Магнитолевитационные ЛЛ^Г^^^Г транспортные системы 1%#1 III и технологии IWI I I
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ (СТУ) ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ
В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, Д. Н. Роенков, В. Г. Иванов
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Санкт-Петербург, Россия)
EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF SPECTAL
TECHNICAL SPECIFICATIONS ON LINEAR ELECTRICAL MOTORS DESIGNTNG
V. V. Shmatchenko, Р. A. Plekhanov, D. N. Roenkov, V. G. Tvanov
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University (St. Petersburg, Russia)
Специальные технические условия (СТУ) для проектирования линейных электрических двигателей рассматривают основные требования по обоснованию тяговых, весовых, энергетических и стоимостных показателей линейного электрического двигателя на множестве его технических характеристик.
В указанных СТУ эти требования были сформулированы на основе изучения опыта проектирования линейных двигателей для существующих магнитолевитационных транспортных систем (MJITC) [1, 2]. Такой подход при разработке СТУ выполнен правомерен и был применен для разработки СТУ для ВСМ-2 Москва - Казань.
Вместе с тем, анализ современных подходов к проектированию линейных тяговых двигателей показал, что обоснование ключевых показателей (тяга, вес, энергопотребление и стоимость) тяговых линейных двигателей по своей сути представляет собой задачу комплексной оптимизации этих показателей на множестве технических характеристик двигателей.
Существующая в России практика выработки проектных решений в области линейных двигателей направлена, в основном, на прямые расчёты их тяговых характеристик с последующей доводкой двигателей на стендах или опытных полигонах. Широко применяющийся
ЦЛ^Г^^^Г Магнитолевитационные llfl I 1 л I транспортные системы ■ ■■ ■ ■ и технологии
метод конечных элементов полезен для расчётов магнитного потока в любой точке и, на этой основе, - для расчёта тяговых показателей двигателя (решение прямой задачи оценки эффективности двигателя). Однако, этот метод очень трудоёмок и не обеспечивает эффективного решения обратной задачи (т.е. многократного повторения прямой задачи в циклах оптимизации).
Альтернативой методу конечных элементов является моделирование магнитных потоков в тяговом линейном двигателе (в том числе, - для постоянных магнитов) потоком линейного проводника с током. Получающиеся при этом простые аналитические выражения могут быть эффективно использованы для решения и простых, и обратных задач оценки эффективности линейных тяговых двигателей.
Эти положения являются основой совершенствования СТУ по проектированию линейных тяговых двигателей для магнитолевитаци-онных транспортных систем.
Сведения об авторах:
Шматченко Владимир Владимирович, e-mail: railwayradio@gmail.com Роенков Дмитрий Николаевич, e-mail: roenkov_dmitry@mail.ru Плеханов Павел Андреевич, e-mail: pavelplekhanov@gmail.com Иванов Виктор Геннадьевич, e-mail: ivanov.v.g.spb@gmail.com
Information about authors:
Vladimir V. Shmatchenko, e-mail: railwayradio@gmail.com Dmitry N. Roenkov, e-mail: roenkov_dmitry@mail.ru Pavel A. Plekhanov, e-mail: pavelplekhanov@gmail.com Victor G. Ivanov, e-mail: ivanov.v.g.spb@gmail.com