Научная статья на тему 'Опыт развития образовательной среды детской школы искусств малого северного города'

Опыт развития образовательной среды детской школы искусств малого северного города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева М. Г.

Детская школа искусств малого северного города в силу социальной и региональной специфики рассматривается автором как самостоятельный культурный феномен, а экспериментальный вариант развития основных компонентов ее образовательной среды имеет свои особенности. Важное место в этом процессе отводится сохранению богатств культуры малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers children's school of arts in a small northern city on the basis of social and regional specificity as an independent cultural phenomenon. The experimental variant of its development has its own peculiarities. The important place in this process is occupied by preservation of cultural riches of small northern peoples.

Текст научной работы на тему «Опыт развития образовательной среды детской школы искусств малого северного города»

М Г. Кудрявцева

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ МАЛОГО СЕВЕРНОГО ГОРОДА

Работа представлена кафедрой педагогики Барнаульского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент И. Р. Лазаренко

Детская школа искусств малого северного города в силу социальной и региональной специфики рассматривается автором как самостоятельный культурный феномен, а экспериментальный вариант развития основных компонентов ее образовательной среды имеет свои особенности. Важное место в этом процессе отводится сохранению богатств культуры малочисленных народов Севера.

The author of the article considers children's school of arts in a small northern city on the basis of social and regional specificity as an independent cultural phenomenon. The experimental variant of its development has its own peculiarities. The important place in this process is occupied by preservation of cultural riches of small northern peoples.

Важность приобщения ребенка к культурному наследию региона осознана в современной системе школьного воспитания и образования. Закон РФ «Об образовании» выделяет национально-региональный компонент содержания образования. Разрабатываются новые подходы в воспитании, предусматривающие, среди прочих задач, и воспитание жителя определенного региона (И. А. Колесникова1, Л. С. На-гавкина2, Е. Н. Барышников3).

Несмотря на теоретическую и практическую актуальность, вопросы организационно-педагогических условий развития образовательной среды школы как составной части социокультурного пространства малого северного города, а также исполь-

зования его культурного потенциала не нашли освещения в теории педагогики и оказались технологически недостаточно проработанными.

Известно, что взаимодействие «ученик -среда» происходит посредством множества каналов: язык физических органов чувств, коммуникативный, логический и другие языки, ориентированные на мыслительные операции, язык сверхчувственного взаимодействия с миром (интуиция, эмпатия и др.), а также рефлексия (язык взаимодействия с самим собой). В этой связи мы создали собственное представление о сущности образовательной среды детской школы искусств (ДШИ) и ее структурных элементах. Основанием для такой разработки выступи-

ли работы Н. В. Балабановой4, Г. А. Ковалева5, С. В. Тарасова6, В. А. Левина7.

Образовательная среда в рамках данного исследования понимается нами как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в психолого-педагогическом, пространственно-семантическом и социально-контактном окружении. В качестве элементов образовательной среды в нашем исследовании соответственно приняты: психолого-педагогический, пространственно-семантический и социально-контактный.

Под качественным преобразованием (развитием) образовательной среды детской школы искусств малого северного города мы понимаем переход от традиционного, репродуктивного, догматического типа образовательной среды к инновационному, продуктивному, творческому.

Изучение, осмысление и учет особенностей малого северного города позволяют нам рассматривать его как ведущий фактор-условие успешного развития образова-тельной среды ДШИ. Отсюда в опытно-экспериментальной работе мы учитывали: неоднородность и разнообразие социаль-но-стратовой структуры города; особую историко-культурную самобытность города; отсутствие развитой инфраструктуры в сфере культуры; город - пример развитого постиндустриального общества; частичную автономность и закрытость от влияний извне; наличие мощного (в экономическом, кадровом и др. планах) градообразующего предприятия; наличие преимущественно монопроизводственной, ресурсодобывающей сырьевой экономики.

В связи с тем что развитие образовательной среды ДШИ осуществлялось в на -шем исследовании через качественное преобразование всех ее структурных элементов (психолого-педагогического, пространственно-семантического, социально-контактного), необходимо представить описа-ние содержательных изменений среды, про-

изошедших в результате экспериментальной работы.

Экспериментальный вариант содержания и организации психолого-педагогического компонента образовательной среды ДШИ реализовывался посредством разработанной нами программы развития школы. Ниже в таблице представлены сравнительные данные по состоянию основных параметров образовательной среды, зафиксированных в программе развития детской школы искусств до проведения нашего эксперимента и после (см. табл. 1).

Экспериментальный вариант содержания и организации пространственно-семати-ческого компонента образовательной среды ДШИ. Оптимально организованная пространственная среда является по сути диалогической. Диалог учащегося с простран-ственной средой может основываться на персонификации этой среды в сознании ребенка. В ДШИ у детей есть возможность персонифицировать внутреннее пространство школы посредством обозначения любимого места (уголка) в классе или холле с помощью знаков и символов, предметов и рисунков, поделок и т. д.

Архитектура образовательной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста определяется особенностями детской картины мира. Образ таинственного сказочного мира достигается путем создания множества подпространств. В нашей школе в рамках экспериментальной программы созданы круглые стены, арки, холлы пятиугольной формы, колонны, галереи и т. д. Кроме того, всегда открыт концертный зал.

В пространстве для детей подросткового возраста главной особенностью является выстраивание личного (собственного) пространства внутри мира взрослых и младших ребят (полузакрытые субпространства, находящиеся за пределами классов, позволяющие выстраивать отношения друг с другом). В нашей школе это уголки отдыха в отдаленных, тихих местах помещения ДШИ.

Опыт развития образовательной среды детской школы искусств малого северного города

Таблица 1

Состояние отдельных компонентов образовательной среды ДШИ в программе развития школы

до эксперимента и в процессе его реализации

Компоненты среды Элементы содержания традиционного варианта программы развития ДШИ Элементы содержания экспериментального варианта программы развития ДШИ

Целевой ^ Художественное образование и эстетическое воспитание детей. ^ Подготовка наиболее одаренных детей к профессиональному образованию ^ Подготовка на профессиональной основе музыканта-любителя. ^ Создание возможностей для социализации различных групп детей. ^ Профессиональная подготовка

Ориентация деятельности Традиционная: Отбор при приеме в ДШИ (только одаренныедети; ограничение возраста) Экспериментальная: Отбор при приеме в ДШИ. Прием детей без отбора, ориентация на различные социальные группы (дошкольников, неорганизованных подростков, детей с особым развитием, малообеспеченных и т. д.)

Отделы, отделения и специализации Отделы и отделения: фортепианный отдел; отдел струнных инструментов; отдел духовых и ударных инструментов; отдел народных инструментов; теоретический отдел; хоровое отделение. Специализации: эстрадная Новые отделения: раннего эстетического развития «Родничок»; музыкального воспитания дошкольников и младших школьников «Радуга»; театральное; джазовое и др. Индивидуальные программы по работе сдетьми, имеющими особое развитие. Детская филармония «Вдохновение». Новые специализации: национальные инструменты народов Севера и музыкальная культура народов Севера

Содержание образования Учебно-методический комплекс из типовыхтрадиционных программ, рекомендованных Министерством культуры Учебно-методический комплекс из традиционных программ, рекомендованных Министерством культуры, а также авторских образовательных программ педагогов ДШИ

Особенности организации обучения Преобладание традиционных форм и методов обучающего сотрудничества педагога и учащихся (отработка исполнительских навыков). В основном индивидуальное обучение Нетрадиционные формы и методы обучающего сотрудничества субъектов ДШИ: музицирование; подбор по слуху; творческие задания; транспонирование; чтение слиста; выступления учащихся на сцене перед публикой; музыкальная терапия и др.

Аппарат управления Органы самоуправления: совет школы; педагогический совет; методический совет; художественный совет Органы соуправления: творческая педагогическая мастерская; школьное ученическое собрание; родительский комитет; попечительский совет

Тип школы Закрытый тип (минимальные, не системные связи с различными социальными институтами) Открытый тип (расширенная система взаимосвязей с различными социальными институтами)

Творческие объединения школы Действующие творческие коллективы: фортепианный дуэт; камерный оркестр; духовой оркестр; академический хор «Виват музыка»; муниципальный оркестр русских народных инструментов и др. Созданные творческие коллективы: джаз-бэнд «Комбо»; хор церковной музыки; эстрадно-джазовый ансамбль; ансамбль национальных инструментов народов Севера; хор учащихся общего эстетического отделения; вокальный ансамбль «Элегия» и др.

Экспериментальный вариант содержания и организации социально-контактного компонента образовательной среды ДШИ. Социальная сторона деятельности педагогов и администрации ДШИ направлена на то, чтобы педагог - ребенок - родители ста-

ли полноправными партнерами как в обучении, так и во внешкольной жизни.

Привлечение родителей к школьной жизни организуется в ДШИ при помощи различных форм работы. Так, например, родители вовлекаются в выполнение до-

машних заданий с детьми. Для этого педагоги (особенно на отделении раннего эстетического развития) формулируют задания таким образом, чтобы ребенок обязательно обратился к родителям, но не по причине, что задание очень сложное, а по причине необходимости выполнения этого задания вместе с папой или мамой. Форм учебных встреч детей и взрослых в ДШИ достаточно много. Это - уроки, студии, интегрированные занятия, концертные дни и т. д. Всех их объединяет особая форма коммуникации -диалог. Пространственно-семантическая часть среды рассматривается нами как система взаимосвязанных мест, для которой значимы не только диалогичность, но и равноправие различных предметных областей как равномощных (межвозрастной детский музыкальный театр, интегрированные заня-

тия, вечера, творческие встречи и т. д.). Особую роль играют внешние связи с организациями и учреждениями города.

Таким образом, в процессе работы по развитию образовательной среды ДШИ нами было выявлено экспериментальное содержание основных ее компонентов, в результате функционирования которых, во-первых, малый северный город становится фактором развития образовательной среды ДШИ, во-вторых, развитие образовательной среды ДШИ носит продуктивный, творческий характер и, в-третьих, детская школа искусств остается не передающим механизмом культуры, а становится механизмом ее порождения. Особое место в этом процессе отводится сохранению и приумножению богатств культуры коренных малочисленных народов Севера.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

2 Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: Науч.-метод. пособие / Науч. ред. Л. С. Нагав-кина. СПб.: СПбАППО, 2006.

3 Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учеб.-метод. Пособие. СПб.: С.-Петерб. акад. постдипломного пед. образования, 2005.

4 Балабанова Н. В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография. Краснодар: КубГУ, 2002.

5 Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23.

6 Тарасов С. В. Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Образование - культура, 2001.

7 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.