Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ГЕРМАНИИ'

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЕРМАНИЯ / РЕФОРМА / РЕСПУБЛИКА КОМИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдин Андрей Алексеевич, Тарабукина Татьяна Васильевна

В последние годы ГЧП Германии претерпело существенные изменения. В июле 2017 г. парламентом Германии принята реформа администрации автомагистрали. Реформа находится на пути к реализации и вступила в силу 1 января 2021 г. Объем инвестиций, в частности в железнодорожную инфраструктуру, значительно увеличится в новом десятилетии, и ГЧП, несомненно, будет играть важную роль в инициативах городской мобильности. Термин ГЧП, применяемый в конституции Германии с 2017 г. (ст. 90 (2)), не определен (по крайней мере, в Германии). Он включает формы долгосрочного сотрудничества между государством и частным лицом относительно реализации проектов по развитию инфраструктуры. ГЧП в Германии чаще всего реализуется в строительстве, обслуживании общественных дорог и зданий. Помимо этих проектов, государственно-частное сотрудничество имеет и другие практически важные формы. Многие немецкие города предоставили частным компаниям концессии на ремонт и эксплуатацию городских электрических сетей. Наружные рекламодатели заключают долгосрочные контракты с крупными немецкими городами. Они предлагают профессиональные рекламные услуги частному сектору, но также способствуют инвестициям и обслуживанию городской инфраструктуры. Немецкая схема сбора платы за проезд по автомагистралям для грузовых автомобилей (HGV) была разработана, построена и до недавнего времени эксплуатировалась совместным предприятием компаний частного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN GERMANY

In recent years, the German PPP has undergone significant changes. In July 2017, the German Parliament adopted the reform of the motorway administration. The reform is on the way to implementation and entered into force on January 1, 2021. The volume of investments, particularly in railway infrastructure, will increase significantly in the new decade, and PPP will undoubtedly play an important role in urban mobility initiatives. The term PPP, used in the German Constitution since 2017 (Article 90 (2)), is not defined (at least in Germany). It includes forms of long-term cooperation between the state and an individual regarding the implementation of infrastructure development projects. PPP in Germany is most often implemented in the construction, maintenance of public roads and buildings. In addition to these projects, public-private cooperation has other practically important forms. Many German cities have granted private companies concessions for the repair and operation of urban electrical networks. Outdoor advertisers sign long-term contracts with major German cities. They offer professional advertising services to the private sector, but also contribute to investment and maintenance of urban infrastructure. The German Motorway Toll Collection Scheme for Trucks (HGV) was designed, built and, until recently, operated by a joint venture of private sector companies.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ГЕРМАНИИ»

Научная статья Original article УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_17

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В

ГЕРМАНИИ

EXPERIENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN

GERMANY

Ь й МОСКОВСКИЙ

щршномшш ^jimyPHWl

Статья подготовлена в рамках государственного задания № FGMW-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год,

регистрационный номер НИОКР 1021062411604-8-4.1.1 Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies - a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky - a separate division of theFederal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Аннотация. В последние годы ГЧП Германии претерпело существенные изменения. В июле 2017 г. парламентом Германии принята реформа администрации автомагистрали. Реформа находится на пути к реализации и вступила в силу 1 января 2021 г. Объем

инвестиций, в частности в железнодорожную инфраструктуру, значительно увеличится в новом десятилетии, и ГЧП, несомненно, будет играть важную роль в инициативах городской мобильности.

Термин ГЧП, применяемый в конституции Германии с 2017 г. (ст. 90 (2)), не определен (по крайней мере, в Германии). Он включает формы долгосрочного сотрудничества между государством и частным лицом относительно реализации проектов по развитию инфраструктуры. ГЧП в Германии чаще всего реализуется в строительстве, обслуживании общественных дорог и зданий. Помимо этих проектов, государственно-частное сотрудничество имеет и другие практически важные формы. Многие немецкие города предоставили частным компаниям концессии на ремонт и эксплуатацию городских электрических сетей. Наружные рекламодатели заключают долгосрочные контракты с крупными немецкими городами.

Они предлагают профессиональные рекламные услуги частному сектору, но также способствуют инвестициям и обслуживанию городской инфраструктуры.

Немецкая схема сбора платы за проезд по автомагистралям для грузовых автомобилей (HGV) была разработана, построена и до недавнего времени эксплуатировалась совместным предприятием компаний частного сектора.

Abstract. In recent years, the German PPP has undergone significant changes. In July 2017, the German Parliament adopted the reform of the motorway administration. The reform is on the way to implementation and entered into force on January 1, 2021. The volume of investments, particularly in railway infrastructure, will increase significantly in the new decade, and PPP will undoubtedly play an important role in urban mobility initiatives.

The term PPP, used in the German Constitution since 2017 (Article 90 (2)), is not defined (at least in Germany). It includes forms of long-term cooperation between the state and an individual regarding the implementation of infrastructure development projects. PPP in Germany is most often implemented in the construction, maintenance of public roads and buildings. In addition to these projects, public-private cooperation has other practically important forms. Many German cities have granted private companies concessions for the repair and operation of urban electrical networks. Outdoor advertisers sign long-term contracts with major German cities.

They offer professional advertising services to the private sector, but also contribute to investment and maintenance of urban infrastructure.

The German Motorway Toll Collection Scheme for Trucks (HGV) was designed, built and, until recently, operated by a joint venture of private sector companies.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Германия, реформа, республика Коми, проектирование

Keywords: public-private partnership, Germany, reform, Komi republic, design

В2017 г. В Германии принята реформа администрации автомагистрали, способная привести к дальнейшим проектам строительства автомагистралей ГЧП. Хотя автомагистрали были и должны оставаться в собственности Германии, федеральные земли до сих пор несут ответственность за управление автомагистралями.

Правительством Германии в корпоративной структуре компании создано частное юридическое лицо с ограниченной ответственностью для управления автомагистралями, в связи с этим с 1 января 2021 г. возможна централизация управления автомагистралями только на федеральном уровне[1].

При этом правительством Германии создано новое федеральное ведомство, ответственное за надзор за суверенными правами, переданными этой компании. Однако комплексная приватизация автострад остается исключенной. Уже в 2015 г. федеральное правительство инициировало программу нового поколения проектов ГЧП для 600 км автомагистралей с общим объемом инвестиций 15 млрд. евро - 7,5 млрд. на строительство и 7,5 млрд. - на техническое обслуживание и эксплуатацию[2].

На данный момент эта программа нового поколения включает проекты, для которых правительство рассматривает вариант закупки ГЧП. Финансовое закрытие проекта автомагистралей 10 и 24 между Нойруппином и Панковом было достигнуто в феврале 2018 г., и в настоящее время проект находится на стадии строительства, завершение которого планируется в декабре 2022 г. Проект состоит из расширения автомагистрали до 58,8 км и техническое обслуживание 64,2 км с общим объемом около 1,4 млрд. евро в течение 30 лет, до февраля 2048 г. Консорциум двух частных компаний получил контракт ГЧИ в декабре 2017 г. Кроме того, процедура государственных закупок для проектов автомагистрали ГЧП автострады-3 между Бибельридом и Фюртом / Эрлангеном и 49 -между Фрицларом и Омталем все еще продолжается. Для проекта «Автомагистраль-3» присуждение контракта по ГЧП ожидается в 2020 г. Награда для автомагистрали-49 в настоящее время предусматривается во второй половине 2020 г. Обходной путь Кальмероде на федеральном шоссе 247 строится с 1 октября 2019 г., завершение

ожидается в феврале 2022 г. Другие проекты автомагистралей находятся в стадии подготовки[3].

Все эти проекты нового поколения были разработаны в соответствии с моделью доступности (модель V), а не с моделью расширения (модель А). В соответствии с моделью доступности, которая всё более часто используется с 2009 г., уровень вознаграждения частного оператора зависит от доступности соответствующего участка автомагистрали (а, например, не от суммы доходов от платы за проезд) и, таким образом, устанавливает качественные стимулы [4].

Эти модели были также обсуждены в контексте юридического спора консорциума автомагистрали-1 относительно законченного участка автомагистрали между Бременом и Гамбургом. Поскольку выручка от платы за проезд HGV, рассчитанная и согласованная в качестве компенсации затрат по проекту, была намного ниже, чем ожидалось, в частности из-за уменьшения объема перевозок HGV во время финансового кризиса, консорциум потребовал в 2017 г. дополнительную оплату в размере приблизительно 778 млн. евро. Иск против Германии в конечном итоге оказался безуспешным. В судах первой и второй инстанций установлено, что обстоятельства не соответствовали условиям, изложенным в договоре, поскольку риск по объему трафика был распределен подрядчиком по договору. По мнению судов, это не оставляет места для дополнительного толкования договора[5].

В 2016 г. федеральное правительство инициировало процедуру государственных закупок для работы схемы сбора платы за проезд грузовых автомобилей на всех федеральных дорогах. Правительство предусматривало использование колл-опциона на акции текущей проектной компании.

В открытом тендере предусматривалось приобретение акций проектной компании частным инвестором вместе с новым контрактом на эксплуатацию схемы взимания платы за проезд грузовых автомобилей большой грузоподъемности на срок от 10 до 15 лет. В январе 2019 г. правительство прекратило процедуру государственных закупок без какого-либо присуждения контракта и, используя колл-опцион, продолжает управлять проектной компанией и схемой сбора платы за проезд, находящейся в государственной собственности[6].

Инициатива федерального правительства, предусматривающая также введение схемы взимания платы за пользование автомагистралями легковыми автомобилями, была объявлена несовместимой с законодательством ЕС в рамках процедуры нарушения, продвигаемой Австрией при поддержке Нидерландов. Тем временем Европейская

комиссия прекратила собственную процедуру нарушения после достижения соглашения с федеральным Министерством транспорта и цифровой инфраструктуры Германии о разумной схеме ценообразования для виньеток. В отличие от схемы платных HGV для легковых автомобилей планировалось взимать плату по времени (10 дней, два месяца или один год) [7].

Таким образом, взимание платы за проезд было предусмотрено публичным доверием другой частной компании.

В конце 2018 г. контракт на установку и эксплуатацию системы был заключен с немецко-австрийским консорциумом на 12 лет, с возможностью продления еще на три года. Начало взимания платы за проезд было запланировано на октябрь 2020 г. Однако Европейский суд установил, вопреки мнению Генерального адвоката, что система взимания платы за проезд представляет собой косвенную дискриминацию по признаку гражданства и нарушает принципы свободного перемещения товаров и услуг[7].

Структуры ГЧП также используются для строительства и эксплуатации общественных зданий - таких как больницы, школы, административные здания, спортивные сооружения и тюрьмы. В 2017 г. общий объем проектов такого типа составил около 242 млн. евро. Федеральное правительство в 2009 г. предложило внести поправку в конституцию, согласно которой федеральное правительство и федеральные земли больше не могут финансировать расходы за счет нового долга («долг - тормоз»). Долговой тормоз ограничивает возможность федерального правительства брать новые займы, превышающие общую сумму 0,35 % валового внутреннего продукта[8].

Согласно федеральному Министерству финансов, проекты ГЧП частично освобождаются для расчета долгового тормоза и должны учитываться только в сумме фактического платежа (сопоставимого с другими договорами аренды) [9].

Напротив, расходы на инфраструктуру и кредиты на расходы на инфраструктуру должны учитываться в полном объеме на момент инвестирования.

Представляется вероятным, что это частичное исключение станет стимулом для финансирования проектов общественной инфраструктуры через ГЧП. Фактическое ограничение в соответствии с этими положениями стало обязательным для федерального правительства с 2016 г. Положения о долговом тормозе вступили в силу для федеральных земель с 2020 г.

Проекты ГЧП в Германии могут быть структурированы по-разному. При реализации ГЧП-проектов по строительству общественных зданий государство владеет правами

собственности, а частному лицу передается право на строительство, эксплуатацию или управление зданием.

Органы власти также могут предоставлять концессии частному лицу. Данные контракты характерны при передаче и эксплуатации электрических и газовых сетей в муниципалитетах и городах (раздел 46 (2) закона об энергетике Германии (En WG)).

Владелец концессии получает право продажи мощности электрической или газовой сети третьим сторонам (поставщикам электроэнергии или газа) в течение максимум 20 лет. Хотя в последние годы в некоторых муниципалитетах и городах наблюдается тенденция к созданию государственного органа по эксплуатации электрической и газовой сети (демуниципализация), закон предусматривает, что муниципалитеты не могут предоставлять концессии собственными силами без процедуры государственных закупок (раздел 46 (4) закона об энергетике Германии (En WG)).

Следовательно, стороны частного сектора могут участвовать и с хорошим предложением - получать такие уступки в открытом тендере. Органы власти могут реализовывать совместные ГЧП-проекты с частными лицами. Данные объекты могут использоваться в сфере управления отходами, очистки сточных вод. Публично-правовые ограничения обычно требуют, чтобы государственный орган владел большинством прав голоса в совместном предприятии. Соглашение акционеров будет также включать дополнительные гарантии для обеспечения выполнения общественных задач[10].

Это может включать ограничение уставной цели компании по выполнению публичной задачи, обязательств по финансированию юридического лица и вариантов для публичного органа по вызову акций при определенных обстоятельствах. В качестве альтернативы публично-правовая структура - учреждение под публичное право -использовалось для таких государственно-частных совместных предприятий (например, ранее для оператора берлинской системы водоснабжения Berliner Wasserbetriebe до октября 2012 г.). Однако для этого требуется парламентский акт, который явно допускает участие частного инвестора[ 11].

16 федеральных земель в Германии обладают определенными политическими полномочиями. Для выполнения некоторых задач - таких как военные, федеральные водные пути и железнодорожная инфраструктура, федеральное правительство имеет ряд административных полномочий. На федеральном уровне Федеративная Республика Германия часто является партнером по контракту, представляемым министерством, отвечающим за соответствующую задачу или подчиненным федеральным органом власти.

Другие общественные задачи и большая часть инфраструктуры находятся в ведении федеральных земель (дороги земель, университеты, школы и тюрьмы). Государство может быть закупающим органом, представленным государственными министерствами или подчиненными государственными органами[12].

К тому же проекты также могут администрироваться на муниципальном или окружном уровне. Это относится, в частности, к больницам, школам, местному и региональному транспорту, электричеству и водоснабжению.

Контрактирующими органами на муниципальном уровне являются муниципалитет, или город, или его субъекты. В случае региональных задач (например, больницы) заказчиком может быть округ. Муниципалитеты могут также создавать организации специального назначения, выполняющие определенные общественные задачи, в частности в отношении регионального движения, водоснабжения и управления отходами.

В Германии отсутствует акт по ГЧП-проектам, за исключением конституционного положения об управлении автомагистралями [13].

Более конкретные требования могут быть получены из бюджетных положений, законодательства о государственных закупках и положений о конкретных секторах, -таких как энергетика. Перед реализацией ГЧП, правительство в соответствии с бюджетными положениями должно проанализировать затраты и выгоды относительно различных возможностей закупок (раздел 7 (2) закона о федеральном бюджете (ВНО)). Законодательство федеральной земли содержит аналогичные требования к решениям штатов и муниципалитетов.

Этот анализ должен также учитывать риски различных возможностей структурирования - в частности возможность привлечения частного сектора для выполнения задачи или услуги.

Для проектов ГЧП разрешения или согласия могут потребоваться в соответствии с бюджетными положениями. В частности, согласие Министерства финансов или - для муниципалитетов - контролирующего органа может быть необходимо для договоров, в соответствии с которыми государственный орган предоставляет гарантию, берет ссуду или заключает соглашение, аналогичное ссуде. Кроме того, может потребоваться одобрение федерального или государственного парламента или муниципального совета для расходов в бюджете[14].

Требуется конкретное публичное право, если частному партнеру будет разрешено принимать авторитетные решения в отношении третьих сторон. Такое поручение может

быть предоставлено только в соответствии с актом парламента. Например, оператору немецкой системы взимания дорожных сборов было публично поручено выполнение определенных задач в связи с взиманием платы за проезд по федеральным автомагистралям и федеральным дорогам (Bundesstraße) грузовых автомобилей большой грузоподъемности (раздел 4 (2) федерального закона о дорожных пошлинах) (BF StrMG)).

Однако в большей части проектов-ГЧП частное лицо выступает только в качестве административного помощника, и передача таких задач не квалифицируется как публичное поручение. В соответствии с немецким законодательством некоторые задачи могут не регулироваться проектами ГЧП, - например, задачи, которые регулярно требуют применения прямой силы. Детали являются спорными и обсуждались, например, в связке с ГЧП-проектами, касающимися тюрем[15].

Размер оплаты зависит от конкретного типа контракта. В проектах ГЧП, связанных со строительством здания, оплата может включать компоненты планирования, строительства, финансирования, этапов эксплуатации, а в некоторых случаях передачу недвижимости.

Государственный орган в этих случаях будет регулярно выплачивать частному партнеру в течение срока действия договора. Контракт, как правило, разделяет платежи по отдельным компонентам.

В соглашениях могут содержаться положения о корректировке инфляции, общие для других соглашений о долгосрочном обслуживании.

Что касается строительства или расширения автомагистралей, государственные органы используют различные типы договоров. Некоторые контракты (контракт на автомагистраль-94) включают ежемесячную оплату правительством консорциума.

Государственный орган может уменьшить оплату, если использование автомагистрали ограниченно, - например, если полоса для автомагистрали заблокирована для строительства или если необходимо ограничение скорости из-за плохого качества дороги (модель доступности). Другие контракты ГЧП на автомагистрали включают оплату, которая связана с платой за соответствующий участок автомагистрали.

В Германии HGV должны платить пошлину в зависимости от количества используемых ими участков автомагистралей, которые были расширены на дополнительные федеральные маршруты (Bundesstraße) с 1 июля 2018 г. Кроме того, к 1 января 2019 г. были введены новые весовые категории и более легкие HGV (7,5 т и свыше) включены в схему сбора платы за проезд.

По этому типу контракта частный инвестор получает иск к государственному органу в размере платы за проезд НОУ, уплаченной пользователями за соответствующий раздел (модель расширения).

Проекты ГЧП в Германии часто финансируются из смешанных источников, включая частное и государственное финансирование. Существуют возможности для государственного финансирования в программах для конкретных секторов. Большинство проектов ГЧП (по крайней мере частично) финансируется за счет банковских кредитов.

Во многих случаях государственный орган будет иметь более высокий кредитный рейтинг, чем частный инвестор. Чтобы обеспечить минимально возможную процентную ставку, частный инвестор будет иметь право продавать свои претензии к государственным органам банкам для финансирования проекта.

Государственный орган отказывается от своих прав на определенные или все возражения против платежного требования (аннулирование с отказом от возражений).

Что касается проектов ГЧП на автомагистралях, которые требуют значительных инвестиций, то, как правило, используются различные инструменты.

Федеральное правительство Германии финансирует часть расходов на строительство в качестве авансового платежа. Остальная часть инвестиций должна финансироваться посредством собственных средств и банковских кредитов. Кредиты для этих проектов предоставляются консорциумами банков, которые могут включать банки частные и государственные.

Кредитные соглашения между проектной компанией и консорциумом касаются основных рисков для банковского консорциума. На этапе строительства основной риск для банковского консорциума заключается в том, что проект не реализуется. Следовательно, кредитное соглашение может включать частичные платежи по кредиту в соответствии с планом этапа. Банковский консорциум также требует, чтобы спонсоры предоставили достаточный коэффициент собственного капитала, и может потребовать, чтобы спонсоры внесли дополнительные взносы в случае изменения плана проекта или структуры затрат [15].

Кроме того, консорциум банка потребует, чтобы договор о строительстве содержал достаточно строгие договорные штрафы для подрядчика с целью обеспечить своевременную реализацию проекта.

В последние годы несколько муниципалитетов планировали передать концессии на эксплуатацию электрических и газовых сетей «собственными силами» дочерним

компаниям, находящимся в полной собственности и контролируемых ими. В двух знаковых решениях о предоставлении концессий на электроэнергию и газовые сети Федеральный суд постановил, что если муниципалитет присуждает концессию, это должно быть сделано на недискриминационной основе и муниципалитету запрещается отдавать предпочтение своей муниципальной коммунальной службе, без объективных причин.

Список источников

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 49, ст. 7465.

2. Галактионова, А.И. Правовое регулирование отдельных способов обеспечения исполнения обязательств в закупочной деятельности по законодательству Российской Федерации / А.И. Галактионова // Актуальные вопросы современных научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 25 октября 2022 года). - Пенза: Наука и Просвещение, 2022. - С. 209.

3. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собр. законодательства РФ. - 2015. - № 29 (ч.1). - Ст. 4350.

4. Босикова, Б.Т. Сущность и значение ГЧП в социально-экономическом развитии региона / Б.Т. Босикова // Научные разработки: евразийский регион. Международная научная конференция теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 16 марта 2019 года). - Уфа: Инфинити, 2019. - С. 55-59.

5. Моисеева, А.Д. Сущность и содержание ГЧП в мировой практике / А.Д. Моисеева// Экономика и социум. - 2018. - № 6 (49). - С. 763-766.

6. Гарифуллина, А.Ф. Сущность государственно-частного партнерства в Российской Федерации / А.Ф. Гарифуллина, А.М. Зиязева // Экономика и социум. - 2015. - № 6-2 (19). - С. 508-510.

7. Рошко, Е.С. Сущность, цели и задачи государственно-частного партнерства: теория, практика и перспективы / Е.С. Рошко // Проблемы управления в условиях социально-экономических трансформаций. Материалы студенческой научно-практической конференции (г. Москва, 01 декабря 2021 года). - Энгельс: ООО «Институт научных исследований и развития профессиональных компетенций», 2021. - С. 84-86.

8. Петрикова, Я.А. Развитие государственно-частного партнерства в России / Я.А. Петрикова // Глобальные тенденции и перспективы цифровизации экономики, образования и науки. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Ставрополь, 19-20 мая 2021 года). - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2021. - С. 477-480.

9. Хоретлева, Б.М. Государственно-частное партнерство в России в условиях кризиса / Б.М. Хоретлева, С.А. Тхакушинова, А.А. Мокрушин // Экономика: актуальные проблемы исследований на современном этапе. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2016. - С. 186192.

10. Ваславский, Я.И. Государственно-частное партнерство: перспективы развития общественно значимой инфраструктуры / Я.И. Ваславский // Федерализм. - 2019. - № 4 (96). - С. 75-94.

11. О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса: Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 (ред. от

17.06.2021) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.11.2022).

12. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от

14.07.2022) // Собр. законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч.П). - Ст. 3126.

13. Дроботова, О.О. Формы соглашений ГЧП в Российской экономике: сравнительный анализ / О.О. Дроботова // Финансовая экономика. - 2021. - № 2. - С. 41-48.

14. Юров, М.С. Государственно-частное партнерство в России / М.С. Юров, И.Я. Кожевников // Проблемы управления -Материалы 29-й Всероссийской студенческой конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (г. Москва, 26 мая 2021 года). - М.: Государственный университет управления. Москва, 2021. - С. 232-235.

15. Мажарова, Л.А. Анализ развития государственно-частного партнерства / Л.А. Мажарова, Е.И. Жидкова // RussianStudiesinLawandPolitics. — Т. 4. - № 1. - С. 34-43.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1428 of November 27, 2017 «On the specifics of procurement for the needs of national defense and state security» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 49, article 7465.

2. Galaktionova, A.I. Legal regulation of certain ways to ensure the fulfillment of obligations in procurement activities under the legislation of the Russian Federation / A.I. Galaktionova // Topical issues of modern scientific research. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (Penza, October 25, 2022). - Penza: Science and Education, 2022. - p. 209.

3. On Public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 224-FZ of 13.07.2015 (ed. of 11.06.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 2015. -No. 29 (part I). - Article 4350.

4. Bosikova, B.T. The essence and significance of PPP in the socio-economic development of the region / B.T. Bosikova // Scientific developments: the Eurasian region. International Scientific Conference of Theoretical and Applied Developments (Moscow, March 16, 2019). -Ufa: Infiniti, 2019. - pp. 55-59.

5. Moiseeva, A.D. The essence and content of PPP in world practice / A.D. Moiseeva// Economy and society. - 2018. - № 6 (49). - Pp. 763-766.

6. Garifullina, A.F. The essence of public-private partnership in the Russian Federation / A.F. Garifullina, A.M. Ziyazeva // Economy and society. - 2015. - № 6-2 (19). - Pp. 508-510.

7. Roshko, E.S. The essence, goals and objectives of public-private partnership: theory, practice and prospects / E.S. Roshko // Management problems in the conditions of socioeconomic transformations. Materials of the student scientific and practical conference (Moscow, December 01, 2021). - Engels: Institute of Scientific Research and Development of Professional Competencies, LLC, 2021. - pp. 84-86.

8. Petrikova, Ya.A. Development of public-private partnership in Russia / Ya.A. Petrikova // Global trends and prospects of digitalization of the economy, education and science. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (Stavropol, May 19-20, 2021). - Stavropol: Stavropol State Agrarian University, 2021. - pp. 477-480.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Khoretleva, B.M. Public-private partnership in Russia in a crisis / B.M. Khoretleva, S.A. Thakushinova, A.A. Mokrushin // Economics: actual problems of research at the present stage. Materials of the international scientific and practical conference. - Krasnodar: Federal State

Budgetary Institution «Russian Energy Agency» of the Ministry of Energy of Russia Krasnodar Central Research Institute - branch of the Federal State Budgetary Institution «REA» of the Ministry of Energy of Russia, 2016. - pp. 186-192.

10. Vaslavsky, Ya.I. Public-Private partnership: prospects for the development of socially significant infrastructure / Ya.I. Vaslavsky // Federalism. - 2019. - № 4 (96). - Pp. 75-94.

11. On the procedure for holding tenders or auctions for the right to conclude lease agreements, gratuitous use agreements, trust management agreements, other agreements providing for the transfer of rights in respect of state or municipal property, and the list of types of property in respect of which the conclusion of these contracts can be carried out by bidding in the form of a tender: Order of the FAS of Russia from 10.02.2010 No. 67 (ed. of 17.06.2021) // Legal reference system «ConsultantPlus» https://www.consultant.ru / (accessed: 01.11.2022).

12. On concession agreements: Federal Law No. 115-FZ of 21.07.2005 (ed. of 14.07.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 2005. - No. 30 (part II). - Article 3126.

13. Drobotova, O.O. Forms of PPP agreements in the Russian Economy: Comparative analysis / O.O. Drobotova // Financial Economics. - 2021. - No. 2. - pp. 41-48.

14. Yurov, M.S. Public-private partnership in Russia / M.S. Yurov, I.Ya. Kozhevnikov // Problems of management - 2021. Materials of the 29th All-Russian Student Conference. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Moscow, May 26, 2021). -M.: State University of Management. Moscow, 2021. - pp. 232-235.

15. Mazharova, L.A. Analysis of the development of public-private partnership / L.A. Mazharova, E.I. Zhidkova // RussianStudiesinLawandPolitics. - 2020. - Vol. 4. - No. 1. - pp. 34-43.

Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В. Опыт развития государственно-частного партнерства в Германии // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-1 -2023 -17/

© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.