемонстрирована приверженность инновационному развитию, а также способность обеспечить устойчивое развитие региона;

• повышено качество оказания услуг (в том числе за счет использования передовых инновационных методов - внедрения новых программ, оказания муниципальных услуг через Интернет и т.д.).

• Итак, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления, ответившие на запрос касательно реализации целей внедрения и сертификации СМК, в целом удовлетворены результатами.

Процесс внедрения систем менеджмента качества в органах местного самоуправления пользуется в ряде

700 600 500 400 300 200 100 0

Рис. 4. Органы власти и местного самоуправления, сертифицированные партнерами сети IQNet

634

198 1СЧ

120 115 88 84

- - 51 49 34 п Г1 г-1 5

У / / / / / / / / / /

зарубежных стран поддержкой государственной власти. Так, в Польше была создана специальная государственная Программа по внедрению в органы данных стандартов. С момента запуска данной программы более 100 органов местного самоуправления внедрили системы менеджмента на основе модели стандарта ISO 9001, часть из них была сертифицирована. В России, особенно в течение последних 5 лет, интерес к моделям систем менеджмента качества на основе стандартов ISO 9001 начинает расти.

Ниже представлен перечень ряда органов местного самоуправления, внедривших систему менеджмента качества (часть информации была получена в Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», крупнейшем российском органе по сертификации и одном из основных партнеров отечественных органов местного самоуправления в области сертификации, часть была получена в сети Интернет):

• 26 органов местного самоуправления Чувашской Республики,

• администрация города Ростов-на-Дону,

• администрация города Тюмень,

• администрация города Ярославль,

• администрация города Шахты Ростовской области,

• Городская дума города Шахты Ростовской области,

• администрация города Батайск Ростовской области,

• администрация г. Ишим Тюменской области.

Следует отметить, что не всегда внедрение систем менеджмента качества в органах местного самоуправления происходит эффективно, поэтому некоторые органы, внедрившие систему, разочаровываются в ней, не достигнув поставленных целей, и отказываются от её поддержания и дальнейшего развития. Также на отказ от данной системы могут повлиять политические решения - смена руководства органа местного самоуправления, регионального правительства и т. д.

Подводя итог настоящей статье, можно сказать, что модель системы менеджмента качества, основанная на стандартах ИСО 9001, является одной из наиболее используемых в мире моделей, применяемых для развития органов местного самоуправления. В России растет популярность данной модели - многие органы или уже внедрили данную модель, или обдумывают возможность проведения подобной работы. Однако повсеместного распространения данная модель среди российских органов не получила. Причинами этого являются, на взгляд автора, недостаточная осведомленность руководителей органов о современных моделях управления, отсутствие мотивации со стороны региональных и федеральных властей и т.д. Необходима популяризация современных моделей управления среди органов местного самоуправления.

1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // Социс. 2006. №1. С.120.

2. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.

3. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

4. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 256 с.

5. ГОСТ Р 10017-2005 Статистические методы Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001. М.: Перевод Госстандарт России, 2005. 50 с.

Библиографический список

6.МС ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Перевод ассоциации по сертификации Русский Регистр, 2006. 47 с.

7.МС ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Перевод ассоциации по сертификации Русский Регистр, 2008. 64 с.

8. IWA 4:2009, Quality management systems - Guidelines for the application of ISO 9001:2008 in local government- ISO, 2009. 54 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 338.45:669(571.53)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В.Николаева1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Приведены основные инвестиционные проекты по развитию черной металлургии в Иркутской области. Разработаны инерционный, сырьевой и обрабатывающий сценарии развития отрасли в регионе. Для реализации обрабатывающего сценария обоснована необходимость формирования прогрессивной инвестиционной политики. Предложены целевые значения факторов рыночного, сетевого и бюрократического типов координации инвестиционных решений в черной металлургии Иркутской области. Ил. 1. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: инвестиционная политика; черная металлургия; прогресс; координация.

Николаева Ангелина Валентиновна, аспирант, тел.: (3952) 517323, е-mail: nik-ang@mail.ru Nikolaeva Angelina, Postgraduate Student, tel.: (3952) 517323, e-mail: nik-ang@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.