Научная статья на тему 'Опыт разработки программного обеспечения для интеграции информационных систем при производственной деятельности эксплуатанта авиационной техники'

Опыт разработки программного обеспечения для интеграции информационных систем при производственной деятельности эксплуатанта авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
656
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВЕБ-СЕРВИСЫ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / АВИАКОМПАНИЯ / SOA / INFORMATION TECHNOLOGY / IT / INTEGRATION / SOFTWARE / WEB SERVICES / XML / AIRCRAFT / AIRLINE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Власов Иван Владимирович, Дударин Павел Владимирович, Юсупов Артур Джигангерович

На примере комплексного проекта по созданию автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий (АС ППАП) в авиакомпании «Волга-Днепр» рассматривается вопрос о выборе технологии и опыте разработке программного обеспечения для сбора и передачи данных из различных информационных систем авиакомпании, с целью создания единого информационного поля для обеспечения работы, создаваемой автоматизированной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Власов Иван Владимирович, Дударин Павел Владимирович, Юсупов Артур Джигангерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN SOFTWARE DEVELOPMENT FOR THE INTEGRATION OF INFORMATION SYSTEMS IN THE PRODUCTION OF THE AIRCRAFT OPERATOR

On the example of a comprehensive project to create an automated system for forecasting and preventing accidents (ASPPAP) in the airline "Volga-Dnepr" consider the selection of technology and experience developing software for the collection and transmission of data from various information systems airlines, in order to create a single information field to ensure the work of the automated system.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки программного обеспечения для интеграции информационных систем при производственной деятельности эксплуатанта авиационной техники»

УДК 629.735.33

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

© 2012 И.В. Власов, П.В. Дударин, А.Д. Юсупов

ООО «Авиакомпания Волга-Днепр», г. Ульяновск

Поступила в редакцию 10.10.2012

На примере комплексного проекта по созданию автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий (АС ППАП) в авиакомпании «Волга-Днепр» рассматривается вопрос о выборе технологии и опыте разработке программного обеспечения для сбора и передачи данных из различных информационных систем авиакомпании, с целью создания единого информационного поля для обеспечения работы, создаваемой автоматизированной системы. Ключевые слова: Информационные технологии, ИТ, интеграция, программное обеспечение, 80Л, веб-сервисы, авиационная техника, авиакомпания.

ВВЕДЕНИЕ

Этап жизненного цикла авиационной техники - эксплуатация ВС авиакомпанией , в наши дни предполагает сбор, учет и обработку большого количества информации в различных специализированных информационных системах (ИС). Как правило, программное обеспечение этих систем содержит довольную узкую специализированную функциональность для решения определенных производственных задач конкретных структурных подразделений авиакомпании.

В рамках производственной и управленческой деятельности авиакомпании возникает ряд задач для решения, которых требуется аккумулировать имеющуюся накопленную статистику по эксплуатационной деятельности авиакомпании в единой информационной системе, с целью проведения обработки и анализа данных для вывода определенных показателей деятельности организации.

Одной из такого рода задач авиакомпании-эк-сплуатанта АТ является мониторинг уровня безопасности полетов на основе оценки состояния трех составляющих: технического состония парка ВС, качественная работа летного состава и технических бригад, условия искусственной и естественной среды для производственной деятельности (осуществления авиаперевозок) и принятие на основе

Власов Иван Владимирович, руководитель проекта

«Автоматизированная система прогнозирования

и предотвращения авиационных происшествий».

E-mail: [email protected]

Дударин Павел Владимирович, ведущий специалист

по программному обеспечению.

E-mail: [email protected]

Юсупов Артур Джигангерович, руководитель группы

разработки программного обеспечения.

E-mail: Arthur. [email protected]

анализа имеющихся данных, необходимых управленческих решений, направленных на снижение уровня рисков безопасности полетов.

В том числе, при выборе оптимального управленческого решения по предотвращению авиационных происшествий возникает необходимость определять их влияние на изменение уровня безопасности полетов - прогнозировать вероятные авиационные события.

Для решения этой задачи авиакомпания «Волга-Днепр» совместно с Ульяновским Государственным университетом инициировала инновационный проект по разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок (АСППАП).

При реализации данного проекта разработчики системы столкнулись с проблемой создания механизма интеграции задействованных в работе АС ППАП прикладных систем авиакомпании и сторонних организаций, с учетом требования универсальности создаваемой системы, и ее независимостью от других систем предприятия.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Основными задачами при разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий (АС ППАП) являются:

1) оперативный прогноз вероятности авиационного события в предстоящем полете с указанием факторов опасности (угроз) и их сочетаний и возможностью корректировки прогноза с

учетом предлагаемых вариантов управленческих решений;

2) долгосрочный прогноз периодов критической вероятности авиационного происшествия с указанием факторов опасности (угроз) и их сочетаний и возможностью корректировки прогноза с учетом принимаемых вариантов управленческих решений;

3) количественная оценка рисков для безопасности полетов в стоимостной и натуральной форме на основе анализа информации об эксплуатационной деятельности авиакомпании;

4) мониторинг принятых в авиакомпании показателей уровня безопасности полетов и предотвращения авиационных происшествий (ПАП) с обеспечением автоматизированной процедуры расчета текущих и директивных уровней.

5) формирование проектов управленческих решений по БП и ПАП, с оценкой их эффективности и создания информационной системы их учета и контроля.

Основой для решения основных задач является разработанная вероятностно-статистическая модель причинно-следственной связи развития 12-ти типов авиационных событий (АС). Каждое конечное авиационное событие развивается по цепочке событий по так называемому «дереву» развития АС, начиная с исходных базовых событий. Вероятность базовых событий свою очередь зависит от нескольких факторов опасности или исходных данных, которые фиксируются в рамках производственной деятельности авиакомпании в разнородных информационных системах.

Для выполнения одномоментного расчета по предлагаемой модели АС ППАП понадобилось решить задачу создания единого информационного пространства через разработку программного обеспечения модуля сбора и передачи данных, который обеспечивает интеграцию прикладных систем авиакомпании и сторонних организаций.

Для выдерживания основных требований к работе АС ППАП, зафиксированных в техническом задании, потребовалось решить следующие задачи:

1) Обеспечить наличие в базах данных (БД) авиакомпании, и поддержание в актуальном состоянии данных, необходимых для оценок рисков по факторам «Человек», «Машина», «Среда».

2) Разработать механизмы формирования данных в соответствии с требованиями к АС ППАП.

3) Разработать механизмы передачи данных в АС ППАП.

ПОДСИСТЕМА СБОРА

И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ДЛЯ АС ППАП

Разработанная подсистема «Автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок» (далее по тексту - подсистема АС ППАП) предназначен для целевого применения в авиакомпании (АК) «Волга-Днепр» для сбора, конвертации и передачи в АС ППАП исходных данных, необходимых для оценки рисков по факторам «Человек», «Машина», «Среда».

Цель разработки данного программного обеспечения (ПО) - автоматизация подготовки данных, создаваемых в производственных процессах авиакомпании «Волга-Днепр», для использования в АС ППАП через универсальные механизмы и форматы обмена данными (общие для авиакомпаний с различными информационными системами).

Объектом автоматизации в данном случае выступил процесс подготовки исходных данных и их передачи, который включает в себя следующие прикладные системы предприятия:

- База данных аэродромов с указанием координат и существующих взлетно-посадочных полос: БД «Operations/Аэродромы»;

- База данных полетных заданий с выполненными перелетами и списками экипажей: БД «Operations/Полетные задания»;

- База данных планируемых перелетов и списками экипажей (график движения ВС): БД «Operations/Расписание»;

- Статистическая база данных по отказам систем авиационной техники: БД «Надёжность» (ГосНИИГА, MS Access 2007);

- База данных по учету ресурсов ВС, двигателей и агрегатов: модуль ИС «ИКАР»;

- База данных с информацией о ремонте и уровне технического обслуживания ВС: БД «Бюллетени»;

- База данных полетной информации о техническом состоянии систем ВС, фиксируемой параметрическим бортовым самописцем;

- База данных полетной информации о качестве техники пилотирования, фиксируемой параметрическим бортовым самописцем;

- База данных по отклонениям при обработке речевой информации, фиксирующая переговоры экипажа в кабине ВС;

- База данных учета данных по персоналу авиакомпании: БД «Персонал»;

- База данных учета летного персонала: БД «FPersonal»;

- База данных учета медицинских показателей летного персонала: БД «Medlnfo»;

- База данных психофизиологических показателей летного состава: БД «Психофизиология»;

- База данных показателей тренажерной подготовки: БД «Тренажер»;

- Статистическая база данных авиационных событий и предвестников, произошедших в авиакомпании.

Подсистема АС ППАП представляет собой комплекс модулей, алгоритмов и процедур, обеспечивающих:

1) формирование выходных данных в форматах XML-документов, описанных в технической документации к АС ППАП;

2) передачу сформированных XML-документов в АС ППАП через единый согласованный механизм обмена данными.

Структура XML-документа состоит из общей части (тип документа, дата, действие, автор) и части передаваемой сущности, в соответствии с типом документа (рис.1).

Программное обеспечение состоит из серверной части, работающей на платформе СУБД Oracle 10G:

- Процедурыактивации по событиям (триггеры);

- Процедуры активации по расписанию (jobs);

- Очередь сообщений;

- Процедуры для работы с очередью сообщений;

- Процедуры для работы с веб-сервисом;

- Процедура передачи данных из очереди веб-сервису;

- Процедуры первоначальной загрузки данных;

- Процедуры формирования данных;

модуля ручной загрузки данных,

и отдельных специализированных модулей для различных систем сторонних разработчиков, используемых в авиакомпании:

- Интерфейс формирования данных из базы данных ИС «Надёжность»;

- Модуль передачи данных из базы данных ИС «Монстр».

Для реализации программного обеспечения были использованы языки программирования:

- PL/SQL;

- Object Pascal (В редакции для Borland Delphi 7);

- VBA (MS Access 2007).

Среда разработки Borland Delphi 7.0 c обновлениями SOAP протокола, PL/SQL Developer v.7.1.5 (Allaround Automations), СУБД Oracle 10G редакции не ниже Standard.

МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ МЕЖПРОГРАММНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Передача данных из баз данных авиакомпании в АС ППАП активируется автоматически сервером баз данных по событию (триггером), по расписанию (планировщиком заданий СУБД) или явным действием пользователя в интерфейсе ручной передачи данных.

При этом, в случае автоматической активации данные выбираются из баз данных авиакомпании процедурой формирования данных и преобразуются в текст в формате XML. Далее через асинхронный механизм передачи сообщений (единую очередь сообщений) передаётся на вход процедуры передачи данных из очереди веб-сервису (рис. 2).

Общая часть

длявсех документов

Структура передаваемой сущности -/ (Аэродром) 1

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8" ?> <ROQT>

< DOC_TYP E>HME_AIRPORTS</ DOC_TYPE> <D0C_DATE>2011-06-01T23:05:22</D0C_DATE> <D0C_ACTI0N> insert </D0C_ACTI0N> <D0C_AUTH0R/> VAIRP0RTS_LIST> / <AIRP0RT_ITEM>

<ICA0_C0DE>UWLW</ICA0_C0DE> <IATA_C0DE/>

<AIRP0RT_NAM E_RU > ВОСТОЧН ЫЙ </AIRP 0RT_NAM E_RU > <AIRP0RT_NAME_EN /> <EL EVAT I0N>77 </ELEVATI0N > <LATITUDE>54,40166667</LATITUDE> <L0NGITUDE>48,80500000</L0NGITUDE> <C0UNTRY> P0</C0UNTRY> <AIRP0RT_TYPE>Civil</AIRP0RT_TYPE> <RISK_DEGREE>N</RISK_DEGREE> <RUNWAYS_LIST> <RUNWAY_ITEM >

<RUNWAY_C0DE>02</RUNWAY_C0DE> <T0RA>5000</T0RA> <T0DA>5150</T0DA> <ASDA>5000</ASDA> <LDA>5000</LDA> </RUNWAY_ITEM> <RUNWAY_ITEM >

<RUNWAY_C0DE>20</RUNWAY_C0DE> <T0RA />

<T0DA>5150</T0DA> </RUNWAY_ITEM> </RU NWAYS_LI ST> </AIRP0RT_ITEM> AIRP0RTS_LIST> </R00T>

</A

Рис.1. Структура передаваемого веб-сервису XML-документа (на примере данных об аэродроме)

БД

авиакомпании

Триггер БД

Планировщик заданий СУБД Oracle

Очередь сообщений AQ Oracle

Подсистема сбора и передачи данных в АСППАП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерфейс ручного ввода XML-документа

Веб-сервис приемки и обработки внешних данных

БД АС ППАП

_________________________________________________________I

Рис. 2. Схема интеграции АС ППАП с базой данных авиакомпании

При невозможности передать данные веб-сервису из-за его недоступности, процедура передачи данных ожидает в течение заданного в настройках интервала времени и пытается отправить накопившиеся сообщения повторно. При отказе сервиса принять сообщение данные могут быть высланы на e-mail или переданы в очередь ошибочных сообщений с регистрацией информации о событии в журнале ошибок.

В случае ручной активации предполагается, что пересылаемый документ подготовлен вне Подсистемы АС ППАП и передан Подсистеме АС ППАП через интерфейс ручной передачи данных путём выбора файла, содержащего текст XML-документа или путём вставки текста в интерфейс ручной передачи данных через буфер обмена Windows. В данном случае не задействована СУБД Oracle и результат взаимодействия с веб-сервисом АС ППАП контролируется пользователем визуально.

Механизм ручной активации может применяться как для контроля работоспособности веб-сервиса, так и для однократной первоначальной загрузки данных, либо для загрузки данных, отсутствующих на текущий момент в базах данных информационных систем авиакомпании.

Для взаимодействия процедур с очередью сообщений и с веб-сервисом реализованы пакеты процедур, являющиеся неотъемлемой частью Подсистемы АС ППАП (рис. 3).

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЦИИ ИС

Предыдущий опыт интеграции программного обеспечения в авиакомпании «Волга-Днепр», как правило, был нацелен на решение задачи типа взаимодействия информационных систем «Point-to-Point» - обмен данными между двумя отдельно взятыми приложениями. В процессе эволюции разработки собственного приклад-

ного программного обеспечения (ПО) и появления возрастающей потребности более тесной интеграции и программным обеспечением сторонних разработчиков в авиакомпании были использованы различные механизмы интеграции, основанные на разных технологиях.

К моменту реализации проекта АС ППАП опыт использования технологий для построения межпрограммных связей для обмена между системами в авиакомпании можно представить 3 типа взаимодействия:

1) Непосредственная связь с базами данных через различные механизмы (DBLink, ODBC, DOA, ActiveX, COM, Oracle AQ) механизмы;

Данному типу взаимодействия между программным обеспечением можно присвоить следующие характеристики:

- высокая скорость обмена данными;

- отсутствие необходимости программировать адаптеры для обмена данными;

- сомнительные перспективы масштабируемости;

- сложная архитектура и тесная увязка программного обеспечения и «железа».

2) Обмен файлами через файловую систему, локальные сети, ftp и http серверы, база данных XML DB;

Для этого типа характерны следующие черты:

- легкость реализации, многие системы поддерживают выгрузки, в том или ином формате;

- асинхронная передача, при этом отсутствие гарантии доставки файла;

- необходимость программирования адаптеров к разным форматам файлов;

- полное отсутствие стандартов по структуре файлов обмена данными.

3) Веб-сервисы, построенные на поставляемой с СУБД Oracle веб-платформе (Apache DSO);

К положительным моментам использования

Рис. 3. Схема инструментов для

механизма веб-сервисов, стоит отнести:

- информация о доставке, которая обеспечивает как синхронное, так и асинхронное взаимодействие между программным обеспечением;

- наличие стандартов по передаче данных и описанию веб-сервисов (WSDL);

Слабым звеном в определенной степени на данный момент является отсутствие у некоторых коммерческих систем поддержки такого способ передачи информации.

Обобщив, полученные на основании имеющегося опыта интеграции, характеристики разработчиками АС ППАП был проведен анализ различных механизмов построения межпрограммных связей по следующим критериям и существующим условиям:

- наличие как синхронных, так и асинхронных механизмов;

- гетерогенная среда;

- возможность загрузки данных, как в автоматическом, так и в ручном режиме;

- легкость формирования и проверки передаваемых данных;

- наличие механизмов разбора/извлечения данных;

- универсальность;

- низкая зависимость от устаревающих технологий.

Наиболее оптимальным для решения задачи создания единого информационного поля АС ППАП был выбран подход с использованием веб-сервисов и обмен данными в формате XML-документов.

1боты с очередью и веб-сервисом

Формат XML-документов, в том числе обладает рядом преимуществ:

- легкость преобразования между форматами XML (XSLT);

- простота формирования;

- структурированность, и как следствие, простота разбора;

- фактический стандарт для обмена данными;

- поддерживается большинством современных платформ.

Стоит отметить, как уже было указано выше в описании метода, что программное обеспечение для интеграции АС ППАП и прикладных систем предприятия основано на совмещении двух механизмов: очереди сообщений и веб-сервиса.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРХИТЕКТУРЫ В АВИАКОМПАНИИ

Основой сервис-ориентированной архитектуры SOA (service oriented architecture) являются сервисы. Сервис - это программа, которая умеет выполнять какое-то действие по внешнему запросу и при необходимости может возвращать результат, для разработки подходит абсолютно любой язык программирования, умеющий работать с TCP/IP протоколом. Для взаимодействовия с сервисом внешних программ, существует стандартный протокол SOAP (Simple Object Access Protocol, простой протокол доступа к объектам), который основан на HTTP запросах.

Стоит отметить, что протокол SOAP базируется на двух открытых стандартах XML и HTTP. Эти стандарты независимы от платформы, что обеспечивает работу сервисов на любых платформах при наличии поддержки протокола TCP/IP. А TCP/IP протокол присутствует практически во всех современных устройствах и операционных системах, что расширяет границы архитектуры SOA.

При разработке программного обеспечения авиакомпании на данном этапе закладываются возможности работы с сервис-ориентированной архитектурой, инкапсулируя внутреннюю логику работы отдельных функций создаваемых приложений в сервисы. Важный аспект - постепенный переход от монолитных приложений к сервисам, обеспечивающим большую гибкость при разработке программного обеспечения и интеграции информационных систем.

Данный подход использования веб-сервисов и создаваемой архитектуры SOA полностью совпадает с процессным подходом при управлении организацией, внедреннный в авиакомпании.

Архитектура, построенная на выбранных принципах позволяет легко контролировать межпрограммное взаимодействие и обеспечивать требуемый для системы уровень надёжности. Опыт, полученный специалистами авиакомпании в ходе интеграции АС ППАП с прикладными системами, в сочетании с внедрением процессного подхода в управлении организации, создает плодотворную почву по дальнейшему развитию сервис-ориентированного подхода в авиакомпании,

создания соответствующей ему архитектуры взаимодействия информационных систем (SOA), и в том числе, предпосылки по внедрению системы управления бизнес-процессами предприятия (BPMS) на базе этой платформы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом конкуренция на рынке производителей ПО для авиа отрасли возрастает и разработчикам программного обеспечения авиакомпании придется решать все больше задач интеграции, при этом средства интеграции должны обладать свойствами универсальности, для их использования в любой другой системе и надежности (на примере реализации АС ППАП: направление - безопасность полетов существенно зависит от точности и достоверности данных). Сервисно-ориентированный подход, в достаточной мере удовлетворяет этим требованиям и может быть использован в реализации перспективных проектах авиакомпании, таких как внедрение системы управления бизнес-процессами и создание интеграционной шины (ESB) предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Muench S. Building Oracle XML Applications. Sebastopol: O'Reilly, 2000. 810 p.

2. Ray E.T. Learning XML. Sebastopol: O'Reilly, 2001. 368 p.

3. MarchalB. XML by Example. Indianapolis: Que, 2001. 512 p.

4. CeramiE. Web Services Essentials. Sebastopol: O'Reilly, 2002. 304 p.

EXPERIENCE IN SOFTWARE DEVELOPMENT FOR THE INTEGRATION OF INFORMATION SYSTEMS IN THE PRODUCTION OF THE AIRCRAFT OPERATOR

© 2012 I.V. Vlasov, P.V. Dudarin, A.J. Yusupov

Volga-Dnepr Ailines, Ulyanovsk

On the example of a comprehensive project to create an automated system for forecasting and preventing accidents (ASPPAP) in the airline "Volga-Dnepr" consider the selection of technology and experience developing software for the collection and transmission of data from various information systems airlines, in order to create a single information field to ensure the work of the automated system. Keywords: Information technology, IT, integration, software, SOA, web services, XML, aircraft, airline.

Ivan Vlasov, Project Manager of « The Automated System of Aviation Accidents Forecasting and Prevention at the Organization and Performance of Flights». E-mail: [email protected] Pavel Dudarin, Senior IT-Developer. E-mail: [email protected] Arthur Yusupov, Head of Software Development Group. E-mail: Arthur. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.