Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНСАМБЛЯ ХАКАССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНСАМБЛЯ ХАКАССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / АНСАМБЛЬ / ХАКАССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамышева Л. А.

Статья посвящена достаточно актуальной на сегодняшний день проблеме - проблеме коммуникации. Вопросы развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте в ней рассмариваются через призму участия в деятельности ансамбля хакасских народных инструментов. Автором, на основе собственного опыта, даются рекомендации, которые могут использоваться в работе педагогов учреждений дополнительного образования детей и методистов учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS AT TEENAGERS AT THE EMBASSY OF THE ENSEMBLE OF KHAKAS PEOPLE''S MUSICAL INSTRUMENTS

The article is devoted to the problem, which is quite actual for today, the problem of communication. The development of communicative skills in adolescence is considered through the prism of participation in the ensemble of the Khakass folk instruments. The author, based on his own experience, gives recommendations that can be useful in the work of teachers of institutions of additional education for children and methodologists of cultural institutions.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНСАМБЛЯ ХАКАССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

сложными, эмоционально насыщенными, психологическими темами в своих работах. Различными методами и средствами, они погружаю зрителя в глубины своего сознания - своих страхов и чувств. Несмотря на всю несхожесть между художниками и их работами, объединяющим фактором является тонкое мироощущение, которое впоследствии умело, передается на полотнах мастеров.

Использованные источники:

1. Мамут Ч. Крымский стиль / Ч. Мамут. - Киев: ВХ [студю], 2011. - с.

2. Художник Эдвард Мунк: произведения, биография [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/240103/hudoinik-edvard-munk-proizvedeniya-Ьюетайуа Дата обращения 20.04.17

3. Редакция AVDET; Мамут Чурлу: 15 фактов из жизни и творчества, которые вы могли не знать [Электронный ресурс] Режим доступа: http://avdet.org/ru/2016/03/14/тати^^иг1и- 15-faktov-iz-zЫzni-i-tvorchestva-kotorye-vy-mogli-ne-znat/ Дата обращения 18.04.17

4. Музеи Мира; Крик, Эдвард Мунк [Электронный ресурс] Режим доступа: https://muzei-mira.com/kartini_norveiskih_hudojnikov/1497-krik-edvard-munk-1893.html Дата обращения 20.04.17

УДК 159.923.5

Мамышева Л.А. студент 4 курса ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» научный руководитель: Янковская О.В., к.филол.н.

доцент кафедра НХТ Россия, РХ, г. Абакан ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНСАМБЛЯ ХАКАССКИХ

НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Статья посвящена достаточно актуальной на сегодняшний день проблеме - проблеме коммуникации. Вопросы развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте в ней рассмариваются через призму участия в деятельности ансамбля хакасских народных инструментов. Автором, на основе собственного опыта, даются рекомендации, которые могут использоваться в работе педагогов учреждений дополнительного образования детей и методистов учреждений культуры.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, ансамбль, хакасские народные музыкальные инструменты, тренинг.

Mamysheva L.A.

4th year student FGBOU VO "KSU them. N.F. Katanova»

Russia, RH, Abakan Scientific adviser: Yankovskaya O.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of the NHT Department EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS AT TEENAGERS AT THE EMBASSY OF THE ENSEMBLE OF KHAKAS PEOPLE'S MUSICAL INSTRUMENTS

The article is devoted to the problem, which is quite actual for today, the problem of communication. The development of communicative skills in adolescence is considered through the prism of participation in the ensemble of the Khakass folk instruments. The author, based on his own experience, gives recommendations that can be useful in the work of teachers of institutions of additional education for children and methodologists of cultural institutions.

Key words: communication skills, ensemble, Khakass folk musical instruments, training.

«В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей. Отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации» [1, с. 117].

Участие в коллективных творческих проектах очень актуально для подростка, который остро начинает ощущать свое взросление. Игра в ансамбле, подготовка и проведение концертов для родителей, участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, дает ключ к пониманию и смягчению многих проблем.

«Коммуникативные навыки - это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию» [1, с. 290].

В последнее десятилетие, которое ознаменовалось возрождением национальных традиций, в Республике Хакасия активно протекают процессы возрождения традиций игры на хакасских народных музыкальных инструментах. Создается большое количество фольклорных ансамблей, функционирует система обучения игре на национальных инструментах. Это школы искусств, музыкальный колледж, институт искусств. Таким образом, в нашей работе под ансамблем мы будем понимать форму совместной музыкальной деятельности, включающую репетиционные занятия, подготовку концерта и собственно концертное исполнение.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБОУ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова» в фольклорном ансамбле «Артыс» («Водопад»), где занимаются дети в возрасте от 10 до 15 лет (в исследовании принимали участие 17 человек в возрасте 12-15 лет). Ансамбль принимает участие в различных конкурсах и

фестивалях республиканского, регионального и всероссийского уровня. В его репертуаре народные инструментальные и вокально-инструментальные произведения.

Для выявления уровня коммуникативных навыков у подростков использовалось тестирование по методике В.В. Синявского и В.А. Федорошина.

На данном этапе у участников тестирования наиболее выраженным является низкий уровень коммуникативных навыков 58,9 % (10 человек), у 41,1 % (7 человек) - средний уровень, в группе отсутствуют дети с высоким уровнем коммуникативных навыков. Таким образом, нами подтверждена необходимость повышения уровня коммуникативных навыков участников коллектива «Артыс».

Один из путей формирования коммуникативных навыков подростка -игра в инструментальном ансамбле, в котором он может получать удовольствие от совместного творчества; почувствовать свою необходимость в общем деле; испытать радость и гордость победы; наслаждаться музыкой, которую он сам исполняет.

Участие подростка в творчестве автоматически предполагает расширение круга его общения и изменение качества этого общения. Общение в коллективе не должно быть стихийным, оно контролируется руководителем.

Для формирования коммуникативных навыков на занятиях инструментального ансамбля можно использовать следующие формы:

1) Монологические выступления с подготовленной или неподготовленной речью, например, рассказ о прослушанном или изученном произведении, о концерте.

2) Диалогические - учебная беседа учителя и ученика, учебная беседа в парах, учебная беседа в группах, которые сплачивают коллектив, благодаря общности интересов, развивают коммуникативные навыки подростков (общительность, способность доступно излагать мысли, вступать в полемику). Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и т. д. Это могут быть: беседы о композиторах, о музыке, изучаемых произведениях, общение на учебные, бытовые темы (связанные с организацией занятий, совместных культпоходов в концертные залы и театры и др.).

Для того чтобы совершенствовать коммуникативные навыки подростков необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести ее целенаправленно и систематически, объединяя для этого все возможные силы и средства.

Помимо учебных занятий в формировании коммуникативных навыков подростков может использоваться внеурочная форма работы, имеющая разнообразные формы: кружковая работа (изготовление народных

инструментов, костюмов, создание национальных украшений и т.п.), изучение исторического фольклорного наследия, встречи за круглым столом, посещение концертов и т.д. Некоторые формы работы планируются систематически (работа фольклорных коллективов, кружков по изучению народного творчества), другие носят эпизодический характер (встречи с народными исполнителями, праздничные фольклорные мероприятия).

Кроме творческой работы педагог должен использовать различные специальные технологии, тренинги, упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков детей. В нашей работе применялся комплекс упражнений по методическим материалам проведения тренингов Н.Ю. Хрящевой [2].

Апробировав способы развития коммуникативных навыков у подростков, мы приступили к контрольному этапу, где провели повторное тестирование.

Сравнительный анализ контролирующего и контрольного этапов выявил следующие результаты: низкий уровень коммуникативных навыков уменьшился с 64,3% до 28,6%, средний уровень увеличился с 35,7% до 57%, высокий уровень на контрольном этапе показали 14,4%.

Таким образом, мы можем утверждать, что коммуникативные навыки у подростков возможно успешно развивать в ансамбле хакасских народных музыкальных инструментов.

Использованные источники:

1. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Академия, 2008. - 600 с.

2. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностей. - СПб.: Речь, 2006. - 256 с.

УДК 338

Манаенков А.В. магистрант кафедра управления и бизнеса КемИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Кемерово

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация: Статья посвящена изучению сущности торгов как инструмента проведения закупок для государственных организаций. В статье раскрываются особенности процедуры проведения торгов и выявляются основные проблемы для государственных организаций. Автор дифференцировал организационно-экономические проблемы

функционирования системы госзакупок по трём уровням и предложил пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: торги, тендеры, госзакупки, государственный контракт, коррупция, электронный аукцион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.