УДК 378(571.53) Д.В. БРАТИЩЕНКО
ББК 74.58(2Рос) ассистент Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ*
Приведены результаты оценки работодателями г. Иркутска значимости дисциплин, предложенных учебно-методическим объединением вузов для включения их в вариативную часть образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 080400.62 «Управление персоналом».
Ключевые слова: образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт, высшее профессиональное образование, дополнительные дисциплины, управление персоналом, бакалавр, опрос работодателей.
D.V. BRATISCHENKO
Junior Instructor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
EXPERIENCE IN DEVELOPING BASIC EDUCATIONAL PROGRAM TO MEET THE REQUIREMENTS OF EMPLOYERS
The article gives the Irkutsk employers' evaluations of the importance of the subjects suggested by the Education and Methodic Association of the higher educational institutions to be included in the variable part of the educational Bachelor's Program of 080400.62 «Personnel Management» course.
Keywords: educational program, federal state educational standard, higher professional education, optional disciplines, personnel management, Bachelor degree, survey of employers.
В условиях существования различий в структуре экономики и ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Федерации требования к молодым специалистам в сфере экономики и управления могут различаться. Данные региональные особенности можно учесть посредством формирования в вузах вариативных частей образовательных программ, тем более что такая возможность предусматривается в новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Вариативной частью образовательной программы может предусматриваться как выделение дополнительных часов для изучения обязательных, согласно стандарту, дисциплин в целях расширения и (или) углубления компетенций, так и преподавание дополнительных дисциплин, направленное на формирование и развитие не только установленных в стандарте, но и дополнительных компетенций.
Для направления подготовки 080400.62 «Управление персоналом» (квалификация (степень) «бакалавр») перечень дисциплин для включения в вариативную часть образовательной программы был предложен учебно-методическим объединением вузов [2].
Для определения значимости каждой из предложенных для включения в образовательную программу дисциплин кафедрой экономики труда и управления персоналом Байкальского государственного университета экономики и права в январе 2011 г. был проведен экспертный опрос работодателей г. Иркутска. В опросе участвовали представители 23 организаций, занимающихся различными видами экономической деятельности: торговля, транспорт, связь, финансовые и деловые услуги, строительство, промышленность, медицина, энергетика, добыча полезных ископаемых. В качестве экспертов выступили работники кадровых служб и руководители структурных
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта Министерства образования и науки РФ «Развитие системы управления человеческими ресурсами региона при переходе к инновационной экономике», реализуемого в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 гг.)».
© Д.В. Братищенко, 2011
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
подразделений, принимающие участие в отборе сотрудников на должности, требующие наличия образования в области управления персоналом. Каждую дисциплину эксперт оценивал по шестибалльной шкале с наивысшим значением в 5 баллов. При этом выставленная оценка в 0 баллов значила отсутствие, по мнению эксперта, необходимости изучать данную дисциплину в процессе обучения по указанному направлению. Оценка осуществлялась дважды, сначала исходя из значимости дисциплины для организации эксперта, затем — для регионального рынка труда в целом.
Представители работодателей в целом невысоко оценили значимость включенных в вариативную часть образовательной программы дополнительных дисциплин, представленных в табл. 1. По каждой из дисциплин имелись оценки в 0 баллов. «Лидером» по таким оценкам оказалась «Демография», что можно проследить по оценке ее значимости для организаций экспертов (1,83 балла). Второй дисциплиной, получившей значительное количество минимальных оценок, оказался курс «Межкуль-турные коммуникации». Однако другая часть экспертов (по численности сравнимая с первой) выставила данному курсу максимально возможную оценку, по этой причине среднее значение ее оказалось более 3 баллов.
Таблица 1
Средняя экспертная оценка значимости дополнительных дисциплин гуманитарного,
социального и экономического циклов
Дисциплина Оценка значимости дисциплины
для организации эксперта для регионального рынка труда в целом
Демография 1,83 3,22
Социология организации 2,65 3,48
Методы прикладных исследований в социологии 2,91 3,70
Анализ хозяйственной деятельности 3,57 3,74
Налоги и налоговая система 3,26 3,52
Межкультурные коммуникации 3,13 3,43
Кроме оцениваемых эксперты могли сами предложить дисциплины, необходимые, по их мнению, к включению в вариативную часть образовательной программы по управлению персоналом. Среди предложенных экспертами дополнительных дисциплин гуманитарного, со-
циального и экономического циклов оказались такие дисциплины, как «Финансы предприятия» и «Теория управления (менеджмент)».
Из дисциплин математического и естественнонаучного циклов, предлагаемых к включению в вариативную часть образовательной программы, экспертами выше всего была оценена значимость курса «Информатика» (табл. 2). При этом следует отметить, что высокие оценки были выставлены значимости данной дисциплины как для своей организации, так и для регионального рынка труда в целом.
Таблица 2 Средняя экспертная оценка значимости дополнительных дисциплин математического и естественнонаучного циклов
Дисциплина Оценка значимости дисциплины
для организации эксперта для регионального рынка труда в целом
Информатика 4,04 4,22
Экономика хозяйственного риска и человеческий фактор 3,48 3,74
Рискология 3,13 3,39
Высокие оценки значимости курса «Информатика» могут быть следствием потребности сотрудников кадровых служб на постоянной основе работать с различными существующими и обучаться работе с новыми программными продуктами.
Список дисциплин профессионального цикла, предложенных для оценки, был самым большим. Это неудивительно, ведь именно о недостатке профессиональных знаний у управленцев и экономистов наиболее часто говорят работодатели при оценке качества подготовки выпускников вузов (табл. 3).
Среди дисциплин профессионального цикла выше остальных экспертами была оценена значимость таких курсов, как «Разработка и принятие управленческих решений» и «Тайм-менеджмент». Стоит отметить, что цель изучения наиболее высоко оцененных дисциплин — формирование управленческих компетенций. Немногим менее высокие оценки (не ниже 4 баллов) получили три дисциплины: «Психодиагностика в управлении персоналом», «Психология труда», «Менеджмент качества в управлении персоналом».
ИзвестияИГЭА. 2011. № 5 (79)
Таблица 3
Средняя экспертная оценка значимости дополнительных дисциплин
профессионального цикла
Дисциплина Оценка значимости дисциплины
для организации эксперта для регионального рынка труда в целом
Социальное партнерство и регулирование конфликтов в социально-трудовой сфере З,8З 4,З5
Психодиагностика в управлении персоналом 4,04 4,4З
Психология труда 4,04 4,4З
Социология и психология управления З,61 4,04
Система государственного и муниципального управления 2,74 З,4З
Государственная кадровая политика З,17 З,74
Производственный менеджмент З,1З З,8З
Инвестиционный менеджмент З,1З З,48
Инновационный менеджмент З,22 З,61
Стратегический менеджмент З,З9 З,74
Маркетинг З,22 З,57
Исследование систем управления З,1З З,52
Основы менеджмента качества 2,87 З,04
Менеджмент качества в управлении персоналом 4,00 4,З0
Разработка и принятие управленческих решений 4,4З 4,61
Организационное развитие З,78 4,17
Антикризисное управление З,04 З,48
Основы социального страхования З,61 З,87
Управление знаниями З,1З З,22
Эффективное лидерство и управление командой З,96 4,З0
Основы социальной работы 2,57 З,17
Тайм-менеджмент 4,4З 4,52
Международные аспекты управления персоналом 2,61 З,52
Организация работы кадрового агентства 2,З5 З,61
Эргономика З,57 З,65
Связи с общественностью З,17 З,48
Организационное проектирование З,З5 З,65
Оценка управленческой деятельности З,З9 З,96
Имиджелогия 2,74 З,52
По мнению экспертов, существует необходимость включения в вариативную часть образовательной программы таких дисциплин профессионального цикла, отсутствующих в предложенном списке, как «Кадровый консалтинг», «Психодиагностика», «Охрана труда».
Возможность формировать вариативную часть образовательной программы, при правильной организации работы, во-первых, может позволить повысить качество образования за счет учета мнений региональных работо-
дателей относительно содержания образовательной программы, а во-вторых, будет способствовать выполнению учебным заведением социальных обязательств за счет повышения конкурентоспособности своих выпускников.
В долгосрочной перспективе достижение большинством вузов положительных результатов в области сотрудничества с работодателями может оказать влияние на развитие всей системы высшего профессионального образования [1].
Список использованной литературы
1. Винокуров М.А. Модернизация высшего и среднего профессионального образования в России: взгляд ректора сибирского вуза / / Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № З. С. 5—10.
2. Проект Приказа Минобрнауки России об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (квалификация (степень) «бакалавр»): офиц. сайт М-ва образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/8065/l0.12.10-080400_B.pdf (22 марта 2011).
Referenses
1. Vinokurov M.A. Modernizatsiya vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii: vzglyad rektora sibirskogo vuza // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2011. № З. S. 5—10.
2. Proekt Prikaza Minobrnauki Rossii ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie FGOS VPO po napravleniyu podgotovki 080400 «Upravlenie personalom» (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr»): ofits. sait M-va obrazovaniya i nauki RF. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/8065/l0.12.10-080400_B.pdf (22 marta 2011).
ИзвестияИГЭА 2011. М 5 (79)